Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Структура института несостоятельности




Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 впервые в новейшей российской истории были конституированы два института: институт банкротства и институт антикризисного управления, причем оба – во внесудебном порядке.

Первый институт сразу получил четкое наименование, оказавшееся для России окончательным: несостоятельное предприятие было названо банкротом, и во всех последующих российских нормативных правовых актах эти два понятия – несостоятельность и банкротство - стали употребляться как синонимы.

Сложнее оказалось с термином «антикризисное управление» В Указе для его обозначения были использованы разные понятия: "реорганизация", "оздоровление экономического и финансового состояния", "финансовое оздоровление", "восстановление платежеспособности", "санация".

Институт банкротства в России на протяжении 1990-х годов ис­пользовался как способ перераспределения собственности, а также политического и экономического давления на организации со стороны государства. Наблюдалась парадоксальная ситуация: те организации, которые имеют достаточный запас прочности, вовлекаются в процедуры банкротства, а так называемые безнадеж­ные организации этой процедуры избегают, поскольку не находится желающих их захватить, а шансы получить долги в ходе проце­дуры банкротства невелики.



Если институт банкротства в 1992-1998 гг. имел скорее имита­ционный характер, то второй закон (1998 г.) еще более исказил ситуацию, превратив институт банкротства из способа обеспече­ния финансовой дисциплины в инструмент перераспределения собственности и вывода активов. Это также касалось и ситуации с налоговыми платежами. После принятия ныне действующего Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ ситуация изменилась незначительно.

В настоящее время институт несостоятельности (банкротства) в России включает:

1) законодательные и нормативно - правовые акты: Гражданский Кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Уголовный Кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" от 24.06.1999 № 122-ФЗ; Указы Президента, Постановления Правительства РФ, Приказы Минэкономразвития, ФНС, Минюста, Росрегистрации, постановления и письма Высшего Арбитражного Суда РФ, правила, регламенты, положения и пр.;

2) система арбитражных судов Российской Федерации;

3) система исполнительного производства, включая судебных исполнителей;

4) арбитражные управляющие;

5) саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО АУ);

6) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, Минэкономразвития РФ, Минюст РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная регистрационная служба), органы государственной власти субъектов РФ;

7) общественное мнение.

6.5. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) от 27.10.2002 № 127-ФЗ

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее Закон) является основным нормативным правовым актом, регламентирующим процедуры банкротства и антикризисное управление организациями в нашей стране. Прежде всего, в нем определяются основные понятия, используемые в Законе:

· несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

· должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом;

· денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ основанию;

· обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ;

· руководитель должника - лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

· кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

· конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

· уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований;

· досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;

· наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

· финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

· внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

· конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

· мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

· арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций;

· временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Законом;

· административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Законом;

· внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Законом полномочий;

· конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом полномочий;

· мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

· саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

· регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В Российской Федерации действие закона о несостоятельности распространяется на все юридические и физические лица, в том числе на индивидуальных предпринимателей. Исключения составляют казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации[17].

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ определяются:

1. признаки банкротства юридических и физических лиц:

2. лица, которые имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;

3. полномочия и порядок созыва собрания кредиторов и комитета кредиторов, порядок составления реестра кредиторов;

4. требования к арбитражному управляющему и порядок его утверждения;

5. статус, требования и функции саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО АУ);

6. конкретные процедуры банкротства;

7. компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере банкротства;

8. процедура разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде;

9. порядок принятия заявления о признании должника банкротом:

10. особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц (градообразующие организации; сельскохозяйственные организации; стратегические предприятия и организации; финансовые организации; субъекты естественных монополий; отсутствующий должник);

11. иные вопросы.

Для самооценки главы 6:

· ответить на вопросы:

1. Каковы признаки несостоятельности?

2. Как соотносятся между собой понятие несостоятельности и банкротства?

3. Какие существуют виды банкротства?

4. Какова структура института несостоятельности в рыночной экономике?

5. Какие функции выполняет институт несостоятельности в современной экономике?

6. Каковы основные направления профилактики несостоятельности?

7. Каковы социально-экономические последствия несостоятельности?

8. Каковы этапы развития законодательной базы института несостоятельности в России?

9. Чем Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) от 27.10.2002 № 127-ФЗ отличается от предыдущих законов?

· выполнить задание:

Выберите правильный ответ

1. Предприятие считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены им;

а) в течение шести месяцев;

б) трех месяцев;

в) одного года;

в) одного месяца с даты, когда они должны были быть исполнены.

2. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем:

а) сто тысяч рублей;

б) триста тысяч рублей;

в) один миллион рублей;

г) количественный критерий отсутствует.

3. В США первый закон о банкротстве был принят:

а) в 1800 г.:

б) 1900;

в) 1913 г.;

г) 1978 г.

4. В современной России история банкротства и его правового оформления началась:

а) с 1989 г.

б) 1992 г.;

в) 1998 г.

г) 2002 г.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)