Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 1. Древнерусское государство в IX – начале XII вв




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я

IX в. – начало XXI в.

Методические указания

Для самостоятельной подготовки студентов

Лечебного факультета

 

Тюмень – 2010

Отечественная история IX в. – начало XXI в.: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета / М.К.Бросалина, Н.Г.Третьяков, Н.Н.Сурикова. – Тюмень: Тюм.ГМА, 2010. 54 с.

 

 

Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюм.ГМА по дисциплине «Отечественная история» для студентов лечебного факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «Отечественная история», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля. Для самостоятельного изучения выделены темы № 3, 6, 10 (часть I), № 3, 6, (часть II), проверка которых будет осуществляться по результатам тестирования или выполнения контрольных заданий.



 

 

Авторы – составители:

Бросалина М.К., зав. кафедрой, к.и.н., доцент

Третьяков Н.Г., к.и.н., доцент (редакция)

Сурикова Н.Н., ст. преподаватель

 

Рецензент:

Никулина Г.А., к.и.н., доцент кафедры гуманитарных и

социальных наук Тюменского государственного

архитектурно-строительного университета

 

Утверждено на заседании кафедры отечественной истории и экономической теории Тюм.ГМА 5 октября 2009 г., протокол № 2.

 

Одобрено Советом по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Тюм.ГМА октября 2009 г., протокол № 1.

 

Утверждено на заседании ЦКМС Тюм.ГМА ноября 2009 г., протокол № .

 

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи изучения дисциплины………………………………… 4

Часть I (IX – XVIII вв.) I семестр

Тематический план………………………………………………………. 5

Тема 1. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. …………………. 6

Тема 2. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8

Тема 3. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв.

(для самостоятельного изучения). ……………………………………10

Тема 4. Формирование Российского централизованного государства

в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12

Тема 5. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 14

Тема 6. Внешняя политика Ивана Грозного

(для самостоятельного изучения). ………………………………….. 16

Тема 7. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму .…………………………… 17

Тема 8. Петр I и его время ……………………………………………………. 20

Тема 9. Эпоха дворцовых переворотов ……………………………………… 22

Тема 10. Социальные конфликты XVII-XVIII вв.

(для самостоятельного изучения). ………………………………... 24

Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 25

 

Часть II (XIX – начало XXI в.) II семестр

Тематический план……………………………………………………... 28

Тема 1. Россия в первой половине ХIХ в. ……………………………………. 29

Тема 2. Эпоха великих реформ XIX в. ……………………………………….. 31

Тема 3. Внешняя политика России в XIX в.

(для самостоятельного изучения). ……………………………………33

Тема 4. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Особенности буржуазной модернизации ……………………………34

Тема 5. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.) ……37

Тема 6. Россия в системе межимпериалистических противоречий

начала XX в. (для самостоятельного изучения) …………………….39

Тема 7. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.) ………… 40

Тема 8. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма ….43

Тема 9. СССР накануне и в годы Великой Отечественной

войны 1941-1945 гг. ……………………………………………………46

Тема 10. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма …………. 48

Тема 11. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. ………… 52

 

Цели изучения дисциплины:

Формирование у студентов системного представления об истории России, выяснение её места и роли во всемирной истории, что способствует повышению общекультурной грамотности будущих специалистов, воспитанию патриотизма, выработке осознанной и активной мировоззренческой и общественно-политической позиции.

 

Задачи изучения дисциплины:

а) уяснение основных методологических принципов исторической науки, закономерностей и тенденций развития исторического процесса, основных современных научных направлений и концепций;

б) усвоение важнейших вех исторического развития России, основных фактов, событий, явлений, процессов, роли виднейших исторических личностей;

в) расширение культурного и общественно-политического кругозора, способности грамотно и самостоятельно оценивать прошлое и настоящее Отечества во всемирно-историческом контексте;

г) выработка исторического мышления, ориентированного на сознательное и ответственное участие в политическом процессе гражданского общества в соответствии с принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;

 

 

Часть I (IX – XVIII вв.) I семестр

Тематический план

Лекции

1. Введение. Основные методологические понятия исторической науки. Место и роль России во всемирной истории.

2. Образование Древнерусского государства и его распад (IX-XII вв.).

3. Русь между Востоком и Западом (ХII-ХIII вв.).

4. Создание и укрепление Российского централизованного государства.

5. От Средневековья к Новому времени: Россия в XVI в.

6. Россия в XVII в.: от Смуты к оформлению самодержавно-крепостнической системы.

7. Особенности российской модернизации в XVIII в. Петр I. Дворцовые перевороты.

8. Начало либеральной эры в России. Екатерина II и её время.

9. Русская культура в XVII-XVIII в.

 

Семинары

1. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв.

2. Русские земли в ХП – ХIV вв.

3. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв.

(для самостоятельного изучения).

4. Формирование Российского централизованного государства в ХIV – начале ХVI вв.

5. Россия в эпоху Ивана Грозного.

6. Внешняя политика Ивана Грозного (для самостоятельного изучения).

7. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.

8. Петр I и его время.

9. Эпоха дворцовых переворотов.

10. Социальные конфликты XVII-XVIII вв. (для самостоятельного изучения).

11. Россия во второй половине ХVШ в.

 

 

Тема 1. Древнерусское государство в IX – начале XII вв.

 

план

1. Проблема происхождение Древнерусского государства.

2. Экономика и социально-политический строй. Первые князья и их деятельность.

3. Принятие христианства, его роль в развитии русского государства.

 

Источники

Повесть временных лет, начало XII в.; Русская правда в краткой редакции; Пространная редакция Русской Правды; // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.45-47.

Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России с древнейших времен до 1861 г. / Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А.; под ред. Н.И.Павленко. Изд.3. М., 2007.

 

Литература дополнительная

1. Горский А.А. Русь от славянского Расселения до Московского царствования. М., 2004.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 2008.

3. Карамзин Н.М. Предания веков / Сказания, легенды, рассказы из истории государства Российского. М., 1988.

4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Кн.1. М., 2008.

5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2001.

6. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. 2005. № 3.

 

Темы рефератов (учебных сообщений):

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7