Издержки,прибыльи рентаб-ть. Виды, экон-я сущность, метод расчета
Издержки произв-ва — затраты, связанные с произв-ом и обращением произвед-х товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей. Понятие издержек основыв-ся на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного исп-я. Издержки со стороны фирмы - выплаты, к-е фирма обязана сделать, или доходы, к-е фирма должна обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от исп-я в альтернативных производствах. Издержки бывают внутр. и внеш. Денежные доходы, к-е фирма несет в пользу поставщиков сырья, топлива, энергию и др., называются внешними. Их называют также явными или бухгалтерскими издержками, потому что они отражаются в бухгалтерском учете предпр-я и имеют форму денежных платежей поставщикам факторов произв-ва и промежуточных изделий. Издержки на собственный ресурс (оборудование), наз-ся внутр.или неявными. Статьи бух.издержек - это статьи затрат, образующих себест-ть продукции. Статьи следующие: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Издержки произв-ва зависят от цен необходимых ресурсов, от технологии, т.е. от количества ресурсов, необходимых для произв-ва. Экономисты считают издержками все платежи – внутр. и внеш., необходимые для изготовления продукта (услуги). Пост-е издержки произв-ва - такие издержки, величина кот-х не меняется в зависимости от изменения объема произв-ва. Постоянные издержки связаны с функционированием производст-го оборуд-я фирмы, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, отчисления на амортизацию, страховые взносы, з/п.Переменные издержки - такие издержки, величина кот-х мен-ся в зависимости от изменения объема произв-ва. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспорт, трудовые ресурсы. Прирост суммы переменных издержек, связанных с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным. Общая сумма издержек - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме произв-ва. Она будет уменьш-ся при увеличении объема произв-ва и нарастать при уменьш-ии предельной производительности. Переменными издержками предприниматель может управлять, постоянные - находятся вне контроля фирмы. Средние издержки - издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки опред-ся путем деления суммарных переменных издержек на кол-во произвед-ой продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на кол-во продукции. Предельные издержки – доп-е или добавочные издержки, связан-е с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше к-ой производство не эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный эффективный размер предприятия. Издержки обращения - затраты, связанные с доставкой продукции потребителю. Производительные - транспорт, хранение, подработка. Чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости. Прибыль– это экон-ая категория, к-я представляет собой, чистый доход создаваемый прибавочным трудом. ИЛИ денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль один из основных финансовых показателей плана и оценки хоз-ой деятельности предприятий Виды прибыли: 1. Валовая прибыль =Выручка от продажи товаров, работ, услуг - себестоимость проданных товаров работ услуг 2. Прибыль(убыток) от продаж =Валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы 3. Прибыль (убыток) до налогооблажения =Прибыль (убыток) от продаж + операционные доходы – опреационные расходы + внереализационные доходы – внереализационные расходы 4. Прибыль (убыток) от обычной деятельности =Прибыль (убыток) до налогооблажения – налог на прибыль и аналогичные платежи. 5. Чистая (нераспределенная) прибыль =Прибыль (убыток) от обычной деятельности + черезвычайные доходы – черезвычайные расходы. 6. Нераспределенная прибыль (ублыток) отчетного года. На величину прибыли влияют субъектив. и объектив.факторы: Субъектив: организационно-технический уровеньуправления, конкурентоспособность продукции, уровень производительности труда, затраты на произв-во и реализацию, уровень цен на готовую продукцию. Объектив: ур-нь цен на сырье и материалы, нормы амортизационных отчислений, конъюктура рынка. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия (чистая) используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предприн-ой деят-ти. Распред-е чистой прибыли происходит по след направлениям: 1. Первоочередные обязательства перед бюджетом – за счет прибыли уплачив-ся некот-е виды сборов и налогов, а также штрафы пени неустойки 2. Формирование резервного фонда – предназначен для покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на доп-ые затраты по расширению произв-ва и соц. развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива. Резервный фонд должен составлять не менее 15 % уставного фонда ежегодно пополняется за счет отчислений от прибыли (не менее 5 %). 3. Формирование фондов специального назначения (фонды накопления и потребления). Фонд накопления – расходы направляются на проектные, конструкторские, изыскательские работы, на приобретение новых технологий, разработку новых видов продукции, на формирование основных фондов. Фонд потребления – формир-ся на развитие соц.сферы и соц.нужд выплата дивидендов, покрытие расходов сверх нормативов, благотворительностьи пр. Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относит-х показателей, характериз-х эффективность работы предпр-я в целом, доходность различ-х направлений деят-ти (производств-ой, коммерч-ой, инвестиционной и т.д.), выгодность произв-ва отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные рез-ты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффектив-ти деят-ти предпр-я и как инструмент в инвестиц-ой политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: - рентабельность отдельных видов продукции, - рентабельность производственной деят-ти, - рентабельность инвестиционной деят-ти и отдельных инвестиционных проектов, -рентабельность обычной деят-ти; 2) показатели, характеризующие прибыльность продаж, ур-нь кот-х опред-ся соотношением прибыли с выручкой от реализации продукции: - рентабельность продаж отдельных видов продукции, - общая рентабельность продаж; 3) показатели, в основе кот-х лежит ресурсной подход и ур-нь кот-х опред-ют отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала: - рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, - рентабельность операционного капитала, - рентабельность основного капитала, - рентабельность оборотного капитала, - рентабельность собственного капитала и др. К первой группе относ-ся рентабельность производственной деятел-ти (окупаемость издержек) – исчисл-ся путем отношения прибыли от реализации (Пр) к сумме затрат по реализ-ой продукции (Зрп): Ко второй группе относится рентабельность продаж (оборота). или В процессе анализа следует изучить динамику данных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню, провести межхозяйственные сравнения с предприятиями – конкурентами, после чего определить факторы, формирующие их уровень
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (546)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |