Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип деятельностной направленности образования 8 страница



2015-12-06 507 Обсуждений (0)
Принцип деятельностной направленности образования 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Провозглашая лозунг «Школа готовит к жизни», как уже говорилось выше, тем самым мы декларируем, что ученик, студент и в общеобразовательной, и в профессиональной школе не живут полноценной жизнью, а только существуют в свое-


 




образном инкубаторе в ожидании предстоящей «настоящей жизни».

Но, приходя в эту «настоящую жизнь» — приступая к тру­довой деятельности, выпускник оказывается к ней неподго­товленным — он что-то знает* в одних областях, что-то умеет делать — в других, что-то проектировать — в третьих. Он не приучен делать что-либо целиком и целиком нести отвствен-ность за свои дела. Он не научен общению в коллективе, он не умеет получать наслаждение от своего труда. И поэтому ему приходится действовать не так, как следовало бы, а так, как получится, как сложатся внешние обстоятельства и условия его работы, по знаменитому принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Это — крупнейший недостаток всего нашего образования на всех уровнях. В конечном итоге, он проявляется и в том, что большинству российских заводов и фабрик для освоения выпуска какой-либо новой продукции, для переналадки производства требуются многие годы — чему удивляется весь мир.

Таким образом, деятельностный подход к образованию, в частности, подразумевает, что ребенок, подросток, юноша, де­вушка в школе должны не только играть (в раннем возрасте) и учиться, но и что-то делать сами. Эффективного образования не может быть без организации их личного опыта продуктив­ной деятельности. Но для этого необходим поиск путей орга­низации опыта учащихся, студентов в осуществлении интег-ративной деятельности, определяемой полнотой своего содер­жания в процессуальном аспекте (целеполагание — целевы-полнение) и в видовом аспекте — в ней должны быть достаточно выражены познавательная, ценностно-ориентировочная, пре­образовательная, коммуникативная и эстетическая деятель­ности.

Реализовать это требование в учебно-воспитательном про­цессе возможно, очевидно, в двух направлениях:

1. В теоретическом обучении — усилением ценностно-ори­ентировочных, преобразовательных, коммуникативных, эсте­тических компонентов учебно-воспитательного процесса за счет включения в него подготовки устных и письменных до­кладов и сообщений учащихся и студентов; введения лабора-торно-исследовательских практикумов вместо наборов прими­тивных лабораторных работ по готовым образцам; привлече-


ния обучаемых в предметные кружки (факультативы, науч­ные семинары и т.д.), применения деловых игр, игрового ими­тационного моделирования и других игровых форм учебных занятий, выполнения междисциплинарных исследователь­ских работ, развития компьютерного творчества учащихся и студентов, которое сегодня возможно во всех без исключения учебных циклах и курсах и т.д., а также значительным уси­лением эмоциональными компонентами всех форм учебных занятий.

2. В практическом обучении и учебном проектировании (ко­торые в принципе должны были бы составлять единое целое) — организацией собственного опыта обучаемых в осуществлении интегративной трудовой, профессиональной деятельности. Для этого учащиеся и студенты должны выполнять практиче­ские работы (задания), выбираемые ими самостоятельно (луч­ше) или предлагаемые учителями, преподавателями (хуже), которь!е отвечают следующим требованиям:

— имеют общественно-полезную значимость, рыночную
стоимость и определенных потребителей;

— посильны для учащегося, студента, но отличаются вы­
соким уровнем трудности, получаемый продукт (материаль­
ный или духовный) должен быть высокого качества, степени
совершенства;

— задания сформулированы в самом общем виде, требуют
от обучаемых активного применения теоретических знаний,
а также дополнительного привлечения научной, справочной
и другой литературы; экономических расчетов, самостоятель­
ной разработки проекта продукта, технологии его получения,
плана действий по его реализации с учетом наличных возмож­
ностей;

— предусматривают возможности коллективной производ­
ственной деятельности учащихся, студентов, а также включе­
ния их в производственные или научные коллективы.

Причем основная суть заключается в том, чтобы учащийся, студент самостоятельно проделал полный производственный цикл: от. поиска соответствующей «ниши» на рынке товаров и услуг, замысла до изготовления продукта и его реализации.

Естественно, организовать такую учебно-производственную деятельность обучаемых, которая отвечала бы одновременно всем этим условиям, весьма непросто. Тем не менее, эти тен-


 



 


7-1045



 
 

 

денции активно развиваются в практике. Например, в школе № 215 г. Москвы школьники уже с пятого класса сами с по­мощью родителей, знакомых и т.д. находят, что они могут в соответствии с их наличными умениями сделать в школьных мастерских такое, что потом они смогут продать (через финан­совый счет школы) в хозяйственных магазинах, заводам и т.д., затем конструируют, изготавливают и продают эти изде­лия.

В профессиональной школе это такие формы, как: органи­зация производственного обучения студентов профучилищ на выпуске сложной продукции (в ее лучших вариантах), дея­тельность опытнических учебных хозяйств сельских профучи­лищ; так называемое реальное курсовое и дипломное проек­тирования в ССУЗах и ВУЗах, когда проект реализуется сту­дентом «в металле»; включение студентов ССУЗов и ВУЗов в самостоятельное выполнение исследовательских, конструктор­ских, проектных и технологических разработок на кафедрах, в НИИ, в научно-прикладных фирмах, научно-технологиче­ских парках и т.д.

Главное заключается в том, что при реализации деятельно-стной направленности образования циклы теоретического обу­чения должны быть, с одной стороны, связаны с личностными ценностными ориентациями обучающихся, их личностными интересами; с другой стороны — цикл практического обуче­ния, тесно связанный, а возможно, и интегрированный с учеб­ным проектированием, вместо хотя и обязательной, но доволь­но рутинной и примитивной практической деятельности уча­щихся и студентов должен стать по сути высшим, интегриру­ющим, завершающим звеном в образовательном процессе.



2015-12-06 507 Обсуждений (0)
Принцип деятельностной направленности образования 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип деятельностной направленности образования 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)