Становление и развитие муз-пед-го знания в истории образования
Формирование муз.педагогики, как науки началось ещё в сред.века, но особенно активное становление её началось с 60х гг 19в. это было вызвано ростом общественного движения, распр-ия передовых идей иск-ва и воспитания. Муз.иск- во и его воспит-образоват возможности стали привлекать к себе все большее внимание многих педагогв, музыкантов, общ-ых деятелей. В уч заведениях дореволюционной России музыка ценилась, как ср-во нравственно-религиозного В. Поэтому в народ школах В. и О. ограничивалось церковным пением. Д\богатых слоев – широко исп-ась и светская музыка. Их обучали вокалу, игре на муз.инструм., участие в светском и духовном хоровом пении, в ансамблях. В нар школах методика Карасёва. Освоение по одному звуку лада (пели всеми длительностями, молитвы, песнопение, прибаутки.) Добивался чистоты и прочности усвоения мат-ла, отсутствие тв-го начала. Большое влияние на развитие муз-просветит идей оказали идеи русских рев- демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Они уделяли ис-ву особое внимание, как ср-ву В. личности, форм-ия её мировоззрения, нравств. облика. Эти идеи вдохновляли многих муз-педагогв, кот стремились сделать музыку доступной д/широких нар. масс. В 1862г в Петербурге Ломакин и Балакирев основали 1 в россии БМШ – где получали М.О. дети неимущих. Затем стали появл муз.классы в др городах Большое распр получила цифровая сис-ма -до-1, ре-2 и.т.д..Карасёв предложил буквенную – гл звук на ступ. Сис-ма подвижного «До» -1ступень любой тонал –до, а все последующие соотв-но – ре, ми. + ручное обознач Все эти упрощ си-мы примен только в нар шк и не способствовали приобщению детей к наст муз ис-ву. Поэтому прогрессивные деят-ли выступали против таких сис-м. На развитие муз пед-ки в конце 19-20вв большое влияние оказала деят-ть изв пед-муз-ов Зарина и Маслова. На основе своего пед.опыта они доказали, что нет бездарных и неспособных детей, что муз способности развиваются у всех детей, если пробуждать их интерес к музыке и тв-ую активность. Зарин предлагал вводить тв-ие задания – сочинять на заданный текст мелодию, досочинять неоконченную муз.фразу, сочинить мелодию на освоен интервалах. Маслов придерживался той же точки зр. Тв-во он видел в исполнит интерпретации песен и в вокал импровизации, сочинении. Он провел исследование, и выяснил, что у всех физич здоровых детей есть муз.слух, а фальшивое пение вызвано: -Ограниченным диапазоном голоса (2-3 звука); -Смещение диапазона от прим-го звука на ч4 или ч5 вниз; -отсутствие координации м/у слухом и голосом; -недостаточная острота слуха; -отсутствие певч.навыков. Вывод: воз-но учить всех детей при индив. подходе. Конец – 19-20в на общ-во оказывает большое влияние идей марксизма. Общ-ый подъем в муз среде –организ ация муз обществ, курсов, уч.заведений. Здесь малогам и неграм рабочие получали общее образ-ие и приобщались к музыке- пение в хоре, овладение муз.грамотой. Занятия строились не на церков музыке, а на народной, русской, зарубежной. Основой овладения тональностей, ладов, интервалов, модуляций – явл нар песня. Пропагандировали обраб р.н.п Балакирева, Мусоргского, Р-К,Лядова, Чайковского. Танеев в Москве основал вместе с Линевой, Яворским народную консерваторию. В Моск нар консерватории впервые были введены занятия «слушания музыки», Яворский такое тв-ое воспр музыки продолжил в Киевской консер-ии..В нач 20гг чета Шатских работала среди детей и подростков, с целью нрав-этич В . Содерж обуч то же что и у Танеева. 1917г- перестройка всей общ-ой жизни. «Положение о единой трудовой школе» говорило о необх всеобщего эстетич и в частности М.В (крупская, Луначарский) Увелич кол-во часов на ур музыки. Разраб новые метод пособия авторит муз- педагоги (Асафьев, Брюсов, Гродзенская) Цели новой школы: 1. Развитие способностей воспр музыку и интенсивно переживать возбужденные ею эмоции. 2. Развит муз.способностей и умений, необх, как д/воспр. так и д/муз.деят-ти. 3. Усвоение нужных д/этого знаний. Каратыгин –муз.критик и педагог тоже подчеркивал знач слушания муз, наз-ая его активной а не пассивной деят-тью. Постоянное сравнение и осознание звучания пр-ия с предшествующим муз мат-лом, предвосхищение его дальнейшего развития требует активизации слухового внимания, памяти, воображения. Асафьев – изв. композитор, ученый, в20е гг посвятил Ряд статей посв муз В. в школе. Осн задачу предмета муз в школе он видел в развитии муз.восприятия, В. муз вкуса уч-ся. К слушан музыки он добавляет и практич усвоение музыки (хоров пение, твор-ая деят) Считает необх формир-ие муз.мышления, различение ритмич, ладовых, динамических, темповых, тембровых соотношений , что способствует форм-ию слуховых навыков, усвоению необх основ муз.грамоты. Также форм–ию слух навыков способ метод сравнения. Который соот-ет самой природе музыки, наличию в ней контраста. тождества и повторяемости. Яворскийс 1917г возглавил нар Киевкую Консер-ию.,где на курсах общего и спец. М.О. занимались дети от 6до 16лет, а также педагоги, повыш квалификацию. Задачи в работе с детьми: развит муз воспр, освоение закономер. муз языка, формир тв-их способностей. Исп. пр-ия, вызывающие яркую эмоц.реакцию. тв-ки строил урок, исп разные виды деят на уроке. При освоении к-л ср-ва муз. выразительности предлагалось прослушать неск-ко пр-ий, где оно проявл особенно ярко., потом шел разбор. Темы пропевались, записывались на слух, они лужили д/освоени нотной грамоты. Некот пр-ия исп д/инсценировки. Итак, в это время: М.В. было не во всех школах; Не было единых планов и требований; острая нехватка спец-ов; не решена проблема взаимосвязи В. и обуч.; применялся комплексный метод –весь уч.мат-л по всем предметам группировался вокруг 3-ех тем (природа и чел-к, труд, общество); вульгарный социологизм – попытка придать классовую сущность муз.явлениям. 30-е гг - в постановлениях «О нач и ср школе» отметив положопыт, вскрыли допущенные ошибки и наметили коренной переворот в развитии муз просвящения: 1. Сокращение часов на ур музыки.(способные и желающие учиться дети могут это делать во внеурочное время) 2. Внекл и внешк-ая работа по М.В. велась интенсивно. (открывались клубы, дворцы пионеров, дет.хор.кол-вы, городские, обл-ые школьные праздники песни 3. Не учитывались возр и индив особен детей, усложнялся репертуар, частые репетиции , форсированное пение вели к перегрузкам, и в конечном итоге к заболеваниям голосов. 4. в 30-е гг формир методики большое внимание уделяла Крупская, чьи суждения сохраняют своё значение по сей день. Она говорила о том, что правил поставленная методика д/на вытекать из самой сущности предмета. А вопрос как преподавать делится на 3: для чего преподавать (каковы цели); что преподавать(содержание уч дисц); кому преподавать (учитывать данные возр психологии) 40-е гг ВОВ – ур М. Официально были сохр только в нач классах и велись не специалистами – учит нач кл. Работали кружки и муз была ср-вом В. патриотизма. В военные и послевоен.гг учителя муз были в тр.положении – не хватало ТСО, нотныхи метод пособий, не хватало самих учителей. Но научно-исслед работа продолжалась, в 1944г создана Академия пед наук, а потом на её базе открыт НИИ худ.воспитания. В работе изв психолога Теплова «Психология муз.способностей» дана их классификация и раскрыты условия их развития.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |