Структура института несостоятельности
Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 впервые в новейшей российской истории были конституированы два института: институт банкротства и институт антикризисного управления, причем оба – во внесудебном порядке. Первый институт сразу получил четкое наименование, оказавшееся для России окончательным: несостоятельное предприятие было названо банкротом, и во всех последующих российских нормативных правовых актах эти два понятия – несостоятельность и банкротство - стали употребляться как синонимы. Сложнее оказалось с термином «антикризисное управление» В Указе для его обозначения были использованы разные понятия: "реорганизация", "оздоровление экономического и финансового состояния", "финансовое оздоровление", "восстановление платежеспособности", "санация". Институт банкротства в России на протяжении 1990-х годов использовался как способ перераспределения собственности, а также политического и экономического давления на организации со стороны государства. Наблюдалась парадоксальная ситуация: те организации, которые имеют достаточный запас прочности, вовлекаются в процедуры банкротства, а так называемые безнадежные организации этой процедуры избегают, поскольку не находится желающих их захватить, а шансы получить долги в ходе процедуры банкротства невелики. Если институт банкротства в 1992-1998 гг. имел скорее имитационный характер, то второй закон (1998 г.) еще более исказил ситуацию, превратив институт банкротства из способа обеспечения финансовой дисциплины в инструмент перераспределения собственности и вывода активов. Это также касалось и ситуации с налоговыми платежами. После принятия ныне действующего Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ ситуация изменилась незначительно. В настоящее время институт несостоятельности (банкротства) в России включает: 1) законодательные и нормативно - правовые акты: Гражданский Кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Уголовный Кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Арбитражный процессуальный кодекс РФ; Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" от 24.06.1999 № 122-ФЗ; Указы Президента, Постановления Правительства РФ, Приказы Минэкономразвития, ФНС, Минюста, Росрегистрации, постановления и письма Высшего Арбитражного Суда РФ, правила, регламенты, положения и пр.; 2) система арбитражных судов Российской Федерации; 3) система исполнительного производства, включая судебных исполнителей; 4) арбитражные управляющие; 5) саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО АУ); 6) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, Минэкономразвития РФ, Минюст РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная регистрационная служба), органы государственной власти субъектов РФ; 7) общественное мнение. 6.5. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) от 27.10.2002 № 127-ФЗ Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее Закон) является основным нормативным правовым актом, регламентирующим процедуры банкротства и антикризисное управление организациями в нашей стране. Прежде всего, в нем определяются основные понятия, используемые в Законе: · несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; · должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом; · денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ основанию; · обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ; · руководитель должника - лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности; · кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; · конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия; · уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований; · досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства; · наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; · финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; · внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности; · конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; · мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами; · арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций; · временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Законом; · административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Законом; · внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Законом полномочий; · конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом полномочий; · мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей; · саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих; · регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В Российской Федерации действие закона о несостоятельности распространяется на все юридические и физические лица, в том числе на индивидуальных предпринимателей. Исключения составляют казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации[17]. В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ определяются: 1. признаки банкротства юридических и физических лиц: 2. лица, которые имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; 3. полномочия и порядок созыва собрания кредиторов и комитета кредиторов, порядок составления реестра кредиторов; 4. требования к арбитражному управляющему и порядок его утверждения; 5. статус, требования и функции саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО АУ); 6. конкретные процедуры банкротства; 7. компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере банкротства; 8. процедура разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде; 9. порядок принятия заявления о признании должника банкротом: 10. особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц (градообразующие организации; сельскохозяйственные организации; стратегические предприятия и организации; финансовые организации; субъекты естественных монополий; отсутствующий должник); 11. иные вопросы. Для самооценки главы 6: · ответить на вопросы: 1. Каковы признаки несостоятельности? 2. Как соотносятся между собой понятие несостоятельности и банкротства? 3. Какие существуют виды банкротства? 4. Какова структура института несостоятельности в рыночной экономике? 5. Какие функции выполняет институт несостоятельности в современной экономике? 6. Каковы основные направления профилактики несостоятельности? 7. Каковы социально-экономические последствия несостоятельности? 8. Каковы этапы развития законодательной базы института несостоятельности в России? 9. Чем Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) от 27.10.2002 № 127-ФЗ отличается от предыдущих законов? · выполнить задание: Выберите правильный ответ 1. Предприятие считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены им; а) в течение шести месяцев; б) трех месяцев; в) одного года; в) одного месяца с даты, когда они должны были быть исполнены. 2. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем: а) сто тысяч рублей; б) триста тысяч рублей; в) один миллион рублей; г) количественный критерий отсутствует. 3. В США первый закон о банкротстве был принят: а) в 1800 г.: б) 1900; в) 1913 г.; г) 1978 г. 4. В современной России история банкротства и его правового оформления началась: а) с 1989 г. б) 1992 г.; в) 1998 г. г) 2002 г.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (803)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |