Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Дивергентое чувствование




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Исследование аффективной сферы человека всегда сопряжено с целым рядом трудностей, зато и вызывает наибольший эмоциональный резонанс у читателей, узнающих или не узнающих себя в описаниях психолога. Эмоциональная жизнь человека тесно связана с областью взаимоотношений его с социальной средой. Согласно субъектному подходу, личность изначально социальна, а формирование человека как субъекта своей жизни закономерно предполагает включение в Себя – Других («субъект – это не Я, я Мы» – С.Л.Рубинштейн) [24].

По мнению создателя межличностной теории психиатрии Г. Салливана [36], социальны все психические процессы, а личность образуется не внутрипсихическими событиями, а межличностными, поскольку внутренняя жизнь индивидуума включает в себя других людей и проявляется, главным образом во взаимодействии с ними, при этом эти Другие не обязательно должны быть реальными людьми, это могут быть литературные герои, далекие предки или нерожденные потомки; «даже сновидения межличностны, так как обычно отражают отношения сновидца с другими людьми» [31, с. 166]. При этом эти Другие не просто внутренние образы, согласно концепции отраженной субъектности (В.А.Петровский), они являются продолжением одного человека в другом («инобытие одного человека в другом»), они обладают активностью и могут влиять на переживания и поведение отражающего их субъекта [22].



Функция чувствования тесно связано с процессами общения. Последователи К.Г.Юнга [33] описывали человека с хорошо развитой функцией чувствования, как «человека чувства», который «хорошо разбирается в людях, их настроениях», «часто принимает решения под влиянием симпатий, как своих, так и прочих», соответственно слабое развитие эмоциональной функции ведет к трудностям в общении, непониманию других людей и т. д. [28]. Более глубоко представление о чувствовании как функции ответственной за взаимодействие субъектов развито Д.Кейрси [35]; его последователи рассматривали чувствование в своем наивысшем проявлении, как духовность, при этом Другой, участвующий во взаимодействии, не обязательно человек, но и Бог: «часто духовность сочетается в NF-людях (чувствующих – Т.Б.) с религиозностью, но может проявляться в умении общаться с людьми и находить путь к сердцам окружающих «[21]. В.Н.Мясищев, определяя личность как систему отношений индивида с внешней средой, эмоциональную составляющую закономерно включал в трехкомпонентную структуру общения [по 17].

Чувствование также обладает и уникальными, экзистенциальными свойствами. Во-первых, это свойство «творить мир»; еще Ж.-П.Сартр рассматривал эмоции как форму «конструирования магического мира с помощью нашего тела как средства волшебства» [25, с. 139]. Во-вторых, чувствование – это уникальный психический процесс, обеспечивающий взаимосвязь мира внешнего (социальные взаимодействия человека) и мира внутреннего (Я-концепция), а также взаимопереход внешних поведенческих паттернов во внутренние психологические качества. Согласно К.А.Абульхановой [2,3], именно чувствование, являясь одним из составляющих экзистенциального пласта психики, обеспечивает единое душевное пространство, в котором нет «границ между внешним – человеческим культурным социальным миром и внутренним». Внутренний мир человека «вбирает всю чувственную сферу прикосновений, погружений человека в природу, всю неповторимость эмоционально-душевного и чувственного единения с другим человеком, создаваемое ими, пусть на время, совершенно неразделимое душевное пространство» [2, с, 108].

Мы разделяем данное представление об экзистенциальности чувствования, как главной психологической функции, способной создавать пространство единения для Себя и Другого, но экзистенциальный план бытия не исключает того, что в такого рода едином душевном пространстве приоритет все-таки может быть отдан или Себе (к качестве главной организующей силы этого единения) или Другому, точнее другим (как источником новизны, социального и психологического разнообразия). Как мы полагаем, в зависимости от преобладания той или иной тенденции можно говорить о конвергентной или дивергентной направленности чувствования.

Свойство конвергентности – дивергентности впервые было описано Гилфордом для процессов мышления. Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно в различных направлениях» (расходящееся мышление), оно варьирует способы решения проблем и может привести к неожиданным выводам и следствиям, в то время как конвергентное мышление проявляется в том случае, когда человек решает задачу, требующую от него на основе множества различных начальных условий выбрать единственно верное решение (сходящееся мышление) [34]. По мнению В.Н.Дружинина, дивергентное мышление является одним из важнейших качеств творческой личности [15].

Однако свойство дивергентности-конвергентности является более общим и относится не только к мышлению в узком смысле этого слова. При исследовании личностной организации времени (школа К.А. Абульхановой) были обнаружены и описаны дивергентные и конвергентные особенности организации времени личностью [1]. В частности в исследовании В.Ф.Серенковой [26]. был описан прогнозирующий и однонаправленный способ планирования будущего, далее, это положение было развито в наших собственных исследованиях, где мы эмпирически доказали наличие дивергентных и конвергентных характеристик у образной транссиективы времени (временной линии) [5], в последующих исследованиях нами также были описаны конвергентные и дивергентные особенности внутренней речи человека [6,7].

Цель данной статьи обобщить данные наших многолетних исследований и представить на суд читателей разработанную нами концепцию конвергентных и дивергентных особенностей чувствования, как экзистенциального пласта психического.

Гипотеза. Чувствование представляет собой сложное этико-эмоциональное образование экзистенциального характера способное создавать «единое душевное пространство», в котором на некоторое время исчезают границы между Я и Другим.

В основе этого феномена лежит явление «отраженной субъектное сти» – отражение Других как активных субъектов – (В.А.Петровский), с одной стороны, и конструирование внутри собственной личности «системы ожидаемых отношений Других к себе» (К.А.Абульханова), с другой. Система ожидаемых отношений Других к себе может позволить воспроизвести их внутреннее своеобразие до такой степени, что ожидаемые мысли и чувства этих Я совпадут с мыслями и чувствами реальных других.

Способность человека создавать «пространство единения» для Себя и Другого зависит от дивергентной или конвергентной направленности его чувствования. Дивергентное чувствование направленно на расширение границ личности за счет включения Других в свою Я-концепцию. Конвергентное чувствование концентрацию личности на позиции Я, возможно, через противопоставление ее Другим.

Данные эмпирических исследований. Мы провели несколько эмпирических исследований по изучению межличностных взаимоотношений и чувств, их сопровождающих, методом моделирования (по В.Н.Дружинину [14]) объективных отношений в субъективной реальности.

Объектом первого исследования являлись взаимодействия Я-Другой. осуществляющиеся в воображении субъекта (фантазиях, связанных с общением с другими людьми). Нескольким группам испытуемых предлагалось вообразить, что они совместно путешествуют по изображённому на картине пейзажу: встречаются там друг с другом, гуляют, беседуют о чем-то и т. д. «Погружение в картину» осуществлялось с помощью техник активного воображения и сопровождалось изменением состояния сознания, напоминая состоянии самогипноза (подробнее о методике можно прочесть в [5]). Далее каждый испытуемый заносил содержание своих фантазий в протокол (где именно он путешествовал и с кем встречался). Оценивалась, во-первых, субъектная сложность фантазий (количество встреч, диалогов). Во-вторых, степень реального взаимодействия (насколько описание встреч и бесед одним участником совпадало с описанием того же его партнером по взаимодействию). Существует несколько модификаций этой методики (вместо картины предлагается реальный пейзаж, один испытуемый «наблюдает» за другим и т. п.).

В исследовании принимали участие 120 человек в возрасте 17–45 лет (преимущественно аспиранты и студенты разных ВУЗов).

С группой испытуемых (25 человек) дополнительно было проведено пилотажное исследование взаимосвязи количества и качества контактов человека в состоянии активного воображения (фантазиях) и особенностей спонтанного представления образов Себя и Других в сновидениях. Испытуемым предлагался специальный опросник, по которому они должны были оценить по 5 бальной шкале частоту появления в их сновидениях ряда характеристик. Для темы данного исследования интересны следующие выделенные нами характеристики:

1) наличие/отсутствие в сновидении образа Я,

2) наличие/ отсутствие в сновидении образов Других людей,

3) параметр «Я и компания» – главным действующим лицом сновидения является один человек – сам сновидящий или группа людей, в которую сновидящий входит,

4) перемещения Я по нескольким образам (Я «переходит» из образа в образ, из тела в тело).

Эти параметры были интересны нам тем, что позволяли оценить насколько сильно представление о Я у человека сцеплено с конкретными характеристиками своей личности, включая телесный облик. У этих же испытуемых количественно оценивалось число совпадений в фантазиях (регистрировалось количество «угадываний» позы тела партнера по 10 независимым параметрам: расположение рук, ног, наклон в пояснице, закрытые или открытые глаза, наличие или отсутствие предмета в руках и др.).

Во втором исследовании [6,7], мы изучали взаимосвязь форм внутренней речи (диалога или монолога) с особенностями эмоциональной сферы испытуемых. Мы выделяли следующие формы внутренней речи испытуемых на основе того, какие местоимения человек использовал в своих мыслях для обозначения Себя (Я или Ты) и Другого (Он/Она или Ты/Вы или Имена). В исследовании принимали участие 136 человек: из них 94 чел. (в возрасте от 17 до 26) получали первое, а 42 чел. (в возрасте 25–50 лет) – второе высшее образование в ВУЗе.

У всех испытуемых оценивалась сложность внутренней речи, которая, как мы полагаем, является косвенным свидетельством общей сложности личностной структуры. Выделялись следующие формы:

Классический монолог, внутренняя речь ведется от имени Я, Другие – действительно Другие (Они, Он, Она);

2) разговор с собой, по отношению к Себе чередуются местоимения Я, собственное Имя и Ты.

3) Диалог с Другим, индивид воспроизводит реплики за себя и за другого, поочередно представая перед Собой то как Я, то как Ты, также представляя и партнера.

4) Формы рассказа. Обращение к конкретному человеку (иногда в виде письма, иногда в виде устного рассказа о себе); Другой – Ты. Рассказ ни к кому конкретно не обращенный, «неконкретный Другой» тоже Ты.

5) Сложный диалог – к этому типу мы отнесли все формы мысленной речи, когда собственное Я представляется глазами Другого человека, рассказывающего об авторском Я кому-то Третьему (используются все формы местоимений).

В третьем исследовании мы исследовали проявление дивергентного чувствования в художественном творчестве. Частью мы взяли произведения участников наших экспериментов (рукописи, статьи, художественная проза, дневники и т. п., материалы были представлены по инициативе самих испытуемых), другая часть – художественные произведения известных авторов.

На основе проведенных нами эмпирических исследований мы постараемся выделить и описать характеристики чувствования, проявляющиеся при разнообразных взаимодействиях, некоторые из которых имеют явно конвергентный характер (т. е. направленными преимущественно на Себя), а другие – дивергентный (т. е. направленными на Третьего). Следует учесть, что мы описываем не типы личности, а именно свойства чувствования. Чувствование конкретного человека может иметь некоторое количество конвергентных и некоторое количество дивергентных черт.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7