Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I. Биография архитектора М.В. Рейшера



2015-12-06 1162 Обсуждений (0)
Глава I. Биография архитектора М.В. Рейшера 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение……………………………………………………….…………………..3

Глава I.Биография.……………………..…………….…………………………4-7

 

Глава II.Творчество……………………………………………………………8-35

 

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………37-38

Приложение…………………………………………………………………..39-49

Введение.

Критическая переоценка конструктивизма в нашей стране, произошедшая в последней трети XX столетия, усилила интерес к объектам Екатеринбурга и отечественных специалистов, и многих исследователей за рубежом.

Однако зачастую информация об архитекторах этого периода ограничена лишь монографиями отдельных, наиболее крупных архитекторов. В связи с этим встает проблема забывания других многочисленных архитекторов которые имеют на своем счету выдающиеся реализованные проекты построек в городе Екатеринбурге. К таким архитекторам, внесшими свой вклад в историю и развитие уральской столицы, относится Моисей Вениаминович Рейшер.

Тема является актуальной так как в настоящее время не существует монографии об этом архитекторе. Поэтому данная работа это лишь первые шаги для систематизации уже известных материалов о его жизни и творчестве, с дальнейшей разработкой этой темы в курсовой работе.

Актуальность этой темы также подчеркивается возросший интерес к памятникам конструктивизма, в частности всемирно известной работе Рейшера – “Белой башне” на Уралмаше.

Целью данной работы является изучение творчества архитектора М.В. Рейшера.

Задачи данной работы:

- Изучить творчество М.В. Рейшера в целом, проанализировав публикации касающиеся М.В. Рейшера и его работы

- Собрать информацию об объектах

- Провести первичную систематизацию найденной информации.

Объектом исследования являются известные постройки архитектора М.В. Рейшера.

 

Глава I. Биография архитектора М.В. Рейшера.

Известный уральский архитектор, инженер-строитель, автор знаменитой во всем мире «Белой башни» Уралмаша - Моисей Вениаминович Рейшер.[1] Родился 1(14) января 1902 года в городе Троицк, Оренбургской губернии (в настоящее время Челябинской области). Происходил из мещанской семьи, занимавшейся торговлей. Окончил строительный факультет Сибирского Технологического института в 1926 году.[2] Начал архитектурную деятельность в Новосибирске. Позднее пройдет курсы повышения квалификации архитекторов в городе Ленинграде.

В Свердловск приехал на строительство «Уралмашзавода», после окончания Технологического института. Архитектурная кафедра института была одним из провинциальных российских центров популяризации нового архитектурного стиля, известного как конструктивизм. Выпускники этого института, направленные на строительство УЗТМ, образовали уральскую ячейку архитектурного авангарда в Свердловске и сотрудничали с идеологами конструктивизма в Москве.

Итак, активная деятельность М.В. Рейшера связана с процессом интенсивной реконструкции и строительства Свердловска конца 1920-30-х годов и послевоенного периода. В этот период яркий след в авангардной архитектуре Свердловска оставили и другие выпускники архитектурного факультета Сибирского технологического института В.И. Смирнов, Е.С. Балакшина, С.Е. Захаров, созвавшие многие известные произведения в прогрессивном для своего времени стиле.

Именно в русле конструктивизма начинает проектировать свои первые объекты в то время уже свердловский архитектор Моисей Вениаминович Рейшер в 1920–30-е гг.

Творческая обстановка бурной архитектурной жизни, строительство завода-гиганта определили выбор молодого инженера-строителя. Исходя из темы дипломного проекта архитектора, Рейшер обнаруживал склонность к проектированию общественных зданий.

В первые годы работы на строительстве Уралмаша, заводу требовалось проектирование и возведение производственных корпусов. Рейшер возглавлял группу проектировщиков, обеспечивающих рабочими чертежами строительство основных производственных цехов: чугуно- и сталелитейного, термического, кузнечно-прессового, ремонтно-механического и других объектов производственного комплекса (складов, сушилок, сооружений водоснабжения).
После завершения основного строительства и официального пуска завода в 1928 году в творчестве мастера появляются и гражданские здания: жилой дом с универмагом, спортивный павильон, реконструкция торгового корпуса в соцгороде Уралмаш, реконструкция фасадов жилых домов в 1936 году, гостиницы «Большой Урал» в 1938 году в центре Свердловска.

В начале 1930-х гг. резко усиливается воздействие государства на все сферы жизни общества. На фоне интенсивной индустриализации, свёртывания НЭПа, становления культа личности И.В. Сталина начинается формирование тоталитарной архитектуры. Власть навязывает художникам конкретные требования к художественной форме творчества. Именно в связи с конкретными требованиями властей в 1930-40-х Рейшер начинает работать в манере освоения классического наследия, используя варианты стилизаций классицистических композиций в проектах реконструкции зданий. В это время выполнена реконструкция с использованием классицистических композиций педагогического колледжа по ул. К. Маркса, д. 5; Уральской государственной консерватории; здания Горсовета, завершенного строительством в 1954 году.

Примечательно, что именно в 1930-е годы Свердловск в известном смысле был лабораторией экспе­риментального строительства в масштабах страны.

Итак, профессиональная карьера Рейшера начинается с 1928 когда он начинает работать архитектором Уралгипромеза, и затем становится старшим архитектором Уралпромстроя в городе Свердловске.

В 1936 Рейшер был назначен начальником проектного отдела в Управлении строительства УЗТМ, в 1937 - архитектором архитектурно-планировочного управления Свердловска, в 1942 - зав. проектно-планировочным сектором в управлении главного архитектора.[3]

По проектам Рейшера в Свердловске построены промышленные сооружения УЗТМ - водонапорная башня (1929); чугунный и сталелитейный цехи (1932); кузнечно-прессовый и термический цехи (1933); жилые и общественные здания соцгородка Уралмаш (универмаг, спортивный павильон, торговый корпус фабрики-кухни). По проектам Рейшера осуществлены реконструкция фасада жилого дома завода "Металлист" (1936), реконструкция фасада гостиницы "Большой Урал" (1938); общежитие студентов автодорожного техникума (1938-39); общежитие горного института (1939); коттеджи для работников консерватории (1945); реконструкция главного фасада и вестибюля кинотеатра "Темп" (1943), застройка 1-го квартала в Пионерском пос. индивидуальными 2-3-х комнатными жилыми домами (1945); комплекс городской больницы № 23 (в соавторстве с И.А.Юговым); монумент героям ВОВ на Широкореченском кладбище (1947); монумент на заводской площади УЗТМ (1947); реконструкция здания горсовета (1954); реконструкция дендропарка по ул. Первомайской, жилого дома по улице Свердлова, на бульваре ВИЗа, в районе УЗТМ. В Асбесте по проекту Рейшера (в соавторстве с П.В.Оранским и И.И.Робачевским) в 1931 построено здание ДК. Таким образом, по неполным данным, выполнено около 50 проектов, почти все реализованы.

Среди прочих работ, известны конкурсные проекты архитектора, например, сельские клубы (II премия, 1946 год).

В 1928 году в Свердловске архитекторы-единомышленники объединяются в Свердловское отделение ОСА – Объединение современных архитекторов – под руководством И.И. Робачевского. В числе членов этой группы был и М.В. Рейшер. Главным результатом практической деятельности отделения была работа по планировке и застройке соцгородка Уралмаш. Рейшер развивается и внутри этой организации: С апреля по июнь 1928 года – Ответственный секретарь правления. В СО СА СССР с 1935 года. Член правления Свердловской организации СА 1947 г., член ревизионной комиссии и член оргбюро СО СА, 1936-38 г.г., 1964 г., 1969 г., член правления АРХфонда 1938-42 гг., 1946 г. Делегат II съезда архитекторов СССР с правом совещательного голоса, 1955 г.[4]

Также М.В. Рейшера преподавал архитектурное проектирование в Свердловском архитектурном техникуме с 1937 по 1941 годы, с 1945 –в Свердловском строительном техникуме.

Таким образом, можно выделить основные места работы архитектора: проектное бюро УЗТМ, ст. архитектор, начальник проектного отдела (проектирование цехов и авторский надзор за строительством), 1927-36 гг.; проектное бюро главного архитектора г. Свердловска, 1936-37 гг.; институт “Гипрогор”, АПМ архитектора Домбовского С.В. (архитектурно-планировочная мастерская №2 исполкома Свердлоблгорсовета); институт “Свердловскоблпроект”, руководитель АПМ-2, 1936-62 гг.; преподавательская работа, Свердловский архитектурный техникум, архитектурное проектирование на 3-м курсе, 1970-е годы.

Известно также, что в 1945 году Моисей Вениаминович Рейшер был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.”; “30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". М. В. Рейшер за большой творческий вклад в застройку УЗТМ занесен в книгу Почета завода, награжден именными серебряными часами.

Интересно то, что в число творческих увлечений М.В. Рейшера входили: занятия в студии рисунка и живописи СО СА в период 1936-40 годы; и садоводство.

Умер архитектор 5 сентября 1980 года, в городе Свердловске.[5]

 

 

Глава II. Творчество.

Вся творческая жизнь мастера связана с городом Свердловском, поэтому основная масса построек архитектора Моисея Вениаминовича Рейшера находятся в городе Екатеринбурге. Приехав в город в 1920-е годы, архитектор

Именно с началом деятельности молодых приезжих архитекторов начинается активное строительство в городе. Так, например, уже в 1928 году город посетил поэт В. Маяковский и увидел что «...весь город в строительных лесах, улицы перекопаны траншеями для водопровода и канализации, пахнет свежей стружкой и цементом...» Строился не только старый Екатеринбург, обрастаемый «сетями» гладкостенных зданий и комплексов с ленточными окнами. Вокруг города, по решению партии, возникает несколько «соцгородков». Они возникают лишь с одной целью — сделать Свердловск не только центром Уральской области, но и столицей советской промышленности.

Раннее творчество архитектора Рейшера в Свердловке связано в первую очередь со строительством Уралмаша. В 1928 году, 15 июля, на северной окраине города, в сосновом лесу, в торжественной обстановке был заложен первый камень в фундамент цеха металлоконструкций будущего гиганта советской индустрии — Уральского завода тяжелого машиностроения.

Помимо заводских цехов, начинается строительство огромного жилого района. На Уралмашстрое даже открывают свой проектный отдел. В его состав входили в основном молодые, начинающие свой творческий путь, архитекторы и техники, в числе которых был молодой архитектор М.В. Рейшер. В их обязанности входило проектирование планировки соцгорода, зданий — жилых, коммунального и бытового назначения.

К памятникам этого периода творчества относят территорию УЗМТ – Кузнечно-прессовый цех Уралмашзавода, созданный группой архитекторов - И.И. Робачевский, Е.С. Балакшина, М.В. Рейшер, Н.С. Стадлер.[6] Начало строительство цеха относят к 1927 году.

Архитектор по промышленному строительству Рейшер М.В. в своих воспоминаниях рассказывает: «Это было трудное время, но вспоминаю о нем с радостью. Наверное, были молоды, а может быть, делали великое дело – строили завод, которому не было равных».[7]

Цех строился по заказу НКТП СССР рабочими и мастерами Уралмашстроя. Кузнечно-прессовый цех входил в состав группы цехов термической и механической обработки деталей.
Производственный корпус кузнечно-прессового цеха расположен на восточной стороне главного коридора Уралмашзавода, в дальнем конце его застройки.
Западным торцевым фасадом цех выходит на красную линию коридора, продольными — северным и южным — обращен к стоящим в ряду прочим цехам, восточный фасад выходит на транспортный коридор, проходящий параллельно главному.
Объем цеха представляет собой крупное одноэтажное шестипролетное здание, прямоугольное, с вытянутым северо-западным углом в плане, усложненное с севера и юга многочисленными пристройками бытовых помещений.
Западный главный фасад, выходящий на центральный коридор завода, имеет трое ворот, чередующихся с крупными квадратными окнами. Выше их на плоскости фасада устроено многоярусное сплошное остекление. Завершен фасад двускатным асимметричным ступенчатым парапетом.
Восточный торцевой фасад на нижнем уровне прорезан пятью воротами, чередующимися с крупными прямоугольными окнами. На верхнем ярусе фасад прорезан ступенчатым участком сплошного остекления, повышающегося к центральному пролету.
Фасад тоже имеет двускатный профиль кровли, но, в отличие от западного, большей ширины. Фасад завершен в центре выступом торцевой стенки фонаря.
Южный и северный продольные фасады за счет многочисленных пристроев имеют многоуровневые изрезанные плоскости. Фасады расчленены метрическими рядами прямоугольных оконных проемов, отличающихся размерами на различных участках.
На верхних уровнях часто использовано ленточное остекление. Завершено здание цеха двухскатной ступенчатой крышей, оборудованной световыми и аэрационными фонарями различных типов.
Внутренняя планировка здания многопролетного типа. Основные транспортные въезды устроены по осям основных пролетов с западного и восточного фасадов.
Все пространство цеха разделено сеткой металлических колонн на шесть пролетов различной ширины, оборудованных мостовыми кранами.[8]

Буквально в это же время создается проект площади Первой Пятилетки. И с 1928 по 1935 годыпо проектам и под руководством проектного отдела Уралмашстроя в составе инженеров Г.Б. Иванова, П.Г. Ильникова, Н.П. Отавина, В.Н. Анфимова, возглавляемого П.В. Оранским начинается застройка площади. В комплекс площади по Генплану входили здания: 1 — проходной, 2 — гостиница «Мадрид», 3 — заводоуправление, 4 — дом жилой (здание техучебы), 5 — дом жилой, 6 — памятник Г.К. Орджоникидзе, 7 — лаборатория. [9]

Первыми в комплексе зданий, формирующих площадь Первой Пятилетки, были построены проходные завода (1930 г.) и жилые дома по улице Ильича, 2 (1931 г.), ул. Машиностроителей, 3 (1932 г.). К 1933 г. было закончено строительство гостиницы Мадрид», к 1935 г. — заводоуправление УЗТМ.

К 1933 г. площадь была вымощена гранитными брусками, разбиты скверы. В западной части площади возведено здание лаборатории и технического училища по проекту архитектора В.В. Безрукова, осуществлена застройка квартала между улицей Ильича и проспектом Орджоникидзе четырехэтажными типовыми жилыми домами.

В 1950 г. в сквере перед фасадом дома по ул. Ильича № 2 была установлена скульптурная фигура М.И. Калинина. В 1955 г. в центре сквера предзаводской площади на месте обелиска В.Ф. Фидлеру установлен памятник Серго Орджоникидзе скульптора Г.В. Нерода.

В начале 1960-х гг. рядом с заводоуправлением возведено здание НИИтяжмаша и соединено с ним переходом. В 1969 г. по проекту архитектора Г.И. Белянкина в северо-восточной части площади возведен монумент уралмашевцам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Площадь находится на ровном участке местности. С севера к площади примыкает трехлучие самых крупных в жилом районе улиц: бульвар Культуры, проспект Орджоникидзе и улица Ильича. Ось симметрии продолжается в проспекте Орджоникидзе — среднем из трехлучия.

Предзаводская часть площади имеет четкие границы. Она формируется административно-производственными зданиями: доминирующим над всей площадью заводоуправлением с запада, лабораторией — с востока и заводскими проходными — с юга.

В центре ее разбит сквер с фонтаном, огражденный чугунной решеткой геометрического рисунка. Важным акцентом в организации пространства площади является скульптурный памятник Серго Орджоникидзе, стоящий в конце сквера и обращенный к ее общественной части.

Другая, трапециевидная часть площади формируется гражданскими постройками и не имеет четких очертаний. Эта часть состоит из трех масштабных друг другу локальных зон, в которых здание выполняет функцию композиционного акцента, объединяющего пространства.

С запада — это гостиница Мадрид» в примыкающим к нему пространстве сходящихся улицы Машиностроителей и бульвара Культуры.

В архитектуре застройки, формирующей площадь, здание гостиницы «Мадрид» имеет очевидное отличие в стилистическом отношении, так как принадлежит периоду утверждения новой стилистической направленности.

Здание гостиницы Мадрид» (вероятно, название неофициальное, происходит от событий 1930-х гг. в Испании) занимает угловое положение в квартале между важнейшими магистралями жилого района, сходящимися лучами к площади Первой Пятилетки.[10] Является частью застройки, формирующей площадь с севера. Представляет собой пятиэтажный объем, Г-образный в плане, с выраженным угловым акцентом.

Центр главного фасада ориентирован к площади. Композиция фасада — трехчастная, симметричная, с доминирующей средней частью в форме усеченного угла, повышенного на один этаж, фланкированного ризалитами с каннелированными пилястрами в четыре этажа. В заглублении помещены трапециевидные балконы, опирающиеся на стилизованные многогранные колонны. Окна 6-го этажа объединены сандриками. Доминирующая часть фасада завершена высоким многогранным фронтоном типа аттика с рельефным изображением эмблемы Уралмашзавода в центре и серпа и молота — на ризалитах.

Боковые части фасадов развиваются по горизонтали. Оконные проемы на них чередуются с лоджиями, огражденными балюстрадами. Балкон 5-го этажа охватывает всю боковую часть фасада. Фасад членят канеллированные пилястры, продолжающиеся в 1-м этаже в виде руста. Фасад фланкируется объемами лестничных клеток, завершающихся декоративными фронтонами прямоугольной формы.

Дворовые фасады также симметричны. В центре — повышенный объем лестничной клетки в форме трапеции. Симметрично от центра расположены, объединенные по вертикали, лоджии, опирающиеся на колонки. Участки фасадов с лоджиями выделены вертикальными тягами и завершаются плоскими декоративными фронтонами. Тип планировочного решения этажей — коридорный. К лестничной клетке на каждом этаже примыкают холл и обширные помещения общего пользования. В первом этаже здания расположены магазины.

Заводоуправление построено в 1933- 1935 гг. по проекту архитекторов П. Оранского и Б. Шефлера. Пятиэтажный объем здания представляет собой сложную композицию из параллелепипедов с планом в виде буквы F.[11]

Главный фасад — асимметричный, трехчастный, имеет горизонтальное развитие, обусловленное вытянутой композицией продольно и поперечно поставленных объемов и усиливающееся поэтажными ленточными окнами. Боковые объемы повышены, выделены в виде ризалитов. Акцентирован левый кубообразный объем с заглубленным главным входом с угла. Часть этого объема имеет дополнительный этаж и парапет высотой в этаж. Вход имеет навес типа козырька, переходящий на другой фасад. В этой части фасада применены угловые окна. Центр фасада выделен лестничной клеткой и смещением объемов. Завершается фасад карнизом и низким металлическим парапетом. В поэтажных планах — коридорный тип планировки.

Здание лаборатории Уралмашзавода (1930 г.) расположено на противоположной от заводоуправления стороне предзаводской площади. Представляет собой двухэтажную с цокольным этажом каменную постройку со сложной трехчастной объемной композицией. Функционально дифференцированные объемы расположены перпендикулярно и со смещением друг к другу.

Главный фасад — протяженный, двухчастный, образован двухэтажными объемами, объединенными в месте смещения трехэтажным объемом лестничной клетки. Созданный таким образом акцент в центре фасада усилен горизонтальными рядами окон и вертикальным остеклением угла лестничной клетки. На кровле выступающего объема устроена смотровая площадка с выходом из объема лестничной клетки.

Здание школы ФЗУ построенное в 1931 году замыкает пространство площади с юго-востока. Представляет собой крупномасштабную двух-трехэтажную архитектурную композицию с планом в виде буквы Н. По проекту имело четкое функциональное деление на учебную и производственную части. Учебная часть из классов и лабораторий занимала северный объем здания, производственная из ударного, товарного, термического цехов — южный. Объединяющий их блок включал административные помещения.

Главный северный фасад здания направлен к транспортному кольцу. Представляет продольную асимметричную композицию с равномерными рядами горизонтальных окон и композиционным акцентом в виде монументально оформленного входа, устроенного в повышенном, далеко выступающем ризалите. Планировочное решение этажей — по коридорному типу с включением зальных помещений.

Здание по улице Ильича, 2 было запроектировано как жилой дом и заселено по окончании строительства. Затем, ввиду расположения в центре соцгородка, было постепенно, до начала 1940-х гг., передано учреждениям. Здание — четырехэтажное, Г-образное в плане, состоит из двух объемов, соединенных под прямым углом. В квартале занимает угловое положение, вершиной угла обращено вглубь квартала, главным фасадом раскрыто к площади.

Части фасадов асимметричны, образуют прямой угол. Стены фасадов гладкие, оштукатурены и покрашены. Оконные проемы расположены в виде сетки. Главный фасад и торцы здания имеют балконы с ограждениями в виде металлических прутьев. Вертикальный блок балконов акцентирует центр западной части главного фасада, в восточной части балконы смещены к центру. В торцах применены угловые балконы. Четвертый этаж юго-западного торца балкон охватывает с трех сторон.

В дворовых фасадах выделены выступающие объемы лестничных клеток с вертикальными лентами остекления. Угол, образованный смещением объемов, имеет балконы. Вход в здание осуществляется по трем входам со стороны двора. Поэтажные планы решены по коридорному типу. Жилые комнаты и помещения общего пользования размещены по сторонам коридоров.

Здание техучебы по улице Машиностроителей, 3, проектировалось и строилось как жилой дом, по окончании строительства было занято управлением Уралмашстроя. Занимает угловое положение в квартале между бульваром Культуры и проспектом Орджоникидзе. Одним из фасадов обращено к площади Первой Пятилетки, другим — к скверу через проспект Орджоникидзе. Объем здания — четырехэтажный, Г-образный в плане, с усеченным углом сложной формы. Угол повышен на один этаж дополнительным объемом в виде параллелепипеда, со 2-го по 4-й этаж имеет форму вертикальных уступов, в первом этаже — закруглен. Пластику фасадов дома определяют поэтажные ряды горизонтально расположенных, почти смыкающихся в сплошную ленту оконных проемов.

Уличные фасады дополнены балконами. Все фасады здания опоясывает балкон 2-го этажа. Симметрично расположены восемь пар балконов 3-го и 4-го этажей. В композициях дворовых фасадов выделены объемы лестничных клеток. В основе поэтажных планов здания — коридорная схема.

Площадь Первой Пятилетки является важнейшим градостроительным узлом жилого района Уралмаш. Она сочетает функции предзаводской площади, общественного центра и транзитно-транспортного узла.

Композиционное построение и типы зданий комплекса отражают планировочное единство завода и селитебной территории соцгородка «Уралмаш». Объемно-пространственные и планировочные решения зданий, формирующих площадь выполнены в стиле конструктивизма и советской «неоклассики».

Достоверно нам неизвестно в строительстве каких именно сооружений принимал непосредственное участие архитектор Рейшер, при то что его фамилия фигурирует в текстах посвященных этому проекту.[12]

Всемирно известная постройка архитектора, была оценена современниками как символ новой эру встроитель­стве - эру железобе­тона. Башня - воплощенный образец смелой и талантливой технической мысли, была возведена по проекту М.В. Рейшера в 1929-1930 гг.[13] Находящаяся на улице Донбасская/Культуры, водонапорная башня является одним из ярких образцов промышленной архитектуры советского конструктивизма, в котором раскрыты функциональные особенности конструкции и композиция объемов.

Водонапорная башня была возведена при строительстве соцгородка Уралмашзавода. Башня высится на окраине соцгородка УЗТМ, четко читается в свободном пространстве и в перспективе улицы Культуры. Объем башни представляет собой оригинальную композицию цилиндрического по форме бака, врезанного в него с северо-запада более высокого параллелепипеда лестничной клетки на свободно стоящих, квадратных в сечении опорах.

Таким образом, конструкция башни представляет собой: цилиндр бака который через железобетонное кольцо опирается на четыре точки, две из них — свободно стоящие опоры, две другие — кирпичные стены лестничной клетки. Башня установлена на бетонном фундаменте. Водный резервуар – металлический бак “Инца” был впервые в практике советского строительства выполнен методом электросварки.

Объемы сооружения подчеркнуты формами оконных проемов – круг и прямоугольник, опоясывающих бак сверху и снизу, и образующих вертикаль и горизонталь на объеме лестничной клетки. Бак завершен плоской кровлей с парапетом.

Верхнюю часть объема лестничной клетки огибает обзорная площадка с ограждением. Башня имеет подвальное помещение. Конфигурация плана первого этажа совпадает по очертаниям с подвальным, имеет четыре входа по сторонам прямоугольника. Объем лестничной клетки имеет собственный вход с северо-запада, лестница металлическая винтовая.[14]

Строительство башни было связано в первую очередь с потребностью строителей и будущих жителей строившегося района в водопроводе. В конце 1928 года И.И. Робачевский — руководитель проектного отдела Уралмашстроя предложил построить водонапорную башню по индивидуальному проекту. Эту идею, несмотря на связанные с этим хлопоты и ограниченностью времени на проектирование и строительство, поддержал Владимир Федорович Фидлер — руководитель строительства Уралмаша. Среди архитекторов проектного отдела был объявлен своеобразный конкурс. Архитекторам П.В. Оранскому, В.В. Безрукову и М.В. Рейшеру в недельный срок было предложено дать свои эскизные решения проекта башни; Как выглядели проекты Оранского и Безрукова пока не установлено, хотя известно, что один из них должен был включать в себя не только промышленное сооружение, но и жилые квартиры. В конкурсе же победил Моисей Вениаминович Рейшер, за «оригинальное, логичное и выразительное решение промышленного объекта».

Получилось нечто особенное – настоящий шедевр конструктивистской архитектуры. В качестве строительного материала решили применить новый по тем временам бетон, демонстрируя тем самым возможности нового строительного материала.

Общая высота башни — 35 метров. Четыре железобетонные колонны высотой в 20 метров держат плиту. По рассказам известно, что архитектор М.В. Рейшер предусматривал только две колонны, но главный инженер В. Ф. Фидлер, не уверенный в прочности конструкции, подрисовал еще две. Надо отметить тот факт, что М.В. Рейшер во время проведения конкурса, в течение шести дней вынашивал свою идею и лишь за день до его окончания воплотил идею в эскизе. Моисею Вениаминовичу хотелось воплотить одну из математических истин: для фиксации тела в пространстве достаточно трех точек.

На плите установлен бак для воды объемом 700 кубов. В 1931 г. это был самый большой бак в мире. Подобный этому был только в Чикаго, меньше на 20 кубов. Бак варили прямо на месте электросварщики цеха металлоконструкций. Главным сварщиком этого гигантского бака был известный сварщик В.Е. Волынко. Башня строилась под наблюдением московской кооперативной проектной организации «Техбетон», возглавляемой незаурядным инженером Прохоровым. На месте уполномоченным был назначен Михаил Иванович Струков. Также на объекте вел работы пожилой опытный десятник Ремезов.[15]

Водонапорную башню решили строить в северо-западной части соцгорода, на самой высокой точке Уралмаша. Строительство подобного сооружения процесс долгий, поэтому рядом с новой стройкой были смонтированы к лету 1930 года три временных деревянных резервуара, общей емкостью 75 кубических метров. В это время артели землекопов прокопали траншеи для укладки труб от озера Шувакиш до водопроводной башни и от нее по улице Культуры — на Уралмаш. Таким образом, к сентябрю 1930 года на Уралмаше появилась чистая питьевая вода. А в это время вовсю шло проектирование и строительство водонапорной – стационарной башни.

Проект металлического бака-резервуара, который должны были установить на огромной высоте, разработали в бюро металлических конструкций Уралмаша под руководством С. Короткова. Впервые в Свердловске, вместо клепки была применена электросварка. Сваривал бак специалист Уралмаша, инструктор по электросварке Владимир Евгеньевич Волынко. Вместе с ним в эту трудную и неизвестную работу включились молодые сварщики Урбанский, Бубенец, Шулятьев и другие. Последний шов был наложен через пять месяцев: 5 июня 1931 года было сварено днище бака. Крупнейшие московские специалисты отметили, что сварка была произведена хорошо.

В день торжественного заполнения бака водой и подписания акта о приемке башни в эксплуатацию, днище бака «Инце» выгнулось и оборвалось. По этому поводу был созван совет проектировщиков, после которого днище бака заменили на более прочное.

После завершения строительства водонапорной башни ее окрасили белой известью, отчего она и получила впоследствии название — Белая башня.

В дальнейшем судьба башни была такова: с 1929 года до войны, практически во всех справочниках для техников и строителей она приводилась как образец промышленного зодчества. Таким образом, уже с 1929 года у нее появляются «переработанные» копии и аналоги. Первой переработкой стала башня канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» в Ленинграде (25 линия Васильевского острова — архитектор Я. Г. Чернихов). В проект нового завода «Средуралмедьстрой» авторами так же введена «Белая башня». Позже, в 1931 году на территории Уралмаша строят здание ТЭЦ, которое по своим формам так же напоминает башню. Подобные сооружения появились не только на территории СССР, но и за границей, в частности на одном из молочных заводов Северного Китая.

В 1960-е годы Белая башня утратила свое функциональное значение, и встал вопрос о дальнейшем приспособлении ее в структуре города. Автор башни М В. Рейшер и группа художников разработали проект приспособления ее помещений под молодежное кафе с залом на 50 мест, расположенный на высоте 24 метра. На верхней площадке предполагалось разместить киоск «Мороженое - воды» и обзорную площадку. К проекту благосклонно отнеслись в Орджоникидзевском райисполкоме, в дирекции Уралмаша, в обществе охраны памятников, но, как писал сам Рейшер: «...Проект застрял у главного архитектора Свердловска Г.И. Белянкина и не может найти дверь для выхода...».

В 1975 в институте «Свердловскгражданпроект» был проведен конкурс на лучшее приспособление Белой башни, но все проекты были положены на полку. В 1989 году в газете «Зa тяжелое машиностроение» был поставлен вопрос о дальнейшей судьбе этого памятника, но и предложения читателей ничего ни дали.

На сегодняшний день Белая башня пустует, не имея даже реального хозяина.[16]

Один из старейших отелей Екатеринбурга – Гостиница “Большой Урал”, был построен по проекту архитектора Е.Е. Захарова и В.И. Смирнова в 1930-31 гг. В 1940-1941 гг. памятник проходит реконструкцию главного фасада.[17] По проекту М.В. Рейшера фасад был декорирован скульптурами, рельефами и вазонами. Находящееся по адресу Красноармейская, 1 – здание гостиницы Большой Уралпроектировалось в комплексе с аналогичным зданием на противоположной стороне квартала и как постройка, формирующая южную сторону обширной площади Парижской Коммуны. Сквер перед фасадом гостиницы разбит по проекту архитекторов С.В. Домбровского и Н.А. Бойно-Родзевича в середине 1930-х годов.

Здание расположено в одном из центральных кварталов города, на холмистом участке местности. Занимает всю длину квартала, главным, наиболее протяженным фасадом обращено к площади Парижской Коммуны и оформляет угол на пересечении улиц Решетникова и Мамина-Сибиряка. Западный торец выходит на улицу Красноармейскую.

Шестиэтажный объем здания представляет собой Г-образную композицию. Восточная и западная части объема имеют разную высоту.

Главный северный фасад — асимметричный, четырехчастный, развивается по горизонтали.

Центральный вход заглублен, имеет крупные прямоугольные в плане пилоны, несущие постаменты со скульптурными изображениями шахтера и работницы, венчается небольшими трапециевидными декоративными фронтонами.

Объем примыкающей к нему лестничной клетки повышен и завершен лоджией, имеет ряд крупных прямоугольных балконов с четвертого по шестой этажи. Другая часть значительно смещена от красной линии вглубь участка.

Горизонтальное развитие фасада подчеркивает выступ первого этажа, обработанный «под руст». Он образует террасу, обнесенную балюстрадой с вазонами. Между окнами выступающего первого этажа установлены барельефные гипсовые щиты с изображением сталеваров, хлеборобов, воинов. Важную роль в композиции главного фасада играет величина, форма и особенно расположение оконных проемов в разных его частях.

Фланкируют фасад большие угловые окна и балконы. Часть фасада, расположенная к востоку от центра, завершается карнизом небольшого выноса на кронштейнах, к западу — балюстрадой обходной галереи, образованной отступом верхнего этажа и его стеной, украшенной рядом декоративных гипсовых розеток.

Сложностью пластики отличается западный торец здания с угловыми балконами и верандами со второго по шестой этажи.

Сообщение между этажами по четырем лестничным клеткам, одна из них— центральная, оснащена лифтами. Лестницы двух- и трехмаршевые.

Первый этаж включает просторный вестибюль и помещения общественного обслуживания.

Второй — пятый этажи типовые, содержат холлы, примыкающие к центральной лестничной клетке, и гостиничные номера по сторонам коридора.

В конце коридоров западной части по всем этажам, кроме первого, выходы на балконы.

Гостиница "Большой Урал» является примером общественного здания начала 1930-х годов, возведенного в формах конструктивизма с применением упрощенных элементов ордера. Отличается монументальностью и объемной пластикой главного фасада, а также декором, наличием классического декора.[18]

В числе архитектурных сооружений М.В. Рейшера проект мемориала, воздвигнутого на месте захоронения воинов, умерших от ран в госпиталях города Свердловска в 1941-1945 гг.[19]

Мемориал расположен в северной части кладбища, на месте массового захоронения военнослужащих, умерших от ран и болезней в госпиталях областного центра в период Великой Отечественной войны.
Мемориальный комплекс - главный памятник упокоенным в уральской земле бойцам и командирам Советской Армии.
По проекту архитектора в 1944 году был сооружен четырехгранный монумент-обелиск общей высотой 10,6 метров. Мемориал торжественно открыт 9 мая 1945 г.
В конце 1940-х - середине 1950-х годов , в связи с десятилетием Великой Победы, была проведена реконструкция мемориала. Проект мемориала разработан Института "Свердловскгражданпроект" под руководством архитекторов Г.И. Белянкина и А.Е. Заславского, и художника Ф.Ф. Фаттахутдинова.
В период подготовки к 30-летию Победы проведена планировка кладбища, устроено бетонное покрытие и строительство мемориальных стен. Обелиск был увеличен в высоту до 14,3 м.
Весной 1985 г. была произведена полная реконструкция обелиска. Высота его составила 25 м.
Мемориальная зона представляет собой горизонтальную площадку (61-51 м), у<



2015-12-06 1162 Обсуждений (0)
Глава I. Биография архитектора М.В. Рейшера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I. Биография архитектора М.В. Рейшера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)