Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Закономерности управленческой деятельности




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление является специфическим видом трудовой деятельности человека, выделившимся в процессе разделения труда. А поэтому помимо общих законов и закономерностей социально-экономической системы, управление подчиняется своим собственным специфическим законам и закономерностям.

1. Единство системы управления производством. Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. В реальной практике наибольшее значение имеют следующие формы проявления этой закономерности:

- единство принципов управления для всех звеньев и ступеней системы управления.

- согласованность организационных форм систем управления по различным ее ступеням и звеньям.

- единство основных функций управления, заключающееся в полноте функционального содержания управленческой деятельности, тесной связи функций планирования и организации, планирования и контроля.

- единство методов управления, используемых для решения различных проблем развития производства, проявляющееся во взаимной согласованности применяемых экономических, организационных, социально-психологических методов управления.



- единство процесса управления, проявляющееся в его непрерывности и ритмичности, согласованности всех его операций, стадий, этапов.

- единство системы управления, проявляющееся в единых требованиях к руководителям и другим работникам аппарата управления.

 

2. Пропорциональность производства и управления. Пропорциональность должна быть положена в основу функционирования всего хозяйственного организма как системы в виде рациональной соотносительности внутри управляемой и управляющей систем, а также между ними, с тем, чтобы обеспечить их наиболее эффективную работу.

Пропорциональность необходима:

- между основным и вспомогательным производством;

- внутри основного производства, между его цехами и участками;

- в организации труда

- в управляющей системе

 

3. Централизация и децентрализация управления.

Организация распределяет власть через уровни менеджмента. Децентрализация указывает, что власть широко распределена по всей организации, в то время как централизация означает, что власть удерживается на высшем уровне управления, т.е. руководство оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений.

Абсолютная централизация или децентрализация редко существует в организации. Для того чтобы определить, насколько данная организация централизована по сравнению с другими, выявляются следующие характеристики:

- количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации;

- важность решений принимаемых на нижестоящих уровнях;

- последствия решений принимаемых на нижестоящих уровнях;

- контроль за работой подчиненных (в слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей). Оценка действий делается на основании суммарных достигнутых результатов.

Преимущества централизованных структур: улучшает контроль и координацию специализированных функций, а также количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами; позволяет избежать ситуаций, при которых подразделения фирмы развиваются за счет других или организации в целом; позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.

Недостатки: невозможность управлять крупными организациями централизованно из-за огромного количества требующейся информации, а следовательно, сложности процесса принятия решения; отрыв от нижестоящих уровней менеджмента и непосредственных исполнителей решений; отсутствие полного представления о сложившейся ситуации на местах; отсутствие эффективной системы по подготовке управленческого резерва, основанной на делегировании полномочий, принятии ответственности и власти начинающими менеджерами.

Преимущества децентрализованных структур: возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме; стимулирует инициативу; способствует подготовке молодого руководителя на более высокую должность, предоставляя ему возможность принимать важные решения в начале карьеры.

Важнейшим вопросом для менеджеров является вопрос: какая степень централизации подходит для их фирмы. Факторы, воздействующие на принятие решений о децентрализации, можно разделить на:

- внешние (вопросы окружения организации, показатели ее положения на рынке, конкурентная ситуация, разбросанность потребителей и поставщиков)

- внутренние (относятся к характеристикам фирмы и ее культуре).

Когда организация становится больше, потребность в децентрализации увеличивается. Если высший персонал фирмы хочет, чтобы ее политика была стандартизована по всей организации, то в ней, вероятно, более высокий уровень централизации.

 

4. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы управляемой. Изменение соотносительности субъекта и объекта управления происходит под воздействием организационных и экономических факторов. Они проявляются в увеличении стоимости управления. Рост стоимости управления обусловлен существенно новыми задачами, стоящими перед аппаратом управления.. Но темпы роста стоимости управления не должны быть чрезмерными. В процессе успешного решения задач качественной перестройки управления на новой технической основе соотношение стоимости управления и экономической емкости производства в целом должно стабилизироваться. Т.О. изменение соотносительности управляющей и управляемой систем является закономерным процессом развития производства и определятся растущим уровнем его организационного, научно-технического и социально психического развития.

 

 

Принципы менеджмента

Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. В центре современных взглядов на менеджмент и в основе новых принципов управления находится проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, которые нередко диктуют стратегию и тактику организаций. Нвой парадигме соответствуют сформулированные в 90-х годах принципы управления. В них главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе.

Результаты анализа позволили выделить три группы принципов управления.

К первой группе (технологии управленческой деятельности) относятся принципы:

  • целенаправленности (разделения ответственности и коллективной ответственности, вознаграждение за достижение цели, четкость целей и задач);
  • согласования деятельности (рациональные дисциплинарные требования, единоначалие и коллегиальность; системность и плановость; согласование интересов или приоритет определенных интересов; иерархия власти и ответственности; соблюдение кодексов поведения);
  • обеспечения эффективной деятельности (умелое разделение труда и специализация, экономичность, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, профессионализм и его постоянное повышение).

Вторая группа (влияние на поведение работников) охватывает принципы:

· активизации деятельности (состязательности, мотивации, ответственности, создание благоприятной атмосферы);

· обеспечение удовлетворенности трудом (справедливости, лояльности к работникам, честного отношения и доверия к людям).

Третья группа принципов (общеуправленческих) включает:

  • социальная ответственность управления;
  • корпоративный дух;
  • этичность бизнеса;
  • постоянное совершенствование управления;
  • научность;
  • своевременное реагирование на изменение внешней среды.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1071)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7