Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Теория контрактов:сущность, виды оппортунистического поведения




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема контрактов и связ-х с ними трансакционных издержек основывается на формировании формальных и неформальных правил, к-е эти издержки снижают (или наоборот увеличивают). Источником правил явл-ся общ-во, далее они опускаются на уровень прав собст-ти и затем на уровень индивид-х контрактов.

Контракты отражают структуру стимулов и анти-стимулов, коренящуюся в струк-ре прав собст-ти и механизмов их обеспечения. Таким образом, набор альтернатив, открывающихся перед игроками, и те формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов, проистекают из структуры прав собственности.

Хоз-ая практика выработала три основных типа контракта, каждый из кот-х имеет свою преимуществ-ю область применения.

1. Классический контракт. Классический контракт носит безличный характер, и его отличительной чертой является присут-е четко оговор-х пунктов («если,…то»). Поэтому все возм-е будущие события сводятся в нем к настоящему моменту. В классич-ом контракте не имеет значения личность контрагента – его участником может быть любой. Классич-ий контракт тяготеет к стандартизации. Записанные условия сделки имеют в нем перевес над устными, осн-ой акцент делается на формаль-х док-ах. С выполнением сделки он прекращает существ-е. Контракт носит двухсторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение санкций контракта и все споры по нему решаются в суде.



2. Неоклассический контракт. Это долговрем-й контракт в условиях неопредел-ти. Не все будущие события могут быть оговорены в качестве условий при его подписании. Оптимальную адаптацию к некоторым событиям невозможно предвидеть пока они не произойдут. Поэтому участники такого контракта соглашаются на привлечение третейской стороны, решение которой обязуются выполнить в случае наступления неоговор-х в контракте событий, поэтому контракт приобретает трехстор-ий характер. Споры по нему решаются не судом, а органами арбитража.

3. Отношенченский (или обязательственный, имплицитный) контракт. Такие контракты складыв-ся в условиях долговрем-ых, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами. Обоюдная заинтересов-сть в продолжении отношений здесь играет решающую роль. Дискретность отношений, присущая двум предыдущим формам контрактов здесь полностью исчезает – отношения становятся непрерыв-ми. Неформ-ые условия имеют перевес над формальными пунктами, иногда договор вообще не оформляется в виде док-та. Личность участ-ов здесь приобретает решающее значение. Поэтому споры разрешаются не путем обращения к формальному закону или авторитету третейского лица, а в ходе неформальных переговоров, двухстороннего торга. Нормой, на которую ссылаются стороны, служит поэтому не первоначальный контракт, а все отношение в целом.

Условия вытеснения неоклассич-х методов управл-я имплицитными:

-увелич-ся продолжит-ть и сложность контрактов;

-замена партнера стан-ся затруднит-ой;

-отношения приобрет-ют св-ва «мини-общества».

Приоритет неформальных правил над формальными(нет помощи 3й стороны).

Подходы к классиф-ии конр-ов: юридич-й(соглаш-е, договор, граждан-ое правоотнош-е) и экон-й (правов-ое оформл-е трансакций-действий).

Юридич-й-свобода договора, согласование интерсов, виды норм формальные, писмен-я форма заключ-я, цель-фиксир-е прав.

Экон-й-свобода договора, согласование интересов, формальн-е ии неформальн-е виды норм, форма заключ-я писменная и уст-я, цель-передача прав собств-ти, регулир-е трансакцион-х издержек.

Основн.элементы контракта:

-предмет контракта-опред-е вида совмест-х действий сторон;

-правила-способы согласов-я действий м/у сторонами;

-хар-ка повед-я сторон-ожидаемые вар-ты действий сторон;

-процедура урегулир-я конфлик-ов-способы воздейст-я на партнеров.

Параметры контракта:

1)сумма контр-та (размер)

-объектив-ый-устан-ся законод-ом порядке(малый или большой)

-субъектив-ый(относит-ый) –устан-ся самим участ-ом.

2)продолжт-ть

- срочный (в т.ч.мгновен-ый)

-бессроч-ый(неопре-ый)

3)позиции сторон

-симметрич-я – равенство

-ассиметрич-я – неравен-во

4)степень формализации

- тписменный

-устный

Причины несовершенства контракта:

1.огранич-я рациональн-сть

2.ассиметрия инфом-ии

3.оппортунистич-ое повед-е

-неблагоприят-ый отбор (предконтракт-ый оппортунизм)

-моральный риск (постконтракт-ый оппортунизм).

Теории контрактов:

-теория агенств

-Теория неполных контрактов

-теория трансакцион-х издержек.

Теория агентств:

-2стороны контракта: принципал (заказчик) и агентства(исполнитель)

-заказчик поручает работу агенту за вознаграждение, делегируя часть своих прав на принятие реш-й.

-у принципала меньше информ-ии о реализуе-ом контракте, чем у агента.

Задачи теории агентств:

1)оценка ассиметрии инф-ии

- скрытые действия- действия агента, к-е принципал наблюдать не может

-скрытая инф-я-инф-я о внеш-х условиях, к-я известна агенту, но не принципалу.

2)оценка издержек, к-е возник-ют вследствие асимметрии инф-ии

3)поиск эффект-х механизмов min-ии изд-ек.

4)поиск и ан-з оптим-х схем вознаграждения агента.

Теории агенств (виды оппортунизма):

1.неблагоприят-ый отбор – оппортунизм, возник-ий на стадии заключ-я контрактов.

Агент, исп-я информ-ое преимущ-во, добив-ся заключ-я контр-а на самых выгод-х для себя условиях. Задача принципала-предложить агенту такую схему вознагражд-я, к-я заставит его открыть инф-ю.

2.моральный риск-это оппортунизм агента, к-й связан с внутренними качеств-ми агента при реализ-ии контракта.

Задача принципала –разработка таких условий стимулир-я, к-е заставят агента придержив-ся линии повед-я, отвечающ-й интересам принципала.

Механизмы борьбы с неблагоп-м отбором:

-исходная предпосылка:принципал-неинформиров-я сторона, агент информир-я сторона.

-сигналы (действия, предприн-е агентом с целью сообщить принципалу о наличии себя опред-х харак-к с целью предотвращ-я неблагоп-го отбора).

-фильтрация (сканирование)-действия, предприн-е принципалом с целью выявл-я реакции агента, определяющий его скрытые харак-ки, с целью предотвращ-я неблагоп-го отбора.

-рационирование – действия, к-е предприн-ет принципал, предъявляя агенту доп. требов-я, напрямую не связан-е с показат-ми, влияющ-ми на прибыль с целью предотвращ-я неблагоп-го отбора.

Факторы возник-я моральн-го риска:

-различия в целях сторон, заключающих контракт

-затруднит-ть мониторинга за использ-ем контракт-х обязат-в

-огранич-я ответ-ть агента за свои действия или реш-я.

Механизмы борьбы с моральн.риском:

1.внутренние(требуют затрат):оплата не усилий, а конечн.рез-та;мониторинг;эффектив-я з/п-з/п выше среднерыноч-ой; «сделай сам».

2. внешние (бесплатные, опосредованно платные): репутация на рынке агентов; конкур-я на рынке конечн-го продукта; угроза поглощения.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (613)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7