Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методические рекомендации. По организации самостоятельной работы студентов




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По организации самостоятельной работы студентов

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в продолжение 1 семестра. Порядок изучения тем изложен в тематических планах. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия и индивидуальные консультации.

В ходе семинарских занятий осуществляется контроль усвоения знаний, умения работать самостоятельно, выполняются упражнения по развитию речи и подготовке речи на определенную тему.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

· изучить рекомендованную литературу;

· дополнить конспекты лекций;

· подготовить ответы на вопросы семинара;

· по согласованию с преподавателем подготовить сообщение, доклад или реферат по теме семинара.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях, семинарских и практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы осуществляется на семинарских и практических занятиях методом устного опроса или посредством тестирования. Научно-исследовательская работа студентов согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем. Итоговой формой контроля является зачет.



Контрольное задание (примерный вариант)

ВАРИАНТ 1.

Задание 1.Расставьте ударение в словах

Баржа, бармен, бомбардировать, валовой, искра, квартал, обеспечение, ходатайство, диспансер, договор, дремота, ломоть, мышление.

Задание 2.Составьте предложения со словами:

Атлас – атлас; броня – броня; кирка-кирка; хаос –хаос; лебединый – лебяжий, факт – фактор.

Задание 3.Найдите правильный вариант:

холеный – холеный; свеклА – свекла; афЕра – афёра.

Задание 4.Устраните ошибки, связанные с неверным употреблением слов или непониманием значения слова.

1. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

2. Выступающий оперирует положительными примерами из жизни групп.

3. Важным фактором хорошего качества знаний являются систематические знания.

4. Эта борьба ведётся под тезисом защиты прав человека.

Задание 5.Найдите ошибки, связанные с многословием.

1. Строительство школы не должно замирать на мёртвой точке.

2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

Задание 6. Найдите и исправьте лексические ошибки (плеоназм, тавтология).

Главная суть, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, впервые дебютировать.

Задание 7.В приведённых ниже предложениях найдите и исправьте случаи неправильного выбора формы числительного.

1. На занятиях не было обоих сестёр. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров.

Задание 8.Отредактируйте данные предложения, устранив речевые ошибки:

1.Воспитателю необходимо быть осторожным в определении уровня развития ученического коллектива, учитывать, понимает ли он общественную значимость того или иного требования, предъявляемого к нему, и может ли потребовать его выполнения его от любого из учащихся. 2. Религиозные люди считают, что эти неземные силы иногда открыто проявляют себя. И поскольку их невозможно объяснить с точки зрения естественных законов, то поэтому они являются доказательством существования потустороннего мира. (И. Гончаров).

Задание 9.Перепишите предложения, записав числительные словами.

1.Государственная казна пополнилась ещё 678 000 (рубль). 2. Стипендии были выплачены 1552 (студент). 3. Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк). 4. Учитель проэкзаменовал 22 (ученик). 5. Мне пришлось пожертвовать ещё 16 (доллар). 6. К 2567 (наименование) в список приписали ещё 1033 (наименование).

Задание 10. Найдите лексические ошибки, объясните, чем они вызваны, запишите исправленный вариант.

1. В конце соревнований авторитарному жюри предстоит назвать победителей.

2. Партнёр – это соучастник какого-то действия, события, игры.

3. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака лёгких и других заболеваний.

4. Так и просидел весь день у телефона, думал, она позвонит, всё ждал ветра в поле.

5. Имидж – это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни.

Задание 11.Исправьте ошибки в данных предложениях.

1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.

2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.

3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя.

4. Помещик был груб со своими придворными.

5. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.

6. Постепенно человек укрощал диких коз, свиней и других животных.

7. Дыхание больного стало отрывистым.

8. Учитель нам представил полную свободу выбора.

 

Вопросы для подготовки к зачёту

1. Культура речи и культура поведения современного человека.

2. Реформы орфографии. Роль реформ в становлении и кодификации языка.

3. Языковые ошибки в судебных документах. Пути их устранения.

4. Проблемы правовой и языковой культуры в современном российском обществе.

5. Этические нормы и речевой этикет работников судебной системы.

6. Национальные особенности речевого этикета.

7. Культура речи как компонент культуры в целом.

8. Язык и речь. Роль языка в развитии культуры и в становлении личности.

9. Речевая культура и словари.

10. Синонимы и антонимы в русской речи.

11. Понятие об антонимии. Типы антонимов. Ошибки в употреблении антонимов.

12. Нормы современного русского языка. Основные типы норм в культуре речи. Проблемы кодификации языка.

13. Коммуникативные качества речи работника юридической сферы.

14. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании современного русского литературного языка.

15. Лексика общеупотребительная и лексика пассивного запаса. Историзмы и архаизмы.

16. Лексическая омонимия. Способы образования лексических омонимов. Типы омонимов. Паронимы. Ошибки в употреблении паронимов.

17. Орфоэпические нормы русского языка. Особенности русского произношения.

18. Грамматические нормы. Трудности употребления имен существительных.

19. Грамматические нормы. Трудности употребления имен прилагательных.

20. Грамматические нормы. Трудности употребления имен числительных и местоимений.

21. Грамматические нормы. Нормы употребления форм русского глагола. Образование и употребление причастий и деепричастий.

22. Синтаксические нормы и культура речи юриста.

23. Коммуникативные нормы и речевой этикет юриста.

24. Система функциональных стилей современного русского языка.

25. Научный стиль, его особенности. Жанры учебно-научной речи.

26. Официально-деловой стиль. Язык закона и дипломатии.

27. Жанры официально-делового стиля.

28. Публицистический стиль. Особенности его применения современными юристами.

29. Разговорный стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка.

30. Русские и зарубежные лингвисты XIX- XX вв.

31. Вопросы юрислингвистики в современной культуре речи.

32. Вопросы психолингвистики в современной культуре речи.

33. Вопросы социолингвистики в современной культуре речи

34. Слово юриста - его профессиональный инструмент.


Обучающие тесты

Вариант 1
1. Ударение поставлено правильно: А) жа’люзи; Б) мизе’рный; В) позво’нит; Г)фено’мен. 2. Согласный перед Е произносится твердо: А) крем; Б) агрессия; В) музей; Г) Гнедич. 3. Правильной является форма существительного родительного падежа мужского рода: А) чулков; Б) погонов; В) носков; Г) помидор. 4. Филология – это … А) наука о языке; Б) наука о культуре речи; В) наука о языке и литературе. 5. Слова скелетить и оякорить – это… А) историзмы; Б) окказионализмы; В) архаизмы. 6. Слова евро и отксерить – это… А) окказионализмы; Б) неологизмы; В) историзмы. 7. Выражения как с гуся вода и седой как лунь – это… А) свободные сочетания слов; Б) фразеологические единицы; В) крылатые слова. 8. Выражения тертый калач и филькина грамота – это… А) исконно русские фразеологические единицы; Б) заимствованные фразеологические единицы; В) свободные сочетания слов. 9. В каком прилагательном пишется Н? А) кожа…ый; Б) оловя…ый; В) скова…ый. 10. Словосочетание пишу ручкой образовано путем согласования ? А) да; Б) нет. 11. Основными аспектами культуры речи являются нормативный, коммуникативный и эстетический. А) да; Б) нет. 12. К какому роду относится существительное врач? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В)к среднему роду; Г) к общему роду. 13. Являются ли синонимами слова одеть и надеть? А) да; Б) нет. 14. В каком причастии пишется Н? А) реше…ый; Б) жже…ый; В) свяще…ый; Г) изране…ый. 15. Правильным является словосочетание: А) обеим подругам; Б) обоих чашек; В) обеих братьев. 16. Правильно образована форма сравнительной степени имени прилагательного: А) более интенсивнее; Б) самый наикратчайший; В) наиболее прогрессивный. 17. Форму 1-го лица ед.ч. настоящего времени имеет глагол: А) очутиться; Б) мыслить; В) ощутить; Г) убедить. 18. К языковым нормам относится: А) логичность речи; Б) точность речи; В) орфоэпическая норма; Г) выразительность речи. 19. К нарушению лексической нормы относится: А) плеоназм; Б) инверсия; В) парцелляция. 20. Правильно использован деепричастный оборот в предложении: А) Будучи студенткой, она продолжала работать на фабрике. Б) Занимаясь в секции, у Ольги не оставалось времени на учебу. В) Путешествуя налегке, поездка оказалась особенно приятной.  
Вариант 2
1. Не склоняется имя и фамилия: А) Эльдар Рязанов; Б) Эдит Пиаф; В) Мартирос Тэтчер. 2. Слова языковедение и языкознание – это… А) антонимы; Б) паронимы; В) синонимы. 3. Слова и броня- броня – это… А) паронимы; Б) омонимы; В) окказионализмы. 4. Орфография часто связана с историей и происхождением слов. Поэтому мы должны изучать: А) графику; Б) этимологию; В) семантику. 5. Семантика – это… А) наука о значении устаревших слов; Б) словарный запас конкретного человека; В) наука о значении слов. 6. Фразеологическими единицами не являются: А) фразеологические сращения; Б) фразеологические единства; В) фразеологические выражения; Г) фразеологические согласования. 7. Определите, кому из авторов принадлежат фразеологическая единица блоху подковать? А) Н.А. Добролюбову; Б) Н.С.Лескову; В) Н.М. Карамзину. 8. Определите разряд имен прилагательных медвежья шуба, лисья нора. А) качественные; Б) относительные; В) притяжательные. 9. Верно ли, что слова баять и обаятельный имеют общий русский корень ба (говорить)? А) да; Б) нет. 10. Частица – это одна из служебных частей речи русского языка? А) да; Б) нет. 11. Правильно образована форма множественного числа: А) ректора; Б) диспетчеры; В) директоры; Г) редактора. 12. Правильный вариант более 800: А) восемьсот; Б) восьмисот; В) восьмиста; Г) восемисот. 13. Нормативной является форма глагола: А) рыскает; Б) пылесосю; В) предаюсь; Г) раставаюсь. 14. Правильно построено предложение: А) Большинство команд были не согласны с решение жюри. Б) Большинство было настроено решительно. В) Большинство школьников и учителей рассмеялись. 15. К нарушению лексической нормы относится: А) тавтология; Б) инверсия; В) парцелляция. 16. Словосочетание молча сидели образовано путем примыкания? А) да; Б) нет. 17. Правильно ли написаны слова контрыгра, трехязычный? А) да; Б) нет. 18. Назовите источники формирования фразеологических единиц: ахиллесова пята, альфа и омега. А) фразеологизмы, возникшие путем метафоризации словосочетаний из профессиональной речи; Б) крылатые слова и выражения, пришедшие к нам из греко-римской мифологии; В) фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из старославянского языка. 19. Верно ли, что у глагола в русском языке три спряжения? А) да; Б) нет. 20. К какому роду относятся существительные пальто, алоэ, ателье? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В) среднему роду.  
Вариант 3
1. Ударение поставлено правильно: А) жа’люзи; Б) мизе’рный; В) ката’лог; Г) диспансе’р. 2. Склоняется фамилия: А) Мактвиенко; Б) Золя; В) Бульба; Г) Чавчавадзе. 3. Могут употребляться и в единственном и во множественном числе: А) санки; Б) переговоры; В) коляски; Г) хлопья. 4. Правильный вариант числительного в предложении У меня нет 546 рублей: А) пятьсот сорока шести рублей; Б) пятисот сорока шести рублей; В) пятьсот сорок шесть рублей; Г) пятиста сорока шести рублей. 5. Правильным является написание: А) пол-апельсина; Б) в пол голоса; В) пол Атлантики; Г) пол-метра. 6. Верно ли, что имена прилагательные могут быть качественными, относительными и притяжательными? А) да; Б) нет. 7. К какому роду относятся существительные зазнайка, ябеда? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; Г) к общему роду. 8. К какому роду относится существительное кофе? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В) к среднему роду; Г) к общему роду. 9. Являются ли синонимами слова дипломат и дипломант? А) да; Б) нет. 10. В каком причастии пишется Н? А) революцио…ый; Б) лома…ый; В) броше…ый; Г) изране…ый. 11. Местоимение – это одна из служебных частей речи русского языка? А) да; Б) нет. 12. Правильно употреблены глаголы в предложении: А) Им двигает чувство сострадания. Б) Ветер колыхает листву. В) Листья колышатся на ветру. Г) Человеку свойственно заблуждаться. 13. К фразеологической единице Шемякин суд подберите нужное лексическое значение. А) несправедливый суд; Б) милосердный суд; В) строгий, неподкупный суд. 14. Назовите источники формирования фразеологических единиц: сгущать краски, попасть впросак. А) фразеологизмы, возникшие путем метафоризации словосочетаний из профессиональной речи; Б) фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из старославянского языка. 15. Словосочетание золотые часы образовано путем согласования ? А) да; Б) нет. 16. Не является коммуникативным принципом: А) принцип кооперации; Б) принцип структурирования; В) принцип квантования речи. 17. В каком прилагательном пишется Н? А) серебря…ый; Б) стекля…ый; В) безветре…ый.. 18. К языковым нормам не относится: А) логичность речи; Б) морфологическая норма; В) орфоэпическая норма; Г) орфографическая норма. 19. Правильно ли написаны слова безыдейный, златокованый? А) да; Б) нет. 20. Основными аспектами культуры речи являются нормативный, коммуникативный и этический. А) да; Б) нет.

Вариант 4

  1. Буквосочетание ЧН произносится как [шн]: А) ночной; Б) скучно; В) справочник; Г) гречневый. 2. Правильно образована форма множественного числа: А) директора; Б) столяра; В) крема. 3. Жаргон – это язык, который… А) функционирует только в рамках отдельной социальной группы; Б) функционирует только в рамках определенной области или региона; В) функционирует только в рамках студенческой среды. 4. Слова содейство и брег – это… А) архаизмы; Б) неологизмы; В) историзмы. 5. Назовите источники формирования фразеологических единиц: дамоклов меч, сизифов труд. А) фразеологизмы, возникшие путем метафоризации словосочетаний из профессиональной речи; Б) крылатые слова и выражения, пришедшие к нам из греко-римской мифологии; В) фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из старославянского языка. 6. Верно ли, что категория рода, числа и падежа имен прилагательных зависят от категорий рода , числа, падежа имен существительных? А) да; Б) нет. 7. К какому роду относятся существительные толь, тюль? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В) среднему роду. 8. К какому роду относятся существительные умница, задира? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В) к общему роду. 9. Не является коммуникативным принципом: А) принцип кооперации; Б) принцип структурирования; В) принцип квантования речи.   10. К какому роду относится существительное алиби? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В)к среднему роду; Г) к общему роду. 11. Являются ли синонимами слова невежа и невежда? А) да; Б) нет. 12. В каком причастии пишется Н? А) реше…ый; Б) жже…ый; В) свяще…ый; Г) изране…ый. 13. В каком прилагательном пишется Н? А) кожа…ый; Б) оловя…ый; В) безветре…ый.. 14. Союз – это одна из служебных частей речи русского языка? А) да; Б) нет. 15. Какой вариант Вы считаете правильным? А) Первый дебют закончился для артиста провалом; Б) Дебют закончился для артиста провалом. 16. Правильный вариант более 800: А) восемьсот; Б) восьмисот; В) восьмиста; Г) восемисот. 17. В каком прилагательном пишется Н? А) серебря…ый; Б) стекля…ый; В) безветре…ый.. 18. К языковым нормам не относится: А) логичность речи; Б) морфологическая норма; В) орфоэпическая норма; Г) орфографическая норма. 19. Правильно ли написаны слова безыдейный, златокованый? А) да; Б) нет. 20. Основными аспектами культуры речи являются нормативный, коммуникативный и этический. А) да; Б) нет.

Приложение




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (809)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7