Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Системы поддержки принятия решений




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СППР принципиально отличается от традиционных систем аналогичного назначения тем, что она ориентирована наконкретного пользователя, на его знания, его опыт и интуицию, его систему ценностей. В основу системы положено признание того факта, что процесс принятия решений носит субъективный характер. Под этим понимается следующее: если в одной и той же информационной среде различные пользователи принимают одинаковые решения, то такие решения будем называть объективными, т.к. они не зависят от индивидуальных особенностей их принимающего лица; напротив, если разные пользователи, обладающие одинаковой информацией, будут принимать не совпадающие между собой решения, то такие решения условимся считать субъективными, т.е. зависящими от личности пользователя. При этом в стороне остается вопрос о том, какой процент потенциальных пользователей поддерживает то или иное решение, равно как и вопрос о том насколько принимаемое решение хорошо или плохо. По существу это означает, что пользователь является полностью самостоятельным и действует на основании своих собственных знаний, опыта и интуиции. Естественно, что при этом не исключено привлечение любых экспертов и консультантов по его усмотрению. Таким образом, система СППР помогает пользователю найти решения, которые именно ему представляются наилучшими, но которые без ее помощи было бы трудно, или даже невозможно отыскать из-за очень большой сложности решаемой задачи.



Еще одна принципиальная особенность системы СППР связана с тем, что современные математические методы не позволяют осуществлять оптимизацию и ранжирование непосредственно на основе полной совокупности критериев и требуют предварительного сведения ее к единой числовой оценке (свертка). Различных формальных способов свертки достаточно много, и то, какой из них будет выбран, может существенно ( а порой и нежелательно) повлиять на результаты оптимизации и ранжирования. Кроме того, свертка совокупности критериев в один обедняет процесс принятия решений в содержательном и информационном плане. Необходимо иметь в виду, что пользователь, будучи весьма компетентным в своей области, вовсе не должен разбираться в том, какие алгоритмы свертки использованы в системе поддержки решений. А это значит, что решения, принятые разработчиком в процессе создания системы, могут оказывать на выбор альтернатив влияние, не контролируемое пользователем. Этот принципиальный недостаток традиционных систем поддержки решений, опирающихся на формальные методы свертки, в системе СППР сведен к минимуму. Достигается это за счет того, что пользователь в диалоге с системой сопоставляет между собой возможные значения совокупностей показателей, в соответствии с которыми он хочет принимать решения, и определяет их относительные предпочтительности. В результате таких сопоставлений в системе формируется функция предпочтений пользователя (ФП), на основе которой в дальнейшем выполняются операции оптимизации и ранжирования. Таким образом, формальная свертка критериев заменяется неформальной процедурой выявления предпочтений, результаты которой не зависят от разработчика и отражают индивидуальный подход пользователя к задаче.

Построенную функцию предпочтений можно рассматривать как модель пользователя. Однако, в отличие от традиционных экспертных систем, в СППР моделируется не плохо изученный процесс рассуждений некоего абстрактного человека, а "готовый продукт" рассуждений конкретного человека - пользователя системы. Все дальнейшие процедуры поиска наилучших решений будут ориентированы на его точку зрения, выраженную в форме ФП.

Так как с системой могут работать разные пользователи, в базе знаний системы хранятся функции их предпочтений, что позволяет в схожих задачах сопоставлять решения различных пользователей. Это равносильно получению экспертных суждений без непосредственного участия экспертов. Однако, если пользователь того хочет, его ФП может быть недоступной для других лиц.

Система СППР может работать с процессами любой физической природы, т.е. она инвариантна по отношению к предметной области. В частности, она апробировалась и использовалась при решении следующих задач: оценка стратегических паритетов; выбор наилучшей системы спутниковой связи; ранжирование конкурсных проектов; оптимизация портфеля инвестиций и т.д.

С целью расширения возможностей системы и ее универсализации в СППР, помимо основного метода поддержки решений (на основе предпочтений пользователя), предусмотрено использование традиционных формальных методов оптимизации и ранжирования по векторному критерию. В данной версии реализован метод среднего взвешенного.

Одним из достоинств системы СППР является также то, что она не требует от пользователя никакой специальной подготовки. Достаточно минимальных навыков общения с компьютером.


Заключение

Использование информационных технологий для управления предприятием делает любую компанию более конкурентоспособной за счет повышения ее управляемости и адаптируемости к изменениям рыночной конъюнктуры. Подобная автоматизация позволяет:

- повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единого банка данных;

- снизить расходы на ведение дел за счет автоматизации процессов обработки информации, регламентации и упрощения доступа сотрудников компании к нужной информации. Изменить характер труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях;

- обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования денежных средств на всех уровнях управления;

- руководителям среднего и нижнего звеньев анализировать деятельность своих подразделений и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов;

- повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратом;

- гарантировать полную безопасность и целостность данных на всех этапах обработки информации.


 

Список литературы

1). Федорова Г.Н. Информационные системы //Академия.-2010.

2). http://ru.wikipedia.org/wiki

3). http://www.hanadeeva.ru/informsistemi/index.html

4). http://www.oviont.com/soft/tools/sppr/sppr_expan.php

5). http://www.feip.ru/main/is/952-klassifikaciya-informacionnyx-sistem.html

6). http://wiki.mvtom.ru/index.php

 

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (720)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7