Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Русская культура 2й половины 19 века и ее вклад в мировую




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУЛЬТУРА РОССИИ В I ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА, ЕВРОПЕЙСКИЕ ВЛИЯНИЯ. Необычайный подъем русской культуры в I половине XIX в. позволил назвать это время «Золотым веком». Проникновение капиталистических отношений в экономику усилило потребность в образованных людях. Существенное влияние на искусство оказала Отечественная война 1812 г. В начале XIX в. уровень образованности общества был невысок. Поэтому просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. В правление Александра I создавалась система государственного образования: одногодичные приходские школы; трехклассные уездные училища; семиклассные гимназии. Развивалось и высшее образование.

В начале XIX в. был основан целый ряд университетов: Казанский, Харьковский, Петербургский. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Технологический институт в Петербурге, Строительный в Москве и др. Увеличилось число гимназий и лицеев.

Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Основывается ряд научных обществ – Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Математик Н.И. Лобачевский создал теорию «неевклидовой геометрии». Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы. Академик В.В. Петров положил начало практическому применению электричества. Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Больших успехов в медицине достиг хирург Н.И. Пирогов: впервые начал делать операции под эфирным наркозом.



Мореплаватели И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803 – 1806 гг.), а Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В конце 40-х гг. начал свои исследования историк С.М. Соловьев, создавший 29-томную «Историю России с древнейших времен».

Распространению знаний способствовало издание книг, журналов, газет. Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным. В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека.

Именно расцвет литературы позволил определить I половину XIX в. как «Золотой век» русской культуры. В Начале XIX в. классицизм уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутреннему миру человека. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин.

Сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве В.А. Жуковского проявился «салонный» романтизм: воссоздание мира поверий, рыцарских легенд. Другое течение представляли поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Они призывали к борьбе за свободу и служению Родине.

Во II четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм – стремление правдиво отображать действительность.

Основоположником реализма стал А.С. Пушкин (роман «Евгений Онегин»). В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева отчетливо проявились черты реализма.

Смена стилей и направлений происходила и в живописи. Официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, ярким представителем которого был О.А. Кипренский.

В русской живописи становится популярен бытовой сюжет.

Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов, изображавший картины из быта крестьян. Картины П.А. Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора») отличались реализмом и носили сатирический характер.

Особенно поразили современников полотна К.П. Брюлова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу».

Влияние реализма складывалось и в музыке. Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И. Глинка. Он писал оперы («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), романсы, этюды, хоры. М.И. Глинка был родоначальником классической музыки. Крупным представителем реализма был А.С. Даргомыжский (оперы «Русалка», «Каменный гость»).

Первая половина XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта – создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге. Архитектора К.И. Росси (здание Генерального штаба) и А.А. Монферран (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади. Здание Сената и Синода (К.И. Росси), Исаакиевского собора (А.А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н. Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д. Захаровым – здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И. Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И. Жилярда (перестройка здания Московского университета). В первой половине XIX в. в целом завершился процесс формирования национальной культуры.

КУЛЬТУРА РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (1900 – 1917 ГГ.)

В начале ХХ в. российская культура приобрела значительный размах и ряд новых направлений. Произошел подъем в области образования. Россия имела обширную систему образования, включающую в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные училища) и высшую (университеты, институты). Однако положение начальной школы оставалось тяжелым, о чем свидетельствует очень невысокий процент грамотных в стране – 30% в 1917 г. Отечественная наука внесла огромный вклад в мировой научно-технический прогресс, названный «революцией в естествознании». Физиолог И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах (1904 г. – вручена Нобелевская премия). В 1904 г. Нобелевскую премию получил И.И. Мечников за труды по иммунологии. Ряд открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е. Жуковский. К.Э. Циолковский заложил основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Конец XIX – начало ХХ в. – «серебряный век» русской культуры, а также время расцвета религиозной философии, основы которой были заложены В.С. Соловьевым. Философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Н. Трубецкой искали пути создания истинно христианского общества.

В литературе наряду с традиционным, реалистическим направлением (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.М. Мамин-Сибиряк), появляются другие: символизм, имажинизм, футуризм. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, против материалистического воззрения.

Представителями русского авангарда были футуристы, поэзия которых отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк – петербургская группа «Гинея», И. Северянин).

Влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи: в импрессионистских полотнах В.А. Серова и К.А. Коровина, в символистских картинах М.А. Врубеля.

В 1903 г. был создан «Союз русских художников», который соединил традиционное и новаторское направления в русской живописи.

Музыкальное искусство обогащается творчеством А.И. Скрябина, А.К. Глазунова, С.И. Танеева и др.

Период расцвета переживает драматический театр и балет. «Русские сезоны», с 1907 г. проводившиеся в Париже С.П. Дягилевым, стали триумфом русской культуры.

Искусство развивается при содействии предпринимателей-меценатов: С.Т. Морозова, С.И. Мамонтова, П.М. Третьякова и др.

Таким образом, культура России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски и трудности. ХХ в. многое изменил в сознании всех слоев населения. Ценности XIX в: романтизм, жертвенность, служение народу – утрачивали свою привлекательность. Сборник философских статей «Вехи» (1909 г.) остро поставил вопрос об осмыслении путей дальнейшего развития России.

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (772)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7