ТЕМА № 6. РОССИЯ В XIX ВЕКЕ
План семинарского занятия: 1. Социально-экономическое развитие России на рубеже XVIII-XIX вв. 2. От либеральных начинаний Александра I к полицейско-бюрократическому режиму Николая I. 3. Либеральные реформы Александра II. 4. Контрреформы Александра III. 5. Внешняя политика России в XIX веке.
Темы докладов и сообщений:
1. Российские монархи (Александр I, Николай I, Александр II, Александр III) и государственные деятели. 2. Отечественная война 1812 года. 3. Движение декабристов: причины, цели, значение. 4. Западники и славянофилы 40 – 50-х годов. 5. Либеральные реформы 60 – 70-х годов. 6. Российский консерватизм, либерализм, радикализм. 7. Земская медицина.
Основная литература:
1. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл. 4, 5. 2. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 15, 16, 17, 18. Дополнительная литература:
1. Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы, культура. М., 1996. 2. Андреева Т.В. Русское общество и 14 декабря 1825 г. // Отечественная история. 1993. №2. С.25-32. 3. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. М., 1990. 4. Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема // Отечественная история. 1994. № 4-5. 5. Борисенок Ю.А., Олейников Д.И. Михаил Александрович Бакунин //Вопросы истории. 1994. №3. С. 51-57. 6. Великие реформы в России. 1861 – 1874. М., 1992. 7. Гордин Я. Мятеж реформаторов. М., 1989. 8. Гордин Я.А. События и люди 14 декабря. М., 1987. 9. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. 10. История Европы. М.,1993. 11. Канн Г.С. Народная воля. М, 1997. 12. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. 13. Кошман Л.В. Мещанство в России в XIX в. // Вопросы истории. 2008. №2. С.33-37. 14. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1988. 15. Либерализм в России. М., 1996. 16. Любомиров Н.С. Очерки по истории русской промышленности. М., 1947. 17. Лященко Л.М. Революционные народники. М., 1989. 18. Лященко Л.М. Царь-освободитель. М., 1994. 19. Минаков А.С. Формирование губернаторского корпуса в пореформенной России. // Вопросы истории. 2007. №12. С. 12-17. 20. Мирский М.Б. Медицина в России ХVI-ХIХ вв. М., 1996. 21. Муханов В.М. Михаил Дмитриевич Скобелев // Вопросы истории. 2004. № 10. С. 23-28. 22. Нечкина М.В. Декабристы. М., 1990. 23. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Курс лекций. М., 2004. 24. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.,1993. 25. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783 – 1883. М., 1986. 26. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990. 27. Революционеры и либералы в России. М., 1990. 28. Российские консерваторы XIX – начало XX в. М., 1997. 29. Российские реформаторы. XIX – начало XX в. М., 1995. 30. Российские самодержцы. 1801 – 1917. М., 1994. 31. Русская идея. М., 1992. 32. Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России. М., 1978. 33. Сараева Е.Л. Цивилизационные особенности России в оценках западников 1840-х гг. // Вопросы истории. 2007. №9. 34. Сахаров А.Н. Александр I. М., 1998. 35. Соловьев П.К. Ведомственная цензура в России при Николае I. // Вопросы истории. 2004. № 7. 36. Фёдоров В.А. Александр I // Вопросы истории. 1990. №1. 37. Фёдоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992. 38. Фёдоров В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. М., 1997. 39. Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1996. 40. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. В 2-х т. М., 1991. 41. Шелохаев В.В. Дискуссионные проблемы истории русского либерализма в новейшей отечественной литературе. // Вопросы истории. 2007. №5. С.22-28. 42. Шепарнёва А.И. Крымская война в освещении западников. // Вопросы истории. 2005. №9. С.66-70. Тест №6 1. Славянофилы утверждали, что: а) в русском обществе отсутствует основа для социальных конфликтов, царит единение царя и народа, гарантом нерушимости государства является самодержавие, а основой духовной жизни — православие; б) в России социализм имеет больше оснований нежели на Западе, т.к. Россия сохранила крестьянскую общину и имеет возможность с ее помощью перейти к социализму; в) идейным началом русского народа является православие, устройство российского государства возможно только на основе признания неограниченной власти царя, созыва земского собора, где народ мог выразить свое мнение, и отрицательного отношения к крепостному праву. г) славяне являются высшей расой.
2. Какое из приведенных ниже положений относится к воззрениям западников? а) выступление против деспотизма и рабства, признание за обществом права на вооруженную борьбу с тиранией; б) приверженность конституционной монархии, политическим свободам, развитию предпринимательства, отрицательное отношение к крепостному праву; в) признание императора в качестве высшей исполнительной власти, создание высшего законосовещательного органа — Государственной Думы, организация думской и судебной власти на основе принципа выборности. г) отрицание государства как такового.
3. Определите результаты крестьянской реформы 1861 г.: а) обеспечила справедливый передел земли между помещиками и крестьянами; б) разрушила общину и общинное землевладение, создав условия для ускоренного развития капитализма в деревне; в) предоставила крестьянам ряд общегражданских прав, создав условия для формирования гражданского общества; г) экспроприировала помещичьи земли и передала их в руки крестьян.
4. В XIX веке верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала а) Государственной думе; б) Государственному совету; в) императору; г) III отделению императорской канцелярии.
5. Начало медицинской помощи сельскому населению стало результатом одной из реформ 60-70-х годов XIX столетия, какой именно:
а) земской; б) судебной; в) военной; г) крестьянской.
6. Какое из приведенных ниже положений характеризует экономику России в первой половине XIX в.? а) рост товарности сельского хозяйства (главным образом за счет колонизации новых районов), начало процесса превращения ремесла в мелкое товарное производство; б) появление первых мануфактур, оформление производственной специализации районов, начало формирования всероссийского рынка; в) существование наряду с современными фабриками и заводами предприятий, находившихся на мануфактурной стадии; сдерживание развития капиталистических отношений, процесса формирования крестьян-собственников из-за сохранения помещичьего землевладения и общинного уклада; г) развитие всероссийского рынка, увеличение товарно-денежного оборота на селе, углубление специализации районов, расслоение внутри деревни, начало промышленного переворота, развитие процесса первоначального накопления капитала.
7. Проект "Конституции" Н.М. Муравьева предполагал следующие преобразования: а) ликвидацию самодержавия и крепостного права, установление конституционной монархии, сохранение помещичьей собственности на землю; б) установление конституционной монархии, введение политических свобод, развитие предпринимательства, отмена крепостного права; в) уничтожение крепостничества и самодержавия, установление парламентской республики с президентской формой правления, решение земельного вопроса путем сочетания двух форм собственности - частной и общественной; г) ликвидацию частной собственности.
8. Разработку проекта и проведение реформы государственного управления Александр II поручил а) М.М. Сперанскому; б) А.А. Аракчееву; в) С.Ю. Витте; г) М.Т. Лорис-Меликову.
9. В ряду причин, побудивших Александра I приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние а) теории «официальной народности»; б) теории общинного социализма; в) идей Просвещения; г) идей славянофильства.
10. Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы крымской войны 1853-1856 гг.? а) А.В. Суворов; б) П.С. Нахимов; в) С.О. Макаров; г) А.Н. Куропаткин.
11. Годы правления Александра I характеризуются а) проведением столыпинской аграрной реформы; б) отменой выкупных платежей; в) введением суда присяжных заседателей; г) изданием указа о «вольных хлебопашцах».
12. «Новые судебные уставы», предусматривающие введение открытого состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены а) Павлом I; б) Александром I; в) Николаем I; г) Александром II .
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (546)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |