Закономерности управленческой деятельности
Управление является специфическим видом трудовой деятельности человека, выделившимся в процессе разделения труда. А поэтому помимо общих законов и закономерностей социально-экономической системы, управление подчиняется своим собственным специфическим законам и закономерностям. 1. Единство системы управления производством. Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. В реальной практике наибольшее значение имеют следующие формы проявления этой закономерности: - единство принципов управления для всех звеньев и ступеней системы управления. - согласованность организационных форм систем управления по различным ее ступеням и звеньям. - единство основных функций управления, заключающееся в полноте функционального содержания управленческой деятельности, тесной связи функций планирования и организации, планирования и контроля. - единство методов управления, используемых для решения различных проблем развития производства, проявляющееся во взаимной согласованности применяемых экономических, организационных, социально-психологических методов управления. - единство процесса управления, проявляющееся в его непрерывности и ритмичности, согласованности всех его операций, стадий, этапов. - единство системы управления, проявляющееся в единых требованиях к руководителям и другим работникам аппарата управления.
2. Пропорциональность производства и управления. Пропорциональность должна быть положена в основу функционирования всего хозяйственного организма как системы в виде рациональной соотносительности внутри управляемой и управляющей систем, а также между ними, с тем, чтобы обеспечить их наиболее эффективную работу. Пропорциональность необходима: - между основным и вспомогательным производством; - внутри основного производства, между его цехами и участками; - в организации труда - в управляющей системе
3. Централизация и децентрализация управления. Организация распределяет власть через уровни менеджмента. Децентрализация указывает, что власть широко распределена по всей организации, в то время как централизация означает, что власть удерживается на высшем уровне управления, т.е. руководство оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений. Абсолютная централизация или децентрализация редко существует в организации. Для того чтобы определить, насколько данная организация централизована по сравнению с другими, выявляются следующие характеристики: - количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации; - важность решений принимаемых на нижестоящих уровнях; - последствия решений принимаемых на нижестоящих уровнях; - контроль за работой подчиненных (в слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей). Оценка действий делается на основании суммарных достигнутых результатов. Преимущества централизованных структур: улучшает контроль и координацию специализированных функций, а также количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами; позволяет избежать ситуаций, при которых подразделения фирмы развиваются за счет других или организации в целом; позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа. Недостатки: невозможность управлять крупными организациями централизованно из-за огромного количества требующейся информации, а следовательно, сложности процесса принятия решения; отрыв от нижестоящих уровней менеджмента и непосредственных исполнителей решений; отсутствие полного представления о сложившейся ситуации на местах; отсутствие эффективной системы по подготовке управленческого резерва, основанной на делегировании полномочий, принятии ответственности и власти начинающими менеджерами. Преимущества децентрализованных структур: возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме; стимулирует инициативу; способствует подготовке молодого руководителя на более высокую должность, предоставляя ему возможность принимать важные решения в начале карьеры. Важнейшим вопросом для менеджеров является вопрос: какая степень централизации подходит для их фирмы. Факторы, воздействующие на принятие решений о децентрализации, можно разделить на: - внешние (вопросы окружения организации, показатели ее положения на рынке, конкурентная ситуация, разбросанность потребителей и поставщиков) - внутренние (относятся к характеристикам фирмы и ее культуре). Когда организация становится больше, потребность в децентрализации увеличивается. Если высший персонал фирмы хочет, чтобы ее политика была стандартизована по всей организации, то в ней, вероятно, более высокий уровень централизации.
4. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем. Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы управляемой. Изменение соотносительности субъекта и объекта управления происходит под воздействием организационных и экономических факторов. Они проявляются в увеличении стоимости управления. Рост стоимости управления обусловлен существенно новыми задачами, стоящими перед аппаратом управления.. Но темпы роста стоимости управления не должны быть чрезмерными. В процессе успешного решения задач качественной перестройки управления на новой технической основе соотношение стоимости управления и экономической емкости производства в целом должно стабилизироваться. Т.О. изменение соотносительности управляющей и управляемой систем является закономерным процессом развития производства и определятся растущим уровнем его организационного, научно-технического и социально психического развития.
Принципы менеджмента Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. В центре современных взглядов на менеджмент и в основе новых принципов управления находится проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, которые нередко диктуют стратегию и тактику организаций. Нвой парадигме соответствуют сформулированные в 90-х годах принципы управления. В них главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. Результаты анализа позволили выделить три группы принципов управления. К первой группе (технологии управленческой деятельности) относятся принципы:
Вторая группа (влияние на поведение работников) охватывает принципы: · активизации деятельности (состязательности, мотивации, ответственности, создание благоприятной атмосферы); · обеспечение удовлетворенности трудом (справедливости, лояльности к работникам, честного отношения и доверия к людям). Третья группа принципов (общеуправленческих) включает:
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |