Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 4. Российская цивилизация в ХХ в. Приступая к изучению данной темы, охарактеризуйте основные направления мирового




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приступая к изучению данной темы, охарактеризуйте основные направления мирового развития на рубеже XIX – XX вв. Покажите, что развитие России проходило в русле общемировых процессов, но имело свои особенности в экономике, политической, социальной и национальной сферах. При подготовке используйте вспомогательные материалы (Приложение 1).

Проанализируйте состояние российской экономики на рубеже XIX – XX вв. Укажите, что экономический подъем, начавшийся в 90-х годах XIX века, сменился международным экономическим кризисом 1900 – 1903 гг., от которого пострадала, главным образом, тяжелая промышленность, базирующаяся на иностранных инвестициях. Затем наступила депрессия, а с 1909 г. вновь начался экономический подъем. Отметьте феодальные пережитки, свойственные экономике и политическому строю России. Какие своеобразные черты присущи российскому государственному монополистическому капитализму? Какое место в экономике страны занимали монополии? Какую роль играл иностранный капитал? Почему при значительном ввозе иностранного капитала в Россию и США последние заметно опережали нашу страну в экономическом развитии?



Отметьте, что 90-е годы XIX века в истории России ознаменованы еще одним важным новым явлением – созданием политических партий и организаций. Обратите внимание на теоретико-методологический аспект этого вопроса, найдите в словаре и выпишите определение «партия». Каковы объективные и субъективные предпосылки образования партий? В чем состоит функциональное назначение политической партии? Становление российской многопартийности имело свои особенности. Какие? Постарайтесь определить их.

На рубеже XIX-XX вв. в России происходит формирование социал-демократических партий. Первоначально социал-демократические партии создаются на периферии, а затем в центре. Попытка создать Российскую социал-демократическую партию была предпринята в 1898 г. в Минске на I съезде РСДРП. Поясните, почему она не удалась? На II съезде РСДРП в 1903 г. были приняты программа и устав партии. Проследите, как и по каким основным вопросам и положениям проходила острая борьба при принятии Программы РСДРП? Из каких частей состояла программа партии? Какой параграф Устава партии вызвал наибольшие разногласия? Какие фракции и вследствие чего образовались в рядах РСДРП?

Обратите внимание на то, что марксистами были не обязательно революционеры, но и лица, не разделяющие крайние выводы К. Маркса о ликвидации капиталистического строя революционным путем. Это так называемые «легальные марксисты», которые признавали прогрессивность капитализма и необходимость постепенного эволюционного развития страны по пути ее демократизации. Какое значение имело создание социал-демократической рабочей партии в России и какую роль она сыграла в истории XX века?

Проанализируйте истоки социал – революционаризма в России. Подчеркните, что почвой для партии эсеров послужили народнические кружки и организации (в 90-е годы – неонароднические объединения и группы), уцелевшие после разгрома царским самодержавием. Далее проследите этапы становления партии социалистов-революционеров; отметьте роль в оформлении партии встречи представителей российских и заграничных кружков и организаций, которая состоялась в конце 1901 г. в Париже. Почему датой образования общероссийской политической партии социалистов-революционеров (ПСР) стал январь 1902 г., а не первый съезд партии, на котором была принята программа (конец 1905 – начало 1906 гг.)? Какое положение программы ПСР является основополагающим и почему? Сравните программы РСДРП и ПСР: каковы их различия и сходство?

Подчеркните тесную связь между внутренней и внешней политикой России в начале XX в. Укажите, что самодержавие внутри страны считало возможным обходиться без политических партий, свобод, независимой прессы и парламента. Самодержавие не желало добровольно идти на серьезные уступки народу. Власть царя оставалась практически неограниченной, отсутствовала обратная связь «народ – самодержавие».

Кризис самодержавия начала XX в. ярко продемонстрировала русско-японская война, проигранная Россией. Определите причины войны, покажите расстановку политических сил в окружении царя, наличие двух группировок, имевших разные взгляды на формы и методы про­никновения России на дальневосточный рынок, - мнения С.Ю. Витте и «безобразовской» клики. Почему победила последняя? Проследите ход русско-японской войны, основные сражения на суше и на море, вскройте причины поражения России. Проанализируйте условия Портсмутского мира, оцените дипломатические способности С.Ю. Витте. Выявите роль и значение русско-японской войны в дальнейших событиях, произошедших в России.

Изучая события первой российской революции 1905-1907 гг., следует иметь в виду, что в основе ее лежал общенациональный кризис, который приобрел масштабный и острый характер, коренившийся в незавершенности политической и социально-экономической модернизации страны.

Российская революция начала XX в. обладала рядом особенностей и своеобразных черт по сравнению с буржуазными европейскими революциями XIX в. На этом своеобразии и должен сосредоточить свое внимание студент. Определите характер революции и сопоставьте точки зрения различных политических партий по этому вопросу. Не забудьте отметить, что революция произошла в стране, вступившей в монополистическую стадию развития капитализма, где рабочий класс громогласно заявил об осознании своих интересов; в крестьянской стране (крестьяне составляли 4/5 населения), поэтому главным вопросом революции был аграрно-крестьянский; в мно­гонациональной стране (57% населения составляли нерусские народы), поэтому важное место занимал национальный вопрос; в стране, опутанной феодальными пережитками. В ходе развития революции выявились три основные действующие политические силы. Какие это силы? Определите круг их участников, главные цели, интересы и средства борьбы.

Революция 1905-1907 гг. создала благоприятные условия для дальнейшего образования множества политических партий – общероссийских, региональных, национальных. Все они в те годы (укажите, в какие и что стало отправным пунктом) действовали вполне легально, возросла численность уже имеющихся партий. Дайте классификацию наиболее крупных политических партий, имевших общероссийское значение. Проанализируйте их основные программные положения (политические цели и задачи, решение национального вопроса, взгляды по рабочему и аграрно-крестьянскому вопросам) и особенности тактики.

В заключение этого вопроса подчеркните роль и значение политических партий в первой российской революции и последующих событиях в стране.

Важнейшим итогом первой революции в России явилось учреждение Государственной Думы. Проследите правительственные шаги по пути создания российского парламента: от «булыгинской» Думы (объясните такое название; почему она не была созвана?), через Манифест 17 октября (кто автор, каково его содержание и отношение к нему партий различной политической ориентации?) до выборов в первую Государственную Думу. Глав­ными объектами размышления и анализа ситуации должны стать следующие: допустило ли самодержавие отклонения от содержания Манифеста 17 октября и почему? Из каких палат состоял российский парламент, и каковы были условия их комплектования, функции и прерогативы?

После изучения вопроса о деятельности I и II Государственных Дум студент должен иметь представление об их составе и преобладающих партиях, главных рассматриваемых вопросах и причинах досрочного роспуска той и другой Думы.

Проанализируйте причины поражения первой российской революции. Отметьте, что, несмотря на поражение революции 1905 – 1907 гг., она серьезно потрясла основы российского самодержавия. В чем конкретно это проявилось? Не забудьте подчеркнуть, что революция улучшила материальное положение рабочего класса и крестьянства (вспомните, какие шаги были сделаны правительством в этом направлении); сделала возможной легальную деятельность партий и профсоюзов; произвела колоссальный сдвиг в сознании миллионов россиян, пробудив их к политической жизни.

Революция имела большой международный резонанс: способствовала подъему стачечной борьбы рабочих в Германии, Франции, Англии, Италии, Австро – Венгрии, Бельгии; совершению антифеодальных революций в Иране, Турции, Китае; развитию национально-освободительного движения на Балканах, в Индии.

Первая мировая война явилась одним из тяжелейших испытаний для человечества начала XX века. Мировая война стала следствием обострения международной обстановки конца XIX века, когда начали создаваться военные союзы. Вспомните время формирования Тройственного союза и Антанты, какие страны вошли в каждый из них и почему? Главное внимание уделите происхождению и причинам первой мировой войны, обо­стрению геополитических противоречий между державами в Европе.

Подумайте: можно ли было предотвратить войну в начале века? Именно мировую войну. Каковы были цели России в войне?

