Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ XX ВЕКА




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВЕДУЩИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

Система обучения Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950).

 

Он считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хорошее чувство ритма, а поэтому музыкальная ритмика была выделена им в отдельную отрасль музыкальной педагогики. При помощи сочетания ритма, музыки и движения Э. Жак-Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя специально подобранные упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

В комплексе упражнений руководящим и формообразующим началом Э. Жак-Далькроз считал музыку (т.к. нотная система дает возможность совершенно точно и ясно обозначить на бумаге продолжительность движений, шагов и жестов). Музыка имеет, кроме ритма как вспомогательного средства выражения, еще звук и гармонию, тогда как тело должно все богатство оттенков выражения передавать лишь при помощи ритмических колебаний.

Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Далькроз говорил, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребёнка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Музыка кроме того имеет общевоспитательное значение — стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека (система Далькроза получила широкое распространение в области терапии).



 

Таким образом, Далькроз считает, что порядок преподавания должен быть таков:

§ ритм

§ звук

§ инструмент

 

Этому соответствуют:

1) физические упражнения,

2) упражнения для слуха и голоса,

3) выяснения взаимоотношений между движениями тела и механизмом данного инструмента.

Система Карла Орфа(1895-1982).

 

Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей.

Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании: в игре на простейших (в основном, ударных, шумовых) музыкальных инструментах; в движении под музыку; в инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и "звучащими жестами" — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и т.д. Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма.

Система Карла Орфа рассчитана на участие нескольких детей, но, проявив некоторую фантазию, вполне можно применить её элементы и в занятиях с одним ребёнком. Например, возьмем песенку-игру "Добрый жук":

Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Жил на свете старый жук,
Старый, добрый друг!..

 

1. Придумать вместе (подчёркиваем — вместе!) с детьми танцевальные движения. Например: шаг в сторону — притоп. Шаг в другую сторону — притоп. На припеве хлопанье в ладоши. Движения, имитирующие жука. Например, вы прыгаете, сгорбившись, на согнутых ногах, с поднятыми как рога пальцами.

2. Сопровождение танца и пения игрой на любых шумовых инструментах и (или) некоторыми "звучащими жестами", о которых мы уже говорили.

3. Постарайтесь обыграть сюжет. Например, на слова "встаньте в круг" двигаться по кругу.

 

Система Золтана Кодаи(1882-1967).

 

Замечательный венгерский композитор. Вот несколько основных положений его системы:

1) Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые — это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита. Поэтому Кодаи, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом, сумел добиться того, чего никогда не было ни в одной стране мира — уроки музыки в обычной, общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.

2) Главное в музыкальном воспитании — пение и записывание мелодии по слуху. Именно этому, в основном, учили в венгерской школе. Лучший и самый доступный инструмент — голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте.

3) Воспитание человека не может быть полным без музыкального воспитания.Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача.

Как метод раннего музыкального воспитания Золтан Кодаи предлагал воспитателям, особенно папам и мамам, учить детей ходить и хлопать в ритме песни.

Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.

 

Система Шиничи Судзуки(1898 – 1998).

 

О его абсолютно уникальном методе раннего музыкального воспитания (доктор Судзуки начинал обучение детей на скрипке с двух-трёх лет!) тоже можно говорить как о методе состоявшемся, проверенном временем, потому что всё, что он делал, можно было посмотреть и послушать. Мир был поражён его удивительными ансамблями 4-5 летних скрипачей из 100-200 детей, чистенько и синхронно исполнявших музыку Вивальди, Моцарта, Бетховена.

Замечательный педагог умер в 1998 году, и тех, кто бы сумел повторить в полной мере подвиг Судзуки, пока нет. Видимо, здесь дело не только в уникальности метода, но и в уникальности педагога. В чём метод Судзуки? Можно с уверенностью выделить три момента.

1. Все дети музыкальны.По мнению японского учителя (впрочем, это мнение большинства авторов систем музыкального воспитания) все дети музыкальны. Без исключения. Надо только во время разглядеть и развить их способности.

2. Путь к успеху — любовь к детям.Доктор Судзуки был уверен, что невозможно добиться успеха в музыкальном (как и в любом другом) воспитании, если оно не построено на любви к детям. Можно быть строгими и требовательными, но надо любить ученика. Притворяться и играть в любовь невозможно. Дети тонко чувствуют фальшь, и занятия, построенные не на любви к ребёнку, обречены на провал. Отсюда и третье условие.

3. Главные учителя — родители.Потому что никто так, как родители, не любит своих детей. Папы и мамы становились для учеников Судзуки главными помощниками, а порой и главными учителями. Они присутствовали на занятиях. Они занимались дома с детьми. Они сами учились играть на скрипке вместе с детьми.

Цель музыкальных занятий с крохами определил сам гениальный учитель: "Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека".

 

Система Дмитрия Кабалевского(1904-1987).

Кабалевский прекрасно знал о плачевном состоянии уроков музыки в общеобразовательной школе, составленных из перемешанных в разных вариантах частей (пение, слушание музыки, нотная грамота), как правило, скучных и неинтересных, а главное, оторванных от настоящего музыкального искусства, от жизни. Кабалевский попытался соединить уроки и музыку. И у него получилось.

Суть системы в следующем:

1) нужно дать понять детям, что музыка покоится на «трёх китах», на трёх главных составляющих —песне, танце, марше.Это и есть ниточка, соединяющая два мира. Потому что, с одной стороны на песне, танце и марше основываются сложнейшие музыкальные произведения, а, с другой, они входят в музыкальный опыт всех детей с дошкольного возраста. Теперь "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома" П.Чайковского становится не просто конкретным маршем, а одним из многих маршей. Если ребёнок это поймёт, то с радостью узнает марш, например, в третьей части шестой симфонии П.Чайковского или в финале фортепианного концерта Д.Кабалевского (как нечто уже ему знакомое). То же самое происходит с песней и танцем.

2) дети должны приходить к тем или иным выводам не в результате лекций или рассказов (от которых они засыпают),асами, размышляя и разговаривая о музыке, при помощи наводящих вопросов учителя. Это можно назвать методом Сократа. Подобные разговоры о музыке, когда вопросы взрослых помогают детям самим найти ответ, чудесным образом делают разговоры о музыке интересными и увлекательными.

 

Педагогическая концепция Льва Баренбойма(1906 – 1985).

 

Значительный вклад в разработку методов развивающего обучения внес Л. Баренбойм. В своей книге "Путь к музицированию" он четко определил стратегическую линию детского музыкального воспитания, которая заключается в формировании музыкального слуха как основы музыкального воспитания и поиске эффективных методов его активизации и интенсивного развития. Созданное им совместно с Н. Перуновой учебное пособие "Путь к музыке", содержит разнообразный и интересный дидактический материал для проведения развивающих занятий. Характерной чертой данного пособия, как пишут авторы в методической записке, является обращение к ученику в виде бесед "о музыке, её языке, фортепианной игре, аккомпанементе, чтении нот и о многом другом, что должно быть разъяснено начинающему", что и объясняет смысл подзаголовка - "Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано".

 

Заключение

Отметим основные положения разных педагогических систем, которые разделяют все их авторы:

 

1. В той или иной форме учить музыке всех детей.

2. Начинать музыкальное воспитание как можно раньше.

3. Учить малышей в игровой форме.

4. Помнить о том, что в дошкольном возрасте главные учителя родители.

5. Постараться самим папам и мамам полюбить классическую музыку.

 

Закончим словами древнегреческого философа Платона, которые за более чем два тысячелетия не утратили своего значения: " Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно".




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2726)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7