Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Раздел II. История философии. Тема 2.11.с Философский космоцентризм; философия Древней Индии




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2.11.с Философский космоцентризм; философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Рима.

Основные категории и понятия по теме: "веды", "упанишады", "рита", "брахма-космос", "карма", "дао", "дэ", "ян", "инь", "первооснова", "апейрон", "атом", "апория", "майевтика".

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Что общего между философиями Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции?

2. Каковы основания философии Древнего мира (экономические, политические, мировоззренческие, духовные)?

3. Какова возможна типология философии Древней Индии?

4. Каковы основные проблемы древнекитайской философии?

5. Приведите примеры периодизации античной философии?

Вопросы для обсуждения:

1. Причины возникновения философского знания в Древнем мире.

2. Философия Древней Индии

3. Философия Древнего Китая.

4. Философия Древней Греции.

Фиксированные выступления: Платон об обществе. Дуализм Аристотеля.

Литература:

Основная:

Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2006. – С. 25-59.

Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 50-77.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 66-89.



Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 68-92.

Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

Яковлев В.А. Философия творчества в диалогах Платона.– Вопросы философии, 2003, №6. – С.142-154.

Дополнительная:

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

КрушинскийА.А. Стиль мышления древнего Китая: логико-методологический аспект"?. – Вопросы философии, 2009, №1. С.104-108.

Месяц С. Трактат Аристотеля "О памяти и припоминании" // Вопросы философии, 2004, №7. С. 157-160.

Плутарх Херонейский Хорошо ли изречение "Живи неприметно"?. – Вопросы философии, 2010, №12. С. 157-163.

Флоренский П.А. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии, 2003, № 8. – С.123-131.

Тема 2.12.с Трансформация теоцентризма в антропоцентризм

(философия Средних веков и Возрождения)

Основные категории и понятия по теме: "апология", "патристика", "схоластика", "универсалии", "реалисты", "номиналисты", "супранатурализм", "проведенциализм", "эсхатология", "ревеляционизм", "креационизм", "калам", "суфизм", "исихазм", "гуманизм", "утопия", "натурфилософия", "гелиоцентризм".

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Что явилось основанием средневековой философии?

2. Как философия Средних веков соотносятся с платонизмом и аристотелизмом?

3. Чем обусловлена периодизация средневековой философии в Европе?

4. Что такое универсалии?

5. Как соотносятся между собой философские воззрения Средних веков и Возрождения?

6. Каковы причины формирования антропоцентризма?

7. Какие философские проблемы выходят на первый план в эпоху Возрождения?

8. Какие проблемы возникали в ходе формирования нового (условно –"нетеологического", "гелицентричного") мировоззрения и каково его значение для развития общества?

Вопросы для обсуждения:

1. Основные черты философии Средних веков.

2. Первостепенные цели Апологетики.

3. О соотношении веры и разума в философской мысли Средневековья.

4. Спор об универсалиях; средневековый реализм и номинализм.

5. Изменение мировоззрения в эпоху Возрождения.

6. Натурфилосфия Н.Кузанского, Д.Бруно.

Фиксированные выступления: Августин Аврелий Блаженный о "двух градах". Философские взгляды Фомы Аквинского. Социально-исторический подвиг Д.Бруно.

Литература:

Основная:

Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С 60-78.

Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 78-98.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 93-118.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 90-114.

Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

Дополнительная:

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

Хвостова К.В. Развитие правовых понятий в эпоху Средних веков (методологический и конкретно-исторический аспекты проблемы) // Вопросы философии, 2004, №1.– С. 128-138.

Паршин А.Н.Средневековая космология и проблема времени // Вопросы философии, 2004, №12. – С. 70-88.

Девятова В., Купцов В.И Судьба учения Н. Коперника // Вопросы философии, 2011, №1. – С.83-97.

Тема 2.13.с Поиск объективной истины (философия Нового времени)

Основные категории и понятия по теме: "гносеология", "эмпиризм", "рационализм Нового времени", "врожденные идеи", "сенсуализм", "деизм", "пантеизм", "первичные и вторичные качества", "чистая доска (tabula rasa)", "общественный договор", "свобода", "монада", "просвещение", "географический детерминизм".

Вопросы для подготовки к занятию:

1. В чем основное отличие философии Нового времени от прежних этапов развития философской мысли?

2. Каковы составные части эмпирического метода Ф.Бэкона?

3. Что такое врожденные идеи в концепции Р.Декарта?

4. Что считают источником знаний Ф.Бэкон, Р.Декарт?

5. Кого из известных философов XVII века можно назвать материалистом; кого –идеалистом (объективным или субъективным)?

6. Каково содержание категории "свобода" в философской системе Б.Спинозы.

7. Как трактуется пространство и время в философской системе Г.Лейбница?

8. Каковы практические результаты творческой деятельности просветителей?

9. Материалистические взгляды философов XVIII века.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные черты философии Нового времени.

2. Эмпиризм Ф.Бэкона.

3. Рационализм Р.Декарта.

4. Эволюция и взаимоотношение эмпиризма и рационализма в XVII веке.

5. Социально-философские взгляды мыслителей Нового времени.

6. Философия просвещения; от деизма к материализму.

Фиксированные выступления: Трансформация эмпиризма: от Ф.Бэкона до Д.Юма. Противоречия философии Р.Декарта. Жизнь и философия Б.Спинозы.

Литература:

Основная:

Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С. 79-95.

Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 99-119.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 119-140.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 115-140.

Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

Дополнительная:

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

Чуприкова Н.И. На пути к материалистическому решению психофизической проблемы. От дуализма Декарта к монизму Спинозы // Вопросы философии, 2010, №10. С. 110-121.

Ойзерман Т.И. Плодотворная противоречивость философско-исторических и общественно-политических воззрений (Социальная философии Жан-Жака Руссо) // Вопросы философии, 2009, №5. С. 133-149.

Касавин И.Т. Дэвид Юм. Парадоксы познания // Вопросы философии, 2011, № 3. С.157-171.

Микешин М.И. Социальная философия Давида Юма // Вопросы философии, 2003, №8. – С. 132-146.

 

Тема 2.21.с Немецкая классическая философия

Основные категории и понятия по теме: "вещь-в-себе", "вешь-для-нас", "аналитические и синтетические суждения", "понятия о безусловном", "категорический императив", "наукоучение", "потенциирование", "абсолют", "абсолютное сознание", "абсолютная идея", "хитрость мирового разума", "диалектика", "материалистическая антропология",

Вопросы для подготовки к занятию:

1. В чем отличие докритического и критического периодов в творчестве И.Канта?

2. В чем сущность и научно-историческое значение гипотезы Канта-Лапласа?

3. Каковы необходимые условия познания по И.Канту?

4. Что общего и в чем отличие "вещи-в-себе" и "вещи-для-нас"?

5. Охарактеризуйте познавательные уровни сознания (И.Кант)?

6. Какие основные типы суждений выделял И.Кант?

7. В чем заключается основное содержание этики И.Канта?

8. На каком этапе развития Абсолютного сознания возникает сознание человека в диалектике И.Фихте?

9. Как понимается свобода у И.Фихте?

10. Каков механизм возникновения природы по Ф.Шллингу?

11. Какова роль сознательное и бессознательное в формирования человека (Ф.Шеллинг)?

12. "Тезис", "антитезис", "синтез" как основные элементы диалектики Г.Гегеля.

13. Тождественность и различие "абсолютной идеи", "природы", "духа" (Г.Гегель).

14. Как трактуется Г.Гегелем исторический процесс?

15. Соотношение Бога и человека в философии Л.Фейербаха.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности немецкой классической философии.

2. Система познавательного процесса и ее элементы по И.Канту.

3. "Звездное небо над головой и моральный закон в сердце" (этика И.Канта).

4. Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте.

5. От бессознательного духа к осознающему себя и мир человеку (Ф.Шеллинг).

6. Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.

7. Материализм Л.Фейербаха как закономерный результат развития философской мысли.

Фиксированные выступления: Пробуждение от "догматической спячки" (значение критической философии И.Канта); Философская система Г.Гегеля: вершина классической философии или предпосылка мировоззренческого кризиса.

Литература:

Основная:

Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С. 96-110.

Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 120-138.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 147-169.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 141-160.

Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

Дополнительная:

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии, 2003, № 9.

Грязнов А.Ю.Абсолютное пространство как идея чистого разума // Вопросы философии, 2004, № 2. – С. 127-147.

Круглов А.Н. И.Г.Фихте и Берлинская академия наук // Вопросы философии, 2004, №8. С. 145-153.

Самарская Е.А. Маркс, Гегель и коммунизм // Вопросы философии, 2004, №8. С. 70-81.

Дубровский Д.И. Проблема добродетельного обмана. Кант и современность. – Вопросы философии, 2010, №1. – С. 16-32.

Тема 2.22.с Рационализм и иррационализм 19-20 вв.

Основные категории и понятия по теме: "диалектический и исторический материализм", "общественно-экономическая формация", "движущая сила истории", "польза", "парадигма", "научная революция", "воля к жизни", "воля к власти", "сверхчеловек", метод "вживания", "герменевтический круг", "психоанализ", "бессознательное", "экзистенция", "бытие-в-мире", "осевое время".

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Каковы социально-исторические условия становления западной философии XIX в.?

2. Каковы основные черты философии XIX-XX вв.

3. Какова структура марксистской философии, и ее отличия от других философских школ?

4. В чем заключается основной вопрос философии (марксистский, экзистенциальный, позитивистский подходы)?

5. Насколько объективно формационный подход отражает социальную эволюцию?

6. В чем заключается сущность позитивизма?

7. Каковы особенности каждого из этапов развития позитивизма?

8. В чем отличия философии Ф.Ницше от концепции А.Шопенгауэра?

9. Основное содержание феноменологии?

10. Каковы главные вопросы экзистенциализма?

11. В чем практическая значимость герменевтики?

12. В чем заключается философский аспект фрейдизма?

Вопросы для обсуждения:

1. Философия XIX века – кризис сознания или прорыв к интеллектуальной свободе?

2. Противоречия и основания различных мировоззренческих и методологических подходов философии XIX века.

3. Проблематика и продуктивные идеи диалектического материализма.

4. Противоречия, классы и социальный прогресс в марксизме.

5. Основные черты и значение позитивизма.

6. Философский бунт Ницше.

7. Формы философского иррационализма XIX-XX вв. (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, неотомизм).

Фиксированные выступления: Марксистская философия: глубоко аргументированная теория, как основание противоречивой практики; От "восстания масс" к "восстанию элит" (социально-этические учения ХХ века).

Литература:

Основная:

Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. С. – 111-127.

Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. – 139-167.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 288-331.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 161-172.

Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

Дополнительная:

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.

Пантин И.К. Марксизм: историческое самопознание // Вопросы философии, 2009, № 7. С. 12-24.

Визгин В.П.Анри Бергсон и экзистенциальная мысль (о книге И.И. Блауберг "Анри Бергсон") // Вопросы философии, 2004, № 10. – С. 157-165.

Драгунская Л.С. Переживание, рациональность и континуум К специфике фрейдовского дискурса // Вопросы философии, 2004, № 10. С. 136-144.

Мюрберг И.И. - Карл Поппер, свобода и дискурс «политического» // Вопросы философии, 2010, №11. С. 25-36.

Мюрберг И.И. Ф. Ницше о современном человеке в пространстве политического // Вопросы философии, 2009, № 5. С. 47-60.

Пирожкова В. Проблема научного предвидения в философии К. Поппера // Вопросы философии, 2010, № 6. С.160-176.

Семенов В.С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке // Вопросы философии, 2009, № 6. С. 33-46.

 

Тема 2.31.с Особенности и значение русской философии.

Основные категории и понятия по теме: "онтологизм" (русской философии), "исихазм", "иосифляне", "нестяжатели", "Москва – третий Рим", "макрокосм", "микрокосм", "символическая реальность", "великое Все", "славянофилы", "западники", "крестьянский социализм", принцип "разумного эгоизма", "космизм", "всеединство", "соборность", "софия" и "софиология", "тектология", "ноосфера", "непротивление злу насилием", "культурно-исторический тип", "экологический императив".

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Каковы источники становления и развития русской философии?

2. В чем заключаются особенности русской философии?

3. Какова специфика периодизации русской философии?

4. Какие философские вопросы поднимаются русскими мыслителями в период становления философского мировоззрения (в период средневековой Руси)?

5. В чем отличие позиций иосифлян и нестяжателей, есть ли позитивный аспект в их противостоянии?

6. Оцените степень объективности и важности концепции "Москва – третий Рим"?

7. Каковы особенности российского просвещения?

8. Из каких трех основных компонентов состоит бытие в концепции Г.С.Сковороды; что общего в этих компонентах, что их отличает друг от друга?

9. П.Я.Чадаев – патриот или духовный конформист?

10. Каково культурно-историческое значение дискуссии славянофилов и западников?

11. Какова специфика различных материалистических подходов в русской философии конца XIX- начала XX вв.?

12. Раскройте значение основных понятий русской религиозной философии.

13. Каковы основные достижения и проблемы советской философии; русской зарубежной философии ХХ века?

14. Каково соотношение современного этапа развития России и ее философской мысли.

Вопросы для обсуждения:

1. Источники и особенности развития русской философии.

2. Противостояние славянофилов и западников как элемент самоидентификации российского сознания XIX века.

3. Выбор пути России: "традиционность", "жертвенность", "красота", "социальная активность", … (плюрализм философских позиций на рубеже XIX-XX вв.)

4. Черты и идеи русского космизма; учение о ноосфере.

5. Развитие Россия ХХ столетия: естественный эволюционный процесс или результаты социального насилия.

Фиксированные выступления: Наиболее яркие компоненты философской проблематики допетровской Руси; Оригинальные идеи русских философов и их вклад в развитие мировой философии: Н.Я.Данилевский, Н.А.Бердяев, А.А.Богданов, В.И.Вернадский. Проблемы философии современной России.

Литература:

Основная:

Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С. 128-145.

Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 168-203.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 182-210.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 173-199.

Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

Дополнительная:

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

Богданов А.А. К тектологическому преобразованию наук (предисловие к публикации В.С. Клебанера и А.П. Огурцова, примечания В.С. Клебанера) // Вопросы философии, 2003, № 1. – С. 111-134.

Бонецкая Н. К. Апофеоз творчества (Н. Бердяев и Ф. Ницше) // Вопросы философии, 2009, № 4. С. 85-106.

Гурвич-Лищинер С.Д. "Я его формировал:": о творческих связях философской прозы Герцена и Чаадаева // Вопросы философии, 2003, № 11. – С. 93-111.

Евлампиев И.И. Жизненная драма Владимира Соловьева // Вопросы философии, 2011, № 2, С. 127-138.

Ермичев А.А. Русская философия сегодня (идеи и направления). Материалы этико-философского семинара им. Андрея Платонова, г. Воронеж, 12-13 мая 2008 г....1 (русская философия) // Вопросы философии, 2010, № 1 С. 181-186.

Кацапова И.АРусская школа права: П.И. Новгородцев о необходимости этико-нормативного анализа права // Вопросы философии, 2003, № 4. – С. 152-162.

Кедров Б.М. О слове едином // Вопросы философии, 2004, № 1. – С. 77 - 96.

Павлов А.Т. Было ли в России в начале XX века религиозно-философское возрождение? // Вопросы философии, 2004, № 9. – С. 163-169.

Пантин И.К. Социалистическая идея: Герцен versus Маркс // Вопросы философии, 2010, №12. С. 69-75.

Симаков К.В. Концепция реального времени-дления В.И. Вернадского // Вопросы философии, 2003, № 4. – С. 88-100.

Любутин К.Н. Российские версии философии марксизма: Александр Богданов// Вопросы философии, 2003, № 9. – С.76-91.

"Я восхищен яркостью и оригинальностью его суждений". Из переписки И.Р. Пригожина и А.И. Петрухина по поводу книги Н.Н. Моисеева "Быть или не быть: человечеству" Вопросы философии, 2003, № 1. С. 102-104.

Материалы о Б.М.Кедрове // Вопросы философии, 2004, №1. – С. 3-76.

Материалы о Э.В.Ильенкове // Вопросы философии, 2004, №3. – С. 56-110.

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.035 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7