До сих пор не затихают споры, какой фронт являлся главным в той войне. Сравните военные события, операции и потери на Западном и Восточном фронтах и сформулируйте свою позицию по данному вопросу.

Рассмотрите отношение к войне классов и партий в России и Западной Европе. Для изучения данного вопроса полезно разделить его на две части. Сначала обратиться к международной деятельности II Интернационала, объединявшего социал-демократические партии мира, и посмотреть, как решался вопрос о милитаризме в кругах международной социал-демократии, начиная с 1907 г., какие проводились конгрессы с принятием антивоенных резолюций и манифестов. Почему после начала войны произошло коренное изменение позиции II Интернационала?

Далее проследите отношение к войне классов и партий в России. Поскольку в России существовала многопартийная система, включавшая партии самой различной политической ориентации – от монархических до социалистических, предстоит выявить позиции партий всех толков. Главное внимание обратите на позицию либерально-буржуазных партий – кадетов и октябристов, точку зрения которых выражали их лидеры на заседаниях Государственной Думы. Какие три точки зрения в отношении войны были в РСДРП и ПСР? Разберите программные документы большевиков - «Тезисы о войне» и манифест ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия» - и объясните уход социал-демократов из зала заседания Думы в момент голосования за военные кредиты.

События на фронтах первой мировой войны показали, что Россия не готова к войне. Поражения русской армии вызывали недовольство и волнения во всех слоях российского общества.

При изучении обстановки в России накануне Февральской революции следует выявить время и причины наступления в России политического кризиса, дальнейшей поляризации российского общества, осмыслить состояние экономики и финансов России по мере продолжения войны. Зафиксируйте изменения позиции буржуазных партий, атмосферы заседаний Государственной Думы, определите состав и главные программные требования объединения думской оппозиции - «Прогрессивного блока». Наряду с состоянием общества проанализируйте позицию императора Николая II и его окружения. Как бы Вы охарактеризовали политику царя, какую цель она преследовала и какие имела последствия?

К началу 1917 г. обстановка в России резко обострилась. Понять ее нюансы студенту поможет обращение к речи лидера кадетов П.Н. Милюкова в Думе от 1 (14) ноября

1916 г. «Что это? Глупость или измена?»; анализ роста цен на продовольственные и промышленные товары, а также резкого сокращения заработной платы рабочих и служащих за 1914 – 1917 гг. Все это вместе позволит выявить основной детонатор социального взрыва в России в феврале 1917 г. Подумайте над вопросом: какие силы представляли серьезную угрозу власти и была ли у царизма реальная возможность навести порядок» в столице и в стране?

В феврале 1917 г. в России произошла революция. Подумайте над ее причинами, характером. Почему, по Вашему мнению, она была стремительной и почти бескровной? Монархия в России рухнула, как карточный домик, практически не найдя защитников. Чем бы Вы это объяснили? Новая власть в России (какая, в чем ее сущность, какими органами была представлена?) открывала перед Россией новые пути развития.

Приступая к изучению темы, уясните, кто пришел к власти в стране в результате победы Февральской революции? Какие главные политические силы определили выбор пути развития России после февраля 1917 г.? В чем сущность «двоевластия»? Какие варианты выхода страны из кризиса были предложены Временным правительством, Советами, лидерами политических партий? Каким образом они действовали, стремясь реализовать свои про­граммы? Охарактеризуйте результаты этой деятельности. Каковы причины кризисов Временного правительства весной – летом 1917 г.? Подумайте, ставило ли Временное правительство перед собой задачи по коренному изменению социально-экономической структуры и общественно-политического порядка в России? Какой орган власти предполагалось наделить широкими полномочиями в решении вопросов общественного реформирования?

Далее проследите, как изменялось соотношение политических сил в стране от февраля к октябрю 1917 г. Особое внимание обратите на кризис лета 1917 г. Чем можно объяснить усиление влияния большевиков в массах? Что позволило им в конечном итоге овладеть инициативой?

Проанализируйте политику большевистской партии летом – осенью 1917 г. Ответьте на следующие вопросы: когда и в связи с чем партия большевиков сняла лозунг «Вся власть Советам!» и взяла курс на вооруженное свержение Временного правительства? Почему именно в сентябре 1917 г. большевики активизировали подготовку восстания? Расскажите о ходе подготовки большевиками захвата власти в стране. В чем суть ленинского плана захвата власти? Кто и почему был противником восстания? Какие спе­циальные органы были созданы для подготовки и руководства восстанием? Как проходило вооруженное восстание в Петрограде 25 и 26 октября 1917 г.? Почему большевикам удалось взять власть в свои руки?

Подумайте, была ли альтернатива октябрьскому перевороту? Аргументируйте свои выводы.

Рассмотрите деятельность советской власти в октябре 1917 г. – марте 1918 г.: экономические и социально – политические преобразования и их последствия. Анализ данного вопроса представляется особенно важным для понимания причин гражданской войны в Советской России. Обратите внимание на противоречивость действий советской власти по переустройству общества. Какие новые органы государственного управления были созданы? Их состав, полномочия? В чем смысл провозглашенной большевиками программы по решению аграрного, рабочего, национального вопросов? Какие действия были предприняты для реализации этой программы?

Охарактеризуйте причины роспуска Учредительного собрания. Как Вы считаете, почему большевики, будучи правящей партией, обеспечили созыв Учредительного собрания, а затем разогнали его? Почему Учредительное собрание не устраивало большевиков? Что означал разгон Учредительного собрания?

Далее следует проанализировать вопрос о выходе страны из первой мировой войны. Каким образом были определены основы внешней политики Советского государства? В чем был смысл борьбы в большевистском руководстве по вопросу о выходе России из войны (позиции Ленина, Троцкого, Бухарина). Как проходили переговоры о мире между Россией и Германией? Когда и на каких условиях был подписан Брестский мир? Обратите внимание на последствия Брестского мира.

Серьезными проблемами выступают осмысление становления и развития советского общества в 20-30-е годы, Вторая мировая война и ее последствия для СССР и всего мира, попытки послевоенной модернизации СССР.Изучение обозначенных проблем целесообразно начать с анализа новой расстановки сил на международной арене и особенностей внешней политики советского руководства. В чем проявилась несостоятельность курса большевиков на мировую революцию? Какие позитивные перемены произошли в международном положении Советской России в 1921 – 1922 гг.? Обратите внимание на двойственный характер нового внешнеполитического курса большевиков.

Каковы были предпосылки перехода к нэпу? Чем был вызван поворот большевиков к новой экономической политике? Что свидетельствовало о кризисе внутренней политики большевиков? Каковы его причины? В чем проявился экономический кризис? Социально-политический кризис? Каковы были политические и экономические требования участников народных восстаний?

Анализируя цели и сущность нэпа, необходимо иметь в виду неоднозначность этой политики. Раскройте внутренние противоречия нэпа. Каким образом двойственность нового экономического курса большевиков отразилась в развитии аграрной, промышленной, торговой, финансовой сфер?

Обратите внимание, что отказ от политики «военного коммунизма» и переход к нэпу по существу означал переход к новой тактике построения социализма. Чем отличался продналог от продразверстки? Почему считалось допустимым развитие частнособственнического сектора? Что такое госкапитализм в Советском государстве? Как проходило возрождение кредитной и банковской системы? Покажите, как стала изменяться система централизованного управления (расширялись права предприятий, восстанавливался принцип оплаты по труду и т. п.).

Далее расскажите о финансовой реформе Г. Сокольникова. Какое значение для стабилизации финансового положения страны и курса рубля имела финансовая реформа 1922-1924 гг.?

Выясните, изменял ли нэп основы существовавшей в стране экономической системы? Проанализируйте итоги нэпа. Каковы причины отказа от нэпа? Отвечая на вопрос, обратите внимание на причины кризисов 1923, 1925, 1927/28 годов и способы их преодоления. Подумайте, существовали ли альтернативы слома нэпа? Мог ли нэп дальше развиваться? В чем суть вариантов экономического развития, предложенных в ходе внутрипартийных дискуссий 2-й половины 1920-х годов? Почему победила точка зрения Сталина?

Внимательно проанализируйте особенности политического развития страны в условиях нэпа. Подумайте, привела ли частичная либерализация экономики к аналогичной «перестройке» общественно-политической жизни? Что свидетельствовало о процессе становления тоталитарного режима в СССР в 1920-е годы?

Какие мнения существовали в партийно-государственном руководстве страны по вопросам национально-государственного строительства? Что в них было общего и в чем состояли принципиальные различия? Проанализируйте социально-экономические, военно-политические предпосылки образования СССР. Какие принципы были заложены в основу объединения республик? Как учитывались при этом интересы разных народов? Каково историческое значение создания СССР? Попытайтесь дать оценку национальной политике большевиков: что было положительным, какие мероприятия имели негативные последствия?

Проанализируйте ситуацию в мире, сложившуюся в 30-е годы. Почему мир оказался перед угрозой новой войны? Какие опасные очаги военной напряженности создаются в 30-е годы в мире? В чем конкретно проявилась агрессивная роль Германии?

Какими событиями началась вторая мировая война? Выскажите свое отношение к проблеме ответственности за ее развязывание. Это тем более важно, что сегодня по данному вопросу существуют разные мнения: 1) вина целиком лежит на фашистской Германии и ее сателлитах; 2) концепция равной ответственности фашистских государств, СССР и стран западной демократии за развязывание войны; 3) трактовка войны между Германией и СССР как столкновение двух кровавых тоталитарных режимов и т.д. Какая же точка зрения верна? Свое мнение обоснуйте. Охарактеризуйте позицию западных государств. Что такое «странная война»?

Далее следует проанализировать основные направления внешней политики СССР в конце 30-х годов. Какие главные проблемы пыталось решить советское руководство, осуществляя внешнюю политику? Почему практически ни одна инициатива СССР по предотвращению угрозы войны не оказалась реализованной? Кто несет ответственность за срыв системы коллективной безопасности? Какие просчеты и ошибки были допущены во внешней политике СССР в предвоенные годы?

Особое внимание обратите на содержание и значение для СССР пакта «Риббентроп – Молотов» (23 августа 1939 г.). Какие последствия имело подписание этого договора? Ознакомьтесь с современной точкой зрения по данному вопросу.

Покажите, чем характеризовалась внешняя политика СССР после подписания договора с Германией? Что Вы знаете о советско-финляндской войне? Сложный и болезненный вопрос, который и сегодня трактуется неоднозначно в странах бывшего СССР, - отношение к вопросу расширения западных границ СССР в 1939 – 1940-х гг. Ныне в Прибалтийских республиках этот шаг сталинского руководства расценивается как оккупация и насильственное изменение государственного строя в 1940 г. в странах Балтии. Вы согласны с такой оценкой? Какова Ваша точка зрения по этому вопросу?

Расскажите о целях и планах фашистской Германии в войне. Возможно ли было предотвращение второй мировой войны? Используйте для аргументации своих выводов фрагменты документов из «Практикума».

Германские империалисты, захватив и подчинив себе почти всю Западную и Центральную Европу, решили покончить с главным препятствием на пути к мировому господству – Советским Союзом. Какие еще цели преследовала Германия в войне против СССР?

Было ли нападение Германии неожиданным для руководства страны? В последнее время в печати стали появляться версии о том, что якобы у Сталина и его окружения были планы первыми напасть на Германию. Насколько состоятельна эта версия? Почему война, навязанная Советскому Союзу фашизмом, вошла в историю как Великая Отечественная война?

Далее раскройте причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Каковы потери СССР в первые месяцы войны? Какой вывод сделал И.В. Сталин, анализируя неудачи СССР в первые месяцы войны?

Какие действия по превращению страны в единый военный лагерь были предприняты советским руко­водством в условиях начавшейся войны? Расскажите о мерах по мобилизации всех ресурсов страны на нужды войны. Сгруппируйте эти меры, выделив наиболее важные сферы деятельности: политическую, экономическую, идеологическую, внешнюю политику и военное строительство. Какие результаты были достигнуты к концу 1941 г. в перестройке работы тыла и переводе народного хозяйства СССР на военные рельсы? Приведите конкретные примеры.

Ознакомившись с основными направлениями организаторской деятельности советского руководства по превращению страны в единый боевой лагерь, рассмотрите подробнее ход основных военных действий в первый период войны. Что принято понимать под начальным периодом Великой Отечественной войны? На какие этапы подразделяется Великая Отечественная война?

Особое внимание обратите на ход и военно-политические итоги сражения под Москвой. Чем была обусловлена победа советских войск под Москвой, одержанная после пяти месяцев тяжелейших оборонительных сражений? Почему разгром фашистов у стен Москвы оценивается как начало коренного поворота в ходе войны? Как повлияла победа Красной Армии под Москвой на международные отношения и образование антигитлеровской коалиции? Когда она окончательно сложилась и какую роль сыграла в войне?

Дайте характеристику состояния советского общества в условиях войны. Покажите патриотизм советских людей, их готовность отстоять свою Родину. Что означало понятие «единство фронта и тыла»? Какие результаты принесло патриотическое движение за создание фонда обороны и сбор средств в фонд Красной Армии? Далее расскажите о развитии экономики в годы войны. Когда завершилась перестройка советской экономики на военный лад? Как удавалось наладить работу тыла? Сравните динамику экономического развития СССР и других стран-участниц второй мировой войны. Чем Вы объясните причины поразительного успеха в развитии советской военной экономики в годы войны? Известно, что уже в 1942 г. СССР завершил переход на военные рельсы, а к началу зимней кампании 1945 г. превосходил Германию в орудиях и минометах почти в 4 раза, танках и САУ – более чем в 3 раза, боевых самолетах – в 8 раз. Почему Советский Союз сумел превзойти Германию по темпам роста и масштабам военного производства? Ведь фашистская Германия подчинила целям ведения войны против СССР экономический потенциал всех оккупированных ею стран Европы? Свои выводы аргументируйте.

Расскажите о массовом героизме красноармейцев на фронте, о народных ополчениях, борьбе партизан, о деятельности подпольных организаций на оккупированной врагом территории. Приведите конкретные примеры, рассказывающие о слагаемых успехах, достигнутых советскими войсками в борьбе с фашизмом. Какую роль сыграл тоталитарно-бюрократический режим в годы войны? Чем можно объяснить высокое общественное сознание в условиях этого режима?

Характеризуя военные действия 1942 г., объясните, почему важнейшие сражения лета и осени 1942 г. развернулись под Сталинградом и на Кавказе? Какую роль сыграл приказ № 227 «Ни шагу назад!»? В чем состоит историческое значение подвига героев Сталинградской обороны? Что означал коренной перелом в ходе войны? Как был осуществлен прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г.? В чем состоят военно-политические итоги Курской битвы? Какие решения были приняты на Тегеранской конференции руководителей трех держав?

Покажите, как изменился характер военных действий в связи с завершением коренного перелома в воине.Почему советско-германский фронт был решающим во второй мировой войне? Изменилась ли обстановка на этом фронте в связи с открытием летом 1944 года второго фронта в Европе? Как в дальнейшем развивались события Великой Отечественной войны, и какое влияние они оказали на ход второй мировой войны?

Расскажите о завершающих битвах Великой Отечественной войны. Каковы ее главные итоги? Какие вопросы рассматривались на Потсдамской конференции руководителей СССР, США и Великобритании и каково значение ее решений?

В заключение расскажите об итогах и уроках Великой Отечественной и второй мировой войн. Каковы их последствия для всего мира и для нашей страны? Обратите внимание на чудовищные людские потери СССР в войне, как вы относитесь к мнению некоторых современников о том, что, мол, напрасны были огромные жертвы в войне с фашистской Германией, что Сталин ничем не лучше Гитлера и т д. Разве за Сталина сражались с врагом советские люди. Какая судьба ждала народы СССР в случае победы Гитлера? Чему учит трагедия второй мировой войны? Каковы, на Ваш взгляд, основные уроки этой страшной войны?

Актуальный вопрос – «Мировое сообщество и наше Отечество в конце ХХ века - начале XXI в.»Изучение его следует начать с определения основных тенденций мирового развития во второй половине 80-х - начале 90-х годов. С чем был связан подъем экономики капиталистических стран к середине 80-х годов? В чем выразилось углубление экономической и политической интеграции стран Запада? Приведите конкретные примеры.

Далее раскройте проблемы развития мировой социалистической системы в этот период. Почему социалистические страны не смогли включиться в новый этап НТР? Какую роль сыграла в этом административно-командная система? В чем конкретно выразилось углубление экономического и социально-политического кризиса в социалистических странах, начиная со второй половины 70-х гг.? Какие события 80-х гг. явились следствием этого кризиса? Какие острейшие глобальные проблемы встали перед человечеством?

Возможно ли было их решение в условиях «двухполюсного» мира? Какие последствия для экономики США и СССР имела гонка вооружений? Что заставило советское руководство пойти на провозглашение «нового политического мышления»? Раскройте содержание этого понятия. Что означала деидеологизация межгосударственных отношений? Что было сделано для создания системы международной безопасности в конце 80-х – начале 90-х гг.?

Какие важные перемены произошли в советско-американских отношениях? Что вам известно о договоренностях по ядерному разоружению, достигнутых между СССР и США? Какое значение они имели? Как отразилась реализация идеи «нового политического мышления» на ситуации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы?

Как сложилась судьба СЭВ и ОВД? В чем выразилась новая политика СССР в отношении стран «третьего мира» и региональных конфликтов? Какое влияние оказывали перемены в мире и советской внешней политике на развитие внутриполитической ситуации в стране?

Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое положение, сложившееся в СССР к середине 80-х гг. Каковы, на Ваш взгляд, объективные и субъективные причины перестройки?

Далее расскажите о проведении реформ в Советском Союзе. Как первоначально были определены цели реформирования советского общества? Что представляла собой концепция ускорения социально-экономического развития страны? Когда был взят курс на перестройку и в чем заключался ее изначальный смысл? Уясните причины последующей корректировки курса преобразований. Какую роль в этом сыграла XIX Всесоюзная конференция КПСС (1988 г.)? XXVIII съезд КПСС (1990 г.)? Охарактеризуйте основное содержание экономической реформы. Подумайте, почему в целом она потерпела неудачу? Как это отразилось на уровне-жизни людей?

Важнейшей частью перестройки СССР явилась реформа политической системы. Объясните, чем была вызвана необходимость ее проведения? Каковы основные этапы осуществления реформы политической системы в СССР? В чем выразился противоречивый характер процесса политических преобразований? Раскройте их основные результаты. В чем суть демократизации общества? Что означала политика «гласности»? Объясните, что такое правовое государство, гражданское общество? Когда и с какой целью в СССР был введен пост президента? Кто стал первым (и последним) советским президентом? Какое значение имела отмена 6-й статьи Конституции СССР?

Анализируя последствия политических преобразований в СССР, обратите внимание на содержание термина «политический плюрализм». Приведите конкретные примеры активизации деятельности общественно-политических организаций в 1988 – 1990 гг. Каковы были особенности возрождения многопартийной системы в нашей стране? Кого Вы знаете из российских демократов, стоявших у истоков политических и экономических реформ СССР в конце 80-х годов? Как изменилось положение в обществе профсоюзов? ВЛКСМ? Творческих орга­низаций и союзов? Церкви? Какие процессы происходили внутри КПСС?

Результатом сложных и противоречивых процессов, происходивших в советском обществе в конце 80-х - начале 90-х годов, стали события 19 – 21 августа 1991 г.? Какой резонанс они вызвали в обществе? Каковы были их последствия?

Покажите, какие просчеты в политике Советского государства привели к кризису межнациональных отношений в 80-е годы? Какие события стали проявлением этого кризиса? Охарактеризуйте мероприятия (политические, социально-экономические) по разрешению межнациональных проблем, предпринятые руководством страны. Насколько эффективными они были?

1990 год – год «парада суверенитетов» бывших советских союзных республик. В чем смысл этого явления? Какая из республик заявила о своей независимости первой? В чем значение и каковы последствия провозглашения суверенитета России? Что было сделано для предотвращения развала государства? Обратите внимание на работу по созданию проекта нового Союзного договора. Охарактеризуйте результаты референдума о сохранении Союза ССР (март 1991 г.).

Каковы, на Ваш взгляд, основные причины распада СССР? Какую роль в судьбе Союза сыграли события августа 1991 г.? Как Вы полагаете, был ли распад СССР неизбежен?

Внимательно проанализируйте основные направления социально-экономического развития суверенной Российской Федерации. В рамках данной проблемы охарактеризуйте альтернативные проекты экономического развития России, предложенные в 1990 – 1991 гг. В чем суть программы «500 дней», разработанной С. Шаталиным и Г. Явлинским, проекта экономических реформ правительства Н.И. Рыжкова, экономической программы Е.Т. Гайдара?

Как проводилась политика либерализации? Когда начался перевод российской экономики на рельсы рыночного хозяйства? Раскройте противоречивый характер реформ Е.Т. Гайдара. Каковы их результаты? Обратите внимание на трудности развития финансовой системы России. Как сказались реформы на системе образования, науки, культуры, здравоохранения, уровне жизни людей?

Кто возглавил российское правительство после Е.Т. Гайдара (с декабря 1992 года)? Изменилась ли экономическая политика государства? Поясните свой ответ. В чем смысл и какова эффективность первого (чекового) этапа приватизации? Почему не удалось стабилизировать экономическую ситуацию, обуздать инфляцию? Когда и с какой целью был введен «валютный коридор»?

Когда и в связи с чем российское руководство пришло к выводу об ошибочности тезиса «отделения государства от экономики в период реформ» и необходимости повышения роли государства в регулировании экономических процессов? Каковы результаты корректировки курса? Как повлиял финансовый кризис 1998 года на экономическое положение страны, и какие меры предприняло российское правительство для выхода из кризиса?

В заключение этого вопроса кратко охарактеризуйте результаты экономического развития России в 1992 – 1999 гг. Как Вы оцениваете социально-экономическую ситуацию в стране к концу XX века? Аргументируйте свой ответ.

Охарактеризуйте основные этапы становления российской государственности в 1992 – 2000 гг. (создание государственных структур, формирование Вооруженных Сил России, выработка военной доктрины, возрождение многопартийности и т.д.). Чем было обусловлено введение институтов президента и вице-президента? Когда был избран первый российский президент?

В чем суть политического кризиса декабря 1992 – октября 1993 г.? Каковы причины конфликта между законодательной и исполнительной властью? Охарактеризуйте позиции Б.Н. Ельцина и Р.И. Хасбулатова. В чем смысл Указа Президента «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (21 сентября 1993 г.).

Что Вы знаете об октябрьских событиях 1993 г. в Москве? Каковы были их последствия? Обратите внимание на президентские указы: 1) О реформировании органов госу­дарственной власти и местного самоуправления в Москве и Московской области; 2) О реформе местного самоуправления в Российской Федерации.

Какие новые органы власти были сформированы в России в ходе политической реформы? Чем была продиктована необходимость принятия новой Конституции РФ? Когда она была принята? Чем отличалась от предыдущих конституционных документов? Каковы результаты парламентских выборов 1999 г. и президентских выборов 2000 г.? Как они повлияли на общественно-политическую обстановку в стране?

Анализируя проблемы межнациональных отношений в Российской Федерации, подчеркните, что уникальность России состоит в национальном многообразии. Однако в суверенной России происходят сложные национально-этнические процессы, которые характеризуются глубокими конфликтами и трениями. Какова природа этих конфликтов? В чем проявилась активизация деятельности руководства России по сохранению единства страны? Охарактеризуйте межнациональные отношения в суверенной Российской Федерации. С какими межнациональными проблемами столкнулась Россия, каковы были пути их решения? Почему, несмотря на предпринимаемые меры, межнациональные отношения обострялись? Обратите внимание на рост напряженности в Татарстане, на Северном Кавказе. Когда и в связи с чем началась война в Чечне? Подумайте, какие задачи необходимо решить для преодоления отрицательных тенденций в развитии межнациональных отношений? Выводы подтвердите конкретными примерами.

Каким образом и в каких документах были определены принципы взаимоотношений стран СНГ? Обратите внимание на сложности и противоречия процесса ста­новления и развития Сод




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7