Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принятие христианства. Причины. Последствия



2015-12-06 851 Обсуждений (0)
Принятие христианства. Причины. Последствия 0.00 из 5.00 0 оценок




Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для установления соответствия между религией и политическим строем. Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Эта реформа, однако, оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя. Таких религий в Киеве знали три: христианство, ислам, иудаизм. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией.

В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.

После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:

1.Это нужно было в интересах развития государства, v чтобы избежать изоляции от всего мира.

2.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.

3.Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.

4.Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.

5.Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие)

Видимо и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии. Мусульманство не подошло, потому что запрещало употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.

В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму v Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас.

Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя - Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священников.

Прошло много времени между крещением Владимира и христианизацией Руси. В 990г. предпринимаются первые шаги по введению новой веры, которые встречают огромное сопротивление со стороны язычников. Сначала крещение принял Киев. Началось строительство церквей. В Новгороде Владимир поручил эту миссию своему дяде Добрыне. Горожане разгромили двор Добрыни, убили его близких, но вскоре мятеж был подавлен. Византия помогала в этом Руси v переправлялись книги. Составлялся их тщательный перевод. Во главе церкви стоял не священник (как римский Папа), а светская власть.

Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси. Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры. Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах, но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный свод законов – «Русская Правда». Происходит дальнейшее развитие экономики. Серьезные изменения произошли в церковной организации. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятину» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Монастыри являлись центрами культуры и просвещения, в которых создавались первые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей.

Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало v возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом.

1.Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего - монастыри: обет безбрачия, уход от всего земного. Во главе - игумен. Со временем монастыри стали центрами торговли, и даже ростовщичества.

2.Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси.

3.При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство - иконопись, составление летописей.

4.Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам.

5.Содействуя развитию культуры и грамотности, церковь подавила культуру, основанную на язычестве, преследуя веселые праздники Коляды и Масленицы, как бесовские.

6.Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными государствами, церковь выступает против ?латинства¦, чем способствовала изоляции от стран Западной Европы и тех духовно-культурных процессов, которые протекали там.

 

8. Причины политической раздробленности. 12 – 13 века.
+ 9. Формирование региональной специфики русских земель в 13 – 16 веках

Феодальная раздробленность - прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственно-политической организации общества. Происходит рост городов, ремесла и торговли, а также культурное и хозяйственное развитие различных земель. Феод раздробл началась в 1132 г.(34) Первой причиной феодальной раздробленности был рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. XII - начало XIII века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вели к усилению стремления первых к политической самостоятельности. Рост столкновений смердов и горожан с боярством стал второй причиной феодальной раздробленности. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту - налог. Третьей причиной феодальной раздробленности был рост и усиление городов как новых политических и культурных центров. К причинам феодальной раздробленности следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и упадок власти великого князя, земельная вотчина которого в XII веке уменьшилась. 12 век сопровождался подъемом во всех областях жизни.

В 1113г. после смерти кн. Мстислава произошло восстание в Киеве. Киев обратился к кн. Переяславскому по прозвищу Мономах. Впоследствии он и его брат Мстислав Тьмутараканьский взяли власть в свои руки.

1103-1111 — походы Мономаха на половецкие орды.

После смерти Мстислава, сына Мономаха, Киевская Русь распалась окончательно.

С северо-западных земель Юрий Долгорукий пошел в поход на Киев и впоследствии захватил и власть с Киевом. Его сын Андрей Боголюбский первый осознал идею объединения (убит в 1174г.). В период политической раздробленности сформировались 3 крупных региона, векторы развития которых разошлись:

1 регион: Юго-Западный – Галицко-Волынская Русь. Процессы феодализации начались раньше и зашли более глубоко, чем в других частях Руси

Главным типом землевладения были боярские вотчины, княжеское и церковное землевладение играло менее значительную роль. По этому было велико влияние боярства на князя.

Были развиты связи со странами Восточной Европы.

После смерти Даниила Галицкого в 1264г. Произошел раздел на Галицкую (отошла к Польше) и Волынскую (отошла к Литве) земли.

2 регион: Северо-Западная Русь – Новгород и Псков. С 1136-1478 гг. в Новгороде существовала республиканская форма правления. Главным органом управления являлось ВЕЧЕ. Оно принимало важнейшие решения, призывало и выгоняло князей, объявляло войну и заключало мир. Следующим органом управления был совет господ - осподе, имевшее председателем Новгородского архиепископа. Владыка Архиепископ выбирался жребием. Тремя следующими органами власти были:

Посадник – глава правительства и бургомистр столицы. Избирался на 1 год из представителей самых знатных боярских семей;

Писецкий – управлял сельским населением в Новгороде, командовал ополчением (тысячей). Избирался из более широкого круга претендентов.

Князь – не монарх, а военачальник. Не имел права без посадника судить, разделять волости, издавать грамоты. Если не был добрым его выгоняли.

3 регион:Северо-Восточная Русь

До начала 11 века это бал глухой и малонаселенный край. После Любечского (1097 г.) съезда князей выделилось Суздальское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество стало одним из самых крупных и сильных княжеств.

По форме государственного строя – монархия.

4 регион: В XII - первой половине XIII века Ростово-Суздальская земля переживала экономический подъем. Плодородные земли, огромные лесные массивы, многочисленные реки, озера создавали возможность для развития земледелия. Отложилась от Киева Ростово-Суздальская земля в 30-е годы XII века при сыне В Мономаха Юрии Долгоруком, правившем с 1125 по 1157 год. После его смерти князем Ростово-Суздальского княжества стал его сын Андрей Юрьевич Боголюбский.В 1176 году княжеский престол занял брат Андрея Всеволод Б Гнездо.

До середины XII века Галицкая земля была разделена на мелкие княжества. В 1141 году перемышльский князь Владимир Володаревич объединил их, перенеся столицу в Галич. После смерти Осмомысла Галицкая земля стала ареной долгой междоусобной борьбы князей с местным боярством. В 1189 году волынский князь Роман Мстиславич объединил Галицкую и Волынскую земли. В Новгородской земле, в отличие от других русских земель, установилась боярская республика. Территория Новгородской земли делилась на пятины, которые в свою очередь в административном отношении делились на сотни и погосты. В Новгородской земле рано сложилось боярское землевладение. Новгородская земля отделилась от Киева после восстания 1136 года. Новгород вел постоянную борьбу за свою независимость против соседских княжеств, в первую очередь против Владимиро-Суздальского, стремившихся подчинить себе богатый и вольный город. Все самостоятельные княжества жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопич государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля госва.

В 1206 г. на съезде монгольской знати нойон Темучин был провозглашен великим ханом с имением Чингисхан. Он обладал способностями жестокого и властолюбивого правителя и незаурядного организатора. Главной задачей жизни нового государства была объявлена завоевательная война, весь народ – войском. Стремясь упрочить свою власть, Чингисхан беспощадно расправлялся с непокорными. В конце 1237 года Рязань пала, 7 февраля 1238 года пал Владимир, 4 марта 1238 года состоялась битва на реке Сите, потерпели поражение войска князя Владимирского Юрия Всеволодовича. Монголы повторили поход на Русь в 1240 году и осенью 1240 года штурмом взяли Киев. Затем они ушли в Европу, дошли до Адриатики. В 1242 году вернулись в низовье Волги и основали государство «Золотая Орда» (так называли на Руси), со столицей в Сарае (между Астраханью и Саратовом).

 



2015-12-06 851 Обсуждений (0)
Принятие христианства. Причины. Последствия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принятие христианства. Причины. Последствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (851)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)