ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» Кафедра экономики, финансов и природопользования Г.Г. Уварова, А.Н.Татаркина РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра экономики, финансов и природопользования
Рецензент – к.э.н., доцент Кюрджиев С.П. Уварова Г.Г., Татаркина А.Н. Региональная экономика и управление: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. 64 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит общие сведения о курсе, учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты, глоссарий. Предназначен для студентов очной и заочной форм обучения слушателей, получающих второе высшее образование по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».
Печатается по решению кафедры. Протокол №12 от 20.05.2010 г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ Для Российской Федерации с ее огромной территорией, разнообразием природных условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства обеспечение эффективного социально – экономического развития регионов является необходимым условием укрепления могущества, сохранения территориальной целостности страны. Вопросы, связанные с исследованием региональных экономических систем и направлений развития регионов приобретают все большую актуальность в условиях рецессии мировой экономики. Задача формирования в России конкурентоспособной экономики требует поиска новых подходов к решению проблем на региональном уровне. В настоящее время в масштабах регионов уже сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономики регионов, страны в целом. Вместе с тем, совершенствование системы управления экономикой регионов РФ, имеющих своеобразные условия социально-экономического развития, требуют глубокого теоретического осмысления, изучения особенностей региональной экономики и управления, а также территориально-функцио-нальных аспектов экономических отношений. В этих условиях особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере государственного и муниципального управления, владеющих методами анализа региональных социально-экономических процессов, современными технологиями управления территориальными объектами. Целью изучения дисциплины «региональная экономика и управление» является формирование комплекса знаний о региональных аспектах функционирования подсистем национальной экономики, их отдельных элементах и взаимодействии между ними, экономических и управленческих отношениях, возникающих в процессе функционирования и развития социально-экономических систем региона, а также механизмах управления ими в рамках подготовки специалистов в соответствии с квалификационными требованиями образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504.65 – государственное Основными задачами изучения дисциплины являются: – определение роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии Российской Федерации; – овладение теоретическими основами управления региональной экономикой, методами региональных исследований, инструментами региональной политики; – анализ современных тенденций управления социально-экономиче-ским развитием регионов в России и за рубежом. По окончании изучения дисциплины студент должен: 1. Иметь представления: – о взаимосвязи понятий «территория», «регион», «муниципальное образование», «региональное управление», «региональная социально-экономи-ческая система»; – об основных тенденциях регионального управления и принципах организации региональной экономики; – о приоритетных направлениях региональной политики в Российской Федерации и за рубежом. 2. Знать: – основные понятия, категории, и термины региональной экономики и управления; – типологию и классификацию регионов; – основные научные школы отечественных и зарубежных исследователей, изучающих вопросы региональной экономики и управления; – особенности территориальной организации региональной экономики в РФ; – методы и средства управления экономикой региона; – цели, принципы и механизмы государственного воздействия на социально-экономическое развитие регионов РФ. 3. Уметь: – определять факторы и условия регионального развития; – анализировать состояние экономики и социальной сферы региона, тенденции его развития; – использовать программно-целевой подход для решения региональных проблем; – применять современные инструменты управления региональной экономикой в практической деятельности. Дисциплина «региональная экономика и управление» (РЭУ) тесно взаимосвязана со многими экономическими и иными науками. Она затрагивает области экономической теории, макро- и микроэкономики, экономической и социальной географии, демографии, природопользования, социологии, политологии и других наук. Региональная экономика как наука изучает: экономику отдельного региона; экономические связи между регионами; региональные системы; производственную инфраструктуру; раз-мещение производительных сил; региональные аспекты функционирования национальной экономики; региональную политику; природно-ресурс-ный потенциал России и ее регионов; региональную структуру управления; региональные рынки; бюджетно-налоговую систему региона и др. Изучение РЭУ предполагает усвоение лекционного материала, приобретение практических навыков и умений в процессе проведения семинарских занятий, подготовку рефератов и докладов, выполнение домашних заданий, а также самостоятельную работу студентов по изучению отдельных тем дисциплины.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Заведующий кафедрой С.П. Кюрджиев ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Предмет, метод и задачи региональной экономики Региональная наука и место в ней региональной экономики. Региональная экономика в системе наук. Предмет и основные задачи региональной экономики и управления. Методы региональных исследований. Теоретические основы региональной экономики. Теории абсолютных и относительных преимуществ А.Смита и Д.Рикардо. Теория сельскохозяйственного штандорта И.Тюнена. Теория промышленного штандорта А.Вебера. Теория центральных мест А.Леша. Отечественная школа региональных экономических исследований. Дореволюционный этап региональных исследований. Основные направления региональных экономических исследований в трудах советских ученых: Н.Баранского, В.Немчинова, Н.Некрасова, Н.Колосовского и др. Современные российские и зарубежные школы региональных исследований. Основные направления развития теорий региональной экономики в современный период. Регион как объект хозяйствования и управления. Формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона. Характеристика основ регионального развития. Особенности социально-экономического развития регионов и их классификация. Регионализация социального и экономического управления. Основы формирования и функционирования регионов РФ.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |