Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 7. Информационное право




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Банковская тайна - защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения о клиентах, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.



В соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках РФ, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках РФ.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (см.: СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 44. N 30 (ч. II). Ст. 3121).

 

Виды доступа информации - обязательное доведение информации до всеобщего сведения; свободный доступ сообщения информации для всеобщего сведения; предоставление информации по запросу (может быть платным). В целях охраны прав на доступ к информации необходимо законодательное установление оснований для разрешения коллизий при реализации прав на информацию и права на "тайну". Необходимо определение в законе механизма доступа к открытой информации и создание единой системы ответственности за правонарушения в информационной сфере.

 

Виды информационного оружия - обычное оружие, направляемое по целеуказаниям средств радиотехнической разведки с частичным самонаведением на конечном участке; высокоинтеллектуальное - самонаводящиеся боеприпасы; радиочастотные маскирующие помехи; большие уровни электромагнитных или ионизирующих излучений; воздействие импульсом высокого напряжения через электрическую сеть; воздействие систем связи на ЭВМ; средства генерации естественной речи конкретного человека (изменение голоса).

 

Виды информационных правоотношений - а) правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации (например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ); б) правоотношения, связанные с производством и распределением исходной и производной информации (например, правоотношения в сфере деятельности СМИ, авторские права в гражданском праве); в) правоотношения в области формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг (например, правоотношения, регулируемые законами "Об обязательном экземпляре документов", "О библиотечном деле", "Об архивной службе"); г) правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей и средств их обеспечения (право на создание информационных сетей, обязанность на заключение договоров на создание таких объектов для государственных нужд); д) правоотношения в области обеспечения информационной безопасности (право на защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов тайн).

 

Виды информационных технологий - высокие интеллектуальные информационные технологии - генерация технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды; вспомогательные информационные технологии - технологии, ориентированные на обеспечение выполнения определенных функций (бухгалтерский учет и статистика, ведение системы кадров, документооборота, ведение финансовых операций, системы для стратегического управления и т.д.); коммуникационные информационные технологии - технологии, обеспечивающие развитие телекоммуникации и ее систем.

 

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Не подлежат засекречиванию: сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан; о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности; о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов; о состоянии здоровья высших должностных лиц; о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами.

 

Документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения или использования.

 

Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

В трех федеральных законах дается понятие документированной информации. В одном случае (в узком смысле слова) документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 Закона об информации). В другом (в широком смысле слова) - под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле").

 

Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".

Защита права на доступ к информации может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в специальном, административном порядке или, по общему правилу, в судебном порядке).

В административном порядке защита может осуществляться только в случаях, прямо указанных в законах, - через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо (орган) в вышестоящую инстанцию, специальный орган - ранее в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ (см.: Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" // САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 74).

В судебном порядке лицо может выбрать любой способ защиты нарушенного права через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.

 

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну - процедура оформления права на доступ (санкционированное ознакомление). Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; а также согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне; ограничения могут касаться:

1) права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

2) права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

3) права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Кроме того, д. включает в себя письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий: определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о государственной тайне; ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Социальные гарантии:

1) процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

2) преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона о государственной тайне.

 

Задачи деятельности органов власти в информационной сфере - а) информационное обеспечение деятельности органов (работа по структуризации информации и выбор наиболее правильных легитимных средств обработки информации); б) предоставление каждым органом власти информации другим пользователям.

 

Закрытый ключ электронно-цифровой подписи - уникальная последовательность символов, известная обладателю электронно-цифровой подписи. Любой электронный документ с технической точки зрения также представляет собой последовательность цифр. Э.ц.п. представляет собой некое число, полученное в результате преобразования электронного документа как цифровой последовательности с помощью закрытого ключа автора. На базе закрытого ключа создается открытый ключ, доступный любому. Любой может проверить э.ц.п. под документом при помощи соответствующих преобразований с использованием электронного образа документа, открытого ключа отправителя и собственно значения э.ц.п. Открытый и закрытый ключи однозначно связаны между собой, однако вычислить закрытый ключ по открытому практически невозможно, как минимум, требует очень продолжительного периода времени.

Закрытый ключ, разумеется, содержится в тайне и известен только владельцу, чтобы никто, кроме владельца, не смог сформировать э.ц.п. под документом.

 

Интернет - универсальная информационная система, включающая в себя два самостоятельных блока: а) глобальное объединение компьютерных и коммуникационных сетей; б) программные средства, обеспечивающие сетевой сервис (электронная почта, мультимедиа и др.).

Интернет как глобальное информационное пространство "не признает" государственных границ и является не только эффективнейшим средством доступа к информационным ресурсам, накопленным человечеством, но и становится средством распространения массовой информации. Функционирование сети является мощным фактором развития и использования передовых технологий. С другой стороны, с использованием сети Интернет связаны: возможность бесконтрольного распространения вредной информации, проникновения в системы управления, нарушения прав человека, что, несомненно, требует особого внимания к вопросам информационной защиты. Бурное развитие Интернета в цивилизованном мире опережает процесс создания и совершенствования нормативных правовых актов, необходимых для регулирования возникающих проблем. По мере развития Интернета за последние годы правовые проблемы сети становятся все более актуальными на фоне заметной трансформации в мире подходов к их урегулированию: от упора на саморегуляцию к жесткой правовой регламентации. В нашей стране уже в конце 1996 г., как отклик на большое внимание широкой общественности, органов государственной власти и управления, деловых людей к правовым проблемам сети Интернет в России, состоялись Парламентские слушания, проведенные комитетами Государственной Думы по безопасности и информационной политике и связи. Интернет, будучи сетью для передачи информации, является средой обитания информационного общества, органично сплавляясь с общими тенденциями информатизации различных сторон общественной жизни.

Интернет с технической точки зрения представляет собой крупнейшую телекоммуникационную сеть, образованную путем объединения более десяти тысяч пятисот телекоммуникационных сетей различных типов. Такое объединение стало возможным за счет использования межсетевого протокола TCP/IP, играющего роль своеобразного переводчика стандартов при передаче данных между разнотипными телекоммуникационными сетями. Необходимо отметить, что чрезмерное регулирование содержания информационных ресурсов, размещенных в Интернете, может негативно сказаться на развитии правовой культуры, формировании правовой активности личности. Вместе с тем отсутствие минимально необходимых ограничений на доступ к определенной информации также может привести к подобному результату. В связи с чем представляется целесообразным законодательное регулирование данного вопроса на основе сочетания интересов как личности, так и общества, и государства.

 

Информатизация - процесс организации социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов. Сама по себе информатизация нейтральна, но она создает благоприятные условия для проведения структурных государственных реформ. Расширение сферы информационной деятельности, развитие информационных технологий обусловили появление такой отрасли законодательства, как информационной право. Во многих странах мира ученые заявляют о создании самостоятельной отрасли права - информационное право. Необходимо существенное улучшение состояния дел в сфере правовой информатизации. Состояние информационного права отражает роль и место информатизации в жизни страны, отношение к ней со стороны власти и всего общества. Будучи в значительной мере предопределено объемом, характером и назначением всего информационного дела, само информационное право, в свою очередь, воздействует на ход информационных процессов.

 

Информационная безопасность - состояние защищенности национальных интересов страны (т.е. жизненно важных интересов, основанных на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Содержание информационной безопасности составляют жизненно важные интересы субъекта в информационной сфере и внутренние и внешние угрозы, возникающие в отношении данных интересов. Главной задачей информационной безопасности является обеспечение баланса интересов общества, государства и человека. Этот баланс должен быть адекватен целям по безопасности страны в целом.

Обеспечение информационной безопасности должно быть ориентировано на специфику информационной среды, определяемой социальной структурой.

В центре внимания обеспечения информационной безопасности должна находиться информационная среда органов государственной власти.

В контексте процесса глобализации необходимо обеспечить постоянный анализ изменений политики, законодательства других стран.

Последняя задача - это учет выполнения факторов в процессе расширения правового внимания РФ в мирном информационном пространстве, включая сотрудничество в рамках СНГ, и практики использования Интернета.

 

Информационная безопасность государства - защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы государства в информационной сфере:

а) создание условий для реализации интересов личности и общества в информационной сфере;

б) формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти;

в) безусловное обеспечение законности и правопорядка;

г) создание условий для развития собственной информационной инфраструктуры;

д) формирование системы подготовки и реализации решений органов государственной власти, обеспечивающих национальные интересы страны;

е) защита государственной информационной системы и информационных ресурсов (в том числе защита государственной тайны); ж) защита единого информационного пространства страны;

з) развитие равноправного и взаимного международного сотрудничества. Угрозы информационной безопасности государства: размывание единого правового пространства страны из-за принятия субъектами РФ не соответствовавших Конституции РФ правовых актов; разрушение единого информационного пространства России; вытеснение российских информационных агентств и средств массовой информации с внутреннего информационного рынка; монополизация информационного рынка; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской, зарубежной аудитории; ослабление роли русского языка как государственного языка РФ; несанкционированное целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем; низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики (дефицит кадров, отставание информационных систем от международных стандартов).

Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

 

Информационная безопасность личности - состояние и условия жизнедеятельности личности, при которых реализуются ее информационные права и свободы. Жизненно важные интересы личности: а) соблюдение и реализация конституционных прав на поиск, получение прав и распространение информации; б) реализация прав гражданина на неприкосновенность частной жизни; в) использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности, физического, духовного, интеллектуального развития; г) защита прав на объекты интеллектуальной собственности;

д) обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой вредной информации. Угрозы интересам личности: а) применение нормативных правовых актов, противоречащих конституционным правам граждан; б) противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами прав на неприкосновенность частной жизни; в) неправомерное ограничение доступа к открытой информации; г) нарушение прав граждан в области массовой информации; д) противоправное применение специальных средств, воздействующих на сознание; е) манипулирование информацией (дезинформация; сокрытие либо искажение информации).

 

Информационная безопасность общества - защита экономических, социальных, международных и духовных ценностей от внешних и внутренних угроз с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы общества:

а) обеспечение интересов общества; б) построение правового государства; в) построение информационного общества; г) сохранение нравственных ценностей общества; д) предотвращение манипулирования массовым сознанием; е) приоритетное развитие современных информационных технологий. Угрозы информационной безопасности общества а) не исполнение требований закона; б) дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения информации; в) усиление зависимости общественной жизни от зарубежных инфраструктур; г) активизация различного рода религиозных сект; д) снижение уровня духовной нравственности, творческого потенциала населения России; е) отток специалистов за рубеж; ж) нарушение прав в сфере оборота информации (утечка, перехват, хищение, навязывание ложной информации); з) нарушение правил в области функционирования информационных систем; и) нарушение правил в области использования средств обеспечения информационной безопасности: воздействие на парольные ключи системы, использование не сертифицированных информационных технологий.

 

Информационная война - действие, направленные на достижения информационного превосходства, поддержку национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственника информации.

Это определение является основой для следующих утверждений. Информационная война - это любая атака против информационной функции, независимо от применяемых средств. Бомбардировка АТС - операция информационной войны. То же самое можно сказать и про вывод из строя программного обеспечения компьютера АТС. Информационная война - это любое действие по защите наших собственных информационных функций независимо от применяемых средств. Укрепление и оборона здания АТС против бомбардировок - тоже часть информационной войны. То же самое можно сказать и про антивирусную программу, которая защищает программное обеспечение АТС. Информационная война - только средство, а не конечная цель, аналогично тому, как бомбардировка - средство, а не цель. Информационную войну можно использовать как средство для проведения стратегической атаки или противодействия. Военные всегда пытались воздействовать на информацию, требующуюся врагу для неэффективного управления своими силами. Обычно это делалось с помощью маневров и отвлекающих действий. Так как эти стратегии воздействовали на информацию, получаемую врагом, косвенно путем восприятия, они атаковали информацию врага косвенно. То есть, для того чтобы хитрость была неэффективной, враг должен был сделать три вещи: наблюдать обманные действия, посчитать обман правдой, действовать после обмана в соответствии с целями обманывающего. Составные части информационной войн: психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага; электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию; дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях; физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем; меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях; прямые информационные атаки - прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.

Существуют следующие цели информационной войны: контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация); использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага; повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

 

Информационная система - технологическая система, представляющая совокупность технических, программных и иных средств, объединяющих структурно и функционально несколько видов информационных процессов и предоставляющая информационные услуги.

В соответствии со ст. 2 Закона об информации: информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Признаки информационной системы: выполнение одной, нескольких функций в отношении информации; единство системы (наличие: общая файловая база, единые стандарты и протоколы, единое управление); возможность композиции и декомпозиции объектов системы при выполнении заданных функций.

 

Информационно-правовая норма - норма права, регулирующая обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. И.-п. н. задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении. Она способствует реализации информационных прав и свобод, а также информационных процессов при обращении информации.

 

Информационно-правовое правоотношение - явление, в котором абстрактная информационно-правовая норма приобретает свое реальное бытие.

Регулирование информационных отношений с помощью права осуществляется посредством установления определенных информационно-правовых норм, т.е. путем установления правил поведения субъектов информационных отношений и применения норм информационного права. Информационно-правовые нормы регулируют взаимоотношения граждан, СМИ, организаций, фирм и др. между собой, их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают этим регулируемым отношениям особый характер - характер информационно-правовых отношений. Субъекты данных отношений выступают в качестве носителей специфических информационных прав и обязанностей. Поэтому можно сказать, что информационные отношения между самыми разнообразными участниками - гражданами, редакциями газет, телестудиями, предприятиями, организациями, фирмами и др., в которых последние участвуют в качестве носителей прав и обязанностей, установленных нормами информационного права, называются информационно-правовыми отношениями, или информационными правоотношениями.

 

Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Следует иметь ввиду, что государство берет на себя создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей. А также особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента РФ или нормативным правовым актом Правительства РФ.

 

Информационное оружие - средство уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты; ограничения, воспроизведения доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических устройств, вывода из строя телекоммуникационных сетей и средств высокотехнологического обеспечения жизни общества и государства.

Технологические достижения позволяют демонстрировать могущество страны. Информационное оружие, базирующееся на самых передовых информационных и телекоммуникационных технологиях, способствует решению этой задачи. Уязвимость национальных информационных ресурсов стран, обеспечивающих своим пользователям работу в мировых сетях, - вещь обоюдоострая. Информационные ресурсы взаимно уязвимы.

Считается, что для предотвращения или нейтрализации последствий применения информационного оружия необходимо принять следующие меры:

1) защита материально-технических объектов, составляющих

физическую основу информационных ресурсов;

2) обеспечение нормального и бесперебойного функционирования баз и банков данных;

3) защита информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения;

4) сохранение качества информации (своевременности, точности, полноты и необходимой доступности).

Создание технологий обнаружения воздействий на информацию, в том числе в открытых сетях, - это естественная защитная реакция на появление нового оружия. Экономическую и научно-техническую политику подключения государства к мировым открытым сетям следует рассматривать, решив прежде вопрос национальной информационной безопасности. Будучи открытой, ориентированной на соблюдение законных прав граждан на информацию и интеллектуальную собственность, эта политика должна предусматривать защиту сетевого оборудования на территории страны от проникновения в него скрытых элементов информационного оружия. Это особенно важно сегодня, когда осуществляются массовые закупки зарубежных информационных технологий. Очевидно, что без подключения к мировому информационному пространству страну ожидает экономическое отставание. Оперативный доступ к информационным и вычислительным ресурсам, поддерживаемым сетью Интернет дает возможность преодоления международной экономической и культурной изоляции, преодоления внутренней дезинтеграции, развития социальной инфраструктуры.

Запретить разработку и использование информационного оружия невозможно. Ограничить усилия многих стран по формированию единого глобального информационного пространства также нереально. Однако Россия может выступить инициатором заключения разумных соглашений, опирающихся на международное право и минимизирующих угрозу применения информационного оружия.

 

Информационное право - совокупность правовых норм, охраняемых государством, возникающих в сфере производства, преобразования и потребления информации. Право является информационной системой, следовательно, информационное право изучает и информационную сущность права. В информационном обществе резко возрастает роль права как главного механизма регулирования общественных отношений. Однако информационное общество развивается такими стремительными темпами, что право отстает от его потребностей, и потому многие общественные отношения, уже действующие в информационной сфере (в первую очередь в информационных сетях, например Интернет, и в условиях применения других информационных технологий), остаются неурегулированными.

Лавинообразно нарастающие потребности информационного общества в правовом регулировании возникающих в нем общественных отношений приводят к формированию новой комплексной отрасли права, называемой ныне информационным правом. Особенности структуры и содержания информационного права определяются особенностями основных составляющих это право элементов.




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.031 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7