ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА
Северо-Западный государственный медицинский университет Им. И.И. Мечникова Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права
Рабочая тетрадь по ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов СЗГМУ им. И.И. Мечникова
Санкт-Петербург
УДК 94 (47) (075.8) (06) С 89
Селезнев В.Д., Сушко А.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета и медико-профилактического факультетов СЗГМУ им. И.И. Мечникова. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012 – 80 с.
Рецензент: Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.
Рекомендовано к печати Ученым советом СЗГМУ им. И. И. Мечникова ВВЕДЕНИЕ
Изучение «Истории Отечества» является составной частью в гуманитарной подготовке специалистов в вузах всех профилей, в том числе медицинских. Его цель – формирование современного, немифологизированного исторического знания, общей культуры, гражданских и нравственных качеств, усвоение смысла и логики всемирно-исторического процесса, основных этапов, типов и тенденций в развитии мировой цивилизации и России как её составной части. В наше время происходит возрождение интереса к истории. Он объясняется стремлением разобраться в современных событиях и лучше ориентироваться в мире, обрести прочную опору в прошлом, в отечественной и мировой истории. Историческое знание всегда составляло важнейший аспект самосознания общества. Понять самих себя можно лишь в исторической ретроспективе. Поэтому пробуждение гражданских чувств у наших соотечественников вполне естественно сопровождается интенсивным поиском своих корней. История – это коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной. В результате изучения курса студент должен уметь понимать характер истории как науки и её место в системе гуманитарного знания; иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации; уметь работать с научно-исторической литературой, иметь навыки сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала, иметь представление об источниках исторического знания. Задачами изучения курса являются также осмысление взаимосвязи общеисторических, общецивилизационных тенденций, процессов и их своеобразного преломления в историческом развитии России; ознакомление студентов с современными достижениями отечественной и зарубежной историографии; понимание противоречивости исторического процесса, его альтернативности, неизбежности многообразия в подходах, концепциях и оценках в исторической науке; выработка у студентов аргументированной, собственной позиции в дискуссионных вопросах истории и историографии. Одна из главных задач курса – правильное восприятие студентами современных преобразований в стране в свете её общецивилизационного опыта, происходящей интеграции России в мировое сообщество и выполнения ею своей исторической, общечеловеческой миссии. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, в нём вычленяются узловые вопросы, в том числе дискуссионные, раскрывается социальная, политическая, церковно-религиозная, культурно-историческая и внешнеполитическая проблематика, используется новая учебная, монографическая, документальная, мемуарная литература. Учебный процесс по предмету «История Отечества» включает лекционный курс, семинарские занятия, различные виды самостоятельной работы студентов и формы участия в семинарах, текущий контроль (в том числе тестовый, а также письменные контрольные работы), балльную систему учёта работы студента в семестре, зачёт. На занятиях широко используется дискуссионный метод обсуждения вопросов, предполагающий владение студентами учебным материалом. Поэтому посещение лекций и их конспектирование является обязательным и также учитывается в балльной системе. Одной из распространённых форм самостоятельной работы студентов и участия в семинаре является подготовка и чтение докладов по одному из конкретных вопросов, связанных с обсуждаемой на занятии темы. В настоящем пособии вместе с планами занятий предлагается примерная тематика докладов и минимум литературных источников для их подготовки (при необходимости он может быть дополнен как с помощью преподавателя, так и самостоятельно). Доклад должен основываться на современной научно-исторической литературе, изложение доклада может быть как в форме устного выступления, рассказа (10 – 12 минут), так и виде реферативного текста. В обоих случаях он должен раскрывать избранную тему, быть убедительным, хорошо воспринимаемым и побуждать аудиторию к дискуссии. Для этого требуется определённая подготовительная работа над докладом: подбор источников или их фрагментов, определение плана и логики изложения, перечня фактов, содержания и выводов. Докладчик, кроме того, должен быть готовым ответить на вопросы аудитории в рамках темы. Другая, более сложная форма самостоятельной работы студентов по истории – написание реферата, представляющего собой письменную работу по избранной теме. Тему реферата студент выбирает из содержащегося в данном пособии примерного перечня или же самостоятельно, она заранее согласовывается с преподавателем (как и план реферата) и должна быть актуальной. Реферат может быть разного типа: краткое обобщение использованных первичных материалов, пересказ главного содержания прочитанных по теме книг, статей; самостоятельная интерпретация проработанных источников. Основные требования к реферату: самостоятельная работа с научно-историческими источниками (не менее трёх-пяти) и соблюдение требований к письменному оформлению работы – объём не менее 18 страниц машинописного текста, наличие титульного листа, введения, плана, заключения, сносок при цитировании, списка действительно проработанной, использованной литературы с указанием выходных данных. Основные положения реферата могут быть представлены (защищены) на семинаре или же в ходе индивидуального собеседования с преподавателем на зачётном занятии. При оценке реферата учитывается как содержание, структура, качество и оформление текста, так и объём глубина знаний студента по теме представленного реферата. ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ План семинарского занятия: 1. Типология исторических источников. 2. Вспомогательные исторические дисциплины. 3. Русские историки XVII-XX века. 4. Восточные славяне, язычество.
