Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Чувство зрения и чувство тепла



2015-12-06 543 Обсуждений (0)
Чувство зрения и чувство тепла 0.00 из 5.00 0 оценок




Скажи, Адам, насколь доволен ты

Узреть сей новый мир в сверканье красоты?

Пьеса «Парадиз»

Мы находимся как раз посередине нашего цикла, и вы, наверное, заметили, что говорить о возбуждении нервных связей довольно бессмысленно. Когда происходит восприятие запаха, обычно говорят, что в слизистой носа происходит возбуждение нервных окончаний. Но дело в том, что практически все мы можем назвать «возбуждением нервных связей». И есть только одна вещь, которая никогда не может быть возбуждена, — это сам нерв. Вам никогда в жизни не удастся «возбудить нерв», это просто невозможно. Вот человека можно возбудить, а нерв — нет. Конечно, вы можете сказать, что человек воспринимает что-то, воздействующее на нервы, которые, таким образом, возбуждаются. Но все это просто пустые слова, за которыми ничего не стоит. Мы же с вами все время должны стараться выяснить, что такое область возбуждения и почему она возникает. Вы уже поняли, что все эти области возбуждения нервов совершенно не похожи друг на друга. Так, например, орган обоняния принципиальным образом отличается от органа вкуса. Я надеюсь, мне удалось до вас донести, что как только мы входим в область запахов, как только мы начинаем ощущать запах, мы сразу же начинаем выносить суждения, и притом моральные суждения. По запаху мы всегда определяем, испорчено нечто или нет. Понятия добра и зла, которые могут возникнуть у человека, возникают именно благодаря вынесению этих суждений о запахах: пахнет ли гнильцой или, напротив, пахнет божественно — вспомните запах ладана! Мы вынуждены ощущать запахи, поскольку нос непосредственно связан с дыханием.

Мы увидели, что нервы носа самые короткие, что мозг мгновенно сталкивается с запахом. Вы наверняка замечали, что от сильного запаха у вас затуманивается сознание. Запах ошеломляет, с ним ничего нельзя поделать. И если вы кого-то на дух не переносите, то вы его толком и разглядеть-то не можете. Мы мгновенно реагируем на запах. Это очень характерно для запаха: он проникает в нас, и мы на него реагируем. При этом очень сложно вести себя как человек, на это просто нет времени.

В отношении вкуса все намного более интимно, там у нас достаточно времени. Все происходит внутри нас. Мы сами открываем рот. Мы взаимодействуем со вкусом, а не подвергаемся его воздействию, как в отношении запаха. Сам процесс более личный, нервы тоже более длинные. При восприятии вкуса мы находимся на пороге, где внешний мир становится внутренним. С помощью вкуса мы контролируем, являются ли здоровыми те вещества, которые мы хотим сделать частью своей микрокосмической телесности. Это можно назвать процессом оплодотворения. Я с горечью говорил о том, что никакой другой орган не используется настолько неправильно, как орган вкуса. Что речь идет вовсе не о том «вкусно» или «невкусно», а о том, чтобы человек получил представление, что является здоровым, полезным, а что нет. Именно это на самом деле мы должны определять с помощью органа вкуса. Мы говорили о грехопадении и о том, что именно вкус является «органом грехопадения», а также о том, что исцеление тоже происходит благодаря ему. Во всех религиях было известно, что все является субстанцией, земной или духовной пищей, и что исцеление происходит через рот человека. И все это связано с причастием, во время которого субстанция используется для того, чтобы исцелить человека. С другой стороны, мы можем сказать: когда кто-то молится или медитирует, необходимо, чтобы это действие было очень конкретным, чтобы человек «чувствовал на вкус» свою молитву или медитацию. Одно из указаний Р. Штайнера состоит в том, что при медитации и молитве помогает «бормотание». Раньше люди никогда не молились абстрактно, как в голову взбредет. Всегда произносился текст, поскольку его нужно было «попробовать на зуб», «проверить». И из-за этого возникало бормотание. Вы наверное знаете священников, которые бормочут молитвы. Позже следует, конечно, попытаться избавиться от этого бормотания. То есть когда вы берете конкретную медитацию, ее нужно проверить точно так же, как вы проверяете бутерброд с сыром. Тогда вы сможете прочувствовать, что в ней содержится большой целительный потенциал. Мы должны научиться настолько конкретно обращаться с духовными вещами, чтобы у нас возникло ощущение: вот именно это и является пищей в полном смысле этого слова. Мы должны снова научиться ощущать вкус духовных вещей.

Мы также говорили о том, что у человека есть вкус, который он привносит во внешний мир, с помощью которого создается культура. Это процесс, сходный с процессом насыщения человека пищей: мир насыщается благодаря человеческой культуре. Мы говорили о человеческой судьбе, в которой есть все оттенки вкуса: от горького, кислого и соленого до сладкого. Судьба также насыщает, оплодотворяет человека: через страдания, испытания происходит развитие. Даже самая горькая потеря может быть очень важна для развития человека; благодаря ей он может исцелиться. И это справедливо не только в отношении отдельных людей, это справедливо и для культуры в целом. Разве не бывает так, что вся культура заболевает, когда она беспрепятственно может наслаждаться всеми «сладостями жизни»?

Теперь мы обратимся к новому органу чувств, а именно к глазу, органу зрения человека. Тем самым мы совершаем огромный скачок. Представьте себе существо, у которого только шесть органов восприятия, о которых мы говорили. Подобное существо обладало бы довольно слабым и смутным сознанием. Лишь когда открывается глаз, мир является во всем своем величии: вширь, ввысь и вглубь. Лишь тогда наступает истинное пробуждение. С помощью глаза мы можем исследовать все другие органы чувств. Глаз может исследовать даже себя самого! В зеркале мы видим свои собственные глаза. Можно сказать, что глаз все освещает. И в этом проявляется его сродство с сияющим глазом космоса — Солнцем.

Глаз является замечательным органом. Никакой другой орган так не выделяется на поверхности тела, как глаз, находящийся в глазнице черепа. Это единственное место, где кожа расходится. У новорожденных котят глаза еще не прорезались. Только у змей этот процесс происходит по-другому: кожа на глазу остается, но становится прозрачной.

Глаз замечателен и в другом отношении. Большинство органов чувств возникают где-то «на поверхности человека». Так, на примере запаха мы видели, как определенная область, которая когда-то находилась на поверхности тела, становится чувствительной и соединяется с мозгом. Точно так же все обстоит со вкусом: на слизистой языка образуются «поры, чашечки», которые связаны с мозгом. Позже мы увидим, что улитка в органе слуха тоже возникает из кожи человека. Принцип этих органов состоит в том, что маленькая область на поверхности кожи становится чувствительной по отношению к определенным раздражителям и после этого связывается с центральной нервной системой.

С глазом все обстоит прямо противоположным образом. Этот удивительный факт стал известен благодаря эмбриологии. Формирование глаза происходит от обратного: не нечто на поверхности тела становится чувствительным и после этого связывается с мозгом, а наоборот: все начинает мозг. Я бы позволил себе сказать, что мозгом «овладевает любопытство»! Мозг начинает «стремиться к поверхности». К сожалению, после того, как мы вырастаем, наш мозг тоже перестает расти, но в эмбриональном состоянии растет все, все очень подвижно, пластично и все время полностью изменяется. В эмбриональной фазе, в то время, пока мозг еще растет, происходит нечто странное: в двух местах он выпячивается и образует два глазных бокала, которые растут в направлении кожи. И лишь затем начинает изменяться кожа: она вдавливается. Кожа начинает отвечать на движение глазных бокалов и образует хрусталики. Таким образом, нечто все-таки возникает из кожи, но это лишь хрусталики, мы не можем видеть с их помощью. Мы видим благодаря лежащей за ними чувствительной сетчатке.

Может показаться странным то, если об этом задуматься, что глазной врач, который через зрачок рассматривает глаз, непосредственно видит мозг, то есть тот его кусочек, который выдвинулся наружу. Вы наверняка слышали, что мозг окружен тремя оболочками: внешней твердой мозговой оболочкой, средней паутинной мозговой оболочкой и внутренней мягкой мозговой оболочкой.

И все эти оболочки выпячиваются при образовании глаз. Белок глаза есть ни что иное, как внешняя твердая оболочка. Когда вы смотрите на белки человека, вы смотрите на продолжение того, что окружает его мозг. Паутинную оболочку, которая окружает мозг, вы тоже можете найти в виде сосудистой оболочки на задней стороне глазного нерва. Эта кожа питает глаз точно так же, как и кору головных полушарий. Удивительно, что нарушая все правила образования органов чувств, мозг сам пускается в путь, для того чтобы образовать орган восприятия.

1 конъюнктива, соединительная оболочка глаза

2 роговая оболочка глаза

3 хрусталик

4 ирис, радужная оболочка глаза

5 зрачок

6 склера, оболочка глазного яблока

7 сосудистая оболочка глаза

8 слой пигментных клеток

9 сетчатка, сетчатая оболочка глаза (нервная ткань)

10 стекловидное тело глаза

11 глазной нерв (тысячи волокон)

Слой пигментных клеток состоит из одного слоя шестиугольных

(как соты) клеток. В каждую из этих клеток идет

глазное нервное волокно с палочкой (чувствительной к свету)

или колбочкой (чувствительной к цвету).

Продольный разрез глазного яблока

В глазу открыто и обнажено то, что обычно скрыто внутри черепа. Мозг, который полностью закрыт, фактически ищет свет посредством глаза. Что же происходит, когда кто-то ищет свет? Это можно очень хорошо наблюдать на примере растений. Что происходит, когда растение из темной земли выбирается на свет? Оно начинает цвести! То же самое мы находим в человеческом глазе. Там, где мозг нашел свет, тоже возникают цвета, как у цветущего растения. То, что глаза имеют цвет, само по себе бессмысленно, бесполезно. Голубые глаза не видят лучше по сравнению с серыми или зелеными. Со зрением это никак не связано, если рассматривать этот вопрос с чисто практической точки зрения. Но с духовной точки зрения по-другому и быть не могло: глаза должны иметь цвет, поскольку они прошли путь от тьмы к свету.

Цвет наших глаз ничему не служит, но он выражает нечто. Цветная часть глаза абсолютно справедливо именуется ирисом или радужкой — по имени богини радуги, поскольку это действительно радуга. Радуга тоже следует закономерностям цветов; не законам Ньютона, а законам Гёте! Цвета, в которые окрашен наш глаз, нельзя представить себе в виде электромагнитных колебаний, но можно понять благодаря учению Гёте о цвете. Гёте говорит, что цвета возникают из борьбы света и тьмы; Ньютон же считал, что все цвета уже присутствуют в свете и их можно выявить с помощью призмы и других приспособлений. Тем самым Ньютон следует тому ходу мысли, который обычен для естествознания и состоит в том, что хотя все можно изменить, смещая атомы или же изменяя частоты колебаний, но ничего нового возникнуть не может. В учении Гёте о цвете формулируется необычная, непривычная мысль, что цвета возникают16. И все мы можем почувствовать, что цвета действительно возникают. Для этого мы должны научиться видеть, причем совершенно обыкновенные вещи, например, заходящее солнце. Что мы видим, когда мы смотрим на заходящее солнце? Через атмосферный покров мы видим, как солнце становится желтым, потом оранжевым и наконец красным. Так возникают так называемые активные цвета. И наоборот, когда мы смотрим на что-то темное, например, на темную гору или на бесцветное черное небо, мы можем увидеть, как возникает удивительный синий или фиолетовый цвет. Настоящий фиолетовый цвет мы видим только тогда, когда мы находимся высоко в горах или смотрим с воздушного шара. Так возникают пассивные цвета.

Гёте говорит, что, когда взаимодействуют тьма и свет, существует две возможности. Либо свет победит тьму, тогда возникнут активные цвета с красноватыми, оранжевыми или желтоватыми оттенками; либо победит тьма, и тогда возникнут синий или фиолетовый цвета.

Вспомните радугу, вы все ее видели. Замечали ли вы, что сверху радуги небо темнее, чем снизу? Обратите на это внимание в следующий раз, когда увидите ее. Очень многие удивляются, что раньше они никогда не замечали, что в месте, где заканчивается красный цвет радуги, небо темнее, чем там, где заканчивается фиолетовый (см. цветную вкладку).

Как же все это связано с нашими глазами? Мы не зря называв цветную часть глаза ирисом или радужной оболочкой. Дело в том, что какого бы цвета ни были ваши глаза, они окрашены неравномерно. Хотя в них и не присутствует весь спектр цветов радуги, но все же, как и в случае с ней, мы можем наблюдать целую последовательность цветов от черного центра зрачка к белку глаза. Обратите внимание на карие глаза: они никогда не бывают просто коричневыми. Если вы внимательно посмотрите в карие очи, вы заметите, что вокруг черного зрачка присутствует красный цвет, а сама радужка не равномерно коричневая, а к белку становится несколько зеленоватой или даже синеватой. Подобным же образом дело обстоит и с голубыми глазами. Там вокруг зрачка можно увидеть желтые цвета, а к белку они становятся темно-синими (см. цветную вкладку). Другими словами, тот же закон, который действует в отношении радуги, действует и в отношении радужки: на границе с темным краем, зрачком, у нас активные цвета: красный, оранжевый, желтый; с другого края, белка глаза, у нас темные цвета, т. е. зеленый и синий. Это невозможно объяснить с помощью электромагнитных колебаний. Это просто закон природы, открытый Гёте: на границе с темным возникают активные цвета, а на границе со светлым — пассивные. Вы удивитесь, посмотрев друг другу в глаза — это всегда именно так! Конечно, на поверхности радужной оболочки могут быть всякие странные пятна: какой-то сегмент, какая-то часть вдруг приобретает другую окраску, но это исключения.

Вы, наверное, уже видели так называемый круг цветов. Такой круг образуется тогда, когда «последний» цвет переходит в «первый»: фиолетовый переходит в красный через карминно-пурпурный. В этом состоит удивительное свойство цветов. Попробуйте-ка проделать нечто подобное со звуками. Вы не можете сыграть гамму снизу вверх и в конце снова очутиться на той же ноте. Со вкусом это тоже невозможно: нельзя прочувствовать вкусы от соленого до горького и обратно. Температура тоже не может увеличиваться и увеличиваться, пока снова не станет такой же холодной, как была. Чудо глаза заключается в том, что в восприятии цвета вы можете ходить по кругу. Это тоже невозможно понять с точки зрения электромагнитных колебаний. А теперь сделайте, пожалуйста, упражнение, приведенное на цветной вкладке.

Вам известно, что если долго смотреть на цветовое пятно, а потом закрыть глаза или взглянуть в сторону, тогда у нас перед глазами возникнет другой цвет. И всегда — полярный, который в кругу цветов находится с противоположной стороны. Это тоже возможно только в отношении цветов. Представьте себе, что вы пробуете нечто соленое, а на другом краю языка вследствие этого возникает сладкий вкус, это же невозможно! Или же вы ощущаете отвратительную вонь, которая затем превращается в чудесный запах лилий. В этом состоит чудо глаза, которому невозможно не удивляться: он способен замечательным и гармоничным образом восполнить все недостающее.

Вот простой пример того, каким образом глаз всегда сам дополняет цвет противоположным цветом (см. цветную вкладку). На этой фотографии вы видите пурпурный цвет рядом с красным. Удерживайте взгляд в течение одной минуты на черной точке, расположенной на границе между этими цветами. После этого, не смещая взгляда, закройте фотографию слегка сероватой бумагой. Вы увидите комплиментарные цвета. Вы видите, что комплиментарным к красному цвету является вовсе не зеленый, как часто думают? Зеленый, оказывается, является комплиментарным к пурпурному! (См. рис. на стр. 246.)

Еще один странный эксперимент, который еще больше проявляет «тотализирующую» способность глаза, состоит в следующем (см. цветную вкладку). Перед вами две светлые оранжевые полосы с серой полосой посередине. Смотрите в течение минуты на черную точку. Теперь снова положите серую бумагу сверху — что вы видите? Конечно, вы видите комплиментарный к оранжевому цвет, но между ними, на том месте, где находилась серая полоса, т. е. там, где вы не ожидали увидеть никакого цвета, появился оранжевый! Глаз всегда дополняет одностороннее до целого.

В природе тоже можно видеть дополнение радуги. Радуга полностью присутствует в небе лишь тогда, когда над первой радугой появляется вторая (см. цветную вкладку). Эта вторая радуга шире и менее заметна, а последовательность ее цветов зеркальна по отношению к первой. То есть она вывернута изнутри наружу: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Двойная радуга в виде круга

Между этими двумя радугами небо более темное, чем по сторонам. Обычно мы видим радугу как дугу. А теперь представьте себе эти две радуги в виде круга (см. рис.), который вы сами можете раскрасить. Вы видите, что внутренняя радуга представляет собой образ Солнца. Теперь отвлекитесь на минутку, а потом представьте только внешнюю радугу, которая внутри граничит с темнотой, а извне окружена белым. На что это похоже? Черный зрачок, радужка, белок — это же глаз!

Но что же такое цвета на самом деле? Попробуйте представить себе следующее. Допустим, что вы никогда в своей жизни не видели цветов, только лунный ландшафт, где нет никакого цвета. Вы должны забыть все, что связано с цветами, и представить себе, что вы всю жизнь находились в окружении черно-серо-белого ландшафта. А теперь представьте, что вы впервые в жизни видите в цвете. Что с вами тогда произойдет? Мы уже так привыкли к цветам, что нам сложно даже вообразить нечто подобное. Я убежден, что с вами произойдет нечто необычайное. Это похоже на то, как если бы вы вдруг оказались на великолепной выставке, это очень сильное переживание. Сложно описывать подобные вещи словами, но я надеюсь, что у вас создалось некоторое представление. Когда мы видим цвета, мы вдруг начинаем осознавать сущность природы. Пока вы видите лишь серое, черное и белое, вы видите лишь внешнее. Сущность вещей еще не проявлена, природа хранит свои тайны. Но как только возникают цвета, природа раскрывается. Это можно сравнить с садом, в котором был только зеленый цвет и вдруг в нем солнечным утром раскрывается бесчисленное множество разных прекрасных цветов. Я уже говорил вам, что именно в цветке заключена тайна растения. Посредством цвета мать-природа показывает свою внутреннюю суть. В этом заключена тайна цвета. Мы всегда погружены в свое эго, поэтому мы всегда хотим открыться природе. И ни в каком другом органе чувств природа не идет нам навстречу с такой готовностью, ведь нам помогает Космос: без Солнца зрение невозможно! Дело в том, что подобно тому, как наше внутреннее солнце жаждет освещать мир, так и космическое Солнце необходимо для того, чтобы раскрыть ошеломляющую красоту природы.

Что же происходит, когда вы рассматриваете какой-нибудь цвет? Какой совершенно элементарный процесс происходит в вашей душе? Задействуется ваша сердечность! Я имею в виду, что вдруг неожиданно появляется новый элемент, для которого у нас нет соответствующего описания. Как выразить цвета?

Лучше всего подходит слово настроение. Сложно выразить настроение в черном, белом и сером, хотя они и позволяют очень тонко уловить все характерное. Как бы великолепны ни были художественные образы, изображенные на черно-белых рисунках углем, офортах, как бы замечательны ни были черно-белые рисунки Рембрандта, настроение проявляется лишь благодаря цвету. Красный, например, возбуждает нашу активность. Оранжевый нас воодушевляет, а желтый радует, не так ли? Зеленый, напротив, передает спокойствие, гармонию. И так далее. Цвета воздействуют, непосредственно что-то в нас высвобождая. Совершенно простые вещи, которые дремлют в вашей душе, вдруг просыпаются. В отношении других органов чувств это не так. Вы не услышите, чтобы за столом кто-нибудь сказал: «Какой серьезный вкус у капусты сегодня!», или «Какой веселый ананас!», или «Как же меня успокаивают эти овощи!» Вы, конечно, сейчас скажете: «Но с музыкой же дело обстоит точно так же!» Не волнуйтесь, мы к этому еще вернемся.

Глаза имеют такое большое значение для людей, они настолько красноречивы, ярки, настолько «цвету-щи», что несложно понять, почему они находятся в на самом видном месте — посредине лица. Конечно, они могли бы располагаться где-нибудь еще, — например, на лбу. Это было бы гораздо практичнее. Если бы мы могли выбирать, мы бы их, наверное, туда и поместили. АН, нет! Они у нас расположены практически в центре лица, поскольку душа человека выражается через лицо. Мы редко влюбляемся друг в друга из-за чудесных ушей или носов. Это тоже, конечно, возможно, хотя и сложно. Но душа непосредственно встречается с другой душой только через глаза. Глаза действительно зеркало души17, они являются ее непосредственным отображением. Наши глаза могут сиять или плакать, то есть с их помощью выражаются основные движения души. Глаз — это единственный орган, который мы можем закрывать посредством век. Хотя при еде рот закрыт, но зато открыты тысячи вкусовых пор на языке. При умирании душа покидает тело через глаза; теперь другой человек должен их закрыть. Рыбы не могут закрывать глаза. Они живут вне тела, в водном пространстве, которое окружает их тело.

И все же это лишь один аспект человеческого глаза. Существует еще и другой. Взгляните на эти рисунки. На первом вы видите белую вазу. Или же это два темных лица? У вас все смещается в голове. Но после того, как вы немного потренировались, вы можете уже этим управлять: видеть то одно, то другое! Это возможно потому, что у вас есть «сверхчувственные руки», которые берутся за рисунок то так, что вы видите вазу, то так, что вы видите два лица.

На следующем рисунке вы видите закручивающуюся спираль. Но разве на самом деле это спираль? Проследите за линией! Что вы видите? Это самые замечательные круги, какие только можно себе представить. Существуют сотни таких оптических игр, которые мы называем «оптическими иллюзиями», или «обманом зрения». Хотя это и досадно, но наши глаза довольно легко обмануть.

Другие органы чувств вам обмануть не удастся. Хотя вы можете дать ребенку горькую пилюлю, которая покрыта сладким слоем, он ее разгрызет и все же почувствует горечь. Вкус нельзя обмануть, а вот глаз — запросто. Вы можете сколь угодно долго смотреть на этот рисунок, и все же вам не удастся увидеть на нем ряд окружностей вместо одной спирали.

Почему же наши глаза так легко обманываются? Потому что мы «думаем» глазами! Именно поэтому дикие звери в природе никогда не обманываются. Но как только они попадают к человеку, они тоже начинают делать странные вещи и даже впадают в заблуждение. Только человек думает о вещах, и поскольку мышление во многом происходит с помощью глаз, оказываются возможными и «обманы зрения». Если вы снова вспомните о рисунке с белой вазой или черными лицами, вы можете заметить, что именно ваша мысль определяет, что вы видите. То, что мы видим, мы дополняем с помощью мышления тем, что мы ожидаем увидеть, и тогда возникает обман зрения. Поэтому было бы более правильно говорить об «обмане понимания». Гёте совершенно прав, когда он говорит: «Чувства не обманывают, обманывает суждение» («Прозаические изречения»). И в этом заключается другой аспект зрения: с одной стороны, глаз является органом настроения, с другой стороны — это научный инструмент, инструмент мышления.

Этот аспект проявляется и в том факте, что мы всегда хотим понять, что мы видим. Когда мы видим картину, мы сразу же спрашиваем, что на ней изображено. В отношении музыки это совершенно не так. Если в музыке мы слышим отголоски природы (пение птиц или рычание льва), то эта музыка кажется нам примитивной, а не высокохудожественной. Портрет же мы никогда не повесим на стену вверх ногами. Когда диапозитив проецируется размыто, мы начинаем беспокоиться и кричим: «Резкость!» Мы хотим сразу же понимать то, что мы видим. Именно поэтому для многих современная живопись ни о чем не говорит: «Эту картину можно с таким же успехом повесить и вверх ногами!» Для маленьких детей, которые еще не думают в четких контурах, не играет никакой роли, как висит картина.

У глаза есть еще одно интересное свойство. Его можно заметить, сравнив два важнейших органа: глаз и ухо. Мы многое можем услышать в этом мире. Особенно летом, когда стрекотание, гудение, щелканье и пение не прекращаются всю ночь напролет. Однако на земле есть и такие спокойные места, где ничего нельзя услышать, или же мы можем запереться в комнате, куда звуки не проникают. И, напротив, мы видим всегда. Вы, конечно, скажете: «Но в темноте-то мы ничего не видим». Но это не так. Вы просто ничего не можете различить. Когда вы при свете солнца попадаете в густой туман, вы тоже ничего не «видите». И все же вы четко ощущаете свет, подобно тому, как в темноте вы четко ощущаете темноту. Мы обычно думаем, что слепорожденный находится в темноте, но темнота ему настолько же незнакома, как и свет. Вы можете пережить нечто подобное в эксперименте со «слепым пятном» (см. стр. 245). Когда пятно исчезает, вместо него появляется не темнота, а «ничего». Просто ничего. Когда при операции на глазу проводят анестезию зрительного нерва, то становится не темно, а просто никак. Другим, не оперируемым глазом вы можете очень хорошо различать темноту, когда вы его закрываете. Вы уже замечаете, что глаз отличается от других органов чувств. Когда нечего слышать, тогда мы ничего и не слышим; когда нет запахов, мы ничего не обоняем и т. д. Исключением является глаз: мы всегда что-то видим, даже темноту; глаз — это бодрствующий орган.

Задумайтесь, мы уже разобрали определенное количество органов; почему мы можем о них говорить? Потому что мы их можем хорошо разглядеть с помощью глаз. Нельзя говорить о глазе с позиции органа обоняния, хотя мы спокойно можем говорить об органе обоняния с позиции зрения. Глаз является органом, в котором содержатся все остальные органы чувств. Я сейчас вам приведу несколько примеров этого.

