Политика просвещения Екатерины 2: сущность и итоги
Софья Августа Фредерика (1762-1796) – Екатерина II на русском престоле. Она сразу взяла курс просвещенного абсолютизма – выражение либерального направления европейской общественной мысли (Дидро, Вальтер, Руссо, Монтескье). Сущность либерализма: цель: свобода – начало и конец всех потребностей человека. права: личность господствует над обществом власть: конвенциональный характер власти (публичный), государство – корпорация жизнь: любое содержание, т.к. основан на гносеологическом и аксеологическом скептицизме и онтологическом номинализме :D по сути: либерализм – теоретическое оправдание борьбы индивида за свои эгоистические интересы опасности: либералы принимаются за любые реформы, которые либо вовсе не применимы к реальной жизни, либо производят разрушительные действие. сила либерализма – в бюрократии. О.о Свобода – орудие насилия. Свобода отнюдь не главная цель политической жизни общества. Она – элемент жизни общества, но не единственная главная ее цель. Свобода в крайнем ее развитии приводит к абсурду и анархии. Либеральные идеи в 18 веке буквально перевернули всю Европу, завершившись Французской революцией (1789). Свобода и равенство, которым она присягала, превратились в полную противоположность – насилие и анархию. Временное торжество свободы закончилось полным ее поражением. Екатерина II пришла к власти, когда либеральные идеи находились на пике популярности в Европе. Поэтому Екатерина выбрала их, чтобы доказать величие России и свою просвещенность. Переписывалась с энциклопедистами, читала Монтескье, купила у Дидро всю его библиотеку и сама стала носительницей идей просвещения и космополитической точки зрения. Екатерина была практичным человеком. Энергичная, практичная, волевая, она была способна к напряженному труду во всех сферах гос.жизни. Прочитав несметное множество книг, Екатерина вошла в историю как самая просвещенная монархиня. Дворянство потребовало расширения своих прав, и Е. была вынуждена следовать их притязаниям. Она была обязана действовать в исключительно русском духе, т.к. Петр I оскорбил национальное достоинство народа. Екатерина должна была править в либеральном направлении идей. Она и ее правительство д.б. следовать одновременно 3 направлениям:
Согласовать их было сложно. Либеральные идеи были чужды традициям управления русским государством. Е. разделила их и проводила раздельно в разных областях. Во внешней политике – национальное, в области просвещения – либеральное, в области законодательства – сословно-дворянское. Административное управление: Граф Панин. Его план был отвергнут, т.к. было предложено создать при императрице Совет – Е. усмотрела в этом попытку ограничения самодержавия. Высшим государственном органом остался Сенат. Реформа Сената: Сенат был разделен на 6 департаментов => самовластие! После подавления восстания Пугачева Е. вернулась к административной работе. Губернская реформа: Россия была разделена на 50 губерний, губернии – на 12 уездов. Судебная реформа: следуя духу законов Монтескье, Е. провела судебную реформу. Судебные органы были отделены от исполнительной власти, суд становится сословным (за исключением крепостных). Городская реформа: Город – самостоятельная административная единица. Во главе – городничий, назначаемый правительством. Коллежская реформа: ликвидация коллегий. Оставлены только 3: иностранная, военная, адмиралтейская. Реформа сословной организации общества: цель: правовое закрепление статуса каждого сословия. По замыслу Е. реформа д.б. четко регулировать отношения м/у гос-вом и обществом. Основные принципы реформы – в «Наказе» (65-67). Наказ императрицы Екатерины II (65-67) На 90% основан на духе законов Монтескье. Объявлен законом Российской империи. Самодержавная монархия – единственная и необходимая форма правления в России Основной источник закона – монарх; он же – его истолкователь Монархия – залог защиты всего российского общества Сословная организация российского общества – единственная правомерная Отвергал теорию общественного договора и народного суверенитета Для проведения реформы была созвана Большая Уложенная комиссия (июнь 1767-январь 1769). Депутаты избирались со всех сословий, кроме крепостных крестьян Прибалтики. Для крепостничества (93% населения страны) было выделено 12% мест. Выборы предусматривали составление Наказа от каждого сословия. Они являли картину противоположности интересов => низкая результативность работы. Была написана 1 глава Уложения о правах дворян. Причины провала У.К.: Депутаты представляли противоположные интересы различных сословий, их наказы были взаимоисключающие Перед депутатами были 2 источника: сам наказ Екатерины на основе западных идей и Русская Правда – старые русские уложения => кодификация законов потребовала длительного изучения русских законодательств. А кому ж охота. У.К. не смогла создать ни свода старых законов, ни нового кодекса. Однако Е. добилась поддержки России со стороны Западной Европы по широкому кругу политических, экономических и военных вопросов. Литературная и издательская деятельность Екатерины (привет Жилякову) 1767 – «Всякая всячина». Е. публикует комедии, в которых доказывает, что все пороки являются врожденным следствием человеческих слабостей. Е. не представляет себе всей глубины опасности своего курса для Р. Вскоре ей пришлось столкнуться с его пагубными последствиями. Очень быстро развивается масонство. Новиков приступает к распространению тайной масонской литературы («Трутень», «Живописец»). Екатерина вступает с ним в полемику. Закрывает свой журнал и журнал Новикова. Последовательно проводя либеральную политику, Екатерина 2 в 1785 г. Подписала Жалованную грамоту дворянству, закрепив статус дворянства как привилегированного государственного сословия. По Жалованной грамоте все население делилось на 6 разрядов:
Каждый 3тий горожанин избирался в общегородскую думу и её исполнительный орган: Шестиглавую думу (по одному представителю каждого разряда), а также городскую главу и судей. Дворянское сословие могло создавать свои дворянские собрания, которые могли выходить прямо на губернатора и Екатерину2.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (911)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |