Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Влияние на рыночное равновесие потоварной дотации потребителю (льготы)




Другим инструментом государственного регулирования рынка какого-либо товара является назначение потоварной дотации потребителю (льготы). Реально это сводится к компенсации части затрат потребителя на покупку единицы товара. Дотация (льгота) назначается в процентах от рыночной цены товара. В этом случае покупка каждой единицы товара обходится покупателям дешевле на величину дотации (в нашем случае на 40%), что получает соответствующее отражение в функции спроса:

QdVIII =557-5·(p-0,4p), или QdVIII = 557-3р

Параметры спроса, описываемого функцией QdVIII:

0 = 557-3р → рVIIImax= = 185,7 ден.ед. Т.о., можно констатировать: при введении дотации потребителю цена спроса растет, т.к. дотация увеличивает потенциал платежеспособности покупателей (см. рис. 14а).

QVIIImax = QdVIII(0) = 557 тыс.шт. Потребность в данном товаре после дотирования покупки осталась прежней.

Функция предложения Qs=6,4р+231 при этом не меняется (Qmin=231 тыс.шт).

Равновесие на рынке после введения дотации найдем из условия

QdVIII = Qs:

557 – 3р = 6,4р + 231

9,4р = 326 → рVIII* ≈ 34,7 ден.ед.

QVIII* = 557 - 3·34,7=452,9 тыс.шт.

Денежная емкость рынка вследствие указанных мероприятий растет: ZVIII=34,7·452,9 ≈ 15715,6 тыс.руб. (против 11840 тыс.руб.)



Изменение ситуации на рынке под влиянием введения дотации потребителю представлена на рис. 14а.

Аналогично методике, представленной в п. 2.8 находим (см. рис. 14б):

- денежную сумму, необходимую для выплаты дотации потребителям данного товара за счет госбюджета как площадь прямоугольника ВМКС;

- излишек потребителя после введения дотации производителю как площадь треугольника АСК;

- излишек производителя после назначения дотации как площадь трапеции ОВМЕ;

- общественный выигрыш после установления дотации как сумму полученных выше излишков потребителя и производителя;

- чистые потери общества от введения дотации производителю как площадь треугольника MLK.

Итак, рассчитаем сумму расходов государственного бюджета на реализацию дотирования потребителей в размере Дпотр=400% от цены каждой приобретаемой единицы товара. Для нахождения площади прямоугольника, численно характеризующего эти расходы найдем значение цены рД (см. рис. 14а).

Нам необходимо найти такую цену рД, при которой значение «старой» функции спроса составляло бы 452,9 тыс.шт. Таким образом:

452,9=557 – 5р, 5р=104,1 → рД ≈ 20,8 ден.ед.

Тогда сумма расходов государственного бюджета составит:

Dпотр = (34,7 – 20,8)·452,9 = 6295,32 тыс.ден.ед.

Излишек потребителя после введения дотации значительно увеличится (на площадь р*LKC на рис. 14б) и составит:

SVIIIпотр = ·(111,4-20,8)·452,9 = 20516,37 тыс.ден.ед. (против 17139,6 тыс.ден.ед. в первоначальных условиях рис. 4).

Излишек производителя после введения дотации потребителю также увеличится (на площадь р*LMB на рис.14б) и составит:

SVIIIпроизв= ·34,7 = 11867,7 (против 9223,5 тыс.ден.ед. в первоначальных условиях рис.4).

Таким образом, в результате рассматриваемых действий государства излишек потребителя возрос на 19%, излишек производителя –28 на %(!!!), что свидетельствует о росте благосостояния общества.

Общественный выигрыш после установления дотации:

ОВVIII = SVIIIпотр+ SVIIIпроизв = 20516,37 + 11867,7 = 32384,07 тыс.ден.ед.

Чистые потери общества от введения государством данной меры (площадь треугольника MLK на рис. 14б):

ЧПОVIII = ·(34,7-20,8)·(452,9-414) = 247,015 тыс.ден.ед.

В реальности редко встречаются рынки, на которых государство назначает дотацию всем потребителям данного товара. Дотации устанавливаются, как правило, для определенных категорий потребителей и носят форму скидок и льгот (например, льгота на оплату за электроэнергию для определенных категорий граждан).

Рассмотрим случай, когда указанная выше льгота (Дпотр=40%) устанавливается лишь для определенной категории потребителей. Пусть их доля в общем числе потребителей составляет 25%.

Тогда функция спроса будет иметь вид:

QdIX = 0,25·[557-5·(p-0,4p)] + 0,75·[557-5p] = 557-4,5p

Параметры спроса, описываемого функцией QdIX:

0 = 557-4,5р → рIXmax= = 123,8 ден.ед

 

QIXmax = QdIX(0) = 557 тыс.шт. Потребность в данном товаре после дотирования покупки осталась прежней.

Функция предложения Qs=6,4р+231 при этом не меняется (Qmin=231 тыс.шт).

Равновесие на рынке после введения дотации найдем из условия

QdIX = Qs:

557 – 4,5р = 6,4р + 231

10,9р = 326 → рVIII* ≈ 29,9 ден.ед.

QIX* = 557 – 4,5·29,9=442,5 тыс.шт.

Денежная емкость рынка вследствие указанных мероприятий растет: ZIX=29,9·442,5 ≈ 13231 тыс.руб. (против 11840 тыс.руб.)

Для нахождения площади прямоугольника , численно характеризующего эти расходы найдем значение цены рД (рис.15а).

Нам необходимо найти такую цену рД, при которой значение «старой» функции спроса составляло бы 442,5 тыс.шт. Таким образом:

442,5=557 – 5р, 5р=114,5 → рД ≈ 25,5 ден.ед.

Тогда сумма расходов государственного бюджета составит:

Dпотр = (29,9 – 25,5)·442,5 = 1947 тыс.ден.ед.

Излишек потребителя после введения дотации значительно увеличится (на площадь р*LKC на рис. 15б) и составит:

SIXпотр = ·(111,4-20,8)·442,5 = 19005,375 тыс.ден.ед. (против 17139,6 тыс.ден.ед. в первоначальных условиях рис. 4).

Излишек производителя после введения дотации потребителю также увеличится (на площадь р*LMB на рис.14б) и составит:

SIXпроизв= ·29,9 = 10068,825 (против 9223,5 тыс.ден.ед. в первоначальных условиях рис.4).

Таким образом, в результате рассматриваемых действий государства излишек потребителя возрос на 10,8%, излишек производителя – на 9,1%(!!!), что свидетельствует о росте благосостояния общества.

Общественный выигрыш после установления дотации:

ОВIX = SIXпотр+ SIXпроизв = 19005,375 + 8587,125 = 27592, 5 тыс.ден.ед.

ЧПОIX = ·(29,9-25,5)·(442,5-414) = 62,7 тыс.ден.ед.

 

 

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)