ЭПОХА КИЕВСКОЙ РУСИ. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ ФОРМЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1 ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. Цели и задачи семинарского занятия: Определить специфику истории как науки, рассмотреть основные категории истории: историческое время и историческое пространство, общественно-историческая закономерность, исторический факт и историческая истина. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории и цивилизации. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России. Определить предмет и задачи дисциплины «История Отечества», рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по курсу, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий. Познакомиться с балльно-рейтинговой системой оценивания работы студентов по данной дисциплине. Выполнить форму входного контроля в виде теста.
План. 1. История как наука: - предмет, принципы и функции исторической науки. - основные категории истории: общественно-историческая закономерность, исторический факт и историческая истина. 2. Историческое сознание: сущность, формы, функции . 3. Основные концепции общего исторического процесса. 4. Историческое время. Периодизация Всемирной и Российской истории. 5. Предмет и задачи дисциплины «История Отечества». Организация учебной работы.
Cеминар 2 ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ Цели и задачи семинарского занятия: Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российские исторические школы. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников.
План.
1. Проблемы методологии истории. Принципы и методы исторической науки. 2. Историография и вспомогательные исторические дисциплины. 3. Виды исторических источников. 4. Российские исторические школы.
Рекомендуемая литература по теме:
1. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000. 2. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 3. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000. 4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 5. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории
Задания для самостоятельной работы: · Дайте определения следующим понятиям: методология, метод, историческое сознание, вспомогательные исторические дисциплины, исторический источник, исторический факт, артефакт, летописи, мемуары. · Сформулируйте предмет и задачи следующих вспомогательных исторических дисциплин: историография, палеография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика,сфрагистика, историческая антропология. · Охарактеризуйте вклад в историчекую науку следующих русских историков: В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, Л.Н. Гумилев.
Тестовые задания: 1. Первоначальное значение слова «история»: - исследование - событие - рассказ - развитие
2. Объектом исторической науки считается: - частная жизнь - социальные группы - человеческое общество в его многообразии - человек
3. Исторический факт- это: - интерпретация историка - реальное событие прошлого - совокупность сведений - теория истории
4. Окончание афоризма: «Прошлое важно не само по себе, а как пролог в …»
5. Как самостоятельная наука, история утвердилась в: - XV в. - XIX в. - XVII в. - XX в.
6. Одним из методов исторического исследования является: - индуктивный - хронологический - дедуктивный - интеграционный
7. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире: - религиозная - идеалистическая - рационалистическая - материалистическая
8. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах: - К. Маркса и Ф. Энгельса - А. Тойнби и Н. Данилевского - В. Ленина и Н. Бухарина - Н. Карамзина и С. Соловьева
9. Основоположником формационной концепции истории является: - К. Маркс - В. Ленин - Г. Плеханов - И. Кант
10. Познавательная функция исторического познания заключается в: - формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств - выявлении закономерностей исторического развития - выработке научно обоснованного политического курса - идентификации и ориентации общества, личности
11. Ретроспективный метод изучения истории заключается в: - сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени - классификации исторических явлений, событий, объектов - последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события - описании исторических событий и явлений
12. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности - Л. Гумилев; - Л. Мечников; - В. Докучаев; - И. Мичурин.
13. Сравнительный метод в истории: - позволяет сравнивать разные исторические периоды - выделять исторические законы - видеть прошлое и предсказывать будущее - пересматривать историю
14. Формационный подход к изучению культуры признает: - уникальность, неповторимость каждой культуры; - этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры; - способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры; - выделение географического фактора в качестве основания культуры.
15. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется: - рационализмом - субъективизмом - методологией - историографией
16. При изучении Отечественной истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип: - больших чисел - альтернативности - равновесия - попадания
17. Установите соответствие 1. Н.И. Карамзин 2. С.М. Соловьев 3. С.Ф. Платонов 4. Л.Н. Гумилев А.«История государства Российского» Б.«Русь и Россия» В.«Курс лекций по русской истории» Г.«История России с древнейших времен»
Cеминар 3.
ЭПОХА КИЕВСКОЙ РУСИ. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ ФОРМЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Цели и задачи семинарского занятия: Изучить проблемы этногенеза восточных славян. Дать определение понятию «геополитический фактор». Рассмотреть различные теории происхождения древнерусского государства. Охарактеризовать основные этапы становления, расцвета и распада первой формы древнерусского государства - Киевской Руси. Рассмотреть историческое значение принятия христианства как государственной религии. Дать оценку трансформации духовного мира славян через Православие и сохранившиеся языческие обычаи, понять, в чем суть Византийского наследия для Руси. Дать оценку места Киевской Руси в истории Европы.
