Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕВРОЗЫ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБЩИЕ ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Еще врачи античной древности правильно обращали внимание на индивидуальные различия темперамента людей, проявляющиеся не только в их характере и поступках, но и в отношении к болезням, и пытались понять природу этого различия. Так, Гиппократ, исходя из учения о «соках тела», считал, что преобладание горячей крови (sangvis) делает человека энергичным и решительным сангвиником, избыток охлаждающей слизи (phlegma) придает ему черты хладнокровного и медлительного флегматика, едкая желчь (chole) обусловливает вспыльчивость и раздражительность холерика, а черная испорчен­ная желчь (melan chole) определяет поведение вялого унылого меланхолика.

Истинная природа темпераментов открылась лишь в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Исследования условных рефлексов, объективно отра­жающих свойства нервной системы, выявили различия этих свойств у разных подопыт­ных животных и позволили их проанализировать. Оказалось, что у одних собак условные рефлексы вырабатываются быстро и прочно, а у других — с трудом и легко угасают. В этом проявляется первый прямой показатель типологических различий — сила процес­са условного возбуждения. В свою очередь собаки с сильным возбудительным процессом разделились на таких, которые хорошо вырабатывали дифференцировки, и не справляю­щихся с этой задачей. Так определился второй показатель типологических различий — сила процесса условного торможения. Наконец, при сильных возбудительных и тормоз­ных процессах одни собаки лучше, а другие хуже могли переделывать сигнальное значе­ние положительных и отрицательных условных раздражителей, т.е. проявляя разную способность переучивания. Отсюда третий показатель типологических различий — под­вижность нервных процессов.



Из комбинаций этих показателей складываются различные типы высшей нервной деятельности, схема про­исхождения которых показана на рис. 242. В соответствии с этой схемой можно определить четыре общих для животных и человека типа высшей нервной деятельности следующим об­разом. Живой тип, по И. П. Павлову, соответствующий сангвинику Гиппо­крата, характеризуется хорошей силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов. Это человек, преодолевающий трудности (сила), обстановке (подвижность) с большим самообладанием (уравновешенность). Спокойный тип, по И. П. Павлову, соответствующий флегматику Гиппократа, наделен хорошей силой и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный (сила), умеющий сдерживаться (уравновешенность), но несколько медлительный в решениях, который не любит изменять свои привычки (инертность). Безудержный тип, по И. П. Павлову, соответствующий по темпераменту холерику Гиппократа, характеризуется большой силой возбудительного процесса, но его неуравновешенностью. Это человек увлекающийся, который может много сделать (сила), но не знает меры как в работе, так и в отношениях с людьми, проявляя вспыль­чивость по пустякам (неуравновешенность). Для слабого типа, по И. П. Павло­ву, соответствующего меланхолику Гиппократа, характерна слабость нервных про­цессов. Это человек слабовольный, который боится трудностей, легко подчиняется чу­жому влиянию, всегда во власти опасений, тревожного чувства и тоскливого на­строения.

Принадлежность к тому или иному типу высшей нервной деятельности отнюдь не означает оценку биологической приспособленности животного или социальной полноцен­ности человека. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что все четыре общих типа нервной системы животных выдержали беспощадную проверку временем в тысячеве- ковой эволюции. Нет оснований считать людей разного типа нервной системы людьми «разного сорта». Каждый нужен и может найти свое место в жизни.

Способы определения типов высшей нервной деятельности. Наиболее полная и все­сторонняя оценка типа нервной системы в лабораторных условиях проводится у подопыт­ных собак по классической методике слюнных условных рефлексов.

Программа такого детального определения типа высшей нервной деятельности у подопытных собак требует не менее 1—2 лет работы. Даже значительно упрощенные ме­тодики требуют б—7 мес. Поэтому для практических целей (в частности, для служебного собаководства и работы с сельскохозяйственными животными) типологические опреде­ления основываются на исследовании двигательных условных рефлексов. По показа­телям двигательных реакций, например под беганию по сигналу к кормушке, оценивают силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Сильный Слабый Живой тип Спокойный тип Безудержный Слабый тип (сангвиник) (флегматик) тип (холерик) (меланхолик) Рис. 242. Схема типов высшей нервной деятель­ности (по И. П. Павлову).
умеющий быстро ориентироваться в новой

Генетика высшей нервной деятельности. Условия жизни формировали свойства нерв­ной системы, в том числе особенности высшей нервной деятельности. Так, у голубя, ориентирующегося преимущественно при помощи зрения, условные рефлексы на свето­вые сигналы образуются лучше, чем на звуковые, а у крысы, ведущей ночной образ жизни, слуховые условные рефлексы вырабатываются легче, чем зрительные. Действие естественного отбора человек дополнил искусственным подбором полезных признаков домашних животных. Так вырабатывались черты высшей нервной деятельности, которые характерны для смелой сторожевой собаки, чуткой к управляющим движениям всадника лошади, спокойной дойной коровы и т.д. Хотя человек вышел из подчинения биологиче­ских закономерностей естественного отбора, но климатогеографические условия и образ
жизни отражаются в экологических особенностях его физиологии. Это относится прежде всего к условиям севера, тропиков и высокогорья.

Изучение свойств условных рефлексов в нескольких поколениях мышей показало некоторые возможности их наследования у потомства. Мышата, родившиеся после трени­ровки подвижности нервных процессов родителей путем многократной переделки сигна­льного значения положительных и отрицательных раздражителей, оказались более спо­собными к таким переделкам.

Однако толкование этих, как и многих других, наблюдений требует большей осто­рожности. Следует учесть, что свойства потомства формируются начиная с самых ранних сроков после рождения, т.е. могут быть приобретенными, а не унаследованными. Тем бо­лее, эти соображения должны приниматься во внимание, когда речь идет о человеке. Каж­дый ребенок появляется на свет с генетическими задатками, достаточными для развития всех своих способностей. Возможность и степень их реализации всецело определяются условиями его жизни, воспитанием и обучением.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7