Для сохранения равновесия мы гораздо больше, чем звери, используем зрение. Пилот в тумане никогда не знает, в каком направлении он летит, если он не смотрит на приборы. Он не знает, летит ли самолет прямо или нет, поднимается или опускается. Но собака, которая рядом с ним сидит, это прекрасно знает! Можно наблюдать, как она меняет положение своего тела в зависимости от положения самолета, хотя человек ничего не замечает. Слепой, которому нужно пройти по доске, обычно не может это сделать. Слепую же кошку очень сложно отличить среди остальных: она легко может пробежать по узенькой кромке. В глазу у человека тоже есть своего рода орган равновесия. У нас есть четыре мускула, которыми мы можем двигать глазное яблоко, а также еще два так называемых косых мускула сверху и снизу, с которыми напрямую связан орган равновесия. Благодаря им мы видим, стоят ли вещи прямо или косо, как с помощью вертикального отвеса. В ряду многочисленных нервных волокон существует отчетливая разница между правой и левой стороной, даже в очень маленьком желтом пятне, с помощью которого мы можем видеть очень четко. Определение позиции нашего тела, о котором я говорил в лекции об органе равновесия, непосредственно связано с глазом.

Подобно тому, как возможность сохранения равновесия присутствует в нашем глазе, в нем есть также чувство температуры, или тепла, о котором мы сейчас будем говорить. Мы говорим о теплых и холодных цветах. Но часто мы называем краски также чистыми или грязными, что связано с чувством вкуса и обонянием. Очевидно что чувство движения также присуще глазу: никакой другой орган не является настолько подвижным, как наши глаза. Когда вы видите треугольник, вы своими глазами обегаете его по периметру. Ваши глаза постоянно бегают. И одновременно с этим вы, смотря на что-то, с помощью чувства жизни ощущаете, приятно ли смотреть на увиденное или нет. Когда человек встречает другого человека, что связано с чувством Я, глаза тоже играют немаловажную роль. Невидимыми руками мы «ощупываем» мир на расстоянии. Взглядом можно даже «убить»! Существует только одно определение, которое подходит для глаза, определение, которому соответствует жест и которое гласит: глаз — это всеобъемлющий орган чувств.

Какой знак Зодиака соответствует глазу? Это, конечно, Дева, самое большое зодиакальное созвездие. Дева заботится о том, чтобы мы распознавали внутренние, непосредственные душевные движения вещей. Именно в этом и состоит тайна всего, что связано с глазом. То, что я вначале довольно приблизительно сравнил с великим даром, теперь можно описать как созвездие Девы, Девы Зодиака. Это действительно является проявлением женственности, когда природа, космос раскрываются внутри нас. Это настолько трогательное и вместе с тем всеохватывающее проявление этого органа; Дева — это мировая душа. И эта Мировая Душа в древности звалась Изидой, или Софией, божественной мудростью, которая излучает свет мысли в мир.

Теперь я должен обратить ваше внимание на некоторые внешние аспекты глаза. Сначала коснемся его прозрачности. Прозрачные ткани знакомы нам в основном только из эмбриологии. Пока все еще микроскопически мало, оно прозрачно и чисто. Но когда существо растет, субстанция становится плотнее и мутнее. Абсолютным исключением из этого правила является глаз. Роговица со всеми нервами (вы знаете, насколько мы чувствительны в этой области), очень сложный хрусталик, стекловидное тело глаза с его клетками, сетчатка, состоящая только из нервных клеток, — все это необъяснимым образом остается кристально прозрачным! Лишь в глубокой старости там возникают помутнения, которые в некоторых случаях исчезают сами по себе. Хотя глаза новорожденных уже практически полностью сформировались, материя ткани остается молодой, прозрачной, чистой, девственной. Хрусталик вообще ведет себя по-особому. Он продолжает расти у человека всю жизнь, даже в восемьдесят лет. Этот рост, который, собственно говоря, характерен для молодости, является отличительным признаком глазной ткани. В невероятной подвижности глаза мы тоже находим нечто искрящееся, молодое. Здесь мы затрагиваем вопрос — нетронутой, девственной праматерии, которой занимались древние алхимики.

Если поискать нечто подобное в живой природе, то мы найдем разве что крылья насекомых, например, стрекоз. Но эти крылья очень тонки. Можно вспомнить прозрачных рыб, но они тоже чрезвычайно плоские. Медузы не совсем прозрачны, они скорее мутноватые. Полная прозрачность является, таким образом, характеристикой глаза.

И все же я еще не раскрыл вам «очевидную тайну» человеческого глаза: глазная щель настолько широка, что мы уже с довольно большого расстояния видим белоснежный чистый белок по обеим сторонам радужки. У многих животных, рыб, амфибий, рептилий, птиц мы нередко можем встретить удивительные глаза но мы не увидим никакого белка, даже у обезьян. Может быть, только чуть-чуть, когда они сильно скашивают глаза.

Звери привязаны к страстям, инстинктам, антропософски выражаясь, к собственному астральному телу. У человека же есть Я, которое может усмирить эти страсти, властвовать над ними. Видимым выражением этой власти является белок глаза, который окружает цветную его часть, — проявление астрального тела. Это уже видно в глазах маленького ребенка, хотя у него белок еще несколько голубоватый из-за просвечивания черного пигмента. Когда что-то не в порядке, когда, например, глаза красные, мы пугаемся. В большинстве случаев это быстро проходит, и оболочка снова становится белой. Черные пятна в глазу очень редки, белок безупречен у молодых и у старых, мужчин и женщин, у людей любого народа и любой расы. Белок является не зеркалом души, а скорее выражением нашего внутреннего человека, который выше дискриминации.

Давайте теперь обратимся к чувству тепла, или чувству температуры! Теплота переносит нас в совершенно иной мир, в котором, однако, как и в случае со зрением, не следует забывать о солнце. Тепло и свет даруются нам солнцем, хотя и совершенно разными путями. Когда солнце заходит, свет исчезает с земли, и притом довольно быстро, хотя и не везде так стремительно, как в тропиках. Совсем по-другому обстоит дело с теплом. За день сами вещи полностью пропитались теплом и начинают его отдавать. Это можно назвать «послесолнечным излучением». Таким образом, тепло излучается точно так же, как и свет, оно пронизывает материю, подобно тому, как свет, например, сияет сквозь прозрачный кристалл или стекло. Но тепло не просто пронизывает материю, оно также наполняет ее, связывается с ней, даже с самыми твердыми материалами. И все же материя вынуждена снова отдавать это тепло. Тепло невозможно полностью запереть и сохранить.

Давайте представим себе нечто противоположное: солнце заходит и все на земле еще некоторое время сияет, фосфоресцирует, но зато мгновенно наступает ледяной холод. Благодаря подобным фантазиям можно лучше понять мудрость творения. Весь день солнце «высиживает» землю, как наседка яйцо, а ночью эту роль выполняет природа. Человека и высших животных, птиц и млекопитающих, мы называем теплокровными: у них есть своя собственная тепловая организация. Человек является тепловым солнцем, а не световым солнцем. Но тело должно восполнять постоянно исчезающее тепло. Иначе устроены низшие животные, которых мы называем хладнокровными, они полностью зависят от окружающей температуры. Чем холодней, тем медленней становятся их движения. Удивительно, что среди низших животных есть и такие, которые излучают свет: глубоководные рыбы, каракатицы, которые выбрасывают светящуюся жидкость, светлячки. Мы, люди, свет не излучаем. Здесь мы приближаемся к мистерии тепла. Представьте себе мир, полный света, но в котором нет тепла. В нем бы царила абсолютная неподвижность. Без тепла было бы невозможно никакое изменение. Время бы застыло или, правильнее, никакого времени бы не было.

В холодильнике мы действительно почти останавливаем течение времени. Все процессы, в том числе и процессы гниения, замедляются или вообще останавливаются. Все консервируется. Так из мирового «холодильника» периодически извлекают хорошо сохранившихся доисторических мамонтов.

Этимологи, т. е. ученые, которые занимаются исследованиями значения и происхождения слов, считают, что латинское слово lетриз, которое значит время, и слово температура родственны. Еще более интересно то, что это слово связано с греческим словом ааютаь — делить, разделять, которое, в свою очередь связано с санскритским словом йа'у — (произносится «дай»), которое значит раздавать, владеть и сочувствовать (ср. русское дай, дар, дарить — прим, пер.), а также со словом йауа, которое означает симпатию или сострадание. Делить, разделять, раздавать — все эти слова имеют социальный компонент. Все, что связано с изменением, движением, течением и становлением, связано с теплом. И чем теплее, тем быстрее протекают процессы. Эта динамика неразрывно связана с силой и энергией. Слово энергия происходит из греческого , что значит «я действую». Это переживание силы полностью отсутствует у всего, что связано со светом и цветами. Еще одна странность заключается в том, что благодаря теплу все расширяется, с непреодолимой силой распрямляется. Когда мы нагреваем железо, его объем увеличивается. Очень жарким летом это может привести к тому, что начнут гнуться рельсы. При высокой температуре твердые вещества становятся жидкостью, а затем паром, то есть они становятся более подвижными, более легкими, короче говоря, менее привязанными к земле, менее зависимыми от силы притяжения. Все становится более «солнечным», хочет



2015-12-06 543 Обсуждений (0)
Чувство зрения и чувство тепла 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Чувство зрения и чувство тепла

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (543)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)