Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Способы передачи информации и взаимодействия в группе




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория «Вербальная коммуникация»

 

Общение ~ это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребнос­тями совместной деятельности и включающий в себя восприятие ипонимание другого человека, обмен информацией, выработку еди­ной стратегии взаимодействия.

 

В едином процессе общения можно условно вы­делить состовляющих: (восприятие), (передача информации), (взаимодействие).

Средства общения.

К средствам общения относятся:

• язык — система слов, выражений и правил их соединения в ос­мысленные высказывания, используемые для общения;

• интонация — эмоциональная выразительность речи, которая
способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

• мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

• расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от
культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Основные каналы общения.

Общение осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному — от латин­ского слова устный, словесный) и неречевому (невербальному).



Наши представления о невербальном общении находят отраже­ние во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счаст­ливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «си­яют» от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описывается та­кими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы». Чувства, эмоции могут выра­жаться средствами невербального общения.

 

Интонация.

Умеющий по-настоящему слушать восприни­мает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внима­ние только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построе­ния фраз, как, например, незаконченность предложений, отме­чает частые паузы. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника очень полезны для понимания истинной сути сообщения.

 

Огромную роль в этом играет понимание интонации. Ведь интонация — это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие передаются
высоким голосом, а печаль, горе и усталость — мягким и приглушенным, с понижением звука к концу каждой фразы.

Распознаванию эмоций по голосу можно научиться путем работы над собственным голосом. Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.

Темп и громкость речи.

В общении важно обращать внимание также на темп речи.

Люди говорят быстро:

• когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо;

• когда они говорят о личных трудностях;

• когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.
Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны — о высокомерии.

Сбивчивая, прерывистая речь как правило указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели, однако, не всегда делают поправку на волнение говорящего. Чем более прерывиста речь, чем больше в ней запинок, слов-паразитов, тем более некомпетентным кажется слушателям ее обладатель. Поэтому старайтесь избавляться от подобных изъянов речи. Тем более иногда людям кажется, что собеседник запинается и сбивается в своей речи, потому что настроен их обмануть.

Если же человек не обращает внимания на то, что его прерывают, — это означает, что он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы в разговоре — значит, он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее СЛОВ.

Обычно окружающим кажется, что, если человек громко говорит, значит, он уверен в себе, в своей позиции.

Вместе с тем сама по себе громкость голоса не является эффективным средством воздействия

на людей. Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голоса. Парадоксально, но факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо боль­шее внимание, чем даже крик.

Форма изложения.

В речевом общении, безусловно, важной является форма изложения своих мыслей — здесь можно отметить правильность речи, ясность, логичность, простоту и в то же время богатство, живость. В речевом общении эффективным является та­кое качество, как находчивость. Личное самообладание, уверенность, умение выходить из неожиданно сложившейся ситуации, а также мастерство экспромта позитивно «работают» на имидж того, кто ими обладает. Очень важна «энергетика» речи — ее экспрессия и тональ­ная вариативность. Слушателям импонирует, когда выступающий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности своих аргументов. (Об искусстве аргументации мы с вами будем говорить позже, на уроке, посвященном ведению бесе­ды.) В речевом общении максимального успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств, а также умелого их использования для достижения своих целей.

Вообще искусству говорить хорошо и убедительно можно на­учиться, есть даже специальный предмет — риторика. Однако глав­ным является постоянная практика, особенно важно практиковать­ся выступать перед аудиторией.

«Одно- и двусторонняя коммуникация»  

Способы передачи информации и взаимодействия в группе

Монолог

 

 

 

 

Слушатель 1 Слушатель 2 Диалог/полилог

Преподаватель

(практич./теоретич./методические знания)

 

 

 

 

Преподаватель

Организатор слуш.1 слуш.2 Дискуссия/коммуникация

слушатель3

 

 

Техники малого разговора

 

Малый разговор рассматривается в связи с задачей «разговорить» партнера. Однако его функции выходят далеко за рамки этой задачи. Как показало исследование Джона Когтера (см. гл. 2), значительная часть всех разговоров, в которых участвуют генеральные менеджеры, — это малые разговоры.

Малый разговор — это беседа на интересную и приятную для собе­седников тему, чаще всего не связанную с темой «большого» разгово­ра. Техники малого разговора таковы:

1) цитирование партнера;

2) позитивные констатации;

3) информирование;

4) интересный рассказ.

Малый разговор — это непринужденная и приятная беседа о семей­ных делах, хобби, забавных событиях. Беседа эта кажется случайной, попутной, незначительной, непринужденно родившейся из ничего. Она легка, как бабочка, полет которой никем не планируется и не кон­тролируется. Однако это лишь внешнее впечатление.

Малый разговор– болтовня о пустяках, но не пустячная болтовня

Цель малого разговора — создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы взаимной симпатии и доверия. Или же — восстановить эмоциональное равновесие, симпатию и доверие. Малый разговор должен проходить в личной экспертной зоне собе­седника, касаться приятных или интересных для него сторон жизни.

Экспертная зона– область, которой человек интересует­ся и в которой он является, хочет являться или считает себя экспертом

У каждого человека есть профессиональная и личная экспертные зоны.

Эти зоны могут иметь разные области пересечения. Теоретически можно представить себе человека, у которого обе зоны полностью со­впадают: ему и на работе, и вне работы интересно делать одно и то же, думать об одном и том же и об одном и том же и говорить. У большин­ства людей, однако, есть личная жизнь, дом, хобби...

Высокий класс малого разговора состоит в том, чтобы говорить о том, что является экспертной зоной другого человека, а не своей соб­ственной.

Время

Четыре техники малого разговора:

Цитирование партнера.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7