Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Политика просвещения Екатерины 2: сущность и итоги




Софья Августа Фредерика (1762-1796) – Екатерина II на русском престоле.

Она сразу взяла курс просвещенного абсолютизма – выражение либерального направления европейской общественной мысли (Дидро, Вальтер, Руссо, Монтескье).

Сущность либерализма:

цель: свобода – начало и конец всех потребностей человека.

права: личность господствует над обществом

власть: конвенциональный характер власти (публичный), государство – корпорация

жизнь: любое содержание, т.к. основан на гносеологическом и аксеологическом скептицизме и онтологическом номинализме :D

по сути: либерализм – теоретическое оправдание борьбы индивида за свои эгоистические интересы

опасности: либералы принимаются за любые реформы, которые либо вовсе не применимы к реальной жизни, либо производят разрушительные действие.

сила либерализма – в бюрократии. О.о

Свобода – орудие насилия. Свобода отнюдь не главная цель политической жизни общества. Она – элемент жизни общества, но не единственная главная ее цель. Свобода в крайнем ее развитии приводит к абсурду и анархии.

Либеральные идеи в 18 веке буквально перевернули всю Европу, завершившись Французской революцией (1789). Свобода и равенство, которым она присягала, превратились в полную противоположность – насилие и анархию. Временное торжество свободы закончилось полным ее поражением.



Екатерина II пришла к власти, когда либеральные идеи находились на пике популярности в Европе. Поэтому Екатерина выбрала их, чтобы доказать величие России и свою просвещенность. Переписывалась с энциклопедистами, читала Монтескье, купила у Дидро всю его библиотеку и сама стала носительницей идей просвещения и космополитической точки зрения. Екатерина была практичным человеком. Энергичная, практичная, волевая, она была способна к напряженному труду во всех сферах гос.жизни. Прочитав несметное множество книг, Екатерина вошла в историю как самая просвещенная монархиня.

Дворянство потребовало расширения своих прав, и Е. была вынуждена следовать их притязаниям. Она была обязана действовать в исключительно русском духе, т.к. Петр I оскорбил национальное достоинство народа. Екатерина должна была править в либеральном направлении идей.

Она и ее правительство д.б. следовать одновременно 3 направлениям:

  1. Сословно-дворянское
  2. Национальное
  3. Либеральное

Согласовать их было сложно. Либеральные идеи были чужды традициям управления русским государством. Е. разделила их и проводила раздельно в разных областях. Во внешней политике – национальное, в области просвещения – либеральное, в области законодательства – сословно-дворянское.

Административное управление:

Граф Панин. Его план был отвергнут, т.к. было предложено создать при императрице Совет – Е. усмотрела в этом попытку ограничения самодержавия. Высшим государственном органом остался Сенат. Реформа Сената: Сенат был разделен на 6 департаментов => самовластие!

После подавления восстания Пугачева Е. вернулась к административной работе. Губернская реформа: Россия была разделена на 50 губерний, губернии – на 12 уездов.

Судебная реформа: следуя духу законов Монтескье, Е. провела судебную реформу. Судебные органы были отделены от исполнительной власти, суд становится сословным (за исключением крепостных).

Городская реформа: Город – самостоятельная административная единица. Во главе – городничий, назначаемый правительством.

Коллежская реформа: ликвидация коллегий. Оставлены только 3: иностранная, военная, адмиралтейская.

Реформа сословной организации общества: цель: правовое закрепление статуса каждого сословия. По замыслу Е. реформа д.б. четко регулировать отношения м/у гос-вом и обществом. Основные принципы реформы – в «Наказе» (65-67).

Наказ императрицы Екатерины II (65-67)

На 90% основан на духе законов Монтескье. Объявлен законом Российской империи.

Самодержавная монархия – единственная и необходимая форма правления в России

Основной источник закона – монарх; он же – его истолкователь

Монархия – залог защиты всего российского общества

Сословная организация российского общества – единственная правомерная

Отвергал теорию общественного договора и народного суверенитета

Для проведения реформы была созвана Большая Уложенная комиссия (июнь 1767-январь 1769). Депутаты избирались со всех сословий, кроме крепостных крестьян Прибалтики. Для крепостничества (93% населения страны) было выделено 12% мест. Выборы предусматривали составление Наказа от каждого сословия. Они являли картину противоположности интересов => низкая результативность работы. Была написана 1 глава Уложения о правах дворян.

Причины провала У.К.:

Депутаты представляли противоположные интересы различных сословий, их наказы были взаимоисключающие

Перед депутатами были 2 источника: сам наказ Екатерины на основе западных идей и Русская Правда – старые русские уложения => кодификация законов потребовала длительного изучения русских законодательств. А кому ж охота.

У.К. не смогла создать ни свода старых законов, ни нового кодекса. Однако Е. добилась поддержки России со стороны Западной Европы по широкому кругу политических, экономических и военных вопросов.

Литературная и издательская деятельность Екатерины (привет Жилякову)

1767 – «Всякая всячина». Е. публикует комедии, в которых доказывает, что все пороки являются врожденным следствием человеческих слабостей.

Е. не представляет себе всей глубины опасности своего курса для Р. Вскоре ей пришлось столкнуться с его пагубными последствиями.

Очень быстро развивается масонство. Новиков приступает к распространению тайной масонской литературы («Трутень», «Живописец»). Екатерина вступает с ним в полемику. Закрывает свой журнал и журнал Новикова.

Последовательно проводя либеральную политику, Екатерина 2 в 1785 г. Подписала Жалованную грамоту дворянству, закрепив статус дворянства как привилегированного государственного сословия. По Жалованной грамоте все население делилось на 6 разрядов:

  1. Дворяне и духовенство
  2. Купцы 3х гильдий
  3. Ремесленники
  4. Иностранцы, постоянно проживавшие в городе
  5. Именитые горожане
  6. Посадские люди

Каждый 3тий горожанин избирался в общегородскую думу и её исполнительный орган: Шестиглавую думу (по одному представителю каждого разряда), а также городскую главу и судей.

Дворянское сословие могло создавать свои дворянские собрания, которые могли выходить прямо на губернатора и Екатерину2.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (803)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)