План. 1. Происхождение славян. Этногенез. Индоевропейцы, венеды, анты. Хозяйственно-бытовая и языческая культура славян. 2. Образование древнерусского государства: · Геополитический фактор в истории Руси; · «Повесть временных лет» Нестора о происхождении древнерусского государства; · Норманнская и антинорманнская теории о происхождении древнерусского государства. 3. Деятельность первых славянских князей. 4. Принятие христианства на Руси: · Причины и значение принятия монотеистической религии. · Трансформация духовного мира · Отголоски язычества в русской культуре. Темы докладов и сообщений: 1. Теории происхождения древнерусского государства. 2. Владимир Святой и Ярослав Мудрый (политические портреты). 3. Языческий пантеон Киевской Руси. 4. Княжеские междоусобицы на Руси. Проблема отцов и детей и братоубийственные войны: мораль и политика. Рекомендуемая литература по теме: 1. Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М.,2005 2. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк.- М.,2003 3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х-начало XX вв., кн.1 4. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров и др. – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005 5. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 2006 6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Кн.1.(любые издания). К вопросу о геополитическом факторе- лекции 2-4. 7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей. - М.,2006 8. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005 9. Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству – М.: АСТ: Астрель, 2006 10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М.: Наука, 2007 11. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М., 2007 12. Творогов О.В. Князья Рюриковичи. Краткие биографии. - М.,2000 13. paganism.msk.ru - "Язычество славян" - энциклопедия славянской религии. Разделы: Боги; Духи; Обряды; Месяцеслов; Приметы; Заговоры; Гадания; Травник; Имена. Библиотека (16 книг - открываются на месте). 14. slavyans.narod.ru - "Славянская слобода" Разделы: Пантеон славянских богов; Духи и существа; Волхвы, ведьмы; Герои сказаний и былин; Древние ритуалы и обряды; Языческие народные праздники, игрища; Одежда; Травник и др. Красивые иллюстрации. 15. oldru.narod.ru сайт Егорова К. "Образование Киевской Руси" -авторская версия. Несколько глав по теме Происхождение и Расселение Славян. Карты. 16. avorhist.narod.ru - Сайт "Русь Древняя и Удельная". "Публикации" - очень удобная библиотека по истории Руси с древнейших времен до конца XVII века. Раздел "Источники" - Библия, Геродот, Лев Диакон, Жития святых и др. Раздел "Справочные материалы" - Словарь-указатель имен и понятий, Краткий словарь агиографических терминов, Жития, Биобиблиографический словарь. 17.tel-inform.ru - Древние славянские мифы и легенды. 18. http://magister.msk.ru/library /history/history1.htm- этом сайте вы найдете труды Н.М. Карамзина, В.О.Ключевского, С.Ф. Платонова и др. 19. http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm 20. http://www.hrono.ru/-Всемирная история в интернете Задания для самостоятельной работы: · Заполните таблицу «Первые русские князья»
- в колонке № 2 в хронологическом порядке расположите имена князей из нижеприведенного списка, указав даты их правления; - в колонку № 3, 4 из предложенного списка событий внесите те, которые произошли в период каждого княжения. Работая с литературой, дополните данный список и внесите в таблицу. КНЯЗЬЯ: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. СОБЫТИЯ:Поход против Византии 907-911 гг.; месть древлянам; разгром Хазарского каганата; поход против Византии 941 г.; объединение Киева и Новгорода; крещение Руси; введение «уроков» и «погостов»; создание Русской правды; поход против половцев 1111 г.; строительство Софийского собора в Киеве; создание древнерусского государства; гибель князя во время сбора полюдья. Тестовые задания : 1. Первая известная древнерусская летопись называется: - «Слово о полку Игореве» - «Повести временных лет» - «Поучение детям» - «Слово о законе и благодати»
2.Теория, созданная в XVIII в. немецкими учеными в России, согласно которой создателями Древнерусского государства были варяги: - теория камерализма - норманская теория - сарматская теория - теория Дарвина
3.Основоположниками норманнской теории считаются: - В.И. Ленин, Г.В. Плеханов - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв - О. Шпенглер, А. Тойнби - И. Байер, Г. Миллер
4. Князь, объединивший под своей властью Новгородское и Киевское княжества: - Рюрик - Олег - Владимир - Игорь
5. Образование Древнерусского государства относится к: - II в. - XIII в. - V в - IX в.
6.Князь Игорь был убит во время: - похода на Византию - посольства к хазарам - сбора дани с древлян - подавления восстания в Киеве
7. Древний торговый путь из Балтийского моря в Черное море - - Великий Волжский путь - Путь «из варяг в греки» - Путь «из варяг в арабы» - Ладожско-Киевский путь
8. Последовательность исторических событий в Древней Руси: 1). призвание Рюрика в Новгород 2). завоевание Олегом Киева 3). крещение Руси 4). начало политической раздробленности
9. Первый князь (княгиня), лично принявший (принявшая) христианство: - Игорь - Олег - Ольга - Владимир
10. Пытаясь реформировать язычество Владимир создал единый языческий пантеон во главе с: - Перуном - Велесом - Сварогом - Макошью
11.Христианство на Руси было принято при князе: - Ярославе Мудром - Олеге Вещем - Владимире I - Святославе
12. Христианство в качестве государственной религии было принято в - 938 г. - 882 г. - 1088 г. - 988 г.
13.Полюдьем в Древней Руси называли: - сбор дани с подвластной князю территории - зависимость крестьянина от землевладельца - передачу части имущества в пользу церкви - разбирательство межплеменных споров и тяжб
14. «Русская правда» древнерусского государства – это: - былина - икона - летописный свод -свод древнерусского права
15. Крупнейшим политическим центром Древнерусского государства XI-XII вв. был: -Киев - Муром - Чернигов -Перемышль. Семинар 4.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |