Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Возвышение Москвы



2015-12-06 1067 Обсуждений (0)
Тема: Возвышение Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок




Объединительные тенденции в русских землях наметились уже на рубеже ХИ—XIII вв. Наиболее отчетливо это проявилось в политике владимиро-суздальских князей. Основой объединения могло послужить развитие и укрепление феодальной земельной собственности, создававшей материальную и социальную базу для сильной княжеской власти. Опорой князей были города с немалыми материальными ресурсами. Однако владимиро-суздальские города отличались от тех, которые стояли на пути «из варяг в греки»: они были удалены от морей и мало связаны с внешним рынком.

Отличительной особенностью русских городов было то. что они очень быстро стали своего рода коллективным «замком» данной округи, который боярство помимо загородной вотчины использовало как еще одну точку опоры. Это сделало их не средоточием экономического объединения территорий и складывания предбуржуазных отношений, а укрепленными центрами феодальной власти.

На северо-западе, в Новгородской земле, напротив, города стали крупнейшими центрами торговли и ремесла и скоро оказались серьезными соперниками Владимира на пути к единовластию. Одновременно ведущая черта хозяйства — внешняя торговля с Западной Европой усиливала сепаратистские тенденции в политике Новгорода и в конечном счете не позволила ему стать во главе объединительного процесса. К тому же Новгородская земля отделялась обширными лесными массивами от остальных русских земель. Сквозь лесов в центр русских земель вел один путь, но и про него говорили: «бяше лют», т.е. непроходим.

В борьбе с Москвой Новгород потерпел поражение во многом потому, что географическое положение Москвы позволяло «собирать» под своей властью разрозненные земли и княжества. В XV в. Новгородская земля оставалась крупнейшим государством Восточной Европы, но она была этнически и хозяйственно разобщена, в то время как на остальной территории Европы шел процесс формирования единых государств. Новгород противостоял объединительной политике Москвы и ориентировался на Западную Европу, что впоследствии дало повод Ивану III обвинить его в «отступничестве латинству».

Ордынское иго, приведшее к запустению наболее культурных и населенных земель Владимиро-Суздальского княжества, вызвало ускоренную колонизацию хорошо защищенных лесами районов. Крестьяне разорялись от монгольских набегов, и часть из них готова была променять свои южные плодородные земли на менее плодородные, но более безопасные в Окско-Волжском междуречье. Изменение характера экономических и торговых связей и путей привело к тому, что значительное развитие получили новые политические центры: Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома и др. Между ними развернулась борьба за великое княжение Владимирское. Возникнув как небольшой пограничный пункт Владимиро-Суздальского княжества, Москва становится во главе процесса объединения всех русских земель.

Еще до ордынского ига московские земли были сравнительно густонаселенными. В XI—XII вв. в районе Москвы обосновались кривичи и вятичи. Особенно плотно заселенным был треугольник между притоками Москвы-реки — р. Пахрой, Истрой и Всходней. Здесь находился замок Юрия Долгорукого, позднее разместились богатые вотчины древнейших родов великокняжеского боярства. Значение Москвы возросло, когда ускорился процесс перемещения населения из южных плодородных земель в ее укрытые среди лесов «ополья». На рубеже XIII—XIV вв. здесь наметился хозяйственный подъем в земледелии и промыслах, что повышало ценность земли.

Московские князья неустанно строили мощные крепости и расширяли политическую экспансию. Находясь на перекрестке трех важных дорог, проходивших с запада на восток, Москва стала узлом сухопутных и водных путей и, в частности, важным центром торговли хлебом. Это давало ее князьям значительные экономические выгоды и денежные средства, которые позволили им приобретать у ханов Орды ярлык на великое княжение Владимирское и расширять свои владения всеми доступными средствами, в том числе путем «прикупов», непосредственным захватом, через вынужденный отказ удельных князей от своих прав, колонизацией пустых пространств.

Соседние с Москвой земли были слабыми и в военном, и в политическом отношении и легко перешли под ее покровительство. Большую роль в возвышении Москвы сыграло слияние Московской вотчины и Владимирского княжества — обширных территорий, обладавших значительным военным и финансовым потенциалом. После того как московские князья стали великими князьями Владимирскими, служба им обещала большие выгоды и почет, а податные и другие льготы привлекали все новое население.

Дальнейшее развитие феодального землевладения за счет крестьянских земель создало необходимые материальные и социальные предпосылки для усиления Москвы. Образовавшееся в XIV в. московское боярство стало надежной опорой великого князя Московского. Развитие системы феодальной собственности московскими князьями нашло отражение в практике раздачи земель на новых условиях. Дворяне (от слова «двор») получали земельное пожалование — поместье (от слова «помещаться») у крупных феодалов на определенных условиях (за военную службу) и обеспечивали себя доходом с него. Такое владение, не являвшееся постоянным, наследственным, получило название условного. Именно поэтому дворянство было особенно заинтересовано в сильной княжеской власти, и московские князья нашли в нем прочную опору. Боязнь лишиться поместья была сильным средством, гарантировавшим послушание в ратной и иной службе князю.

Иван III. Образование единого государства — России. Свержение ига Орды. После кончины отца Василия II Темного (1462 г.) на престол вступил его сын и соправитель Иван III Васильевич (1462—1505). К тому времени ему было 22 года. Он продолжал политику своего родителя, прежде всего в делах объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой. Человек осторожный, расчетливый, он медленно, но верно проводил свой курс на покорение удельных княжеств, подчинение своей власти разных владетелей, в том числе и родных братьев, возвращение русских земель, захваченных Литвой.

В отличие от своих предшественников, Иван III непосредственно не возглавлял войска на полях сражений, осуществлял общее стратегическое руководство их действиями, обеспечивал полки всем необходимым. И это давало свои, очень неплохие результаты. Несмотря на кажущуюся медлительность, он, когда нужно, проявлял решительность и железную волю.

Споры вокруг его имени начались еще при нем. Находились люди, из церковных и придворных кругов, недовольные его подчас крутой политикой по отношению к монастырям (одно время князь хотел отобрать у них земли) или некоторым вельможам, которые критиковали его, называли правителем нерешительным, даже трусливым (например, во время столкновения с Ордой в 1480 г.). Споры эти перешли и в среду историков XIX — XX вв. При всем том жизнь Ивана III, а судьба отмерила ему более шести десятков лет, была наполнена бурными и важными событиями, имевшими для истории Отечества значение исключительное.

Уже в конце правления Василия II Москва начала стеснять независимость “Господина Великого Новгорода” — его внешние сношения были поставлены под контроль московского правительства. Но новгородские бояре во главе с Марфой Борецкой, вдовой посадника Исаака Борецкого, стремясь сохранить самостоятельность республики, ориентировались на Литву. Иван III и московские власти расценили это как политическую и религиозную измену. Поход на Новгород московского войска, разгром новгородцев на реке Шелони, у Ильмень-озера (1471 г.) и в Двинской земле привели к включению обширных земель республики в число московских владений. Окончательно этот акт был закреплен во время похода на Новгород 1477—1478 гг.

В те же 70-е гг. частью Русского государства стала “Великая Пермь” (верховья Камы, населенные коми; поход 1472 г.), в следующем десятилетии—земли на Оби-реке (1489 г., здесь жили югорские и вогульские князьки со своими соплеменниками), Вятка (Хлынов, 1489 г.).

Присоединение новгородских земель предопределило судьбу Тверского княжества. Его теперь со всех сторон окружили московские владения. В 1485 г. войска Ивана III вошли в пределы Тверской земли, князь Михаил Борисович бежал в Литву. Тверичи целовали крест князю Ивану Ивановичу Молодому, сыну Ивана III и Марии Борисовны (сестры последнего тверского князя). Он получил от отца Тверь в удельное владение.

В том же году Иван III принял официальный титул “великого князя всея Руси”. Так рождалось единое Русское государство, а в источниках того времени-впервые появляется наименование “Россия”. Гербом государства стал заимствованный из Священной Римской (Германской) империи двуглавый орел.

Четверть столетия спустя, уже при Василии III, сыне Ивана III, к России присоединили земли Псковский республики (1510 г.). Этот акт носил формальный характер, так как фактически Псков был под контролем Москвы с 1460-х гг. Четыре года спустя в состав России включили Смоленск с его землями (1514 г.), еще позднее — Рязанское княжество (1521 г.), тоже фактически потерявшее самостоятельность еще в конце предыдущего столетия. Так. сложилась территория единого Русского государства.

Правда, оставались еще удельные княжества сыновей Ивана III, братьев Василия III — Юрия, Семена и Андрея. Но великий князь последовательно ограничивал их права (запрет чеканки своей монеты, сокращение судебных прав и др.).

Москва шла по пути централизации во всех делах. Иван III и его сын заставили платить налоги в казну частновладельческих крестьян, наравне с черносошными (государственными) и дворцовыми, ограничивали привилегии бояр, иерархов, монастырей в судебных и податных делах.

Судебник 1497 г.— первый кодекс законов единой России — закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим

учреждением была Боярская дума — совет при великом князе; ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели, из “вольных людей”, осуществляли власть в сельских местностях — волостях. Появляются первые приказы — органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь “приказывал” ведать те или иные дела.

Судебник впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивающее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое — деньги за “двор” — хозяйственные постройки.

Судебник ставит под контроль центра местное управление в лице кормленщиков. Вместо дружин создается единая военная организация — московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья (“конно, людно и оружно”). Число помещиков при Иване III сильно выросло за счет холопов, послужильцев и иных; им раздавали земли, конфискованные у новгородских и прочих бояр, у князей из новоприсоединенных областей.

Наряду с объединением земель Руси, правительство Ивана III решило и другую задачу общенационального значения — освобождения от ордынского ига.

XV столетие стало временем заката Золотой Орды. Внутреннее ослабление, междоусобицы привели ее к распаду во второй — третьей четверти века на ряд ханств: Казанское и Астраханское на Волге, Ногайская Орда, Сибирское, Казанское, Узбекское — к востоку от нее. Большая Орда и Крымское — к западу и юго-западу.

Иван III в 1478 г. прекратил выплату дани Большой Орде— преемнице Золотой Орды. Ее правитель хан Ахмед (Ахмат) в 1480 г. повел войско к Москве. Он подошел к Оке в районе впадения в нее реки Угры, около Калуги, ожидая помощи от польского короля и великого князя литовского Казимира IV. Войско от того не пришло — помешали смуты в Литве.

У устья Угры в конце осени — начале зимы разыгрались многодневные сражения. Попытки ханской конницы перейти реку русские ратники отбили огнем из пушек, пищалей, стрельбой из луков. После ожесточенных схваток, потеряв большое число воинов, Ахмед бежал от Угры на юго-восток. Ему стало известно, что его владения в Орде подверглись нападению и погрому — туда по Волге приплыла русская рать.

Большая Орда вскоре распалась на несколько улусов, Ахмед-хан погиб. Русь сбросила окончательно ненавистное иго, терзавшее ее народ около двух с половиной столетий.

Россия стала в полном смысле независимым, сильным государством, и Иван III с гордостью мог заявить иноземным послам (на приеме в 1488 г.):

— Мы Божиею милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы.

При московском дворе утверждается пышный церемониал, по византийскому образцу. Этому способствовала вторая женитьба Ивана III, после кончины первой супруги,— на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии, павшей под ударами турок в 1453 г.

Возросшая сила Руси позволила ее политикам поставить на очередь дня возвращение исконных русских земель, утерянных в бурях иноземных нашествий и ордынского владычества. Уже с конца 1480-х гг. начинаются “наезды” русских отрядов на пограничье Литвы — бывшие земли Смоленского, Черниговского, Полоцкого и других княжеств. На службу к Москве переходят князья воротынские, белевские и иные. По договору 1494 г. к России отошла Вязьма. А во время русско-литовской войны 1500— 1503 гг. московские войска освободили многие города по Десне и Днепру: Брянск, Мценск, Гомель, Рыльск и др. На смоленском направлении князь Даниил Щеня, выдающийся полководец той поры, наголову разгромил на реке Ведроши литовского гетмана князя Константина Острожского (14 июля 1500 г.).

На стороне Александра Казимировича, зятя Ивана III (литовский великий князь был женат на его дочери Елене), выступил Ливонский орден. Но тот же Щеня одержал и здесь блестящую победу — разбил ливонцев при Гельмете, под Дерп-том (1501 г.).

По договору 1503 г. к России перешли земли по Десне и Сожу, в верховьях Днепра и Западной Двины, с Черниговом, Новгородом-Северским, Стародубом, Гомелем, Брянском и т. д. Несколько лет спустя Александр литовский начал новую войну (1507—1508 гг.) против Москвы в союзе с Ливонией и Крымом. Но он не добился успеха и вынужден был признать прежние приобретения России.

Нападения Менгли-Гирея, крымского хана и союзника Литвы, на русские земли стали предлогом для новых походов Василия III на запад (1512—1514 гг.). В их результате московские полки овладели Смоленском.

Русские люди могли гордиться тем, что было сделано в те славные десятилетия конца XV и начала XVI столетия. Летописец отразил эти чувства своих современников: “Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире”.



2015-12-06 1067 Обсуждений (0)
Тема: Возвышение Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Возвышение Москвы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1067)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)