Темы докладов и сообщений: 1. Вспомогательные исторические дисциплины (археология, палеография, этнография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика, сфрагистика, историческая антропология, нумизматика – по выбору студента). 2. Летопись – древнейший тип исторического источника. 3. Мемуары как вид исторического источника. 4. Биографии русских историков (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров – по выбору студента). 5. Расселение, общественный строй, занятия восточных славян. 6. Язычество у восточных славян.
Основная литература:
1. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл.1. 2. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 1, 2, 3. Дополнительная литература:
1. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 2001. 2. Гаврилов Д., Ермаков С. Боги славянского и русского язычества. М., 2009. 3. Гагин И.А. Новейшие оценки «Истории Российской» В.Н. Татищева. // Вопросы истории 2008. № 10. С. 45-47. 4. Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 2002. 5. Каменцева Е., Устюгов Н. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974. 6. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2009. 7. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2010. 8. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001. 9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2009. 10. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003. 11. Левко О.Н. Введение в археологию. М., 2009. 12. Левочкин И.В. Основы русской палеографии. М., 2003. 13. Рыбаков С.В. В.Н. Татищев в зеркале русской историографии. // Вопросы истории. 2007. № 4. С. 25-26. 14. Цимбаев Н. Сергей Соловьев. М., 2000. 15. Янин В.Л. Древнее славянство и археология Новгорода // Вопросы истории. 1992. № 10. С. 34-38. Тест №1
1. Нумизматика – это а) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая бумажные деньги; б) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая появление первых монет; в) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения; г) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая материалы, используемые для изготовления монет.
2. Остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества это: а) археологические находки; б) исторический источник; в) орудия труда; г) архитектурное сооружение.
3. Палеография – это а) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая бумажные денежные знаки и надписи на них; б) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии; в) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая легенды монет; г) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая письменные исторические источники, их виды, типы, классификации.
4. Антропонимика изучает: а) географические названия; б) личные имена и их системы в историческом развитии; в) клички животных; г) имена божеств.
5. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры — длины, площади, объема и веса — в их историческом развитии и взаимной связи. а) генеалогия; б) ономастика; в) метрология; г) хронология..
6. Какой девиз был начертан в гербе СССР? а) «С нами Бог!»; б) «Весь мир насилья мы разрушим»; в) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»; г) «В борьбе обретешь ты право свое»
7. Печать – основной объект изучения такой вспомогательной дисциплины как: а) нумизматика; б) метрология; в) вексиллография; г) сфрагистика.
8. Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла? а) из Золотой Орды; б) из Священной Римской (Германской) империи; в) из Балканских стран; г) из Византии.
9. Древнейшим материалом для письма являлись: а) береста; б) бумага; в) пергамент; г) картон.
10. Составление нисходящего родословия начинают а) с деда; б) с самого себя; в) с отца; г) с самого отдаленного предка.
11. Самая маленькая древнерусская единица измерения длины: а) локоть; б) пядь; в) верста, г) пядь с кувырком.
12. Хронология изучает: а) исторические события; б) эры; в) системы времяисчесления; г) даты крупных исторических событий.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (880)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |