Реформа местного управления
Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775). Накануне реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний; их число было удвоено; через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основная цель деления — приспособить новый административный аппарат к фискальным и полицейским делам. В основу деления положен чисто количественный критерий — численность населения. На территории губернии проживало около 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ. Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции как территориальные единицы. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения и образования ведал приказ общественного призрения. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.(рис.1) В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх; он мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору. Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система. Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе Уложенной комиссии (1769), на одном из заседаний было заявлено: «Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел». В городах планировалось сохранить уездные и губернские суды магистратов, а также создать сословные суды для крестьян и земские мировые суды — для дворян. Тем не менее, многие предложения, сделанные в ходе работы Уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г. (территориальное деление, судебная реформа) и 1784—1786 гг. (реформа коллегий). Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великих реформ 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 г. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения; впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями. Губернии делились на уезды по 20—30 тыс. душ мужского пола в каждой. Так как городов—центров уездов—было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский, суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначеи и уездный землемер. (рис. 2)
Рис. 1 Органы власти и управления губерний, уездов и городов во второй половине XVIII в.
Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных (для них хозяином и судьей был помещик), должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В породах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части в свою очередь — на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.
Дворяне Государственные крестьяне Горожане
Рис. 2 Органы власти и управления губерний, уездов и городов после реформы
После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегии перешли к губернским органам. В 1775 г. .была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань. Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, а Яицкое казачество — в Уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.
Судебные реформы Система судов
Предполагалось установить несколько видов судов — духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный; придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам). Уголовные, гражданские и полицейские суды должны были создать по территориальному принципу — земские и городские. В городах, кроме того, вводились цеховые суды. Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд — провинция — губерния. Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство — гласным. Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы в процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, — по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей. 2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города). 3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока. 4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного — рассматривал гражданские иски, а также специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве. 5. Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог. 6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы. Верхний земский суд являлся местным судом второй инстанции для рассмотрения в апелляционном порядке уголовных и гражданских дел дворян. Эти суды создавались в каждой губернии или наместничестве, они стали преемниками надворных судов. В состав верхних земских судов входили два председателя (утверждаемых государем по представлению Сената) и 10 заседателей (избираемых местным дворянством и утверждаемых губернатором). При судах состояли прокуроры и стряпчие, назначаемые Сенатом. Контроль за судами осуществлял генерал-прокурор. Верхним земским судам подчинялись суды первой инстанции: уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды. От губернского правления и губернатора Верхние земские суды получали указы, отвечая на них рапортами и дополнениями. С Губернским магистратом и Верхней расправой (равными по рангу сословными судами) суды обменивались сообщениями. Верхний надворный суд был местным апелляционным судом для рассмотрения уголовных и гражданских дел лиц, находящихся на государственной службе. Суды этого уровня были оборудованы в Санкт-Петербурге и Москве, их задача заключалась в выделении высших чиновников из подсудности общим судам. Верхние надворные суды рассматривали в качестве второй инстанции дела, прошедшие через нижние надворные суды. Решения Верхних надворных судов подлежали утверждению Палатой уголовного суда. Верхняя расправа в качестве второй инстанции рассматривала уголовные и гражданские дела государственных, экономических, дворцовых крестьян и однодворцев. Верхние расправы учреждались в губерниях по инициативе губернаторов. Председатели расправ назначались Сенатом по представлению Губернского правления, заседатели избирались крестьянами из своей среды и утверждались губернатором. Верхние расправы были апелляционными судами для нижних расправ и нижних земских судов (в губерниях, где не было Верхних земских судов). Решения расправ могли быть обжалованы в Палатах уголовного или гражданского суда. Губернский магистрат являлся местным судебным учреждением в губернских городах. Губернские магистраты подчинялись Губернскому правлению и, в свою очередь, имели в подчинении городовые магистраты и ратуши, сиротский суд. Председатели Губернских магистратов назначались Сенатом. Заседатели избирались купечеством и мещанами губернского города и утверждались губернатором. В компетенцию Губернских магистратов входило рассмотрение споров «о владениях и привилегиях», о разделе имущества, разбор жалоб на действия Городской и Шестигласной дум (с 1785 г.), пересмотр решенных в нижней инстанции уголовных дел. Им подчинялись как городовые магистраты, руководствовавшиеся в своих решениях российским законодательством, так и ратуши городов, вошедших в империю в конце XVII — начале XVIII в. и руководствовавшихся нормами городского магдебургского права. Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция. Реформа полиции
После ликвидации в 1762 г. Канцелярии тайных розыскных дел функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию Сената. В Москве был образован филиал экспедиции, в ведении главнокомандующего — Тайная экспедиция при Сенатской конторе. Дополнительным источником информации для работы тайной полиции стала введенная в конце 70-х гг. перлюстрация писем на почтамтах. Главная полицмейстерская канцелярия была передана в непосредственное подчинение Кабинета министров, что увеличило ее значимость. Для осуществления налоговых и штрафных взысканий учреждались Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества (действовала до 1780г.). Система полицейского управления обсуждалась в процессе работы Уложенной комиссии; проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах как аппарат для охраны «благочиния, покоя и добронравия». Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни: нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои. Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и проч. В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением. Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу «Устава благочиния» 1782 г. По «Учреждению о губернии» 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками. С 1779 г. началась работа над проектом «Устава благочиния», которая завершилась в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он включал 14 глав, 274 статьи.
Заключение
В заключение попытаемся определить те новые функции и формы влияния, которые реализовывались во второй половине XVIII в. философско-теоретическими идеями и стоящими за ними умонастроениями властей в отношении реформирования российского права. Во-первых, это — особая, дипломатическая (по своему смыслу близкая идеологической), функция, которая со времен Екатерины II использовалась (и, возможно, используется) для создания политически привлекательного образа страны и ее властей в иностранном сознании. Особенность этой функции состоит в том, чтобы «вписать» ту или иную пропагандируемую модель (или образ) в политически влиятельное духовно-культурное течение, которое существует за границей. Во-вторых, это — инструментальная функция. Благодаря ей, идейно-теоретические истоки указывают на те средства или предпосылки, без наличия (или создания) которых правовые и законодательные новации не будут эффективными и целесообразными для проводимых в обществе реформ. Конечно, законодательству времен царствования Екатерины II присущи и иные функции со стороны идейно-теоретических начал: целевая («безопасность и тишина» в государстве), селективная, познавательная, конструктивная («выборные» и их законодательные предложения) и др. Именно благодаря такому многообразному влиянию духовно-теоретических факторов в российском праве впервые в истории стала зарождаться либеральная тенденция в общественной и государственной жизни. Реформы Екатерины II определили одно из главных направлений внутренней политики российского государства на протяжении всего XIX в. и привели к значительным изменениям как в русском обществе, так и в его праве.
Список литературы
1. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-биографические очерки. Кн.2: 16-18 вв.- М.: Дрофа, 1994.- 459 с. 2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013.- 560 с. 3. Екатерина II: Аннотированная библиография публикаций / Сост.: И.В. Бабич, М.В. Бабич, Т.А. Лаптева. М.: РОССПЭН, 2014. - 928 с. 4. Императрица Екатерина II. О величии России.- М.: «ЭКСМО», 2013.- 856 с. 5. Империя. От Екатерины II до Сталина /Авт.-сост. П.Г. Дейниченко.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.- 192 с. 6. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник._ М.: Юрист, 2013. - 608 с. 7. Лядов А.О., Мушкетова., Евсеев А.В. Идеи просвещенной монархии и законотворчество. История российского права. -№ 6. -С.3-11. 8. Муравьева М. Веротерпимая императрица //Независимая газета.- 3 ноября.- 2014.- С.4. 9. Павленко Н. Екатерина Великая. // Родина. – 2015. - №11. С.60 10. Рахматуллин М. Императрица Екатерина II. // Наука и жизнь.- 2013 - № 2. –С. 80. 11. Рахматуллин М. Императрица Екатерина II. // Наука и жизнь.- 2013 - № 2. –С.87. 12. Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. –М.: Наука, 2012.- 567 с.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |