Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Человек как объект экологического изучения




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Карагандинская государственная медицинская академия

Специальность: 051101 «Лечебное дело», 051102 «Педиатрия»

051106 «Восточная медицина»

Кафедра гигиены № 1 (Общая гигиена с курсом гигиены питания)

 

Методические указания для студентов

Тема: МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРНЫХ ПРОЦЕССАХ. СРЕДА, ОКРУЖАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ СПЕЦИФИКА. ПРОБЛЕМЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ.

 

Курс: II, III

Составитель: _______________С.И. Рогова

преподаватель

 

 

Караганда - 2005


Обсуждены на заседании кафедры

 

Протокол № ______ от «____» _______________2005 г.

 

Утверждены зав. кафедрой

 

к.м.н., М.Г. Калишевым ___________________


Тема: Место человека в биосферных процессах. Среда, окружающая человека и ее специфика. Проблемы роста и развития человеческой популяции.

2. Количество учебных часов:90 минут

 

3. Актуальность темы (мотивация изучения):Выяснение взаимообусловленности отношений человека с ок­ружающей его средой, познание закономерностей влияния антропоген­ного фактора на природные экосистемы, научное обоснование путей создания гармоничных отношений общества и природы составляет основное содержание экологии человека как науки. В этом отражает­ся и ее междисциплинарный характер, ибо трудно выделить какую-либо область знаний, которая не вносила бы вклад в изучение принци­пов функционирования системы человек - природа-общество.



 

4. Цель занятия:формирование основ экологических знаний, являющихся теоретическим фундаментом всех природоохранных мероприятий, в том числе, мероприятий по обеспечению экологической безопасности человека, сохранению его здоровья.

 

· Студент должен знать:

- содержание и основные положения экологии человека, социальной и прикладной экологии;

- степень согласованности деятельности человека с законами и принципами общей экологии.

· Студент должен уметь:

- осознавать биосферные функции человека и действовать в рамках собственных возможностей в направлении повышения устойчивости биосферы.

5. Вопросы для подготовки к занятию:

· По базисным знаниям

1. Биосфера как глобальная экосистема.

2. Основные свойства биосферы.

3. Эволюция биосферы.

 

· По теме настоящего занятия

Место человека в биосферных процессах.

Среда, окружающая человека и ее специфика.

Проблемы роста и развития человеческой популяции.


ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Человек как объект экологического изучения.

Экология человека - наука, изучающая взаимодействия человека как биосоциального существа с окружающим его миром. Она тесно связана с другими естественнонаучными и гуманитарными областями знаний. Выяснение взаимообусловленности отношений человека с ок­ружающей его средой, познание закономерностей влияния антропоген­ного фактора на природные экосистемы, научное обоснование путей создания гармоничных отношений общества и природы составляет основное содержание экологии человека как науки. В этом отражает­ся и ее междисциплинарный характер, ибо трудно выделить какую-либо область знаний, которая не вносила бы вклад в изучение принци­пов функционирования системы человек - природа-общество.

Человек, в отличие от животных, воздействует на природу не толь­ко в процессе своей жизнедеятельности как биологический вид, но и как социальное существо, активно преобразуя ее с помощью разно­образных постоянно усовершенствующихся орудий труда. Это ко­ренное отличие человека от животных объясняет и особенности его адаптации к окружающей среде - не столько за счет биологических механизмов, сколько путем создания пригодных для себя условий су­ществования посредством сознательного изменения природы. Благо­даря этому из тропических районов своей прародины человек расселился по всей планете и создал предпосылки для освоения любых экологических ниш. Активно воздействуя на природу, он все более заме­няет природные экосистемы антропогенными, в которых доминирую­щим экологическим фактором становится сам человек. Однако эти ис­кусственно созданные экосистемы не могут длительно существовать без пополнения энергией и другими ресурсами, источником которых служат все те же природные экосистемы. Так что, несмотря на все свое техническое могущество, человек, в конце концов все равно остается зависимым от биосферы, частью которой он является.

6.2. Адаптация человека к условиям обитания. Адаптивные типы.

Человек как биологический вид благодаря высокому уровню организации и отсутствию узкой специализации организма к каким-либо особым условиям существования обладает большой экологической пластичностью и способностью приспосабливаться к различным условиям среды. Адаптации человека разделяются на индивидуальные и групповые.

Индивидуальные адаптации происходят в относительно короткий промежуток времени и имеют главным образом функциональную природу. Например, в высокогорье у людей, не адаптированных к недостатку кислорода, может развиться горная болезнь. Появляются усталость, головная боль, потеря внимания. Самая незначительная нагрузка вы­зывает резкое учащение пульса. Общее самочувствие сходно с состоянием при опьянении. Вследствие одышки понижается содержание СО2 в крови, нарушается кислотно-щелочное равновесие. По прошествии некоторого времени функциональные показатели работы органов воз­вращаются к нормальному уровню. Это состояние обозначается как адаптация. Одним из важных ее критериев у человека служит восста­новление нормальной работоспособности.

Групповые адаптации формируются при длительном воздействии неблагоприятных экологических факторов и достигаются благодаря возникновению на генетической основе новых морфологических при­знаков и физиологических реакций, обеспечивающих индивидуумам повышенную приспособляемость к данным условиям среды.

На заре человеческой истории, в эпоху верхнего палеолита (около 40 тыс. лет назад) у обитателей различных географических районов, отличающихся своим климатом, сформировались основные расово-диагностические черты, имеющие приспособительный характер к ус­ловиям среды: цвет кожи, форма волос, форма носа и др. Впоследствии при расселении людей по различным частям ойкумены неодинаковые по климатическим условиям географические регионы оказались насе­ленными популяциями сходной расовой принадлежности. В процессе приспособления к различным геоклиматическим условиям каждого региона у них выработались сходные адаптивные признаки. В резуль­тате сформировались адаптивные типы.

Адаптивный тип - совокупность генетически закрепленных морфофункциональных особенностей популяций, обеспечивающих луч­шую их биологическую приспособленность к преобладающим факто­рам среды обитания. Адаптивный тип независим от расовой и этничес­кой принадлежности.

В соответствии с преобладающими экологическими факторами географической среды выделяют адаптивные типы тропиков, зоны умеренного климата, арктики, высокогорий и др.

Наиболее древним является тропический адаптивный тип. К доминирующим экологическим факторам, под влиянием которых формировались признаки, свойственные этому типу, относятся высокая температура и влажность, преобладание в рационе углеводов и недо­статок животных белков, высокая заболеваемость различными эпиде­мическими болезнями.

Для тропического адаптивного типа характерны следующие морфологические признаки: удлиненная форма тела, относительное уменьше­ние массы тела при увеличении длины конечностей, уменьшение окруж­ности грудной клетки, более интенсивное потоотделение за счет повышенного числа потовых желез на единицу площади поверхности кожи, низкие показатели основного обмена и содержания холестерина в крови.

В Арктике и Антарктике наибольшее влияние на формирование при­знаков арктического типа оказали холодный климат и, возможно, бо­гатая жирами и белками животная пища, а также пониженное содержа­ние кислорода в воздухе.

Арктический адаптивный тип отличается значительной плотностью тела, сильно развитой костно-мускульной системой, высоким содер­жанием минеральных веществ в костях, большим объемом и цилиндрообразной формой грудной клетки, увеличенной массой костного мозга, повышенным количеством эритроцитов в крови. Для него харак­терны также усиленный энергообмен и повышенная способность к окис­лению жиров в сочетании с высокой концентрацией гамма-глобулинов и холестерина в сыворотке крови.

Зоне умеренного климата, несмотря на значительное разнообразие природных ландшафтов (от сухих степей и полупустынь до тайги), свойственны сравнительно благоприятные климатические условия. Для жителей этой зоны наиболее обычны промежуточные значения морфофизиологических признаков, встречающихся у двух предыдущих типов. Основными факторами среды, определяющими адаптивный тип жителей высокогорья, являются низкие температуры и гипоксия. Для людей этого типа характерны высокий рост, относительное удлинение трубчатых костей скелета и увеличение продольно-поперечного ин­декса грудной клетки. Эти морфологические особенности обычно со­четаются с высоким уровнем основного обмена, повышенным содер­жанием гемоглобина и увеличенным количеством эритроцитов.

Особенности определенного адаптивного типа закладываются в эмбриогенезе. Например, различия в пропорциях тела между негро­идами и европеоидами выявляются к концу внутриутробного периода.

Популяции человека.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1081)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7