Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Древнейшие истоки русской художественной культуры



2015-12-06 4178 Обсуждений (0)
Древнейшие истоки русской художественной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Археологические открытия последних лет свидетельствуют, что еще задолго до образования Киевского государст­ва славяне создали самобытную художественную культуру.

Древнерусское искусство — искусство X—XVII веков — формировалось в период сложения и укрепления фео­дальных социально-экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточнославянских племен. Но об искусстве восточных славян, которое в свою очередь находилось в контакте с худо­жественной культурой античных колоний Причерноморья, мы можем су­дить лишь по неполным археологическим данным и косвенным упомина­ниям в письменных источниках. Достоверно известно, что в дофеодальный период языческие храмы-святилища, построенные из глины и дерева, укра­шались резьбой и росписью.

Сохранившиеся памятники тех далеких времен говорят нам о существовании скульптуры (она почти вся была уничтожена с введением христианства как принадлежность отживающего идолопоклон­ства). Высокий уровень развития прикладного искусства обнаруживают, например, ювелирные изделия из бронзы и серебра, которые искусно укра­шались геометрическим, зооморфным (изображением людей, зверей и птиц) и растительным орнаментами.

Христианское вероучение рассматривает храмовое сооружение как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала веду­щим видом искусства. Икона, например, формируясь в иконостасы, выступает в качестве непосредственного слагаемого архит. сооружения.

Древнейшие истоки русского искусства уходит своими корнями в глубины I тысячелетия н. э., в те времена, когда по Восточной Европе пере­двигались многочисленные славянские племена.

Древнейшие из известных памятни­ков восточнославянского искусства от­носятся к III — VI вв.

Прикладное искусство восточных сла­вян известно нам гораздо лучше, чем дру­гие формы их художественного творчества. Оно было самым массовым и оказалось наиболее стойким в борьбе с христианской идеологией, сумев донести некоторые свои черты до сегодняшних дней. Фибулы и под­вески, браслеты и височные кольца, пред­меты быта и игрушки, посуда — все эти из­делия в руках народных мастеров нередко становились подлинными произведениями искусства. Их декоративные элементы были тесно связаны с господствовавшим языческим мировоззрением.

Культовые изваяния славян не имели унифицированной «иконографии». Каж­дый памятник такого рода обладает каки­ми-то своими индивидуальными чертами. Идолы могли быть погрудными или в рост. Чаше же, видимо, изображалась одна голова на длинном деревянном или камен­ном древке-столпе, как об этом сообщают средневековые арабские писатели.

Самая знаменитая из восточнославян­ских скульптур - Збручский идол IX— X вв., поставленный на холме над рекой Збруч, на границе племен волынян, белых хорватов, бужан и тиверцев. Это стесанный на четыре грани большой каменный столп, каждая сторона которого покрыта барель­ефными изображениями, когда-то раскра­шенными. Верхний ярус занимают фигуры богов и богинь с одинаковыми безбороды­ми лицами, длинными волосами, но с раз­личными атрибутами. Характерно, что самой важной чертой могущества божества сла­вян-земледельцев является дарование изо­билия, символизированного рогом в руке одной из фигур.

Конструкция и архитектура языче­ских святилищ были весьма разнообразны, но до сих пор они плохо изучены. Неболь­шое святилище, по-видимому, женского божества, раскопано на реке Гнилопять под Житомиром. Оно представляет собой вытянутую с севера на юг и углубленную на полметра в материк ровную плошадку причудливой формы, на которой просмат­риваются контуры женской фигуры.

Славянская колонизация дала мощный толчок развитию производительных сил края. Славяне несли с собой более высокий уровень общественных отношений и более прогрессивные способы хозяйства, прежде всего земледелия, которое стало основным занятием населения. Глубокие исторические традиции древнейшего русского деревянного зодчества отражали эстетические представления русского народа. Накануне превращения христианства в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества и его выдающихся худ. и конструктивных особенностей.

В 9-10 в. зодчество стало развиваться по новому руслу. Расширение внешних связей познакомило Древнюю Русь с арх-рой других стран. Из укреплений и поселений развивались города. С конца 9-начала 10 века стали развиваться каменные крепостные стены (Изборкс, Старая Ладога). Доминанта – Кремль. В распространении на Руси каменной монументальной арх-ры огромную роль сыграли византийские мастера.

Византийское зодчество еще в VI веке создало классический тип крестово-купольного храма. Его основой является прямо­угольник с четырьмя столпами, несущими главу и членящими внутреннее прост­ранство здания на девять частей. Примы­кающие к подкулольному квадрату и кры­тые полуциркульными сводами ячейки образуют крестообразную основу плана: угловые части перекрывались купольны­ми и полуциркульными сводами. С вос­тока примыкали граненые или полукруг­лые помещения алтаря, жертвенника и дьяконника — апсиды. Алтарь отделялся невысокой преградой (зачаток поздней­шего иконостаса). В западной части хра­ма устраивалось помещение второго яру­са — хоры, открытые в помещение для молящихся. Внутри храм богато укра­шался мозаикой и фресками, поражал отделкой полов, панелей и входов поли­рованным камнем и инкрустацией, рельефная резьба по камню и драгоценная утварь завершали синтез всех видов искусств.

Самый ранний из сохранившихся храмов Новгорода – собор Святой Софии (1045-1050). Строгий силуэт храма увенчан пятью куполами. Первоначально стены храма не были оштукатурены, поэтому облик этого сооружения был мощным и суровым.

Во второй половине 12 века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных сооружений появляются небольшие по величине и скромные по внешнему виду храмы. Решительно изменился и интерьер храма – внутреннее пространство храма стало более целостным и менее расчлененным. А снаружи храм становится монолитнее и проще.

Снаружи храм также становится мо­нолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются узким щелевидном хо­дом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества, в новгород­ской архитектуре с конца 12 до начала 16 века совершенно исчезает.

Первая дошедшая до нас постройка нового типа – церковь Благовещения у деревни Аркажи под Новгородом. Храм имеет квадратный план с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне. Внутри 4-ре столба поддерживают купол.

Особенная система кладки из чередующихся рядов камня и кирпича продержались в Новгороде до 13 века.

( Храм Покрова на Нерли – 1165 г., - резьба по камню на фасадах)

Уникальный ход развития культуры и искусства владимиро-суздальского княжества был прерван нашествием монголо-татар. К сожалению, в последующие годы традиции этого княжества не смогли возродиться, особенно это относиться к рельефному архитектурному декору.

Но это не мешает заявить о том, что культура и искусство Древней Руси были самобытными и величественными.

 

 



2015-12-06 4178 Обсуждений (0)
Древнейшие истоки русской художественной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Древнейшие истоки русской художественной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)