Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Издержки,прибыльи рентаб-ть. Виды, экон-я сущность, метод расчета




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Издержки произв-ва — затраты, связанные с произв-ом и обращением произвед-х товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.

Понятие издержек основыв-ся на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного исп-я. Издержки со стороны фирмы - выплаты, к-е фирма обязана сделать, или доходы, к-е фирма должна обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от исп-я в альтернативных производствах. Издержки бывают внутр. и внеш. Денежные доходы, к-е фирма несет в пользу поставщиков сырья, топлива, энергию и др., называются внешними. Их называют также явными или бухгалтерскими издержками, потому что они отражаются в бухгалтерском учете предпр-я и имеют форму денежных платежей поставщикам факторов произв-ва и промежуточных изделий. Издержки на собственный ресурс (оборудование), наз-ся внутр.или неявными. Статьи бух.издержек - это статьи затрат, образующих себест-ть продукции. Статьи следующие: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Издержки произв-ва зависят от цен необходимых ресурсов, от технологии, т.е. от количества ресурсов, необходимых для произв-ва. Экономисты считают издержками все платежи – внутр. и внеш., необходимые для изготовления продукта (услуги). Пост-е издержки произв-ва - такие издержки, величина кот-х не меняется в зависимости от изменения объема произв-ва. Постоянные издержки связаны с функционированием производст-го оборуд-я фирмы, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, отчисления на амортизацию, страховые взносы, з/п.Переменные издержки - такие издержки, величина кот-х мен-ся в зависимости от изменения объема произв-ва. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспорт, трудовые ресурсы. Прирост суммы переменных издержек, связанных с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным. Общая сумма издержек - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме произв-ва. Она будет уменьш-ся при увеличении объема произв-ва и нарастать при уменьш-ии предельной производительности. Переменными издержками предприниматель может управлять, постоянные - находятся вне контроля фирмы. Средние издержки - издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки опред-ся путем деления суммарных переменных издержек на кол-во произвед-ой продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на кол-во продукции. Предельные издержки – доп-е или добавочные издержки, связан-е с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше к-ой производство не эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный эффективный размер предприятия.



Издержки обращения - затраты, связанные с доставкой продукции потребителю. Производительные - транспорт, хранение, подработка. Чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости.

Прибыль– это экон-ая категория, к-я представляет собой, чистый доход создаваемый прибавочным трудом. ИЛИ денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Прибыль один из основных финансовых показателей плана и оценки хоз-ой деятельности предприятий Виды прибыли:

1. Валовая прибыль =Выручка от продажи товаров, работ, услуг - себестоимость проданных товаров работ услуг

2. Прибыль(убыток) от продаж =Валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы

3. Прибыль (убыток) до налогооблажения =Прибыль (убыток) от продаж + операционные доходы – опреационные расходы + внереализационные доходы – внереализационные расходы

4. Прибыль (убыток) от обычной деятельности =Прибыль (убыток) до налогооблажения – налог на прибыль и аналогичные платежи.

5. Чистая (нераспределенная) прибыль =Прибыль (убыток) от обычной деятельности + черезвычайные доходы – черезвычайные расходы.

6. Нераспределенная прибыль (ублыток) отчетного года.

На величину прибыли влияют субъектив. и объектив.факторы:

Субъектив: организационно-технический уровеньуправления, конкурентоспособность продукции, уровень производительности труда, затраты на произв-во и реализацию, уровень цен на готовую продукцию. Объектив: ур-нь цен на сырье и материалы, нормы амортизационных отчислений, конъюктура рынка.

Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия (чистая) используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предприн-ой деят-ти. Распред-е чистой прибыли происходит по след направлениям:

1. Первоочередные обязательства перед бюджетом – за счет прибыли уплачив-ся некот-е виды сборов и налогов, а также штрафы пени неустойки

2. Формирование резервного фонда – предназначен для покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на доп-ые затраты по расширению произв-ва и соц. развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива. Резервный фонд должен составлять не менее 15 % уставного фонда ежегодно пополняется за счет отчислений от прибыли (не менее 5 %).

3. Формирование фондов специального назначения (фонды накопления и потребления). Фонд накопления – расходы направляются на проектные, конструкторские, изыскательские работы, на приобретение новых технологий, разработку новых видов продукции, на формирование основных фондов. Фонд потребления – формир-ся на развитие соц.сферы и соц.нужд выплата дивидендов, покрытие расходов сверх нормативов, благотворительностьи пр.

Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относит-х показателей, характериз-х эффективность работы предпр-я в целом, доходность различ-х направлений деят-ти (производств-ой, коммерч-ой, инвестиционной и т.д.), выгодность произв-ва отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные рез-ты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффектив-ти деят-ти предпр-я и как инструмент в инвестиц-ой политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, базирующиеся на затратном подходе, уровень кот-х опред-ся соотношением прибыли с затратами:

- рентабельность отдельных видов продукции,

- рентабельность производственной деят-ти,

- рентабельность инвестиционной деят-ти и отдельных инвестиционных проектов,

-рентабельность обычной деят-ти;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж, ур-нь кот-х опред-ся соотношением прибыли с выручкой от реализации продукции:

- рентабельность продаж отдельных видов продукции,

- общая рентабельность продаж;

3) показатели, в основе кот-х лежит ресурсной подход и ур-нь кот-х опред-ют отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала:

- рентабельность совокупных активов или общая рентабель­ность,

- рентабельность операционного капитала,

- рентабельность основного капитала,

- рентабельность оборотного капитала,

- рентабельность собственного капитала и др.

К первой группе относ-ся рентабельность производственной деятел-ти (окупаемость издержек) – исчисл-ся путем отношения прибыли от реализации (Пр) к сумме затрат по реализ-ой продукции (Зрп):
Она показ-ет, сколько предпр-е имеет прибыли с каждого рубля, затрач-го на произв-во и реализацию продукции. Данный показатель может рассчит-ся в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Аналогично исчисляется окупаемость инвестиц-ых проектов: полученная или ожидаемая прибыль от проекта соотносится с суммой инвестиций в данный проект.

Ко второй группе относится рентабельность продаж (оборота).
- Рентабельность оборота (коммерческая маржа) рассч-ся делением прибыли от реализации (Пр) на сумму полученной выручки (В):
Показатель характер-ет эффективность производств-ой и коммерческой деят-ти и показ-ет, сколько прибыли имеет предпр-е с рубля продаж. Рассчит-ся в целом по предприятию и по видам продукции.
К третьей группе относят рентабельность капитала и собственного капитала.
-Рентабельность (доходность) капитала исчисл-сяотношением балансовой (брутто – прибыли) или чистой прибыли (ПЧ) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (стоимости активов предприятия – А) или отдельных его слагаемых, таких как собственный капитал (СК), заемный, основной, оборотный и проч., при чем важное место в анализе занимает показатель рентабельности собственного капитала.

или

В процессе анализа следует изучить динамику данных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню, провести межхозяйственные сравнения с предприятиями – конкурентами, после чего определить факторы, формирующие их уровень




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7