Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объем дисциплины и виды учебной работы. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ



2015-12-06 329 Обсуждений (0)
Объем дисциплины и виды учебной работы. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

Ростовский филиал

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Конституционное правосудие

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

специальность 030900.62 «Юриспруденция»

 

 

Ростов-на-Дону

2012г.


Автор:

Горшенева Ю.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия

 

 

Рецензенты: Корсакова С. В., к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», Чебоньян Т.Г., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры _______________________ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Ростовского филиала) (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Ростовского филиала) (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

 

 

© Ростовский филиал ФГБОУ ВПО Российская академия правосудия, 2012 г.

 

© Горшенева Ю.А., 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………… 4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………….……… 8

Тематический план………………………………………………………………………………9

Программа курса …………………………………………………………………………….....12

Планы семинарских (практически) занятий ………………………………………………….18

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ………………………………………….......................................................30

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…………………..........35

Литература ……………………………………………………………………………………..37

Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………………. ………48


Введение

 

Учебный курс «Конституционное правосудие» относится к дисциплинам профессионального цикла вариативной части (обязательные дисциплины).

В основе учебного курса лежит отрасль российского права, представляющая единство судебно-конституционного материального права и судебно-конституционного про­цессуального права, основой которого является судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство).

Становление конституционного судопроизводства – одна из особенностей развития российской правовой системы на современном этапе. Сегодня нельзя не учитывать наличие, деятельность и последствия деятельности органов конституционной юстиции. Они стали в один ряду с судами общей и арбитражной юрисдикции. И данный факт диктует необходимость изучения новых правовых средств, появившихся в связи с созданием и функционированием Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и опыта их использования в защите прав и свобод граждан, в поддержании конституционности и конституционного порядка.

Настоящая программа позволит студентам более детально разобраться в особенностях российского конституционного судебного процесса. Основными задачами данного курса являются рассмотрение конкретных институтов конституционного судопроизводства, изучение практики конституционных и уставных судов.

Курс конституционного правосудия состоит из общей и особенной частей. В рамках общей части представлены такие теоретические вопросы конституционного правосудия как судебный конституционный контроль, судебно-конституционное устройство, конституционное судебное процессуальное право, принципы конституционного судопроизводства, подведомственность дел, участники конституционного судебного процесса, процессуальные сроки, судебные расходы и штрафы, доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве, стадии конституционного судебного процесса, решения Конституционного Суда РФ.

Построение особенной части обусловлено конкретными полномочиями Конституционного Суда РФ и включает в себя следующие главы: рассмотрение дел о толковании Конституции РФ, рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов, рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ, рассмотрение дел по спорам о компетенции, рассмотрение иных категорий дел, конституционный судебный процесс в субъектах РФ.

Целькурса: формирование у студентов устойчивых теоретических знаний и практических навыков в области конституционного судопроизводства. Задачи курса: помочь студентам сформировать целостное теоретическое представление о значении, формах и способах конституционного контроля, 5рассмотреть конкретные институты конституционного судопроизводства, получить практические представления об особенностях и содержании норм, регламентирующих конституционное судопроизводство в Российской Федерации.

Программа курса рассчитана на чтение лекций и закрепление лекционного материала на семинарских занятиях. Самостоятельная работа студентов предполагает освоение теоретического материала, подготовку к семинарским занятиям. Предусматривается самостоятельное изучение студентами основной и дополнительной литературы, перечень которой содержится в программе.

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится бакалавр в рамках ученой дисциплины «Конституционное правосудие»:

- формирование у бакалавров уважения к конституционным ценностям и активной жизненной позиции в области их охраны;

- усвоение концепции и содержания действующего законодательства;

- характеристика практики реализации норм права;

- обсуждение существующих пробелов в конституционно-правовых нормах;

-выработка у бакалавров умения обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершение действия, связанных с реализацией конституционно-правовых норм;

-приобретение бакалаврами навыков разработки и экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного правосудия;

- формирование у бакалавров политической и правовой культуры, активной жизненной позиции как субъектов политической системы России;

- приобретение бакалаврами навыков правозащитной деятельности; обжалования действий (бездействия), незаконных правовых актов органов и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления; консультирования граждан, представителей общественных объединений по вопросам реализации и защиты их прав и свобод.

В результате изучения курса конституционного правосудия студент-юрист должен:

- углубить понимание сущности и социальной значимости своей профессии;

- четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплины, видеть взаимосвязь экологического права с другими правовыми дисциплине в целостной системе юридических знаний и значение его в профессиональной деятельности.

- проникнуться глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

А) общекультурными:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Б) профессиональными:

в нормотворческой деятельности:

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Центральное место в изучении дисциплины отводится лекциям, которые должны проводиться на высоком теоретическом и методологическом уровне, носить проблемный и концептуальный характер и способствовать активизации познавательной деятельности студентов. На семинарах осуществляется углубленное изучение материала и закрепление знаний студентов, у них формируется самостоятельное творческое мышление приобретаются навыки использования знаний на практике.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Всего часов по учебному плану     Формы обучения
Очная   Очная сокращенная  
Зачетные единицы - общая трудоемкость 3 з.е.- 108ч. 3 з.е.-108ч.
Всего аудиторных занятий:     и   48 ч. 48 ч.
Лекции 16 ч. 16 ч.
Семинарские (практические) занятия 32 ч. 32 ч.
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 60 ч.   60 ч.  
Форма итогового контроля экзамен Зачет (с оценкой)

 

 

Тематический план

(темы занятий для студентов очной формы обучения)

 

№ п/п Темы занятий Количество часов
Лекции Семинары С/р
1. Судебный конституционный контроль: возникновение и основные этапы развития -  
Судебно-конституционное устройство -
Конституционное судебное процессуальное право -
Принципы конституционного Судопроизводства 9интерактивное занятие)
Участники конституционного судебного процесса. Процессуальные сроки. Судебные расходы и штрафы. -
  Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве -
Внесение обращений и предварительное рассмотрение их в Конституционном Суде
Судебное разбирательство (интерактивное занятие) -
Решения Конституционного Суда (интерактивное занятие) -
Рассмотрение дел о толковании Конституции РФ -
Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними - -
Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - -
Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов -
Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ -
Рассмотрение дел по спорам о компетенции -
Рассмотрение иных категорий дел - -
Конституционный судебный процесс в субъектах РФ -
Стадии и процедура рассмотрения дел в конституционных (уставных) судах -
19. Взаимоотношения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Взаимоотношения конституционных (уставных) судов субъектов РФ с судами общей и арбитражной юрисдикции, иными органами государственной власти - -
  ИТОГО
  Форма итогового контроля экзамен
                   

 

 

Тематический план

(темы занятий для студентов очной сокращенной формы обучения)

 

 

№ п/п Темы занятий Количество часов
Лекции Семинары С/р
1. Судебный конституционный контроль: возникновение и основные этапы развития - -
Судебно-конституционное устройство -
Конституционное судебное процессуальное право -
Принципы конституционного судопроизводства
Участники конституционного судебного процесса. Процессуальные сроки. Судебные расходы и штрафы. -
  Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве -
Внесение обращений и предварительное рассмотрение их в Конституционном Суде -
Судебное разбирательство(интерактивное занятие) -
Решения Конституционного Суда (интерактивное занятие)
Рассмотрение дел о толковании Конституции РФ -
Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними - -
Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - -
Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов -
Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ -
Рассмотрение дел по спорам о компетенции -
Рассмотрение иных категорий дел - -
Конституционный судебный процесс в субъектах РФ -
Стадии и процедура рассмотрения дел в конституционных (уставных) судах - -
19. Взаимоотношения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Взаимоотношения конституционных (уставных) судов субъектов РФ с судами общей и арбитражной юрисдикции, иными органами государственной власти - -
  ИТОГО
  Форма итогового контроля Зачет (с оценкой)
                   

Программа курса

 



2015-12-06 329 Обсуждений (0)
Объем дисциплины и виды учебной работы. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объем дисциплины и виды учебной работы. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.066 сек.)