Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РЕФОРМЫ ПЕТРА I




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть альтернативы выхода России из смуты. Охарактеризовать политическую, социально – экономическую и духовную жизнь России XVII века. Дать оценку деятельности первым Романовым. Проследить этапы закрепощения крестьян. Деятельность Петра I в оценках современников и потомков. Предложить и аргументировать свою оценочную позицию. Рассмотреть предпосылки, сущность и значение широкомасштабных реформ Петра I, дать оценку начала модернизации страны. Рассмотреть основные направления внешней политики Петра I и изменения геополитического положения России.

План:

1. Восстановление государственности на Руси: условия, особенности, альтернативы.

· Причины выбора Михаила Романова.

2. Царствование первых Романовых (Михаил, Алексей, Федор).

3. Церковь и государство: проблемы взаимоотношений: Алексей Михайлович и Никон

4. Церковный раскол. Никон и Аввакум.

5. Реформы Петра I. Причины, ход, методы и цена петровских преобразований:

  • в военном деле
  • в государственно-административном управлении
  • в социально-экономической сфере
  • в культурной жизни.

6. Внешняя политика Петра I: цели, направления, итоги.



Темы докладов и сообщений:

1. Тишайший царь бунташного века.

2. Царевна Софья – невенчанная царица.

3. «Петр для России или Россия для Петра»?

4. Петергоф – резиденция царя морей.

5. «Птенцы гнезда Петрова» - ближайшие сподвижники Петра I: Апраксины Ф.М. и П.М., Шереметьев Б.П., Головины А.М. и Г.И., граф Брюс В.Я., князь Репнин А.И., Меньшиков А.Д., Феофан Прокопович.

 

Рекомендуемая литература по теме:

1. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в. - М., 1991, кн. 1.

2. Ключевский В.О. – в любых изданиях

3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 1993

4. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987

5. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.,1990

6. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007

7. Скрынников Р.Г. Михаил Романов. – М.: АСТ, 2005

8. http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm-Полные лекции по истории: Ключевский В.О., Соловьев С.М., Карамзин Н.М., Г.В. Вернадский, Н.И. Костомаров и другие авторы; учебники по истории

9. http://www.tverlib.ru/peter - "...сё есть Петр, отечества Отец..." сайт рассказывает о жизни и деятельности Петра Великого (хронология, сподвижники, реформы, библиография).

 

Задание для самостоятельной работы:

 

Петр I и его реформы в оценках и суждениях

«Что такое Петр? Чудо или чудовище?…»

(Дм. Мережковский. 1905 г.)

Текст №1

М. В. Ломоносов(1711 - 1765) – русский ученый, поэт, художник, историк

Я в поле межь огнем и в судных заседаниях межь трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами; и я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленным народа множеством, я межь стенанием валов Белаго, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя уверить, что один везде Петр <…> Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горам и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют его в человеческом виде. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю.

Текст №2

В.О. Ключевский(1841 – 1911) – выдающийся историк, профессор.

Итак, не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества», Петр стал во главе народа. <…> Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил.

<…> В заключение попытаемся установить наше отношение к реформе Петра. Противоречия, в какие он поставил свое дело, ошибки и колебания, подчас сменявшиеся малообдуманной решимостью, слабость гражданского чувства, бесчеловечные жестокости, от которых он не умел воздержаться, и рядом с этим беззаветная любовь к отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи, достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя, - столь разнородные черты трудно укладываются в цельный образ. Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная.

Текст №3

Н.М.Карамзин(1766 – 1826) – русский писатель, историк




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7