Объем дисциплины и виды учебной работы. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Ростовский филиал
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Конституционное правосудие
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальность 030900.62 «Юриспруденция»
Ростов-на-Дону 2012г. Автор: Горшенева Ю.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия
Рецензенты: Корсакова С. В., к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», Чебоньян Т.Г., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция. Одобрен на заседании кафедры _______________________ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Ростовского филиала) (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.). Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Ростовского филиала) (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).
© Ростовский филиал ФГБОУ ВПО Российская академия правосудия, 2012 г.
© Горшенева Ю.А., 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………………………… 4 Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………….……… 8 Тематический план………………………………………………………………………………9 Программа курса …………………………………………………………………………….....12 Планы семинарских (практически) занятий ………………………………………………….18 Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ………………………………………….......................................................30 Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…………………..........35 Литература ……………………………………………………………………………………..37 Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………………. ………48 Введение
Учебный курс «Конституционное правосудие» относится к дисциплинам профессионального цикла вариативной части (обязательные дисциплины). В основе учебного курса лежит отрасль российского права, представляющая единство судебно-конституционного материального права и судебно-конституционного процессуального права, основой которого является судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство). Становление конституционного судопроизводства – одна из особенностей развития российской правовой системы на современном этапе. Сегодня нельзя не учитывать наличие, деятельность и последствия деятельности органов конституционной юстиции. Они стали в один ряду с судами общей и арбитражной юрисдикции. И данный факт диктует необходимость изучения новых правовых средств, появившихся в связи с созданием и функционированием Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и опыта их использования в защите прав и свобод граждан, в поддержании конституционности и конституционного порядка. Настоящая программа позволит студентам более детально разобраться в особенностях российского конституционного судебного процесса. Основными задачами данного курса являются рассмотрение конкретных институтов конституционного судопроизводства, изучение практики конституционных и уставных судов. Курс конституционного правосудия состоит из общей и особенной частей. В рамках общей части представлены такие теоретические вопросы конституционного правосудия как судебный конституционный контроль, судебно-конституционное устройство, конституционное судебное процессуальное право, принципы конституционного судопроизводства, подведомственность дел, участники конституционного судебного процесса, процессуальные сроки, судебные расходы и штрафы, доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве, стадии конституционного судебного процесса, решения Конституционного Суда РФ. Построение особенной части обусловлено конкретными полномочиями Конституционного Суда РФ и включает в себя следующие главы: рассмотрение дел о толковании Конституции РФ, рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов, рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ, рассмотрение дел по спорам о компетенции, рассмотрение иных категорий дел, конституционный судебный процесс в субъектах РФ. Целькурса: формирование у студентов устойчивых теоретических знаний и практических навыков в области конституционного судопроизводства. Задачи курса: помочь студентам сформировать целостное теоретическое представление о значении, формах и способах конституционного контроля, 5рассмотреть конкретные институты конституционного судопроизводства, получить практические представления об особенностях и содержании норм, регламентирующих конституционное судопроизводство в Российской Федерации. Программа курса рассчитана на чтение лекций и закрепление лекционного материала на семинарских занятиях. Самостоятельная работа студентов предполагает освоение теоретического материала, подготовку к семинарским занятиям. Предусматривается самостоятельное изучение студентами основной и дополнительной литературы, перечень которой содержится в программе. Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится бакалавр в рамках ученой дисциплины «Конституционное правосудие»: - формирование у бакалавров уважения к конституционным ценностям и активной жизненной позиции в области их охраны; - усвоение концепции и содержания действующего законодательства; - характеристика практики реализации норм права; - обсуждение существующих пробелов в конституционно-правовых нормах; -выработка у бакалавров умения обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершение действия, связанных с реализацией конституционно-правовых норм; -приобретение бакалаврами навыков разработки и экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного правосудия; - формирование у бакалавров политической и правовой культуры, активной жизненной позиции как субъектов политической системы России; - приобретение бакалаврами навыков правозащитной деятельности; обжалования действий (бездействия), незаконных правовых актов органов и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления; консультирования граждан, представителей общественных объединений по вопросам реализации и защиты их прав и свобод. В результате изучения курса конституционного правосудия студент-юрист должен: - углубить понимание сущности и социальной значимости своей профессии; - четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплины, видеть взаимосвязь экологического права с другими правовыми дисциплине в целостной системе юридических знаний и значение его в профессиональной деятельности. - проникнуться глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности. Выпускник должен обладать следующими компетенциями: А) общекультурными: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); Б) профессиональными: в нормотворческой деятельности: - способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности: - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); - владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности: - готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); - способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); - способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); - способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); - способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); в экспертно-консультационной деятельности: - готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); - способен толковать различные правовые акты (ПК-15); - способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности: - способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); - способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); - способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). Центральное место в изучении дисциплины отводится лекциям, которые должны проводиться на высоком теоретическом и методологическом уровне, носить проблемный и концептуальный характер и способствовать активизации познавательной деятельности студентов. На семинарах осуществляется углубленное изучение материала и закрепление знаний студентов, у них формируется самостоятельное творческое мышление приобретаются навыки использования знаний на практике.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план (темы занятий для студентов очной формы обучения)
Тематический план (темы занятий для студентов очной сокращенной формы обучения)
Программа курса
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |