Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ РОССИИ В 60-90Е ГГ. 19 ВЕКА (47 вопрос)




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Либеральные реформы Александра II в 60-70-е гг. вывели на политическую арену России разночинную молодежь (они были под влиянием западной крайне либералистической мысли). Выражение крайнего либерализма в развитии мировой общественной мысли второй половины XIX века становится утопический идеализм. Главный его представитель — Карл Маркс. Вся его революционная теория была построена на извращенном понимании гегелевской диалектики исторического развития, в основе которой он положил не противоречие и борьба чел. мысли, а противоречие заложенное в материальных отношениях. Это основной закон развития жизни.

По Марксу, в материальном мире действует закон необходимости. Экономические отношения — материальный мир => экономические отношения подчиняются законам необходимости и развиваются в три ступени:

А) первобытное хозяйство — рабочая сила и средства производства неразделимы;

Б) капитализм — рабочая сила и средства производства не разделены;

В) социализм — высшая ступень — рабочая сила и средства производства соединяются, образуя высшее единство.

Движущая причина исторического развития — материальная причина, эксплуатация (противоречие между трудом и капиталом). Капитализм отрицает первобытное хозяйство, а социализм — капитализм. При этом Маркс утверждал, что это диалектичное отрицание происходящего само собою в силу необходимости, но утверждает, что разрешение противоречий состоит из экономическом насилии, которое является «повивальной бабкой истории». Для достижения третей ступени необходима революция и гражданская война, которая может продолжится полвека, а может и 100 лет для того, чтобы в мире утвердился новый социальный порядок. Для окончательного утверждения нового мирового порядка необходимо подвергнуть религию, поскольку оно - «опиум для народа». Свое учение Маркс определил как теорию научного социализма.



Марксистская теория в ее чистом виде стала распространятся по России и нашла многочисленных последователей в начале 80-х гг XIX века. До конца 70-х здесь господствует русский вариант социализма (Герцен). В разгар 60-х гг, в разгар либеральных реформ идеологами русского социализма создается целый ряд революционных кружков и обществ (наиболее значительная «Земля и воля», 1861-1864 гг).

Главный идеолог — Григорий Чернышевский. Он вслед за Герценом рассматривает сельскую общину как патриархальный институт, который должен выполнить роль товарищеской формы производства и развивается параллельно с капиталистической формой производства.

Под руководством Чернышевского «Земля и воля» сала активно распространять его учения среди студенчества. Прокламация Чернышесвкого «Барским крестьянам от их доброжелателей».

После ареста Чернышевского подрывная деятельность общества не прекращается. ЗА это время крайние радикальные идеи Чернышевского захватывают значительную часть российской студенческой молодежи. Создаются кружки, главная задача — создание революционной политической организации, тактика террора.

Кружок Ишутина, кружок «Народная расправа»(Ткачев, Нечаев).

1866 г. - Каракозов совершает покушение на Александра II. Под влиянием революционной пропаганды в 1868-1869 гг. в Петербурге начались очень серьезные студенческие волнения. Весна 1869 г. - кружок «Народная расправа» разгромлен, члены кружка арестованы. Но Нечаев сбежал в Женеву. Встречается с Герценом, Огараевым и Бакуниным. Совместно с Бакуниным Нечаев разрабатывает «Катехизис революционера» - кодекс для русской революционной демократии. Катехизис определяет революционера как человека конченого, у которого нет чувств, привязанности, мнения, все поглощено идеей революции. Он презирает нравственность, следует одному принципу «Цель оправдывает средства». Катехизис Нечаева оправдывает ложь, шпионаж, террор как средства необходимости.

1869 — год возвращения в Россию. Создание революционной ячейки для подготовки осуществления терактов в Москве.

1872 г — Нечаев был выдан российским властям как уголовный преступник. Умер в 1882 г в Петропавловской крепости.

В начале 70-х гг носители революционной идеи начали мимикрировать, объявляя себя народниками. Главная их задача — революция и свержение самодержавия силами народных масс под руководством революционных организаций.

Народничество — широкий спектр различных течений русской либеральной мысли, начиная от крайнего либерализма до умеренного. Главными идеологами радикалов были: Бакунин, Лавров, Ткачев. В зависимости от тактики в подготовке революции все народники делились:

а) анархисты (Бакунин);

б) пропагандисты (Лавров);

в) заговорщики (Ткачев).

Анархисты.

«Исповедь» Бакунина.

I Комиет Интернационала финансировался американскими министрами Ротшильдами, была создана в 1864 по замыслу Карла Маркса. Бакунин вступил в него и выступил против Маркса, создал свой анархический международный альянс социал-демократии. Бакунин исключен из состава I Интернационала.

1873 г — пишет «Государство и Анархия». Основная идея: «Источник всех зол на земле — государство. Оно развращает носителей государственной власти и подчиненных. Одни становятся деспотами, другие — рабами». Главная задача — уничтожить государство. Это можно сделать только с помощью бунта, создав в стране всеобщую анархию.

Место государства должна занять Федерация самоуправляющихся общин, которые основаны на коллективной собственности на орудия и средства производства. Общины объединяются в Федеративный союз, который определяется и защищается всеобщим вооружением народа. Это социализм по Бакунину.

Отрицая марксистские положения о предпосылках революции, Бакунин доказал, что русский мужик — социалист по инстинкту. Его не надо агитировать, а просо призвать к революционному бунту. Искра к бунту — революция, призванная объединить разрозненные крестьянские восстания.

Пропагандистское направление.

Академик Артилерийской Академии Санкт-Петербурга Петр Лавров. Увлекшись революционными идеями, сотрудничал с журналами «Современник», «Отечественные записки», вошел в кружок Ишутина. После сослан в Сибирь. Там пишет «Исторические письма», бежит зав границу, вступает в I Инернационал, издает журнал «Вперед!».

Как и Герцен, и Бакунин, Лавров считает, что социалистическая революция выйдет из деревни, а не из города, рассматривает крестьянскую общину как ячейку социализма. Но не считает, что крестьяне готовы к революции. По Лаврову, революцию в России должна го овить интеллигенция. Но ей самой надо подготовиться, а затем начать планирование пропагандистскую политику среди народа.

Заговорщическое направление.

Ткачев был арестован, но 1872 году освобожден, бежал за границу, сотрудничал с журналом «Вперед!», издает «Набат».

Ткачев — теоретик русского бланкизма, последователь теории французского коммуниста Огюста Бланки.

По Ткачеву переворот в России должен быть осуществлен путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков, поскольку сомнение висит в воздухе. В России легче всего захватить власть путем заговора. «Но готовиться к революции, а делать ее».

Хождение в народ — лето 1874 года. Свыше 1000 пропагандистов пошли в деревню готовить крестьян к бунту. НО: полное неприятие со стороны крестьянства. Призыв бунтовать воспринимается крайне враждебно. Часть пропагандистов сдается крестьянами в полицию.

Народники стали заменять летучую пропаганду планомерной работой в деревне. Заселялись в деревни в качестве врачей, учителей и пр. С середины 70-х живут подобным образом.

Второе хождение в народ — неудача.

Православный русский мужик веками воспитывался на идеи соборности русского народа и веры в русского царя, отвергая чуждую ему идею народничества.

1870 г — Женева. Была создана Русская секция I Интернационала. Председатель — Карл Маркс. По указанию ее в 1876 г в Санкт-Петербурге создается революционная организация «Земля и воля» с четкой структурой.

Основатели: Плеханов, Аптекман и Первоская. Организация представляла собой централизованную, хорошо законспирированную организацию. 5 групп пропагандистов по ряду их деятельности, особо опасная 5-я группа - «небесная канцелярия», чисто уголовная группа, занимающаяся изготовлением ложных документов.

Организация имела свою идею и программу. Главная цель — насильственный захват власти в России. Главный метод — широкомасштабная революционная пропаганда и отдельные теракты против власти.

1878 г — Засулич организует убийство Тренёва (петербургский градоначальник).

Под руководством народников стали создаваться первые рабочие организации. 1875 — Южно российский Союз рабочих, 1878 - Северный Союз. Был арестован.

1879 г - «Земля и воля» разделяется на «Народную волю» (Желябов, Перовская, Фигер) и «Черный передел» (Плеханов).

«Народная воля» - строго законспирированная и централизованная организация. Она объединяет свыше 250 групп по всей России, имела 10 подпольных типографий в России, 1 — за рубежом. Создала из русских офицеров свою военную группу.

Их программа содержит расширенный набор революционных требований (свержение самодержавия, всеобщее избирательное право, свободы, роспуск армии, общинное самоуправление). Главная цель — цареубийство => дезорганизация правительства России — сигнал народному восстанию. Лозунг «Теперь или никогда!».

1879 г — началась охота на царя. Всего 6 покушений. 7 покушение закончилось его смертью. Начались массовые аресты народников. На первый месяц 1887 г было назначено убийство Александра III (среди готовивших был Алексей Ульянов). Новые аресты после покушения ослабили организацию.

Плеханов заявляет о своем неприятии тактики индивидуального террора. Вскоре Плеханов перешел от пропаганды среди крестьян к пропаганде среди рабочих.

«Черный передел» распался на несколько кружков. Плеханов 1880 году эмигрирует в Женеву. Там разворачивает кипучую деятельность по распространению марксизма в России — Плеханов создает библиотеку современного социалиста, издает свои работы, в которых доказывает необходимость пролетарской революции в России.

98г — Ульянов создает РСДРП. Затем стали создавать кружки и марксистские парии во всех крупных городах Российской Империи. В конце 990-х марксисты начали создавать социал-демократические партии на окраинах Российской Империи.

1897 г — создается Всеобщий Европейский Союз Польши, Литвы и России «Бунт»

Все партии были нелегальные. «Легальные марксисты»: Бердяев, Булгаков, Струве, Туган-Барановский, Даниельсон. Они, усматривали идеал развития человека в социализме и оправдывали его нравственно, выступая против свержения капиталистического строя революционным путем.

 

48. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ РОССИИ В 60-90Е ГГ. 19 ВЕКАЛиберальные реформы Александра II в 60-70-е гг. вывели на политическую арену России разночинную молодежь (они были под влиянием западной крайне либералистической мысли). Выражение крайнего либерализма в развитии мировой общественной мысли второй половины XIX века становится утопический идеализм. Главный его представитель — Карл Маркс. Вся его революционная теория была построена на извращенном понимании диалектики Гегеля, в основе которой он положил не противоречие и борьбу человеческой мысли, а противоречие, заложенное в материальных отношениях. Это основной закон развития жизни.

По Марксу, в материальном мире действует закон необходимости. Экономические отношения — материальный мир => экономические отношения подчиняются законам необходимости и развиваются в три ступени:

А) первобытное хозяйство — рабочая сила и средства производства неразделимы;

Б) капитализм — рабочая сила и средства производства не разделены;

В) социализм — высшая ступень — рабочая сила и средства производства соединяются, образуя высшее единство.

Движущая причина исторического развития — материальная причина, эксплуатация (противоречие между трудом и капиталом). Капитализм отрицает первобытное хозяйство, а социализм — капитализм. При этом Маркс утверждал, что это диалектичное отрицание происходящего само собою в силу необходимости, но утверждает, что разрешение противоречий состоит из экономическом насилии, которое является «повивальной бабкой истории». Для достижения третей ступени необходима революция и гражданская война, которая может продолжится полвека, а может и 100 лет для того, чтобы в мире утвердился новый социальный порядок. Для окончательного утверждения нового мирового порядка необходимо подвергнуть религию, поскольку оно - «опиум для народа». Свое учение Маркс определил как теорию научного социализма.

Марксистская теория в ее чистом виде стала распространятся по России и нашла многочисленных последователей в начале 80-х гг XIX века. До конца 70-х здесь господствует русский вариант социализма (Герцен). В разгар 60-х гг, в разгар либеральных реформ идеологами русского социализма создается целый ряд революционных кружков и обществ (наиболее значительная «Земля и воля», 1861-1864 гг).

Главный идеолог — Григорий Чернышевский. Он вслед за Герценом рассматривает сельскую общину как патриархальный институт, который должен выполнить роль товарищеской формы производства и развивается параллельно с капиталистической формой производства и развивается с капиталистической точки зрения. Зтем капитализм вытесняется социализмом и община исчезает.

Под руководством Чернышевского «Земля и воля» сала активно распространять его учения среди студенчества. Прокламация Чернышевского «Барским крестьянам от их доброжелателей».

После ареста Чернышевского подрывная деятельность общества не прекращается. ЗА это время крайние радикальные идеи Чернышевского захватывают значительную часть российской студенческой молодежи. Создаются кружки, главная задача — создание революционной политической организации, тактика террора.

Кружок Ишутина, кружок «Народная расправа» (Ткачев, Нечаев).

1866 г. - Каракозов совершает покушение на Александра II. Под влиянием революционной пропаганды в 1868-1869 гг. в Петербурге начались очень серьезные студенческие волнения. Весна 1869 г. - кружок «Народная расправа» разгромлен, члены кружка арестованы. Но Нечаев сбежал в Женеву. Встречается с Герценом, Огараевым и Бакуниным. Совместно с Бакуниным Нечаев разрабатывает «Катехизис революционера» - кодекс для русской революционной демократии. Катехизис определяет революционера как человека конченого, у которого нет чувств, привязанности, мнения, все поглощено идеей революции. Он презирает нравственность, следует одному принципу «Цель оправдывает средства». Катехизис Нечаева оправдывает ложь, шпионаж, террор как средства необходимости.

1869 — год возвращения в Россию. Создание революционной ячейки для подготовки осуществления терактов в Москве.

1872 г — Нечаев был выдан российским властям как уголовный преступник. Умер в 1882 г в Петропавловской крепости.

В начале 70-х гг носители революционной идеи начали мимикрировать, объявляя себя народниками. Главная их задача — революция и свержение самодержавия силами народных масс под руководством революционных организаций.

Народничество — широкий спектр различных течений русской либеральной мысли, начиная от крайнего либерализма до умеренного. Главными идеологами радикалов были: Бакунин, Лавров, Ткачев. В зависимости от тактики в подготовке революции все народники делились:

а) анархисты (Бакунин);

б) пропагандисты (Лавров);

в) заговорщики (Ткачев).

Анархисты.

«Исповедь» Бакунина.

I Комитет Интернационала финансировался американскими министрами Ротшильдами, была создана в 1864 по замыслу Карла Маркса. Бакунин вступил в него и выступил против Маркса, создал свой анархический международный альянс социал-демократии. Бакунин исключен из состава I Интернационала.

1873 г — пишет «Государство и Анархия». Основная идея: «Источник всех зол на земле — государство. Оно развращает носителей государственной власти и подчиненных. Одни становятся деспотами, другие — рабами». Главная задача — уничтожить государство. Это можно сделать только с помощью бунта, создав в стране всеобщую анархию.

Место государства должна занять Федерация самоуправляющихся общин, которые основаны на коллективной собственности на орудия и средства производства. Общины объединяются в Федеративный союз, который определяется и защищается всеобщим вооружением народа. Это социализм по Бакунину.

Отрицая марксистские положения о предпосылках революции, Бакунин доказал, что русский мужик — социалист по инстинкту. Его не надо агитировать, а просо призвать к революционному бунту. Искра к бунту — революция, призванная объединить разрозненные крестьянские восстания.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7