Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Орфографический и пунктуационный тренинг



2015-12-06 740 Обсуждений (0)
Орфографический и пунктуационный тренинг 0.00 из 5.00 0 оценок




Раскройте скобки, составьте с каждым словом предложение:

(В)виду, (В)силу, (В)связи, (В)следстви…, по причине, благодаря, за неимением.

3.Вопросы для обсуждения:

1) Функциональные стили русского литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Сфера использования различных стилей, языковые признаки стилей, особенности построения текста разных стилей.

2) Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

3) Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-деловой речи.

4) Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

5) Разговорный стиль. Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка.

4.Практические задания:

1) В романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных ве­щей» есть действующий персонаж - И.В. Сталин. Прочитайте внимательно фрагмент из этого романа. Ответьте на вопросы: 1) о каком стиле речи размышляет герой Ю. Домбровского?; 2) какие важнейшие признаки этого стиля называет Сталин?; 3) как называются обороты речи, которые при­водятся в начале данного отрывка из романа?

«Господам губернаторам, градоначальникам, обер-полицмейстерам, начальникам жандармских, губернских <.. .> управлений <.. .> и во все по­граничные пункты...»

«Департамент полиции имеет честь препроводить при сем для завися­щих распоряжений...»

Он [Сталин] всегда любил этот язык - точный, безличный, литургичес­кий, застегнутый на все пуговицы. Он отлично чувствовал его торжествен­ную плавную медь, державно плывущую над градами и весями, его жест­кий абрис, сходный с выкройкой военного мундира. Одним словом, он любил его высокую государственность... На таком языке не разговарива­ли, а вступали в отношения. И не люди, а мундиры и посты их. На таком языке невозможно было мельтешить, крутить, отвечать неясно и двусмыс­ленно. Как жаль, что сейчас в делопроизводство не введено ничего подоб­ного. А надо бы, надо бы! Подчиненный должен был глохнуть, получив от начальства что-то подобное. (Ю. Домбровский)

2)Отредактируйте фрагменты заявлений, используя языковые конструкции из № 1, закончите предложения:

Из-за того, что я должен уехать на родину…

Из-за того, что изменилось расписание поездов…

Так как я болел во время всего семестра…

Поскольку я опоздал на вокзал…

Из-за того, что я не имею денег на покупку билета…

3)Напишите заявления с просьбой:

Оказать вам материальную помощь, продлить экзаменационную сессию, принять на работу на должность специалиста в юридический отдел.

4)Напишите доверенность, объяснительную записку, расписку, заявление:

-если вы не явились на экзамен;

- если вы не можете получить стипендию в кассе;

-если вы опоздали на лекцию;

- если вы взяли в деканате магнитофон для репетиции,

- если вам необходимо сдать досрочно экзамены.

6. Литература:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. институтов по спец. № 2101. - 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1993 - 224 с.

2. Кожина М.Н. и др. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие для филологических специальностей ун-тов. - М.: Высшая школа, 1982 - 223 с.

3. Кожина М.Н. Язык и стиль в функциональном аспекте: к определению предмета и структуры стилистики // Основные понятия и категории лингвистики, Пермь. 1982

4. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005 - 144 с.*

5. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Градарики, 2004.-256 с.*

6. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. О.Я. Гойхман. - М.: ИНФРА, 2003-192с.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.

8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык для студентов – нефилологов. - М: Флинта, Наука, 2002-98 с.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.

2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. М.: Форум.; Инфра – М, 2009.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.

4. Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*

Дополнительная:

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969 – 607 с.

2. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. - М.: Просвещение, 1968 - 160 с.

3. Балли Ш. Французская стилистика.- М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961- 394 с.

4. Васильева А.Н. Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация.- М.: Русский язык, 1981- 190 с.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Р/на/Д; Феникс, 1996 - 544 с.

6. Весёлов П.В. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. - М.: Просвещение, 1993 - 203 с.

7. Виноградов В.В.Современный русский язык, М.: Просвещение,1983 – 185 с.

8. Виноградов В.В. О культуре русской речи // Русская речь. – 1970, № 3.- с.33-39

9. Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования. – М.: Просвещение, 1967- 268 с.

10. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., Просвещение, 1965 - 408 с.

11. Герасименко Н.А. и др. Русский язык: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ Н.А.Герасименко, А.В.Канафьева, В.В. Леденева и др.- М.: «Академия», 2003 - 496 с.

12. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.

13. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1998 - 239 с.

14. Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка.Все трудности произношения и ударения: ок. 12 000 заголовочных единиц/ К.С.Горбачевич.-М.: Астрель: АСТ, 2010.- 476 с.

15. Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.

16. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум: учеб. пособие / под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 320 с.

17. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 - 344 с.

18. Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: ИТДКД «Гнозис», 2002 - 333 с.

19. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука 1987 -263 с.

20. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет.- М.: Б. и., 1995 – 127 с.

21. Кожина М.Н. Стилистика русского языка : Учебник для студентов пед. институтов по спец. № 2101. - 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1993 -224 с.

22. Кожина М.Н. и др. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие для филологических специальностей ун-тов. - М.: Высшая школа,1982 -223 с.

23. Кожина М.Н. Язык и стиль в функциональном аспекте: к определению предмета и структуры стилистики // Основные понятия и категории лингвистики, Пермь,1982

24. Крысин Л.П. Официально-деловой стиль или деловой стиль // Культура русской речи: Энциклопедический словарь- справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003 – c. 65 - 69

25. Лингвистический энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия, 1990 - 501с.

26. Львов М.Р. Основы теории речи: Мысль и слово. - М.: Издательский центр «Академия», 1996 - 248 с.

27. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*

28. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974-352 с.

29. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.

30. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*

31. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Градарики, 2004.-256 с.*

32. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. О.Я. Гойхман. - М.: ИНФРА, 2003-192с.

33. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.

34. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций / Г.К. Трофимова.- 5 изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.- 160 с.

35. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык для студентов – нефилологов. - М: Флинта, Наука, 2002-98 с.

 



2015-12-06 740 Обсуждений (0)
Орфографический и пунктуационный тренинг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Орфографический и пунктуационный тренинг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (740)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)