ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Удельная Русь и Ордынская зависимость
Древнерусское государство в IX - начале XII века. Удельная Русь и Ордынская зависимость. 3.Образование Российского единого государства в начале XVI века. Иван III – Первый государь всея Руси. Россия в эпоху Ивана Грозного. Россия на пути к абсолютизму. Пётр Великий и его время. Эпоха дворцовых переворотов. Россия во второй половине XVIII века. Россия в первой четверти XIX века.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ N 1. Для студентов ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Древнерусское государство IX-нач. XII в.в.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: Семинарское занятие.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ: Тема значима для профессиональной и познавательной деятельности студентов в рамках курса истории Отечества, смежных дисциплин и в целом в деятельности врача.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ: Познакомить студентов с различными концепциями возникновения русской государственности, экономическим и социально- политическим устройством киевской Руси.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: Карта, атласы по истории Отечества.
Вопросы для обсуждения: 1.«Повесть временных лет» о славянах, варягах и происхождении Руси: расселение древних славян, взаимоотношения между различными славянскими племенами, легенда о призыве варягов. Характеристика «Повести временных лет» как исторического источника. 2.Экономика и социально-политический строй Древней Руси: основные занятия древних славян, присваивающий характер хозяйства, общинное устройство жизни древних славян, родовая знать, контакты с другими государствами, формирование государственности у древних славян, «полюдье». Первые русские князья, их деятельность. 3.Норманнская теория происхождения древнерусского государства: pro et contra. Точка зрения отечественных и зарубежных историков.
Вопросы для дискуссии: 1.Существовало ли рабство на Руси? 2.Роль города на Руси отличалась от той роли, которую он играл в Западной Европе. В чём состояло это отличие? Почему? 3.какова роль православия в формировании человека средневековой Руси? 4.Была ли Киевская Русь частью европейского мира? 5.Кто и как судил в Древней Руси?
При подготовке к семинару студенты анализируют литературу по теме занятия с конкретизацией наглядных представлений и зрительным усвоением материала.
Задания для работы: 1.Изучить разделы «Русь в IX – XII веке», «Русь Киевская» рекомендуемых источников; карту № 1 «Киевская Русь»/ История России с древнейших времён до 1861 года. – М., 2003.; карту«Русь в IX – начале XII века»/ История России. Атлас. гл. ред. Н.Н.Полункина. – М, 2004.
Студент должен уметь: сравнить разные концептуальные подходы по вопросу возникновения государственности на Руси, путём логических размышлений делать выводы по теме занятия, размышлять, вступать в дискуссию и доказывать свою точку зрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ОСНОВНАЯ: 1.Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. . Учебник для вузов. - СПБ., 1999. 2.Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 года. Учебник для вузов. – М., 1998. 3.Зуев Н.М. История России. – М., 2002. 5.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. - М.,1998.Гл. 1., §1. 5.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.А.. Сивохина Т.А. . История России. Учебник для вузов. - М., 2000. 6.Павленко Н.Н. . История России с древнейших времен до 1861 года. – М., 2003. 7.Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону. 1997.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1.Анохин Г.И. Новые гипотезы происхождения государства на Руси.// Вопросы истории.-2000. № 3. 2.Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов. Русь в первой половине 10 века.// Вопросы истории.- 1999. № 8. 3. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.,1989. 4.Гумилёв Л.Н. От Руси к России. - М., 1992. 5.Кирпичников А. Рюрик пришел с ладом.// Родина.- 2001. № 2. 6.Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Легенда о « призвании варягов» и становление древнерусской историографии. // Вопросы истории.- 1995 № 2.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ N 2. Для студентов ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Удельная Русь и Ордынская зависимость.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: Семинарское занятие.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ: Тема значима для профессиональной и познавательной деятельности студентов в рамках курса истории Отечества смежных дисциплин и в целом в деятельности врача.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ: Расширить объём знаний студентов по истории Отечества в период монгольского завоевания, выяснить историческое значение этого явления для последующего исторического развития России.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: карта, атласы по истории Отечества.
Вопросы для обсуждения: 1.Империя Чингисхана и установление ордынского владычества над Русью: административное устройство монгольской империи, образ жизни, традиции, занятия монголо-татар. 2.Социально-экономическое развитие Руси в 13-14 в.в.: изменения в хозяйственной деятельности населения Руси, формирование новых политических и культурных центров, развитие культуры, экономическая и политическая зависимость Руси от Золотой Орды. 3.Взаимоотношения русских князей и ханов Золотой Орды: характер взаимоотношений, различные исторические оценки на взаимодействие империи монголов с Русью. Предпосылки объединения русских земель вокруг новых политических центров, Москва и Тверь. 4.Историческое значение Куликовской битвы. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Вопросы для дискуссии: 1.Что позволило Александру Невскому стать любимцем русских и татар? 2.Оказывались ли русские княжества объектом католической экспансии? Когда и почему?
При подготовке к семинару студенты анализируют литературу по теме занятия с конкретизацией наглядных представлений и зрительным усвоением материала.
Задания для работы: 1.Изучить разделы «Русские земли и княжества в XI (XII) - начале XIII века», «Удельный период», «Русь Киевская» рекомендуемых источников; карты № 3 «Политическая раздробленность Руси в XII - начале XIII века», № 4 «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII веке»/ История России с древнейших времён до 1861 года. – М., 2003.; карты «Политическая раздробленность Руси в XII - начале XIII века », «Борьба Руси против внешних вторжений в XIII веке» / История России. Атлас. гл. ред. Н.Н.Полункина. – М, 2004. Студент должен уметь: анализировать и сопоставлять данные различных источников для изучения этого периода в истории Отечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ОСНОВНАЯ: 1.Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь.- М 1996. 2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. . Учебник для вузов.- СПБ, 1999. З.Зуев М.Н.. История России. . Учебник для вузов. М.,2000. 4. История ХМАО с древности до наших дней.- Екатеринбург,1999. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1.Общественный строй кочевников: дискуссия и проблемы.// Вопросы истории.- 2001. № 4. 2.А было ли иго? Родина, 1997. № 3-4. З.Вернадский Г. Что дали России монголы // Родина, 1997. № 3-4. 4.Гумилев Я.Н. Древняя Русь и Великая Степь.- М..1989.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |