Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие менеджмента. Место менеджмента в целостной концепции деловых функций




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Любым предприятием, будь то промышленный гигант или семейная парикмахерская, надо управлять. Когда говорят «управление предприятием», имеют ввиду действия его руководителя, направленные на достижение какой либо цели.

В современном значении слово «менеджер» и «менеджмент» появились тогда, когда, когда владельцы предприятий, хозяева сообразили, что им очень выгодно не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально обученных такой работе.

В странах с рыночной экономикой менеджер – массовая профессия. В США их насчитывается около 10 млн. человек – примерно 8% всех работающих.

Менеджеров можно смело назвать локомотивами бизнеса: управление производством, управление персоналом, меры по снижению издержек и увеличение прибыли, искоренение брака и достижение высокого качества продукции, поиск конкурентных преимуществ и определение цены товаров и т.д. – вот дела менеджеров. Но если совсем коротко, то можно сказать, что главная забота менеджера заключается в «поиске спрятанного золота». Вместо малоприбыльного магазина в центре города открывается ресторан, и доход вырастает во много раз. Книжный магазин трансформируется в сеть торговых точек, расположенных в удобных для покупателей местах, - эффективность бизнеса повышается. Вместо торговых палаток и рынков открываются большие универсальные магазины – гипермаркеты, где приемлемые цены сочетаются с высоким качеством обслуживания – прибыль возрастает за счет оборота средств. Именно менеджер должен усмотреть тенденции, способствующие развитию бизнеса.



В литературе встречаются самые разные определения понятия «менеджмент», что объясняется его многоплановостью, тесным переплетением теории и практики, постоянным развитием. Приведем некоторые из них:

  • Менеджмент искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами (Толковый словарь С.Ю. Ожегова и Н.В. Шведовой).
  • Менеджмент – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличении прибыли; наука об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности и взаимосвязей потребителей с производителями (Словарь экономических терминов).
  • Менеджмент – совокупность методов, форм, средств управления предприятием для повышения эффективности (Большой толковый словарь русского языка).
  • Менеджмент – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу ( Питер Ф. Друкер).
  • Менеджмент – процесс планирования, организации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации (М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури).

Определения самые разные. И действительно, проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как отрасль научных знаний, как систему управления, как процесс управления.

Менеджмент как наука изучает закономерности управленческого труда, причинно-следственные связи в управленческих процессах, выявляет условия, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным.

В менеджменте как систему можно выделить три грани:

· Менеджмент – воздействие субъекта на объект управления;

· Менеджмент – воздействие на объект с четко определенной целью или это механизм достижения цели;

· Менеджмент – руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимо знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.

В менеджменте как процессе выделим следующие наиболее существенные грани:

· Менеджмент – выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности, называемых «управленческие функции»;

· Менеджмент – процесс принятия и реализации управленческих решений;

· Мененджмент – процесс переработки и выработки информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.

Слово «менеджер» имеет несколько значений:

· Наемный профессиональный управляющий;

· Специалист по управлению производством;

· Предприниматель в профессиональном спорте.

Рассмотрим подробнее что же такое профессия – менеджер? В настоящее время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляется как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе.

Фирма, компания, предприятие, индивидуальное частное предприятие – все это производственные структуры в теории менеджмента именуются организациями. Организации создаются людьми, которых принято называть предпринимателями. Под предпринимательством мы понимаем самоорганизацию человека в конкретной деловой среде. Принцип самоорганизации реализуется через осуществление предпринимательской функции, которая предполагает выполнение предпринимателем – носителем такой функции – как минимум, трех взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих действий:

· Генерирование деловой идеи и ее трансформация через деловое проектирование и создание реально функционирующей производительной структуры в фактически осязаемы товар, продукт, услугу, выступающие в качестве основы генерируемой деловой идеи;

· Привлечение капиталиста – инвестора, т.е. обладателя финансовых ресурсов в требуемых объемах средств и на подходящих условиях. В качестве такого капиталиста-инвестора может выступать и сам предприниматель, но им может стать и банк или другой финансовый институт, а также частное лицо;

· Обеспечение профессионального управления создаваемой деловой структурой в соответствии с теми стратегическими целями и задачами, которые определяются самим предпринимателем или которые меняются им в ходе функционирования такой деловой структуры (функцию управления может осуществлять и сам предприниматель, если он в силу своей профессиональной ориентации готов к этому, но он может привлечь к выполнению такой функции и профессионального менеджера – или с момента начала функционирования организации, или позже – по мере усложнения тех задач, которые будет осуществлять созданная и уже функционирующая деловая структура).

Итак, бизнесмен – это собственник, применяющий свои средства или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода.

Менеджер – наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации. В то же время менеджер в ряде случаев может стать совладельцем данного предприятия, иметь его акции.

В работе менеджера и предпринимателя есть общие черты:

  • Оба преследуют цели, поставленные перед предприятием;
  • Применяют определенные способы управления;
  • Планируют, координируют и контролируют деятельность работников предприятия;
  • Работают на свой страх и риск. Один рискует должностью, второй – собственным капиталом.

По мнению ряда ученых, категория «менеджер» распространяется на: руководителей организации; руководителей структурных подразделений; организаторов определенных видов работ (администраторов).

По мере роста организации менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. Следовательно, в определении сфер деятельности менеджеров, особенностей работы на том или ином месте очень важно рассмотреть вертикальное и горизонтальное разделение труда в аппарате управления организацией.

Горизонтальное разделение труда называют также специализацией по областям менеджмента. В связи с этим интересным для понимания сущности менеджмента является выделение функциональных, генеральных, линейных и аппаратных менеджеров, предложенное Колин Хейлс.

Функциональные менеджеры несут ответственность за отдельные элементы деятельности организации, такие как управление персоналом, исследованиями, маркетингом или производством.

Генеральные менеджеры обычно возглавляют подразделения организации, такие, как отделение или дочерняя компания, призванные выполнять комплекс функций. Они несут ответственность за общую деятельность организации.

Линейные менеджеры несут ответственность за выполнение функций, напрямую связанных с производством иди поставкой продукта, услуг потребителям.

Аппаратные менеджеры отвечают за выполнение непроизводственных функций деятельности предприятия, таких, как финансы, персонал, закупки или правовые вопросы.

Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления.

 

 

Высший уровень управления организацией вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.

Руководители среднего уровня обеспечивают реализацию политики функционирования организации разработанный высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение.

Важнейшие задачи менеджеров первого звена заключается в координации работы неуправленческих служащих и непосредственном управлении другими ресурсами, включая технику и материалы. На этом уровне большинство менеджеров обладают достаточной квалификацией как для наблюдения за деятельностью подчиненных, так и для выполнения самой работы.

Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления.

 

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается ( расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение занимает около 10% рабочего времени, на среднем – 50%, на низшем – около 70%).

В силу того, что менеджеры всех уровней затрачивают часть своего времени на исполнение каждой из четырех управленческих функций, успешность их деятельности зависит от степени управленческого мастерства, которым они владеют. Это мастерство может быть сгруппировано в семь различных категорий:

1. Концептуальное мастерство включает способность менеджера понимать перспективу организации как целого – представить себе общую картину. Высшие менеджеры, обладающие этим мастерством, способны планировать «сверхцели» и разрабатывать соответствующие стратегии для организации в целом.

2. Мастерство принятия решения включает способность менеджера выбрать подходящий курс действия из двух или более альтернатив.

3. Аналитическое мастерство включает в себя способность правильно использовать научные и количественные подходы, технику и средства для решения управленческих проблем.

4. Административное мастерство включает способность менеджеров исполнять организационные правила, предписанные в процессе производства; эффективно действовать в пределах ограниченного бюджета, а также координировать поток информации и бумажной работы внутри своей группы и среди других групп.

5. Коммуникационное мастерство включает способность менеджеров передавать свои идеи и мнения другим, как в уставной, так и в письменной форме.

6. Психологическое мастерство включает способность менеджеров эффективно взаимодействовать с другими людьми, как внутри, так и вне фирмы.

7. Техническое мастерство включает особую компетенцию для исполнения заданий.

В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц: коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями и другими людьми и сотрудниками организаций прямо или косвенно связанных с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко отличающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, усиливающие доверие и уважение к ним со стороны тех, с кем они вступают в контакт. К этим качествам прежде всего относятся:

· Высокое чувство долга и преданности делу;

· Честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

· Умение четко выражать свои мысли и убеждать;

· Уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

· Способность быстро восстанавливать физические и духовные силы и критически оценивать собственную деятельность.

Управленческий труд выделился в особую категорию общественного труда. В широком понимании управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

Т.е. управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Можно выделить специфические особенности управленческого труда:

1) умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:

- организационно-административная и воспитательная работа (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения)

- аналитическая и конструктивная работы (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);

- информационно-техническая работа (документационные, учебные, вычислительные, формально-логические операции);

2) участие в создании материальных благ не прямо, а косвенно (через труд других лиц);

3) предмет труда – информация;

4) средства труда – организационная и вычислительная техника;

5) результат труда – управленческие решения.

Основные функции менеджеров – поиски возможностей развития организации и поддержки подчиненных. Являясь субьектом управленческой деятельности, менеджеры играют следующие роли в организации:

Во-первых, выступая в качестве руководителя, менеджер исполняет роли формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации и достижения целей, координирующего их усилия и, наконец, роль представителя организации.

Во-вторых, он играет роли информационные, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде организации, распространяет ее в виде фактов, нормативных установок и разъясняет политику и основные цели организации.

В-третьих, это роли по принятию решений, выражающихся в том, что менеджер выбирает направление развития организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки.

В-четвертых, это роли по поддержанию балансов интересов и разрешению конфликтов. Они заключаются в том, что менеджер определяет разумный баланс интересов при разработке систем или выполнении операций в цепочках: собственник -менеджер-исполнитель; разработчик – производитель – продавец – потребитель.

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7