Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Контрольное задание № 3




 

1. В чем проявились наиболее негативные последствия татаро-монгольского ига? Объясните.

______________

2. Выявите факторы, содействовавшие возвышению Москвы и превращению ее в центр притяжения русских земель.

__________

3. Заполните таблицу.

Основные сражения русских воинов с монголо-татарами.

XIII в. XIV в. XV в.
     
     
     
     
     
     
     

 

4. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу.

А) стояние на реке Угре

Б) поход Тохтамыша на Москву

В) образование Золотой Орды

Г) битва на реке Воже

 

       

 

 

5.Какие альтернативы реформирования страны существовали в середине 50-х годов XVI в.?

__________

 

6. Чем можно объяснить усиление роли государства в экономической и духовной жизни страны при Иване IV? Какие факты говорят об этом?

__________

 

7. Дайте определение понятий:

Местничество _____________________

Боярская Дума_____________________



Бояре_____________________________

Посольский приказ_________________

Разбойничий приказ________________

Челобитный приказ_________________

Земский Собор_____________________

Судебник__________________________

Юрьев день________________________

Заповедные лета____________________

Урочные лета______________________

 

8. Под влиянием каких причин шел процесс закрепощения крестьян в XVI в.?

______

ТЕМА № 4. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ

План семинарского занятия:

1. Смутное время.

2. Начало династии Романовых, преодоление смуты.

3. Соборное уложение 1649 года.

4. Крепостное право, церковная реформа, воссоединение Украины с Россией, народные движения, усиление централизации власти.

 

Темы докладов и сообщений:

 

1. К. Минин и Д. Пожарский

2. Борис Годунов.

3. Самозванцы в России

4. Первые цари новой династии (Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович).

5. Церковная реформа и церковный раскол в России.

6. Земские соборы в России.

7. Народные движения в XVII веке.

8. Богдан Хмельницкий. Воссоединение Украины с Россией.

 

Основная литература:

 

3. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл.3.

4. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 11, 12.

Дополнительная литература:

 

1. Аракчеев В.А. Закрепощение крестьян в России в конце XVI- начале XVII в. // Вопросы истории. 2009. №1. С.55-59.

2. Зыбелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. М., 1999.

3. Исаков Л.А. Спорные вопросы русской военной истории середины XVII века. // Вопросы истории. 2005. №1. С. 67-71.

4. Карташов А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 2. М., 1991.

5. Медушевский А.Н. Российская государственность ХVII-ХIX вв. в сравнительно-историческом освещении // Вестник высшей шко­лы. 1990. № 1-4. С. 78-88.

6. Морозова Л.Е. Борис Фёдорович Годунов // Вопросы истории. 1998. №1. С. 53-59.

7. Морозова Л.Е. Михаил Фёдорович // Вопросы истории. 1992. № 1. С. 56-63.

8. Нефедов С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII века. // Вопросы истории. 2004. №4. С. 25-30.

9. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждение в России. Л., 1969.

10. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Курс лекций. М., 2004.

11. Пенской В.В. Попытка военных реформ в России начала XVII века. // Вопросы истории. 2003. №11. С. 51-57.

12. Пресняков А.С. Российские самодержцы. М., 1990.

13. Сахаров А.Н. Образование и развитие Российского государства в XIV - XVII вв. М., 1969.

14. Сахаров А.Н. Степан Разин (Хроника XVII в.). М., 1987.

15. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. М., 1981.

16. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1989.

17. Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. Л., 1985.

18. Сорокин ЮА. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. № 4-5. С.49-55.

19. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.

20. Шапиро А.Л. Русское крестьянство накануне закрепощения. Л., 1987.

Тест №4

1. Какие задачи ставили перед собой в XVII в. первые Романовы?

а) борьба с ханствами, образовавшимися в результате распада Золотой Орды, а также с Литвой и Ливонским орденом; преодоление пережитков феодальной децентрализации;

б) ликвидация военной угрозы со стороны Швеции и Польши; преодоление хозяйственной разрухи, стабилизация экономической и политической ситуации, а также международного положения России;

в) борьба за выход к Балтийскому морю, поощрение внутренней и внешней торговли;

г) развитие мануфактур с наемной рабочей силой, расширение отношений с Западом.

 

2. Чем закончился конфликт во взаимоотношениях светской власти и церкви в XVII в.?

а) установлением теократического правления (присвоение церковными иерархами функций светской власти);

б) торжеством монархического принципа над теократическими принципами патриарха Никона;

в) компромиссом во взаимоотношениях светской власти и церкви;

г) отделением русской церкви от государства.

 

3. Что явилось причиной Смутного времени на рубеже XVI-XVII вв.?

а) династический кризис в связи с пресечением династии потомков Ивана Калиты;

б) польско-шведская интервенция, направленная против России;

в) социальное напряжение, вызванное опричным террором и усилением закрепощения крестьян; слом механизмов управления государством и хозяйственная разруха, возникшие в результате введения опричнины;

г) появление самозванцев на русском престоле.

 

4. В чем проявились новые явления в экономической жизни России во второй половине XVII в.?

а) в росте налогообложения,

б) в окончательном закрепощении крестьян, в государственном сыске беглых, в городских восстаниях и крестьянской войне под предводительством Степана Разина;

в) в прекращении созыва земских соборов, усилении значения приказной системы, росте бюрократии, укреплении государственного контроля над церковью;

г) в росте товарности сельского хозяйства, в процессе превращения ремесла в мелкое товарное производство, в появлении первых мануфактур.

 

5. Укажите событие, относящееся к первой четверти XVII столетия:

а) опричнина;

б) избрание Михаила Романова на царство;

в) Ливонская война;

г) крестьянская война под предводительством Степана Разина.

 

6. Каковы причины церковного раскола в XVII в.?

а) действия патриарха Никона к осуществлению идеи превосходства церковной власти над светской;

б) попытки патриарха Никона объединить весь православный мир;

в) ликвидация патриархом Никоном особенностей богослужения, отличавших русскую церковь от других патриархатов, копирование константинопольского церковного обихода;

г) не желание патриарха считаться с патриотическими чувствами своих соотечественников, их предубеждениями против всего иноземного.

 

7. В чем проявилась в XVII в. эволюция сословно-представительной монархии России в абсолютную?

а) в активном привлечении к управлению Боярской Думы и Земских соборов;

б) в новых явлениях в жизни страны: росте товарности сельского хозяйства, процессе превращения ремесла в мелкое товарное производство, появлении первых мануфактур;

в) в прекращении созыва Земских соборов, усилении значения приказной системы, росте бюрократии, укреплении государственного контроля над церковью;

г) в усилении боярского сословия.

 

8. Какое из названных событий произошло позже других?

а) правление Василия Шуйского;

б) «Угличская драма»;

в) правление Лжедмитрия I;

г) воцарение династии Романовых.

 

9. Кого в период Смуты в начале XVII века называли «тушинским вором»?

а) Лжедмитрия II;

б) Василия Шуйского;

в) Ивана Болотникова;

г) Ивана Заруцкого.

 

10. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII веке?

а) «Слово о полку Игореве»;

б) «Задонщина»;

в) «Житие протопопа Аввакума»;

г) «Хождение за три моря».

 

11. Какая дата связана с образованием второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?

а) 1589 г.;

б) 1612 г.;

в) 1662 г.;

г) 1701 г.

 

12. Что из названного было последствием церковной реформы XVII века, проведенной Никоном?

а) учреждение патриаршества;

б) церковный раскол;

в) секуляризация церковных земель;

г) учреждение Синода.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)