Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Страх темноты у детей (коррекционные игры)



2015-12-06 335 Обсуждений (0)
Страх темноты у детей (коррекционные игры) 0.00 из 5.00 0 оценок




Это один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколькие из нас, войдя в темную квартиру, поспешно включают свет в коридоре или даже оставляют его невыключенным в свое отсутствие, предпочитая заплатить за лишние киловатты, но не подвергать себя неприятным ощущениям. В темноте есть нечто мистическое, недаром у всех народов с ночью и темнотой связано множество страшных поверий, легенд и сказок. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых современной цивилизацией, а поскольку у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), то неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.

Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Казалось бы, столько на эту тему понаписано, а до сих пор множество родителей уверено, что сон при включенной люстре для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают! "Пусть привыкает" - вот распространенный ответ. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись в работе с психотерапевтом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, их самих прошибает холодный пот.

Но с другой стороны, ни в коем случае не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты.

1. "Зверушки в норке"
(для детей 3-4 лет)

Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: "Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки - кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен". Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал.

Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.

2. "Бобры"
(для детей 3-6 лет)

Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - то есть выйдет в соседнюю комнату - и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.

3. "Кто притаился в темноте?"
(для детей 4-8 лет, игра использовалась И. Я. Медведевой и мной в психокоррекционных занятиях)

Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... И выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком).

Для детей 6-8 лет эту игру можно усложнить. Пусть ребенок попытается жестами изобразить то, что ему привиделось в темноте, а другие дети попробуют отгадать. (В следующий раз, когда пантомимические возможности будут исчерпаны, можно называть первую и последнюю буквы загаданного слова.) Тому, кто отгадает, присуждаются очки.

4. "В темной норе"
(для детей 4-5 лет, игра предложена М. И. Чистяковой)

Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощенье. Но когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и предложила им зайти первыми.

Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощенье!" Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И наконец предложил Утенку вырыть подземный ход. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела нору и замерла от удивления: в норе никого не было!

Норой должно служить помещение, в котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т. п.). Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Взрослый ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.

Если у ребенка нет партнера на роль второго зверька, пусть он либо изображает обоих персонажей (скажите ему, что так даже интереснее: он может говорить на разные голоса или взять в партнеры мягкую игрушку), либо попадает в лисью нору один.

5. "Кукольные прятки"
{для детей 4-6 лет)

В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.

6. "Смелый разведчик"
{для детей 5-8 лет)

Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

Автор: Т.Л. Шишова

 

 
Детские страхиРебенок боится темноты.
Лимонка У меня дочка 3-х лет очень боится темноты, отказывается спать без включенного света (а ведь, насколько мне известно, спать при свете вредно) . Просит не закрывать дверь полностью. Никакие уговоры, угрозы и прочее не помогают. Подскажите, пожалуйста, что нам в данном ситуации можно поделать? 2005-07-26 20:29:04
Адалин Почти все маленькие дети боятся темноты. Да, честно говоря, и взрослым людям темнота нередко внушает опасение. Правда мы, взрослые, снисходительно относясь к собственным слабостям, не спешим потакать слабостям ребенка. Лимонка, Вы правильно отметили, что спать с включенным светом вредно, но при этом ежевечерний стресс для детской психики гораздо вреднее. Поэтому психологи советуют оставлять свет включенным, если ребенок боится темноты. В области воспитания полезно усвоить хоть и шуточный, но, на самом деле, очень важный принцип: "Нормальные герои всегда идут в обход". Не удается преодолеть страх с наскоку, в лобовой атаке? Не беда! Можно подобраться к нему с тыла, превратив преодоление в занимательную игру. Вот как это бывает в жизни: Трехлетний Миша реагировал на выключение света как на удар электрическим током. Как бы крепко он ни спал, тут же просыпался и начинал кричать. Мама его увещевала, папа сердился – все было без толку. Пока однажды маме не пришло в голову затеять с малышом игру. Каждый вечер, укладывая Мишу спать, она ложилась с ним рядом (естественно, при включенном свете), накрывалась одеялом с головой и тихонько приговаривала: «Мы с тобой маленькие зверюшки, мы лежим в уютной норке. На улице темно, холодно, идет дождь, а у нас с тобой тепло, уютно. И никто к нам сюда не придет, никого мы не пустим». Сначала Миша даже с мамой побаивался лежать в темноте – все норовил проделать щелку, чтобы под одеяло проникал свет. Но мама говорила, что, когда темно, играть интереснее, да и голос ее звучал так спокойно и убаюкивающе, что Миша быстро расслаблялся. Проходило совсем немного времени, и он уже блаженно посапывал во сне. Потом, когда мальчик пообвыкся, мама сделала следующий шаг: вместо люстры стала включать настольную лампу. А в игре появился мотив про трусливого зайчишку и смелого медвежонка, которого, естественно, звали Мишей. Постепенно удалось сместить «зону света» в коридор. Мальчик только просил, чтобы дверь в комнату оставляли приоткрытой. И уже сам напоминал, что верхний свет надо выключить: при засыпании он начал Мише мешать. А эту игру придумали сами дети, близнецы Коля и Оля. Они хоть и были вдвое старше Миши, но темноты боялись ничуть не меньше него. Они, конечно, не ставили себе цели избавиться от страха. Им просто было интересно. Но страх постепенно начал уходить, а мама, заметив это, включилась в игру и направила ее в нужное русло. Дети воображали себя бобрами и устроили домик под столом, накрытом большой скатертью. Скатерть свисала до самого пола, и под столом было довольно-таки темно. Мама вызвалась играть роль горе-охотника, которому никак не удавалось поймать бобров, потому что под стол охотник проникнуть по условиям игры не мог. Играли весело, много смеялись, шутили и даже не заметили, как большая часть игры начала проходить в полутьме (дело было зимой, и темнело рано). Можно затеять игру в прятки, но чтобы прятались не люди, а куклы. И часть кукол спрятать в комнате, где не горит свет. Но только не требовать от ребенка, чтобы он зашел туда с первого раза, и не огорчаться, если он даже на десятый раз войти в темную комнату откажется. А порой страх темноты изживается через... привитие любви к черной краске. Дети вообще-то не очень жалуют черный цвет, им больше по душе яркие, радостные цвета. А если ребенок все рисует черным, это может свидетельствовать о серьезном психическом неблагополучии. Так вот, одна художница, обучая детей рисовать, обыгрывала с ними разные цвета, побуждая их и повнимательней присмотреться к окружающему миру, и пофантазировать. Что можно нарисовать красной краской? А что – желтой? А черной? Черный цвет, как нетрудно догадаться, ассоциировался у детей с ночью. А ночь – это плохо, страшно, в ночи водятся чудовища, привидения, ведьмы и всякая прочая нечесть. Кое-кто из детей даже отказывался рисовать ночь, настолько ему было страшно. И тогда художница стала учить дошколят видеть в черной краске красоту и благородство. А в ночи – мириады звезд, с которыми связаны прекрасные легенды. И хотя ей даже в голову не приходило заниматься психотерапией, а она просто хотела раскрыть перед детьми возможности черного цвета, вскоре, к ее изумлению, дети перестали бояться ночи. И тогда она стала пользоваться этим приемом уже сознательно, помогая своим ученикам не только постичь мир красок, линий и форм, но и достичь мира в своей душе. Ну а что делать, если ребенок, несмотря ни на какие ухищрения, все равно побаивается темноты? – спросите вы. – Что ж, ему до старости свет в комнате оставлять? Но скажите, вы много видели взрослых, которые спят только при включенном свете? Это примерно то же самое, что бояться, как бы ребенок до старости не сосал соску или не научился ходить на горшок. Тут интересней другое – попытаться разобраться в истинных причинах этого устойчивого страха. Присмотритесь к себе, проанализируйте свое поведение, семейную ситуацию, и очень может статься, что страх на самом деле окажется и не страхом вовсе, а ширмой, за которой прячутся совершенно иные чувства. Например, ревность. Как у шестилетней Маши, которую страх темноты обуял вскоре после рождения младшего брата. А когда родители присмотрелись, выяснилось, что Маша подсознательно пыталась таким образом привлечь к себе внимание мамы, поглощенной младенцем. Младенец плохо засыпал, и мама подолгу его укладывала. А раньше вечера были посвящены только Маше, так что в душе дочери зрело вполне понятное чувство протеста. И созрев, выплеснулось, но не в явной, а в завуалированной форме. В иных случаях страх темноты тоже может оказаться скрытым протестом, только против излишнего, навязчивого внимания со стороны взрослых. Когда они шагу ребенку самостоятельно ступить не дают. Внешне ребенок с этим смиряется. Но когда речь заходит о темноте, они проявляют невероятное упорство. Хоть режь их – не зайдут в темную комнату! И тут уж приходится смириться родителям. Тем более что и выглядит это вполне извинительно. Ну не может человек себя преодолеть! Что тут поделаешь? Но если дать такому ребенку свободно вздохнуть, страх темноты «сам собой» исчезнет. Безо всяких игр и обращения к специалистам. Конечно, нелегко понять, «кто притаился в темноте» (особенно если там наши собственные просчеты и недостатки). Но понять надо, иначе ничего не добьешься, а будешь бесцельно блуждать в потемках и постоянно натыкаться на острые углы в отношениях с детьми. В заключение – несколько конкретных советов. 1. Не дожидаясь, пока у ребенка разовьются страхи, оставляйте в его комнате зажженный ночник или торшер. 2. Не гасите свет в коридоре: бывает, что дети ночью хотят пойти в туалет, но боятся, поскольку в коридоре темно. 3. Детская комната не должна находиться далеко от комнаты родителей, а ребенку-дошкольнику, боящемуся темноты, и вовсе не обязательно спать в отдельной комнате. Все равно в большинстве случаев такие дети приходят к родителям среди ночи, и настойчивое выпрашивание может только породить у них лишние страхи. 4. Если какие-либо предметы пугают ребенка в темноте своими очертаниями, уберите их. Уговоры не бояться обычно не действуют. 5. Днем старайтесь обыгрывать те предметы, которые ночью вызывают у ребенка страх. 6. Затевайте игры в затененных уголках квартиры, под столом, в домике, сооруженном из нескольких кресел, накрытых сверху одеялом, в комнате с зашторенными окнами и т.п. Приучайте ребенка к темноте постепенно. 7. В выходные и по праздникам, когда вся семья собирается вечером за столом, выключайте свет и зажигайте свечи. Это и выглядит торжественно, и поможет вашему ребенку привыкнуть к полумраку.    
 
 


2015-12-06 335 Обсуждений (0)
Страх темноты у детей (коррекционные игры) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Страх темноты у детей (коррекционные игры)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)