Контрольное задание № 3
1. В чем проявились наиболее негативные последствия татаро-монгольского ига? Объясните. ______________ 2. Выявите факторы, содействовавшие возвышению Москвы и превращению ее в центр притяжения русских земель. __________ 3. Заполните таблицу. Основные сражения русских воинов с монголо-татарами.
4. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу. А) стояние на реке Угре Б) поход Тохтамыша на Москву В) образование Золотой Орды Г) битва на реке Воже
5.Какие альтернативы реформирования страны существовали в середине 50-х годов XVI в.? __________
6. Чем можно объяснить усиление роли государства в экономической и духовной жизни страны при Иване IV? Какие факты говорят об этом? __________
7. Дайте определение понятий: Местничество _____________________ Боярская Дума_____________________ Бояре_____________________________ Посольский приказ_________________ Разбойничий приказ________________ Челобитный приказ_________________ Земский Собор_____________________ Судебник__________________________ Юрьев день________________________ Заповедные лета____________________ Урочные лета______________________
8. Под влиянием каких причин шел процесс закрепощения крестьян в XVI в.? ______ ТЕМА № 4. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ План семинарского занятия: 1. Смутное время. 2. Начало династии Романовых, преодоление смуты. 3. Соборное уложение 1649 года. 4. Крепостное право, церковная реформа, воссоединение Украины с Россией, народные движения, усиление централизации власти.
Темы докладов и сообщений:
1. К. Минин и Д. Пожарский 2. Борис Годунов. 3. Самозванцы в России 4. Первые цари новой династии (Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович). 5. Церковная реформа и церковный раскол в России. 6. Земские соборы в России. 7. Народные движения в XVII веке. 8. Богдан Хмельницкий. Воссоединение Украины с Россией.
Основная литература:
3. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл.3. 4. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 11, 12. Дополнительная литература:
1. Аракчеев В.А. Закрепощение крестьян в России в конце XVI- начале XVII в. // Вопросы истории. 2009. №1. С.55-59. 2. Зыбелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. М., 1999. 3. Исаков Л.А. Спорные вопросы русской военной истории середины XVII века. // Вопросы истории. 2005. №1. С. 67-71. 4. Карташов А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 2. М., 1991. 5. Медушевский А.Н. Российская государственность ХVII-ХIX вв. в сравнительно-историческом освещении // Вестник высшей школы. 1990. № 1-4. С. 78-88. 6. Морозова Л.Е. Борис Фёдорович Годунов // Вопросы истории. 1998. №1. С. 53-59. 7. Морозова Л.Е. Михаил Фёдорович // Вопросы истории. 1992. № 1. С. 56-63. 8. Нефедов С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII века. // Вопросы истории. 2004. №4. С. 25-30. 9. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждение в России. Л., 1969. 10. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Курс лекций. М., 2004. 11. Пенской В.В. Попытка военных реформ в России начала XVII века. // Вопросы истории. 2003. №11. С. 51-57. 12. Пресняков А.С. Российские самодержцы. М., 1990. 13. Сахаров А.Н. Образование и развитие Российского государства в XIV - XVII вв. М., 1969. 14. Сахаров А.Н. Степан Разин (Хроника XVII в.). М., 1987. 15. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. М., 1981. 16. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1989. 17. Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. Л., 1985. 18. Сорокин ЮА. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. № 4-5. С.49-55. 19. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978. 20. Шапиро А.Л. Русское крестьянство накануне закрепощения. Л., 1987. Тест №4 1. Какие задачи ставили перед собой в XVII в. первые Романовы? а) борьба с ханствами, образовавшимися в результате распада Золотой Орды, а также с Литвой и Ливонским орденом; преодоление пережитков феодальной децентрализации; б) ликвидация военной угрозы со стороны Швеции и Польши; преодоление хозяйственной разрухи, стабилизация экономической и политической ситуации, а также международного положения России; в) борьба за выход к Балтийскому морю, поощрение внутренней и внешней торговли; г) развитие мануфактур с наемной рабочей силой, расширение отношений с Западом.
2. Чем закончился конфликт во взаимоотношениях светской власти и церкви в XVII в.? а) установлением теократического правления (присвоение церковными иерархами функций светской власти); б) торжеством монархического принципа над теократическими принципами патриарха Никона; в) компромиссом во взаимоотношениях светской власти и церкви; г) отделением русской церкви от государства.
3. Что явилось причиной Смутного времени на рубеже XVI-XVII вв.? а) династический кризис в связи с пресечением династии потомков Ивана Калиты; б) польско-шведская интервенция, направленная против России; в) социальное напряжение, вызванное опричным террором и усилением закрепощения крестьян; слом механизмов управления государством и хозяйственная разруха, возникшие в результате введения опричнины; г) появление самозванцев на русском престоле.
4. В чем проявились новые явления в экономической жизни России во второй половине XVII в.? а) в росте налогообложения, б) в окончательном закрепощении крестьян, в государственном сыске беглых, в городских восстаниях и крестьянской войне под предводительством Степана Разина; в) в прекращении созыва земских соборов, усилении значения приказной системы, росте бюрократии, укреплении государственного контроля над церковью; г) в росте товарности сельского хозяйства, в процессе превращения ремесла в мелкое товарное производство, в появлении первых мануфактур.
5. Укажите событие, относящееся к первой четверти XVII столетия: а) опричнина; б) избрание Михаила Романова на царство; в) Ливонская война; г) крестьянская война под предводительством Степана Разина.
6. Каковы причины церковного раскола в XVII в.? а) действия патриарха Никона к осуществлению идеи превосходства церковной власти над светской; б) попытки патриарха Никона объединить весь православный мир; в) ликвидация патриархом Никоном особенностей богослужения, отличавших русскую церковь от других патриархатов, копирование константинопольского церковного обихода; г) не желание патриарха считаться с патриотическими чувствами своих соотечественников, их предубеждениями против всего иноземного.
7. В чем проявилась в XVII в. эволюция сословно-представительной монархии России в абсолютную? а) в активном привлечении к управлению Боярской Думы и Земских соборов; б) в новых явлениях в жизни страны: росте товарности сельского хозяйства, процессе превращения ремесла в мелкое товарное производство, появлении первых мануфактур; в) в прекращении созыва Земских соборов, усилении значения приказной системы, росте бюрократии, укреплении государственного контроля над церковью; г) в усилении боярского сословия.
8. Какое из названных событий произошло позже других? а) правление Василия Шуйского; б) «Угличская драма»; в) правление Лжедмитрия I; г) воцарение династии Романовых.
9. Кого в период Смуты в начале XVII века называли «тушинским вором»? а) Лжедмитрия II; б) Василия Шуйского; в) Ивана Болотникова; г) Ивана Заруцкого.
10. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII веке? а) «Слово о полку Игореве»; б) «Задонщина»; в) «Житие протопопа Аввакума»; г) «Хождение за три моря».
11. Какая дата связана с образованием второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты? а) 1589 г.; б) 1612 г.; в) 1662 г.; г) 1701 г.
12. Что из названного было последствием церковной реформы XVII века, проведенной Никоном? а) учреждение патриаршества; б) церковный раскол; в) секуляризация церковных земель; г) учреждение Синода.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |