Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Национальное и международное право




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Национальное праворегулирует общественные отношения в пределах отдельно взятого государства.

Нормы международного праваскладываются на основе соглашений между странами и выражают их общую

волю. Различают международное публичное и международное частное право.

Международное правопредставляет собой комплекс юридических норм, которые создаются государствами

совместно для регламентации их взаимных отношений, и формирует самостоятельную правовую систему.

Международное право- регулирует взаимоотношения между народами, государствами, учитывая действие

национальных систем права в конкретной сфере. Основной принцип международного права - согласие между

сторонами на действие конкретных правовых норм (основной источник- договор).

Международное право перестает быть внешним, специальным по отношению к национальным системам права,

общепризнанные принципы и нормы международного права включаются в национальные системы права.

Международное право становится формой воздействия, влияния групп государств на отдельные страны,

нарушающие общепризнанные принципы и нормы международного права (средства обеспечения воздействия -



коллективные санкции экономического, военного свойства).

Предметом регулирования международного права являются как межгосударственные, так и иные

международные отношения; вместе с тем нормы международного права участвуют в регулировании

определенных внутригосударственных отношений.

Субъекты международного права в контексте общей теории права - это не только государства и


межгосударственные организации, но и иные участник отношений, наделенные правами и обязанностями в

соответствии с международно-правовыми нормами.

Международное и право и внутринациональное право взаимодействуют в двух формах:

1. международное право оказывает влияние на создание и содержание нормативных актов государства;

2. признанные государством международные договоры и нормы обладают способностью прямого действия, могут непосредственно применяться в соответствующих внутригосударственных отношениях.

Конституцией РФ: установлено «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Национальное право регулирует общественные отношения в пределах отдельно взятого государства.

Приоритет международных норм объясняется следующими обстоятельствами:

1. Международное право представляет собой общечеловеческую ценность, поскольку аккумулирует достижение человеческой цивилизации, совокупный опыт всех или многих стран за многовековой период существования;

2. По содержанию международное право является общедемократическим, так как основным способом создания международных норм и принципов выступает согласование воль государствс различным общественным строем, с различными правовыми системами. Международные акты носят наднациональный характер

3. Межгосударственное право служит фактором сближения различных правовых системи, следовательно, расширением рамок правового пространства для общения различных народов. Вместе с тем нормы международного права занимают подчиненное положение по отношению к конституции любого государства как к высшему акту страны;

4. признание субъектом международного права личности. Из этого вытекает возможность личности обращаться в международные судебные органы за защитой своих прав и свобод, если исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.

Право и политика

В политике принято выделять объективные и субъективные начала.

К объективным началам относятся складывающиеся в определенных исторических условиях отношения между

классами, нациями, государствами. Эти отношения во многом определяются:жономическим строем общества и

не могут быть произвольно изменены. Каждое новое поколение людей вступает в условия уже сложившихся

политических отношений классов, наций, государств. Изменить эти отношения кардинальным образом могут

только революционные изменения, когда к власти приходят новые силы. Субъективные начала в политике

составляет практическая деятельность классов, наций, государств, политических партий и движений,

осуществляющих свои интересы, намеченные цели. В этом случае политика выступает как осознанная волевая

деятельность людей и их объединений.

К субъективным началам относятся и политические идеи, взгляды представителей различных социальных групп

и слоев общества, отражающие их интересы и выражающие их отношение к другим социальным группам,

классам, партиям, к государству и т. д.

Политика как социальное явление тесно связана с государственной властью. Термин «политика происходит

от г'реческого «полис», что означает город-государство. Аристотель (считал, что политику составляет то, что

относится к государству). Многие ученые философы и политологи более позднего времени отождествляли

политический строй и государство, а политику связывали с деятельностью государства.

Таким образом, политика фигурирует чаще всего как государственная политика. Государственная политика

проявляется в первую очередь в актах государства. Это нормативные правовые акты, а также декларации,

обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства.

Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают

взаимное влияние.

Общее:

1. и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей.

2. их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочиватьобщественные отношения, разрешать социальные конфликты.

Различия:

1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т.е. право не исчерпывает всей государственной политики;

2) политика - более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этомплане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях;

3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, и др.), а методы воздействия права на общественные


отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования. В теории государства и права сложились 2 подхода к трактовке соотношения политики и права:

1. исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, независимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.

2. состоит в том, что приоритет отдается праву - право трактуется как фундамент всех политических процессов. Представляется более правильным исходить из того, что политика и право - два способа существования государственной власти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга.

44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу НПА

Правотворчество -это деятельность государства по изданию, изменению и отмене НПА.

Выше отмечались в качестве особенностей правотворчества его процедурность,процессуальность, стадийность.

В литературе называют разное число стадий — от трех до шести — девяти.

Однако большинство стадий правотворчества составляет так называемый предпроектныйэтап, а собственно

принятию правотворческого решения отведены всего две-три стадии.

В Конституции РФ законодательный процесс регулируется начиная со стадии осуществления законодательной

инициативы.

Таким образом, выделяют следующие стадии законодательного процесса:

а) законодательной инициативы;

б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в Совете Федерации;

в) принятие закона;

г) промульгация и вступление закона в юридическую силу.

При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Госдуме проголосовали 2/3

депутатов, а в Совете Федерации — 3/4, при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней

подписать принятый закон и обнародовать его (ст. 108 Конституции РФ).

Стадия промульгациипредполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом.

Она включает:

1. подписание закона главой государства в установленные сроки

2. опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.

Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ. В течение 14 дней Президент подписывает закон и обнародует его.

Но Президент обладает правом вето в отношении федеральных законов (кроме федеральных конституционных). В этом случае Госдума вновь рассматривает закон. Преодолеть президентское вето возможно посредством получения при голосовании в обеих палатах две трети голосов. При этом Президент подписывает закон в течение

7 дней и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ).

Порядок вступления федеральных законов в силу регулируетсяФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке

опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат

Федерального Собрания». Федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания

Президентом РФ (акты палат не позднее 10дней) и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального

опубликования.

Источниками официального опубликования законов являются «Парламентская газета», «Российская газета» и

«Собрание законодательства РФ».

Специальный порядок опубликования и вступления в силуустановлен для президентских указов,

правительственных постановлений и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Этот порядок регулируетсяУказом Президента РФ от 23 мая 1996 г. Он изложен в разделе о действии

нормативных правовых актов во времени.

8 официальном издании воспроизводится полный аутентичный текст закона. Указывается также срок вступления
закона в действие. Но во всех случаях нельзя вводить закон в действие ранее его официального опубликования.

45.Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов

Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к

государственно-правовым явлениям.

В самом общем виде правосознание — это отношение к праву.

В более развернутом - правосознание- это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в

которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к

деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой

сфере.

Правосознание— одна из форм общественного сознания. Помимо правосознания в общественное сознание


входит политическое, нравственное, религиозное, национальное, научное, эстетическое и иное сознание. Правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и в то же время обладает своими особенностями, позволяющими отнести его к самостоятельным явлениям. Эти особенности составляют:

1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т.е. тех, которые образуют правовую сферу общественной жизни (это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т. д.).

2) своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности — посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т. д.;

3) способность к опережающему отражению правовой действительности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;

4) взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждая из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь с нравственным сознанием.

 

5) способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы. При этом правосознание может как ускорить социальные процессы, так и затормозить их развитие. (Например, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей);

6) оценочный характер правосознания. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законодательство необходимым требованиям.

Правосознание также вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7