Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


О восстановлении исторической справедливости по отношению к безвинно депортированным гражданам




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В письмах ЦК компартий Латвии, Литвы и Эстонии ставится вопрос об отмене постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР, на основании которых были произведены административные выселения в 40–х и начале 50–х годов отдельных категорий граждан с территории этих республик.

В 40–е и 50–е годы были осуществлены административные выселения отдельных категорий граждан Прибалтики, Украины, Белоруссии, Молдавии, Таджикистана и целых народов ряда областей и автономных республик РСФСР. В общей сложности 2.300.000 тысяч человек различных национальностей были выселены в восточные районы страны.

Решения о депортации касались тех граждан, которые, по заключению органов НКВД – НКГБ и местных властей, представляли социальную опасность в регионе или потенциально могли представлять ее в случае осложнения обстановки в регионе. Им не предъявлялись обвинения в уголовных преступлениях, для обоснования выселения не проводилось каких–либо установленных законом или иных специаль­ных расследований с участием представителей правоохранительных органов, не было и необходимого судопроизводства.

С учетом изложенного полагали бы целесообразным:



- рекомендовать Президиуму Верховного Совета СССР законодательным актом признать противоречащими Конституции СССР, социалистическим принципам и нормам морали действия и решения «троек», «двоек», «особых совещаний», списки и прочие формы массовых репрессий. Объявить все такие акты незаконными, а вытекающие из них правовые, политические и гражданские последствия, ущемляющие права граждан и унижающие их достоинство, не имеющими юридической силы. Тем самым будут полностью реабилитированы все пострадавшие, в том числе и те, у которых не осталось живых родных и близких.

Продолжить в установленном законом порядке рассмотрение уголовных дел на осужденных судебными органами.

Прокуратуре СССР, Верховному Суду СССР, КГБ СССР, Минюсту СССР и Минфину СССР обеспечить работу по возмещению в установленном порядке материального ущерба реабилитированным.

Все перечисленное не может распространяться на изменников Родины и карателей периода Великой Отечественной войны, нацистских преступников, участников националистических бандформирований и их пособников, на работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также на лиц, совершивших умышленные убийства и другие общеуголовные преступления. В отношении перечисленных категорий действует установленный законом порядок обжалования и рассмотрения вынесенных им приговоров;

– рекомендовать Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР, Президиумам Верховных Советов и Советам Министров союзных и автономных республик, другим местным органам власти отменить принятые указы и постановления, связанные с присвоением имен Ворошилова, Жданова, Калинина, Микояна и Суслова городам, районам, поселкам, улицам, предприятиям, колхозам и совхозам, воинским частям, кораблям и судам, учебным заведениям и другим учреждениям и организациям, расположенным на территории соответствующих республик, краев и областей. Рекомендовать отме­нить также все прочие акты, связанные с увековечением памяти указанных лиц;

- рекомендовать Государственному комитету СССР по народному образованию представить в Совет Министров СССР предложения по переименованию и реорганизации стипендий имени указанных лиц, выплачиваемых студентам и аспирантам различных учебных заведений;

- поручить ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии создать из представителей партийных, советских органов, органов прокуратуры, КГБ и МВД, общественных организаций комиссии по увековечению памяти жертв репрессий. Комиссиям провести работу по выявлению мест захоронений, приведению их в надлежащий порядок, сооружению памятников и мемориалов.

Все расходы, связанные с увековечением памяти жертв репрессий, целесообразно осуществлять за счет государства, в связи с чем следовало бы поручить Совету Министров СССР изыскать необходимые средства для проведения этих рабоТ. Готовность государства нести такие расходы не должна рассматриваться как противодействие самодеятельным инициативам общественности по увековечению памяти жертв репрессий. Было бы целесообразно стремиться к соединению здесь средств и усилий государства и общественности;

- рекомендовать Советам народных депутатов, органам внутренних дел и прокуратуры, государственной безопасности разработать и осуществить меры по охране мест захоронений жертв репрессий, исключив случаи самовольных раскопок и эксгумаций. Предусмотреть при этом обязанность перечисленных органов проводить тщательное расследование по каждому заявлению о предполагаемом наличии таких захоронений с привлечением к нему представителей общественности и освещением результатов расследования в местных средствах массовой информации.

Работа по осуществлению перечисленных мер должна вестись гласно, на широкой демократической основе и при строжайшем соблюдении положений Конституции СССР, процессуальных и иных норм и требований действующего законодательства. Она призвана стать школой воспитания правового сознания масс, их гражданской и политической зрелости, направлена на цели построения правового социалистического государства и общества.

Постановление ЦК КПСС по данному вопросу целесообразно опубликовать в печати в изложении и полностью, постановление и записку с некоторыми извлечениями — в «Известиях ЦК КПСС». Контроль за выполнением постановления возложить на Государственно–правовой и Идеологический отделы ЦК КПСС.

 

Проекты постановления ЦК КПСС и сообщения в печати прилагаются.

 

А. Яковлев В. Медведев В. Чебриков А. Лукьянов Г. Разумовский Б. Пуго В. Крючков В. Болдин Г. Смирнов.

 

Печатается по: Вестник Архива

Президента Российской Федерации. 1995. – № 1. – С. 123 –130.

 

Декларация I Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Соци­алистической Республики

Июня 1990 г.

Первый Съезд народных депутатов РСФСР, сознавая историческую ответственность за судьбу России, свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик, выражая волю народов РСФСР, торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР — естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им рационально–государственных и национально–культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Респуб­лика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора РСФСР, признает права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанном на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходи­мость существенного расширения прав автономных республик, авто­номных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально–государственном и административно–территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально–государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнацио­нальных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

 

 

Сов. Россия. – 1990. – 14 июня.

Оппозиционная российская пресса об экономических проблемах периода перестройки (из статьи Л.К. Цикунова (Кузьмич) «Россия и рынок»)

 

«Обособленный анализ нормативных актов СССР о переходе к рыночным отношениям не дает ответа на главный вопрос, почему руководство партии и правительства взяло курс на развитие капиталистических отношений взамен планово–централизованной экономики так называемого социализма. Корни кроются в международной экономике и международных правовых актах.

Наша перестройка – часть всемирной перестройки. Первый этап мировой пepecтройки начался после энергетического кризиса 1973 г., наглядно показавшего развитым странам с рыночной экономикой, какую опасность несет нехватка сырья и энергии. По данным ООН, сырья и энергии хватает (при оптимальном использовании) только на 1 млрд человек. На 1 января 1990 г. на Земле проживало уже более 5,5 млрд, к 2000 году ожидается более 8 млрд Не случайно, что в золотой фонд «одного миллиарда» входят только такие страны, как США, Япония, страны ЕЭС и Т. д., в то время как 4/5 населения Земли из Азии, Африки, СССР, Латинской Америки, обладающие основной массой сырья и энергии, вытеснены с «места под солнцем» и, по существу, являются сырьевыми колониями вышеназванных стран. Мы восхищаемся высоким уровнем – жизни западных стран с так называемой развитой рыночной экономикой, но забываем о том, что в мире единый энерго–сырьевой сосуд, и наполнить его сверх того, что в нем, никак нельзя, а делить «по–братски» на 160 государств мира – пустая затея: каждый, получив по капле, будет ни сыт, ни пьян. И, если бы в Африке или в СССР каждая семья имела всего вдоволь, то этого не было бы на Западе и в Японии или Сингапуре.

Персидский кризис сентября 1990 г. наглядно это показывает. Развитые страны в шоке от угроз Ирака установить контроль над нефтью Кувейта и других стран региона. Западные специалисты справедливо считают, что удержать в узде 7 млрд населения в 2000 году практически невозможно «голодные» съедят «сытых» вместе с ядерным оружием. Не помогут даже догмы идеологии «о светлом будущем» в концепциях Маркса, Ленина, Мао Цзэдуна и пр. Раскрытие корней идеологий есть первый признак гибели идеологий. Вот почему в 90–х г.х XX века появилась и укрепляется новая теория так называемой интернационализации и взаимозависимости госу­дарств, суть которой в создании единого мирового центра с единым централизованным распределением капиталов, товаров и рабочей силы, в конечном счете – сырья, где железная гвардия международных вооруженных сил ТНК (транснациональных корпораций) будет создавать «мировой правопорядок и стабильность» (доклад ООН). В этом свете следует рассмотреть этапы разоружения, конверсии, сокращения национальных вооруженных сил и т.д. Далеко идущая цель – сохранение контроля над естественными и природными ресурсами Земли в руках промышленно–финансовой элиты мира. Не случайно, что Программа ООНпо экономическому и социальному развитию на 1990–е годы не содержит бывших в 60–е и 70–е годы установок на неотъемлемый суверенитет народов над их естественными и природными богатствами (см. доклад ООН). Как говорят дипломаты, следует избежать риска «разбазаривания» сырья по национальным «квартирам». <…>

Сразу же оговоримся перестройка – не советское и не русское слово Оно перешло в наш лексикон и стало политическим термином из международного права, а практически было разработано в кулуарах Всемирного Банка и МВФ (Международный валютный фонд). Об этом говорится, в частности, в докладе МВФ «Социальные аспекты структурной перестройки». Развернутое определение перестройки мож­но впервые найти в документе № 276 (XXVII) от 20 октября 1983 г. в рамках Совета по торговле и развитию ООН, затем идут решения № 297 от 21 сентября 1984 г. и т д. Интерес представляет доклад ЮНИДО (организация ООН по промышленному развитию) № 339 от 1985 г. «Перестройка мирового промышленного производства и перемещение промышленных мощностей в страны Восточной Европы». Документов на этот счет много, но главные их идеи сводятся к следующему:

1. Возросло загрязнение окружающей среды в развитых странах, вывоз сырья себя не оправдывает, малая окупаемость. Необходимость вывоза за пределы стран с развитой рыночной экономикой не только добывающих, но и многих перерабатывающих предприятий. Научно–информационные общества, как США, Япония, Западная Европа, ввиду завершения своей структурной перестройки, начавшейся с 1973 г., отказываются от традиционной политики «консервирования» СССР и ряда других стран в качестве аграрно–сырьевой колонии и переводят их в разряд промышленных колоний, так называемый нижний этаж мировой цивилизации, вынося на территорию этих стран все материалоемкие, трудоемкие, экологически грязные производства. Намечается с 1995 г. полностью вывозить к ним сырье и там перерабатывать.

2. Ввиду нестабильности в странах Азии и Африки предпочтение отдать территории СССР. Джон Скиннер, президент ТНК «Бизнес интернэшионал», так сказал: «Наша задача — проникнуть на советский рынок, овладеть дешевым сырьем и там же его перерабатывать в условиях самой дешевой рабочей силы».

<...> Первый этап перестройки можно назвать периодом первоначального накопления капиталов. Когда корабль тонет, с него тащат все, что попадает под руку, и чем подороже, тем лучше. В январе 1987 г. по решению ЦК КПСС и Совмина СССР было частично отменено ограничение во внешней торговле и без ДВК (дифференцированных валютных коэффициентов) разрешено предприятиям и лицам продавать за рубеж все дефицитные товары, продовольствие, сырье, ширпотреб, энергию, золото, химтовары. Даже «мясные лошади» попали в этот злополучный список! Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от сентября и октября 1987 г. предприятиям давались уже «обязательные директивные указания» о продаже дефицита за рубеж. Это создало незаинтересованность во внутреннем рынке, началось вымывание товаров, обесценивание рубля, а после постановлений 1987 г. о совместных с иностранцами предприятиях и Закона о кооперации 1988 г. началось повальное опустение наших магазинных полок. Международная спекуляция приняла невиданные размеры.

Второй этап перестройки начался с 1989 г. и характеризуется захватом земли и производства. Появились законодательные акты о собственности, об аренде, о земле, о малых предприятиях, об акционерных обществах, о неправительственных (якобы) международных топлив­но–энергетических ассоциациях, о концернах, валютных и прочих фондах и Т.д.

Третий этап намечается с 1992 г. – этап, очевидно, сращивания ТНК и совпроизводетва.

<...> Главный и основной закон – это Закон о собственности, вступивший в силу с 1 июля 1990 г..

Закон о собственности в СССР закрепляет три вида собственности: частную, коллективную и государственную. Красной нитью через все виды собственности проходит идея акционерного вложения в неограниченных размерах (сТ. 7, п. 3). Социальное положение определяется толщиной кармана. Если сравнить сотни миллиардов зарубежной и нашей «теневой» мафии с заработной платой работника СССР, то станет вполне ясно, для кого раскрывает объятия положение сТ. 1, п. 2, где говорится о свободе «любой хозяйственной или иной деятельности» любых лиц и организаций, в том числе и зарубежных. Как и в Декрете СНК от упомянутого 23 ноября 1920 г., разрешается беспрепятственный наем рабочей силы зарубежными фирмами, но вывоз прибыли и сырья ограничен пока с 95 процентов, как ранее, до 80. Как писал Фазиль Искандер, «прогресс — это когда тебя убивают, но уже не отрезают уши». В трудовые доходы записываются суммы акций, дивиденды, наследство, ценные бумаги, «иные источни­ки» (прибыль от ловкости рук, как говорил Остап Бендер). Рассчитывая, очевидно, на дебилов, ст. 6 (п. 2) объясняет «иные источники» «личными способностями». У кого много денег – тот способный. Всем остальным закон позволяет гнуть спину на «способных».

Широко дано понятие объекта собственности. Ими становятся дома, земли, недра, транспорт, средства производства, ценные бумаги, предметы материального и духовного производства и даже растительный и животный мир.

Коллективная собственность так замаскирована в законе, что трудно догадаться, для кого она предназначена в конечном итоге. По тексту статей – это якобы содружество «лис» советских, «волков» зарубежных и «зайцев–производителей». Этакий совместный ужин.

Однако в ст. 12 четко оговорено, что положение «коллективного собственника» определяется его денежным вкладом в предприятие. Если вклад 100 рублей, то соответствующий и социальный все работника, а если 3 миллиарда – и, все как положено.

<…> Так, по общепринятому международному стандарту (МОТ) 70 процентов от полученной прибыли идет на оплату производителя, 20 процентов – в фонд предприятия, 10 процентов – местные и центральные налоги государству. Не случайно, что в США зарплата составляет 3–4 тысячи долларов в месяц, а у нас–300 рублей, в лучшем случае на зарплату выдается только пять–семь процентов, а 9/10 уходит в так называемые общественные фонды, целевое направление которых за 70 лет так никто и не выяснил, ибо, по точным подсчетам наших и даже зарубежных экономистов, каждый человек в СССР окупает общественные фонды за два г. работы. Если вы получаете 300 рублей, то ежемесячно у вас изымают 2700 рублей плюс подоходные и косвенные налоги. Чингисхан с его десятипроцентным ясаком (данью) сегодня выглядит благодетелем русского народа в сравнении с ханами XX века.

Или другая тайна. Министр финансов не мог ответить депутатам, какой реальный прожиточный минимум в СССР. В США это — 12 тыс. долларов. В Швейцарии – 16 тысяч. Даже для слаборазвитых стран Африки и Азии ООН установила (на 1 января 1990 г.) прожиточный уровень в 1000 долларов в год, ниже которого не должна опускаться ни одна семья. В случае, если правительство по объектив­ным причинам не может обеспечить такие семьи, то ООН оказывает ему помощь через свои общественные фонды. Объективными причинами в международном праве считаются войны, эпидемии, стихийные бедствия. Если объективных причин нет, то виновато правительство, и оно несет полную международную ответственность. Ему могут отказать в международном доверии, обвинить в нарушении прав человека, объявить бойкот.

<…> В этой связи настораживает и так называемый национальный и региональный суверенитет в РСФСР. Не связан ли он с целью указанных законов? Вспоминается секретный документ, подписанный лордом Берти 6 декабря 1918 г. в Париже: «Нет больше России! Она распалась, исчез идол в лице императора и религии, который связывал разные нации православной веры. Если только нам удастся добиться независимости буферных государств, граничащих с Германией на востоке, то есть Финляндии, Польши, Эстонии, Украины и т. д., и сколько бы их ни удалось сфабриковать, то, по–моему, остальное может убираться к черту и вариться в собственном соку». Хуже, если сегодня и «остальному» не дадут даже «вариться в собственном соку», а проварят в соку экологического опустошения и людского вымирания на территории уже бывшей так называемой России».

 

Кузьмич Л.Заговор мирового правительства. – М. , 1993. – С.6–14.

Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины

Минск. 8 декабря 1991 г.

 

Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из «состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом, констатируя, что недальновидная политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу Производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества, принимая во внимание возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами, сознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано соглашение. Содружество Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств — членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего соглашения.

Государства — члены Содружества – намерены проводить курс на укрепление международного мира и безопасности. Они гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР, обеспечивают единый контроль за ядерным оружием и его нераспространением».

 

Известия. – 1991. – 9 дек.

 

Будапештское заявление государств–участников Варшавского Договора

Февраля 1991 г.

«Страны Европы освобождаются от наследия прошлого, связанного с эрой конфронтации и раскола континента. Парижская хартия провозгласила новую эпоху демократии, мира и единства в Европе. Государства — участники общеевропейского процесса – строят дружественные отношения при уважении десяти принципов хельсинского Заключительного акта и на основе общей приверженности демократии, верховенству права и правам человека.

Двадцать два государства, подписавшие договор об обычных вооруженных силах в Европе, заявили в совместной декларации, что они больше не являются противниками, будут строить новые отноше­ния партнерства и сотрудничества. Было подтверждено, что каждое государство имеет право быть или не быть участником Союзного договора. Прекращение раскола Европы открывает историческую возможность придать новое качество отношениям в сфере безопасности при полном уважении сохраняющейся за каждым государством свобо­ды выбора.

С учетом происходящих в Европе глубоких перемен и в осуществле­ние решений Московского совещания ПКК от 7 июня 1990 г. государства — участники Варшавского Договора, действуя как суверенные и равноправные государства, решили упразднить его военные органы и структуры к 31 марта 1991 г.

Участники совещания отметили, что это решение призвано способ­ствовать дальнейшему снижению военных потенциалов в Европе и переходу от блоковых к общеевропейским структурам безопасности в духе договоренностей, достигнутых на Парижской встрече СБСЕ на высшем уровне.

В новой обстановке развитие отношений между государствами, представленными на совещании, будет последовательно переводиться на двустороннюю основу. Это отвечает как взаимной заинтересованности в партнерских, дружественных отношениях, так и современном европейским реалиям».

 

Совет. Россия.– 1991. – 26 февр.

Пражский протокол о прекращении действия договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве

14 мая 1955 г., и протокол о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 г. в Варшаве

 

«Государства, являющиеся договаривающимися сторонами Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве 14 мая 1955 г.,

принимая во внимание глубокие изменения, происходящие в Европе, которые означают окончание конфронтации раскола континента,

намереваясь с учетом новой обстановки активно развивать отноше­ния между собой на двусторонней и, по мере заинтересованности, на многосторонней основе,

отмечая значение Совместной декларации 22 государств, подписав­ших Договор об обычных вооруженных силах в Европе и заявивших, что они больше не являются противниками и будут строить новые отношения партнерства и сотрудничества,

решив способствовать постепенному переходу к общеевропейским структурам безопасности, исходя из соглашений, достигнутых на Парижской встрече СБСЕ в верхах в ноябре 1990 г., договорились о следующем.

 

Статья 1

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан­ный в Варшаве 14 мая 1955 г. (далее Варшавский Договор) и Протокол о продлении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный 26 апреля 1985 г. в Варшаве, прекращают свое действие в день вступления в силу настоящего Протокола.

Статья 2

Стороны настоящего Протокола заявляют, что они не имеют друг к другу никаких имущественных претензий, вытекающих из Варшавского Договора.

 

Известия. – 1991. – 2 июля.

 

ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА

О перестройке

 

«Менее семи лет прошло от избрания М. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС до сложения им с себя обязанностей президента СССР в связи с формально–правовым прекращением существования этого государства, произошедшим вопреки его воле. За короткий промежуток времени грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены потрясли самую большую страну мира, не только сверху до низу перетряхнув всю совокупность утвердившихся после октября 1917 г. государственных и экономических структур, но и коренным образом изменив европейский и даже всемирный порядок, поддерживавшийся с конца Второй мировой войны и изуродованный непримиримым антагонизмом капиталистического Запада и социалистического Востока».

 

 

Верт Н. История Советского государства. – М., 2002. – С. 490.

 

«К осени 1990 г. уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее – и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны – не была решена ни одна из трех вставших после 1985 г. ключевых проблем:

– проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;

– проблема создания рыночной экономики….

– проблема федеративного договора».

 

Там же. – С. 518.

 

 

Об обстоятельствах, вызвавших распад СССР

«…ГКЧП объявил о своем намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. Чрезвычайное положение устанавливалось на шесть месяцев, вводилась цензура….

Неудача попытки государственного переворота, продемонстрировавшая невероятный рост общественного сознания и политической зрелости масс (главный фактор, проигнорированный путчистами, убежденными в своей способности безнаказанно повторить «дворцовый переворот» 14 октября 1964 г., в результате которого был устранен Хрущев), резко ускорила распад СССР, привела к утрате Горбачевым его влияния и власти, к упразднению прежних институтов центральной власти. В последовавшие за провалом путча дни восемь республик заявили о своей независимости, а три Прибалтийские республики, уже добившиеся их признания международным сообществом, 6 сентября были признаны и Советским Союзом. …Деятельность КПСС была приостановлена, а несколько недель спустя и вовсе запрещена Ельциным. За счет изъятия из компетенции КГБ ряда важных функций и управлений эта организация была сильно сокращена. Произошло полное обновление политического истеблишмента (от руководителей средств массовой информации до членов правительства), в который пришли реформаторы и приближенные Ельцина, сразу же закрепившие новое положение рядом постановлений парламента».

 

Верт Н. История Советского государства. М., 2002. – С. 527–528.

 

«Общественная организация восточного типа, приобретшая на индустриальной стадии тоталитарный характер, доказала свою низкую эффективность при ослаблении насилия, неспособность к саморазвитию. Разложение этой системы шло уже несколько десятилетий.

Известно, что становым хребтом системы власти в СССР являлся партийный аппарат, а сама коммунистическая партия представляла собой мощную корпорацию, консолидирующую все общество. СССР и КПСС были связаны между собой как сиамские близнецы».

 

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005. –

С. 721.

 

«Распад КПСС привел к разрушению партийно–государственных структур, на которых держался СССР. Огромная страна моментально развалилась: на протяжении осени 1991 г. образовалось полтора десятка самостоятельных государств. Третий в истории Hоссийского государства произошел в более «мягкой» форме – на национально–государственные образования. Но негативные последствия все равно были существенны: разрыв связей, моментальный раскол унитарного экономического, политического и культурного пространства нанесли урон всем народам. В особенно тяжелое положение попали русскоязычные анклавы, которые в одночасье оказались за границей».

 

 

Там же. – С. 724.

 

 

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

1. Охарактеризуйте экономическое, социальное, политическое, международное положение СССР к началу перестройки. Какие идеологические противоречия накопились к этому периоду?

2. Почему анализ ситуации в стране, сделанный недавно избранным Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым на апрельском (1985 год) Пленуме ЦК вызвал в обществе эффект «разорвавшейся бомбы»?

3. Почему аналитики утверждали, что к середине 80–х годов СССР фактически проиграл в мировом экономическом соревновании двух систем, несмотря на то, что вызов капитализму был брошен уже в первые годы после создания нового государства?

4. В советской и западной научной и публицистической литературе утверждалось, что советская модель утратила свою привлекательность и перестала быть реальным фактором, влияющим на выбор путей социально–экономического развития населением других стран. Какие факторы могли повлиять на утрату привлекательности советского образца?

5. Трудно говорить, была ли у нового Генерального секретаря политическая программа необходимых преобразований, но была очевидной необходимость преодоления многих старых подходов. Какие кадровые изменения были проведены в высшем руководстве страны, для того, чтобы преодолеть инерцию мышления и деятельности?

6. Первоначально решение многих проблем виделось на путях ускорения социально–экономического развития страны. В чем была суть этого курса, и в чем заключались его ограниченные возможности?

7. Чем была обусловлена необходимость провозглашения в дальнейшем курса на проведение перестройки? Каковы ее цели, задачи, предполагаемые результаты?

8. Какой принципиально новый подход к проведению внешней политики был провозглашен в условиях перестройки?

9. Какие насущные проблемы советского общества предполагалось полностью решить к 2000 году?

10. Высшее руководство партии и страны в новом составе продемонстрировало готовность отказываться от стереотипов мышления и и принятых ранее ошибочных решений. Реализация, какого экологически опасного проекта была прекращена в августе 1986 г.?

11. В рассматриваемый период было восстановлено гражданство некоторых лиц, вынужденных ранее выехать за пределы СССР. Назовите несколько известных Вам деятелей искусства, литературы, других сфер деятельности, которым было возвращено советское гражданство.

12. Каким образом в годы перестройки были пересмотрены решения по политическим процессам 30–х годов, по насильственному выселению народов–«предателей» с мест традиционного проживания, дана новая правовая и политическая оценка советско–германского договора 1939 г. о ненападении, и решение о выведении советских войск из Афганистана?

13. Попытайтесь ответить на вопрос, почему реализация формально логичных и правильных задач перестройки дала совершенно неоднозначные, а в ряде случаев крайне негативные результаты. Покажите это на конкретных примерах.

14. Почему в условиях признания ошибок и произвола в решении национальных проблем в стране вместо ожидаемого успокоения стала подниматься волна национальных движений как против государства, так и против соседних народов?

15. Какие процессы внутри правящей партии стали происходить под влиянием неоднозначных результатов перестройки?

16. Какие меры по поощрению индивидуально–трудовой деятельности, развитию личных подсобных хозяйств, организации работ кооперативов были предприняты в годы перестройки?

17. Один из священнослужителей писал, что Господь наслал испытания на безбожную страну. Какие природные катаклизмы и техногенные катастрофы унесли жизни многих людей, привели к подрыву доверия населения к способности высшего руководства страны решать насущные проблемы общества?

18. Каким образом на XIX партийной конференции и после ее проведения были скорректированы представления сторонников М.С. Горбачева о целях, задачах и способах проведения перестройки в части реформ политической системы страны, демократизации общества, гласности и правовой реформы, регулирования межнациональных отношений?

19. Попытки руководства партии и страны добиться нормализации межнациональных отношений не увенчались успехом. Какие республики СССР приняли решение о своем суверенитете, что стало первым шагом к распаду единого многонационального государства?




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.056 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7