Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В АЭРОПОРТАХ, ОТКРЫТЫХ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕНИЯ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


2.1. Особенности таможенного контроля товаров в аэропорту, открытом для международного сообщения

На официальном сайте ФТС России размещено информационное сообщение ФТС с разъяснением для физических лиц об особенностях перемещения товаров и прохождении таможенного контроля в случае перемещения воздушным транспортом[26].

Так, например, на отдельные категории товаров, которые могут быть ввезены на территорию РФ без уплаты таможенных пошлин и налогов, могут быть установлены количественные ограничения по провозу (см. Приложение 1)[27]. Существует так же специальный порядок взимания таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых физическими лицами (см. Приложение 2)[28].

Одной из основных особенностей осуществления таможенного контроля в аэропортах, открытых для международного сообщения, является система «зелёного» и «красного» коридоров (см. Приложение 3, Приложение 4 соответственно)[29]. В приложениях приведены фотоснимки коридоров аэропорта Шереметьево-2.

В зале вылета аэропорта Шереметьево-2 линия таможенного контроля располагается перед стойками регистрации вылета авиакомпаний.



При вылете пассажир первоначально проходит процедуру таможенного оформления, после этого происходит процедура регистрации и оформление перевозки сопровождаемого багажа. Далее осуществляется паспортный и визовый контроль, после чего происходит проверка на отсутствие в ручной клади и сопровождаемом багаже, одежде или на теле физического лица оружия, взрывоопасных веществ, боеприпасов, товаров, запрещенных к вывозу или имеющих особенности оформления при вывозе.

В зоне прилёта таможенный контроль является завершающей процедурой, поэтому линия таможенного контроля предшествует выходу пассажира в зал встречающих. Пассажир после окончания паспортного и визового контроля сначала получает свой багаж, после чего проходит за линию таможенного контроля.

В случае устного декларирования товаров, перевозимых физическим лицом, выпуск товара может быть осуществлен инспектором так же в устной форме.

«Зелёный» и «красный» коридоры обозначаются надписью «таможня» на русском языке и надписью «Customs» на английском (см. Приложение 3, Приложение 4). Надпись заключена в восьмиугольник красного и зеленого цвета, в соответствии с выбранным коридором. Каналы расположены за пределами пункта выдачи/приёма багажа. Это сделано, чтобы физические лица имели при себе не только ручную кладь, но и сопровождаемый багаж.

Перед входом в коридоры организованы информационные зоны, в которых можно найти информацию с краткими сведениями об основных положениях перемещения товаров физическими лицами, о порядке применения двухканальной системы. Так же в информационной зоне можно найти информационное предупреждение об ответственности за нарушение таможенных правил.

Оборудованы специальные места - стойки для заполнения пассажирских деклараций с чистыми бланками и образцами заполнения. За стойками находятся должностные лица таможни Шереметьево-2, которые оказывают помощь физическим лицам в заполнении декларации и осуществляют оперативную работу.

«Зелёный» коридор создан для декларирования товаров, которые перевозятся в сопровождаемом багаже, при обязательном отсутствии несопровождаемого багажа. В случае избрания физическим лицом «зелёного» канала пассажирская декларация не подается.

Вход в зону «зелёного» коридора обозначен белой линией, ширина которой около 50 см (см. Приложение 3). На табличке над входом в «зелёный» канал рядом с надписью «Зелёный канал» на русском и английском языках, которая расположена в восьмиугольнике зелёного цвета, располагается надпись «Товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию нет» на русском языке и «Nothing to declare» на английском (см. Приложение 3). В случае выбора «зелёного» канала физическое лицо заявляет в конклюдентной форме, что перевозимые товары не относятся к товарам, подлежащим обязательному декларированию с использованием пассажирской декларации установленной формы ТД-6 (декларация физических лиц)[30]. В «зелёном» коридоре таможенный контроль проводится выборочно, но с обязательным условием прохождения багажа через рентгеновские установки и металлодетектор. Завершение таможенного контроля и таможенного оформления товаров в «зелёном» коридоре заканчивается при пересечении физическим лицом, перемещающим товары, линии при выходе (аналогична по характеристикам линии при входе).

Вход в зону «красного» канала отделен такой же белой линией, как и вход в «зелёного» канала. На табличке над входом в «красный» канал рядом с надписью «Красный канал» так же на русском и английском языках, которая расположена в восьмиугольнике красного цвета, располагается надпись «Товары, подлежащие обязательному письменному декларированию» на русском языке и «Goods to declare» на английском (см. Приложение 4).

«Красный» канал создан для осуществления таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами в сопровождаемом багаже, которые подлежат обязательному письменному декларированию и для заявления несопровождаемого багажа.

Заранее заполненная пассажирская таможенная декларация по форме ТД-6 предоставляется таможенному сотруднику с документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля.

Завершение таможенного контроля и таможенного оформления товаров в «красном» коридоре заканчивается при пересечении физическим лицом, перемещающим товары, линии при выходе (аналогична по характеристикам линии при входе).

Таможенная декларация при утере не восстанавливается, дубликаты не выдаются. В случае указания в пассажирской декларации сведений, несоответствующих действительности, следовании через «зелёный» канал при наличии у физического лица товаров, которые обязательны к декларированию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ[31].

Таможенная декларация заполняется в соответствии с требованиями, установленными решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» (пример пассажирской таможенной декларации см. Приложение 5).

Следует заметить, что по данным официального сайта аэропорта Шереметьево: «Международный аэропорт Шереметьево с февраля 2011 года предоставил пассажирам возможность заполнения таможенной декларации с помощью сайта аэропорта»[32].

Пассажир может заранее заполнить пассажирскую таможенную декларацию, скачав установленный бланк декларации в электронном в виде, воспользовавшись сайтом Шереметьево. Заполненная декларация распечатывается в 2-х экземплярах (один остается физическому лицу после осуществления таможенного контроля, второй остается у таможенного органа) и предъявляется при прохождении таможенного контроля в аэропорту.

Оформление пассажирской таможенной декларации с помощью официального сайта Шереметьево делает прохождение таможенного контроля в аэропорту Шереметьево более удобным и оперативным.

Следует заметить, что все временно ввозимые или вывозимые товары подлежат обязательному декларированию ввиду того, что при ввозе отдельных, например, дорогостоящих товаров типа ювелирных украшений и др., декларация будет служить доказательством того, что товары были временно ввезены или вывезены и, вследствие этого не подлежат налогообложению. Краткий список товаров, разрешенный к вывозу в разрешительном порядке приведён в Приложении 6.

Так, икону, созданную 50 и более лет назад (см. Приложение 7 Продолжение, «Икона «Всех скорбящих в радости») можно вывезти лишь при наличии свидетельства на право вывоза культурных ценностей (см. Приложение 7). Специально уполномоченным органом государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей является Росохранкультура[33] - находится в подчинении Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Свои задачи Росохранкультура осуществляет, взаимодействуя с Министерством культуры Российской Федерации, Государственной архивной службой России, таможенными органами, органами внутренних дел, федеральными органами государственной безопасности Российской Федерации, иными правоохранительными органами.

Предметы культурного назначения можно вывезти за пределы таможенной территории таможенного союза лишь при наличии Справки на право вывоза предметов культурного назначения (см. Приложение 8).

Оружие может быть ввезено или вывезено лишь при наличии специального разрешения уполномоченного на выдачу таких разрешений органа (располагается в стране, из которой вывозят товар). Пример Разрешения МВД России на ввоз/вывоз оружия приведен в Приложении 9.

Специальные таможенные процедуры - совокупность особенностей перемещения через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами товаров не для предпринимательских целей. транспортных средств, товаров физическими лицами (не для предпринимательских целей) и отдельными категориями иностранных лиц.

В аэропорту Шереметьево-2 существует 3 отдела специальных таможенных процедур (ОСТП №1, ОСТП № 2, ОСТП № 3), осуществляющих непосредственное таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перевозимых физическими лицами в аэропорте, открытом для международного сообщения. Таможенные платежи с физических лиц взимаются на основании Таможенно-приходного ордера, выписываемого сотрудником таможенной службы (см. Приложение 10).

В настоящее время работу таможни аэропорта Шереметьево-2 обеспечивает 1516 сотрудников (данные на конец 2010 г.), каждый из которых работает в графике сутки через 3. Т.е. в течение одной смены работу осуществляет порядка 300 сотрудников смены. Следует заметить, что годом ранее количество работников Шереметьевской таможенной службы насчитывало порядка 1850 сотрудников, а в 2008 году их было около 2000 (см. Приложение 11). В течение последних трёх лет наблюдается значительный рост пассажиропотока в аэропорту Шереметьево (см. Приложение 12), в то время, как количество людей, обеспечивающих деятельность таможни при таком потоке, сокращается.

«Пассажиропоток на международных воздушных линиях за 11 месяцев с 2009 г. по 2010 г. увеличился на 24,8% до 11 млн. 405 тыс. человек с 8 млн.576 тыс. 560 человек»[34] (см. Приложение 12). Такой скачек обусловлен открытием новой взлетной полосы и расширением площадей аэропорта Шереметьево.

Понятно, что при таком количестве пассажиров и таком количестве таможенных сотрудников таможенный контроль – с надлежащим качеством и скоростью осуществления – был бы невозможен. В связи с этим, следует отметить, что применение ТСТК является одной из его отличительных особенностей, позволяющих инспекторам осуществить таможенный контроль товаров, перевозимых физическими лицами в аэропортах, открытых для международного сообщения, с максимальным качеством при минимальных временных затратах.

В соответствии с п. 1 ст. 107 Таможенного кодекса Таможенного союза: «В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливается законодательством государств – членов таможенного союза»[35].

Технические средства и системы, необходимые для организации таможенного контроля в пунктах пропуска, являются комплексом информационно-технических средств пункта пропуска. В комплекс таких средств входит[36]:

1. Комплекс непосредственно ТСТК;

2. ТСТК за делящимися и радиоактивными материалами;

3. Кабельная система;

4. Внутренняя локальная сеть;

5. Система связи;

6. Комплексная система безопасности;

7. Система бесперебойного электроснабжения.

Для определения необходимого количества каждого вида технических средств основными данными являются:

1. Перспективная пропускная способность (например, количество пассажиров в сутки с учетом максимальных загрузок).

2. Характер перемещаемых товаров.

3. Режим смен пунктов пропуска.

4. Перспективные технологии таможенного оформления и таможенного контроля.

5. Количество и состав досмотровых групп.

6. Количество имеющихся по факту в наличии ТСТК с учетом их технического уровня, состояния и запаса технических ресурсов.

Главной задачей применения ТСТК является возможность осуществления дистанционного контроля с помощью получаемых техническими средствами наборов сигналов и информации.

Сильные стороны применения ТСТК:

1. Ощутимое сокращение затрачиваемого на осуществление таможенного контроля времени.

2. Значительно облегчается возможность выявления и многозначно повышается вероятность обнаружения «закамуфлированных» объектов.

3. При применении ТСТК появляется возможность без вскрытия объекта таможенного контроля получить о нем полную информацию.

Основная цель применения ТСТК - установление соответствия данных в пассажирской декларации фактически перемещаемому товару, а так же выявления среди них материалов, предметов и веществ, запрещенных к ввозу (вывозу) на (с) территории Таможенного союза. Основные направления использования ТСТК таможенными органами проиллюстрированы в Приложении 13.

Классификация применяемых ТСТК приведена в Приложении 14.

В первом классе ТСТК можно выделить два подкласса: технические средства таможенного досмотра и технические средства таможенного поиска тайников и сокрытых вложений[37].

Технические средства таможенного досмотра используются с целью получения максимально возможной дополнительной информации о внутреннем содержании и строении исследуемых объектов (Типа «Зеркала»).

ТС таможенного поиска(Типа «досмотровые рентгеновские установки») используют с целью последовательной проверки товаров на предмет тайников, скрытых вложений и прочих предметов таможенных правонарушений. Вывод делается на основе получения активного или пассивного сигнала от исследуемого объекта.

Второй класс ТСТК: обеспечивает оперативное визуальное наблюдение в таможенной зоне с целью выявления лиц, которые представляют оперативный интерес ввиду своего противоправного поведения.

Третий класс ТСТК: представляет собой набор контрольно-измерительных приборов для точного определения массы товара, объема или количества товара.

Четвертый класс ТСТК: обеспечивает контроль за информацией, которая содержится на различных носителях, с целью выявления материалов, запрещенных к перемещению.

Пятый класс ТСТК: принадлежат ТС, нужные для осуществления процедур таможенного оформления и таможенного контроля товаров, и таможенных документов. К этому класс ТСТК относится наложение средств таможенной идентификации.

Шестой класс ТСТК: обеспечивает проведение оперативных технологических операций, связанных с диагностикой документации, товаров, классификации товаров по коду ТН ВЭД и др.

Седьмой класс ТСТК: позволяет дистанционно инспектировать объекты таможенного контроля с помощью использования возможностей интроскопии.

Инструментальный способ основан на определении физико-химических свойств объекта с помощью инструментально-аналитических средств.

Инструментальные методы бывают контактного и дистанционного типа, причем последние делятся на пассивные и активные.

Предмет диагностики находится как во внешнем виде объекта, его назначении и свойствах, так и на поверхности, отображающей его нехарактерное состояние. Для обнаружения (выявления) нарушений данные виды методов применяют регистрацию исходящих от диагностических признаков «сигналов соответствия», которые могут быть в виде теневой картины объекта при просвечивании, электромагнитных, тепловых, звуковых, ионизирующих излучений, прочих физико-химических параметров и др.

Результаты, полученные с помощью применения контактных методов наиболее достоверны, т.к. такие методы основаны на фактическом взаимодействии с объектом исследования.

В данном параграфе изучены категории товаров, ограниченных к ввозу физическими лицами. Так же изучены положения о товарах, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза и вывоза. Выявлены и исследованы особенности организации таможенного контроля товаров, перевозимых физическими лицами, в аэропортах, открытых для международного сообщения.

Основываясь на данных, полученных в результате изучения статистической информации, сделан вывод, что одной из основных особенностей организации таможенного контроля товаров, перевозимых физическими лицами, в аэропортах, открытых для международного сообщения, является использование ТСТК – как одного из средств таможенного контроля, применяемого сотрудниками таможенного поста.

 

2.2. Практика применения средств таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами в аэропортах, открытых для международного сообщения

Практику применения ТСТК товаров, перемещаемых физическими лицами, хотелось бы рассмотреть на примере конкретного аэропорта – Шереметьево-2.

Особые ТСТК, используемые сотрудниками таможни в аэропорту Шереметьево-2, будут рассмотрены в этой главе.

Основное количество единиц технических средств таможенного контроля установлена и используется в соответствии с Приказом ФТС № 1349 от 31 октября 2008 г. «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Одними из таких особенных ТСТК, являются рентгеновские установки. Сотрудники таможенной службы аэропорта Шереметьево-2 имеют в активе следующие варианты рентгеновских установок:

1. Heimann systems – производство Германия (см. Приложение 15).

2. Fiscan – производство Китай (см. Приложение 16).

Ранее аэропортом Шереметьево-2 использовались рентгеновские установки российского производства под названием «Досмотр-2», которые были сняты с активов после приобретения продукции Heimann. Отечественные установки проигрывали как по техническим характеристикам, так и по качеству сканирования.

Рентгеновские установки позволяют установить, есть ли в багаже двойное дно, заполненное чем-либо. Использование рентгеновской установки позволяет увеличить шанс на успешный исход поиска контрабанды либо незадекларированного товара в среднем на 75-80 %.

Более подробно об установках Heimann systems. По сути, данный брэнд является лидером в производстве продукции, среди которой рентгеновские системы контроля для проверки багажа, международных спрос на которые возрос еще в период 70-х, когда терроризм стал реальной мировой угрозой.
В настоящее время около 65 тыс. контрольных рентгеновских систем производства Smiths Heimann поставлены в более, чем 150 стран.

Данная рентгеновская установка по тендеру стоит в промежутке около 1 млн. 700 тыс. рублей до 2млн. 500 тыс. рублей в зависимости от размера входного отверстия установки.

Аэропортом Шереметьево-2 используется три варианта рентгеновских установок Heimann System:

1. С размером входного отверстия 60х40 – в VIP зале (канал, по которому проходят дипломаты, лица, находящиеся под международной правовой защитой, лица, обладающие политическим иммунитетом) (см. Приложение 17). Количество – 1 штука.

Высота конвейера от основания аппарата около 694 мм. Максимальный вес багажа – 160 кг. Проникающая способность в стали до 30 мм. Цифровая запись изображений IMS. Разрешение 0,1 мм. 2-х кратное, 4-х кратное, 16-кратное увеличение. Система весит около 400 кг. Несколько вариантов просмотра изображения: инверсия, фильтрация изображения по поглощению, выделение органики, выделение неорганики, пониженное/повышенное проникновение лучей, негативное изображение, черно-белое изображение, псевдоцвет hi-cat, функция разделения материалов hi_matplus. Система строит изображение с использованием L-образной линейки, снабженной детекторами (1152 шт.). 4096 уровней серого в памяти системы. Луч линейки направляется по диагонали снизу вверх. Обязательно в наличии индикатор даты и времени, счетчик багажа, встроенный в ПО[38].

2. С размером входного отверстия 70х50 – установки расположены в «зеленом» и «красном» коридорах в количестве 5 штук (см. Приложение 15).

3. С размером входного отверстия 100х80 – установка расположена в «красном» коридоре для крупногабаритного багажа физических лиц. Количество – 1 штука.

Одним из основных отличительных признаков установок Heimann Systems является очень радиационный фон. Данные, собранные с помощью полупроводниковых детекторов, можно сохранить в цифровом формате. Высококонтрастное и подробное изображение сканируемого багажа выводится на мониторы. Так же существует удобная опция автоматического торможения конвейера (что очень удобно для осуществления таможенного контроля в аэропорту при обнаружении чего-либо, вызывающего подозрение у таможенного инспектора). Система генерации отчетов позволяет сформировать отчет по работе системы по первому запросу инспектора. Интегрированный сетевой интерфейс позволяет осуществить подключение к производственным и компьютерным системам.

По словам Шилина А. М. (начальник технической службы Шереметьевской таможни), «система Heimann удобна в использовании, как минимум из-за наличия большого набора аналитических функций, позволяющих инспектору более качественно «сканировать» багаж».

Технология Hi-mat, используемая в рентгеновских установках Heimann, помогает классифицировать исследуемые объекты по группам материалов. При этом отображение происходит в определенной цветовой гамме. Неорганические вещества – обозначаются голубым цветом (например, сталь). Органические материалы окрашиваются оранжевым цветом (например, пластиковая взрывчатка или наркотики растительного происхождения). Программные алгоритмы, основанные на распознавании заданных образов и их обработке, так же на основе фильтрации визуальной информации, позволяют автоматически осуществлять обнаружение наркотиков и взрывчатых веществ.

Сканирование и анализ изображений, полученных в результате сканирования, происходит в режиме реального времени. Разработка HiTrax дополняет сканер следующими возможностями:

1. 24-разрядным вариантом обработки изображения в режиме он-лайн.

2. Система автоматически выделяет подозрительные объекты.

3. Возможность быстро и без потери качества изображения увеличить участок изображения сканируемого объекта.

4. Система позволяет проектировать изображения опасных предметов, с выведением полученного результата на монитор.

5. Наличие дистанционной диагностики.

6. Так же, что не мало важно, в наличии система обучения инспектора (оператора).

Удобство системы так же обосновано возможностью быть интегрированной в конвейерные багажные системы через интегрированный сетевой интерфейс.

«В рентгеновских установках Hi-scan 10065 EDS и Hi-scan 10065 HDS внедрена технология с возможностью автоматического обнаружения взрывчатки» (см. Приложение 18)[39]. Система является двухуровневой. Используется исключительно совместно. Сначала багаж пропускается через EDS систему и в случае обнаружения подозрительных объектов багаж автоматически отправляется на анализ в HDX систему. Параллельно изображение подозрительного объекта направляется для исследования в службу безопасности. На втором уровне система исследует объекты, помеченные маркерами на первом уровне. Здесь используется дифракция рентгеновских лучей с точным определением состава и материалов, из которых изготовлен подозрительный объект – глубинный метод автоматического анализа (конвейер аппарата последовательно останавливается так, чтобы всякий раз под узким рентгеновским пучком находился только тот предмет, на который пало подозрение на первом этапе). Параллельно багаж, прошедший уровень 1 и не вызвавший подозрения у системы, отправляется в самолёт. После второго уровня «чистый» багаж отправляется непосредственно на погрузку, а багаж, оставшийся подозрительным, - на физический досмотр или досмотр с применением других технических средств[40].

Специальные опции типа Х-аст (автоматическое обнаружение взрывчатки), image store – запись изображения на компакт-диск, hi-spot – автоматическое просветление затемненных участков изображения, hda – выявление предметов с высокой плотностью и другие максимально облегчают работу с системой и дают высокие результаты.

Система Heimann обладает специальной функцией – наличие рамки на изображении, которая «указывает» инспектору, на какой участок изображения следует обратить особое внимание.

Система Fiscan используется в меньших количествах ввиду худшего качества работы системы (не смотря на схожие технические параметры систем). Отрицательной особенностью системы является то, что настройка потока пучка лучей может легко сбиться, что влияет на качество вывода конечного изображения сканированного багажа на экран монитора (появление ряби – оранжевые продольные полосы). Систему приходится часто отсраивать. Из положительных качеств системы можно выделить, пожалуй, лишь дешевизну запасных частей. Хотя, сомнительно и это, ведь частота поломок этой системы намного выше, чем у Heimann. Система Fiscan, по словам Шилина А. М., сравнима по качеству с ранее используемой системой «Досмотр-2». Известны так же Белорусские разработки рентгеновских установок, но они не применяются Российскими аэропортами ввиду несоответствия Белорусских систем мировым стандартам. Так же у системы Fiscan неудобная система прокрутки исследованных объектов в обратном направлении. У системы Heimann прокрутка осуществляется в режиме конвейера, т.е. легко можно вернуть назад изображение по первому запросу инспектора. В системе Fiscan обратная прокрутка осуществляется скачкообразно, что зачастую усложняет работу с установкой и увеличивает количество времени, затрачиваемое инспектором на досмотр одной единицы багажа.

В качестве ТСТК делящихся и радиоактивных материалов (ТСТК ДРМ) в Шереметьево-2 применяют технологию под названием «Янтарь – 1П» -стационарная система контроля за нелегальным перемещением делящихся и радиоактивных материалов (см. Приложение 19). Пожалуй, одно из немногих ТСТК российского производства в арсенале таможенников аэропорта Шереметьево.

По техническим качествам аппарат «Янтарь – 1П» способен «распознать» и среагировать при условиях, указанных в приложении 20. «Пороги обнаружения радиоактивных и ядерных материалов приведены при вероятности обнаружения 0,5; доверительная вероятность - 95%; интенсивность фона - не более 20 мкР/ч; частота ложных срабатываний - 1/1000»[41]; параметры зоны контроля и скорость объекта, указанных в приложении 20.

Для обнаружения экранированных ядерных материалов система имеет гамма- и нейтронные каналы регистрации. Системы должны иметь характеристики по обнаружению стандартных образцов (СО) ядерных материалов, показатели которых должны соответствовать данным, указанными в Приложении 21. Диапазон регистрируемых энергий излучения:

- по гамма-каналу от 0,05 до 5 МэВ;

- по нейтронному каналу от 0,06 до 10 МэВ.

Устройство идентификации радионуклидов должно обеспечивать обнаружение и автоматическую идентификацию следующих видов радиоактивных веществ и ядерных материалов: U-235, U-238, Pu-239, Co-57, Cs-137, Co-60, Tc-99m, In-111, I-131, Xe-133, Tl-201, Ga-67, Sm-153 при перемещении данных нуклидов в пределах зоны контроля СТСО ДРМ «Янтарь-1П» со скоростью 1,2 м/сек при высоте перемещения от 0 до 2 м с вероятностью 0,95.

В полной комплектации с аппаратом «Янтарь – 1П» входит модуль счетчиков и системного контроллера, которые обрабатывают, сохраняют, распечатывают и передают по каналам передачи данных информацию, полученную с помощью интерфейса передачи данных, полученную между СТСО ДРМ «Янтарь – 1П» и автоматизированным комплексом ДРМ «Янтарь» .

На корпусе каждого аппарата «Янтарь – 1П» установлена камера видео-ниблюдения. В случае, если прибор срабатывает на наличие радиоактивных и делящихся материалов, она включается автоматически в режим записи, изображение передается в службу безопасности.

Шилин А. М. сообщает, что «довольно распространены случаи, когда прибор срабатывает на предметы (товары, различные приборы), длительное время находившиеся в носовой части самолётов и приобретенные физическими лицами в качестве сувенира».

На каждом из 5 таможенных постов расположено по 3 аппарата «Янтарь – 1П» по принципу: 1 на входе в зону таможенного контроля («зеленый» или «красный» коридор), 1 на выходе багажа из рентгеновской установки Heimann, 1 на выходе багажа из рентгеновской установки Fiscan или установки Heimann с увеличенным размером входного отверстия.

Количество таможенных сотрудников в составе бригады определяется руководителем отдела специальных таможенных процедур с поправкой на пассажиропоток. Так, например, минимально в одной зоне таможенного контроля должны осуществлять деятельность 4 сотрудника таможенной службы, при этом работать непосредственно с аппаратурой типа «рентгеновская установка» они могут не более 20 минут в час.

В зоне таможенного контроля Шереметьево-2 применяются металлоискатели двух типов:

1. Ручной металлоискатель типа «СФИНКС SPHINX ВМ-612» (см. Приложение 22).

2. Металлоискатель арочного типа фирмы-изготовителя «Ceia» (см. Приложение 23).

Данные приборы применяются для обнаружения металлосодержащих предметов (товаров) у физического лица, проходящего таможенный контроль непосредственно при себе (а не в багаже).

Досмотровый ручной металлоискатель, модель ВМ-612, предназначен для определения и точной локализации металлических предметов на теле человека, в багаже и корреспонденции. «Принцип работы металлодетектора Сфинкс SPHINX BM-612 основан на одночастотном вихретоковом методе обнаружения скрытых металлических объектов из черных и цветных металлов»[42]. Например, такие предметы, как пистолет металлодетектор обнаружит на расстоянии 30 см, ножи и холодное оружие – 15 см, бритвенное лезвие – 10 см, монета – 6 см (крайне полезно при обнаружении контрабанды предметов искусства типа «монета»), швейная игла – 4 см.

Металлоискатели арочного фирмы Ceia используется таможенниками с давних пор. Удобство данного технического средства обусловлено особенностями эксплуатационных характеристик детектора. «Модель SMD 600 Multi Zone позволяет определить положение подозрительного объекта проноса на теле человека с помощью 19-ти зонной вертикальной панели. Металлодетектор может быть запрограммирован на чувствительность в широком диапазоне с помощью встроенной панели управления. К металлодетектору подключают персональный компьютер со специальным установленным программным обеспечением RS232/RS485»[43]. Металлодетектор защищен от несанкционированного доступа к панели управления. Доступ получается техническим работником, обладающим специальным механическим ключем и знающим два заданных пароля. Возможности установки требований к объектам поиска весьма разнообразны. Так, например можно установить параметры поиска по весу предмета около 0,1 кг и в случае обнаружения у физического лица предмета, превышающего или равного по весу заданному диапазону, в металлодетектор сработает звуковой (увеличивается по мере увеличения потенциальной опасности объекта) и световой (сработает один из 19 встроенных в панелях детектора датчиков, который расположен наиболее близко к опасному объекту) сигналы. Это поможет инспектору в более короткие сроки обнаружить подозрительные объекты без лишних временных и физических затрат.

Досмотровые щупы предназначены для поиска вложений в «мягких» объектах. Применяя их для прокалывания мягких материалов (с обязательным условием соблюдения требований сохранности досматриваемых объектов и правил техники безопасности), можно убедиться в отсутствии более плотных внутри них предметов[44].

Досмотровый щуп представляет собой заостренный с одной стороны стальной пруток. Другой стороной он закрепляется с помощью резьбового соединения на пластмассовой ручке. Заостренная сторона щупа имеет отверстия специальной формы для отбора проб содержимого проверяемого объекта. Диаметр досмотрового щупа от 2 до 4 мм. Длина от 20 до 70 мм.

В аэропорте Шереметьево-2 применяется набор досмотровых инструментов «Трость», в состав которого входит щуп длиной 30 см и диаметром 4 мм с отверстиями для забора проб, щуп длиной 50 см и диаметром 3 мм, шарообразная пластмассовая ручка, ключ для крепления щупов к ручке, пенал для хранения щупов.

Технической службой аэропорта ведется обязательное видео наблюдение за залами таможенного контроля. В зоне таможенного контроля расположено 15 обзорных камер, позволяющих одновременно держать под контролем все участки зон «зеленого» и «красного» коридоров, а так же держать под наблюдением ленту выдачи багажа в зоне прилета. Для работы с камерами используется программа «Интегра Видео», интерфейс которой позволяет быстро и доступно отслеживать оперативную ситуацию в любой момент времени на нужном участке и максимально быстро среагировать в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Система оснащена функцией автоматического архивирования с возможностью восстановления данных за период. Наличие интернет шлюза с возможностью шифрования данных – позволит получить доступ к серверу только через ретранслятор.

Для проведения экспертизы «на месте обнаружения» наркотических и взрывоопасных веществ таможенными сотрудниками аэропорта Шереметьево-2 используются экспресс-тесты различного типа (спрей, ампулы, цветовые реагенты и прочие).

Более подробно на практике удалось ознакомиться с особенностями использования комплекта «Наркоцвет» - экспресс-тест (анализ наркотических и психотропных веществ). В данном комплекте реализована система цифровой кодировки окраски, которая образуется в результате обработки исследуемого объекта и химического реактива.

«В состав комплекта входят:

1. Тест Наркоцвет-Б – для обнаружения барбитуратов, кокаина (гидрохлорида, основания), КРЭК, эфедрина, метаквалона, димедрола, амфетаминов различных групп, апрофена, циклодола, промедола, трамала, морфина, ЛСД, амизила, героина, кодеина и фенциклидна;

2. Тест Наркоцвет-М1 – для обнаружения наркотических веществ в растительных материалах (солома мака, гашиш, марихуана, опий и его водные растворы, трава эфедры);

3. Тест Наркоцвет-М2 – для обнаружения бупренорфинов»[45].

Комплект «Наркоцвет» обладает наибольшей селективностью по отношению к наркотическим и сильнодействующим веществам. Ампулы помещены в пенал из прозрачного материала. Все реакции проводятся одновременно, что сокращает время проведения анализа до 2-4 минут. Существенно упрощена система идентификации наркотических и сильнодействующих веществ в исследуемой пробе. В зависимости от конкретных задач комплектация и состав теста может изменяться.

Так же инспекторами аэропорта Шереметьево-2 применяются ТС контроля носителей аудио- и видеоинформации. Контроль видеоинформации осуществляется с помощью видеосистем типа VHS. Так же имеется в наличии DVD-проигрыватель так же фирмы VHS.

Для стирания магнитоносителей таможенниками применяется система «УСИ» - стирающий прибор, основанный на «взаимодействии ферромагнитного слоя магнитной пленки с мощным импульсным магнитным полем, вызывающим размагничивание носителя»[46]. Не вынимая из индивидуальной упаковки, можно одновременно размагнитить блок около 4 видеокассет или блок из 18 аудиокассет, потратив при этом не более 45 секунд.

Так же, наравне с вышеуказанными ТСТК, таможенными сотрудниками аэропорта Шереметьево-2 применяются цифровые фотоаппараты фирмы Canon, ручные фонари бытового назначения, флюорисцентные маркировочные средства, досмотровые «зеркала» с функцией подсветки (для осуществления досмотра в труднодоступных местах).

Особым подразделением в средствах ТК является кинологическая служба. Так, например, основным преимуществом собак при поиске взрывоопасных веществ, являе




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7