Тема 4 РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА ЭХНАТОНА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Тема 1 ВВЕДЕНИЕ 1. Цель и методы занятий в высшей школе. 2. Методика работы с источниками по истории древнего мира. 3. Методика подготовки и написания докладов и оппонентских выступлений. 4. Научно-исследовательская работа студента по истории древнего мира. 5. Методика работы с научной литературой. 6. Правила оформления докладов и научных работ.
Литература 1. Источниковедение истории Древнего Востока. - М.,1984. - С.4-19. 2. Эхо Ю. Как написать курсовую, дипломную работу и диссертацию. - М.,1996. 3. Бурдин К.С., Веселов В.П. Как оформить научную работу. - М.,1973. 4. Курсков Ю.В. Письменные работы студентов по истории. - Петрозаводск,1965. 5. Методические проблемы преподавания на первом курсе исторического факультета. Из опыта работы кафедры истории древнего мира МГУ. – М.,1975. Методические указания: Специфика занятия заключается в том, что оно – самое первое, поэтому его полностью ведет преподаватель. Студенты должны предварительно ознакомиться с предложенной литературой. На занятии идет ознакомление с различными видами источников по истории древнего мира. Особое значение имеют письменные источники. Студентам предлагается план характеристики источников, которого следует придерживаться при работе с источниками в течение всего года. Далее рассматриваются вопросы теоретической и практической подготовки письменных работ - докладов и оппонентских выступлений. Особое место уделяется современным требованиям к научной работе студента, правилам оформления курсовых и других научных работ. Также освещается методика работы с научной литературой как в учебно-научных целях, так и в практических целях - для написания докладов уже в I семестре учебного года. Дается общее представление о планировании работы, отборе литературы, отборе информации и необходимых фактов, объяснении исторических фактов в русле определенной методологии, общих и частных вопросах интерпретации источников. Каждый студент должен иметь тетрадь для записи конспектов к семинарским занятиям и для записей на этих занятиях. Допускается вместо тетради иметь папку с листами ксерокопий, но скопированная литература должна быть проработана (карандашные пометки, подчеркивания, записи на полях или на отдельных листах в дополнение к скопированным страницам). Студенты, имеющие персональный компьютер, могут сканировать нужную литературу и работать с электронным вариантом текста, принося на семинар распечатки.
Тема 2 СТАРОВАВИЛОНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ (практикум) 1. Характеристика источников. 2. Сельское хозяйство Вавилонии в период издания законов: - основные земледельческие культуры; - агротехнические приемы и сельскохозяйственный инвентарь; - категории непосредственных производителей и их положение; - структура землевладения и землепользования; - характер скотоводства. 3. Ремесло: - категории ремесленников; - орудия труда и материал; - характер ремесла. 4. Торговля и ростовщичество: - категории купцов; - основная товарная продукция Вавилонии; - товары импорта; - характер торговли. Литература 1. Источниковедение истории Древнего Востока. - М., 1984. 2. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - Т.1. - М.,1980. 3. Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. - М.,1971. 4. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. - М.,1959. 5. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. - М.,1991.
Методические указания: Данное занятие - первое, посвященное полностью работе с источником (в русском переводе). Кодекс (сборник законов) царя Хаммурапи - уникальный источник для Старовавилонского периода. Цель занятия - уяснить особенности древневавилонской экономики, раскрыть характер общественных отношений и определить социальную сущность законов. Особое внимание следует обратить на формы землепользования и землевладения. Отдельные категории земель могли продаваться, что свидетельствует о формировании частной собственности на землю. При этом по традиции верховным собственником земли продолжало считаться государство. При рассмотрении категории непосредственных производителей в земледелии и скотоводстве следует обратить внимание на то, что это были, прежде всего, свободные общинники. Выяснить соотношение земледелия и скотоводства в сельском хозяйстве. Отметить, насколько прослеживается в законах выделение ремесла. Почему функции денег в некоторых случаях выполнял скот? Какой переворот в мировоззрении происходит в связи с развитием торговли и появлением металлических денег? Определить, насколько можно судить о вмешательстве государства в сферу экономики.
Тема 3 СТАРОВАВИЛОНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ (продолжение) 1. Вавилонская община и ее социальная роль. 2. Социальные категории свободного населения. 3. Рабство в Вавилонии. 4. Семейные отношения. 5. Судопроизводство и уголовное право. Литература: та же Методические указания: Студентам необходимо обратить внимание на существование различных категорий среди свободного населения. Отметить, что в целом оно разделяется на две большие социальные группы: низших и высших по положению. Определить категории населения, изученные на предыдущем занятии, и их положение. Выяснить источники рабства, права и обязанности рабов, их роль в общественном производстве. Сделать вывод о характере рабства в Вавилонии эпохи Хаммурапи. Выяснить, с чем связано ограничение долговой кабалы трехлетним сроком, чем объясняется стремление государства к увеличению численности свободного населения (ст. 171, 172, 175), а также, почему государство стремится сохранить общину (ст. 49, 136). Найдите пережитки обычного права в судопроизводстве Вавилонии и примеры, характеризующие его сословный характер. Ответьте на вопрос: насколько содержание статей законов соответствовало истинному положению дел в государстве.
Тема 4 РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА ЭХНАТОНА 1. Характеристика источников. 2. Основные черты древнеегипетской религии до реформы. 3. Реформа культа, предпринятая фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном). Первая попытка монотеизма. 4. Отношение к реформе различных социальных слоев. 5. Социально-политические и военно-стратегические последствия реформы Эхнатона. Значение реформы в истории религии и мировой культуры.
Литература
Методические указания: Цель данного занятия - выяснение специфики египетской религии и ее роли в повседневной жизни древнеегипетского общества. На фоне событий в Египте времен Нового царства необходимо установить предпосылки и причины религиозной реформы, предпринятой Эхнатоном. Помимо духовной сферы, нужно рассмотреть последствия реформы в социально-политической, экономической и военной областях. Установить, в чем проявлялся монотеизм в культе Атона, и каковы были последствия первого в истории проявления монотеизма.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |