Контрольное задание № 7
1. Дайте определение следующим понятиям:
Винная монополия _______________________________
Транссиб________________________ Золотое денежное обращегние______________________
Империализм____________________ «Ходынка»______________________ «Кровавое воскресенье»____________________ «Столыпинский галстук»_______________________Столыпинский «вагон»_________________________ Двоевластие_____________________
Государственная Дума___________________________
Цусима_________________________
«Варяг»_________________________
2. Политические партии России в начале XX века.
3. Заполните таблицу. Общее и особенное в революциях 1905 г. и февраля 1917 г.
4. Заполните таблицу. Русско-японская война 1904-1905 гг.
5. Заполните таблицу. I мировая война.
6. Назовите основные достижения реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина _______________ ТЕМА №8. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917-1939 гг.) План семинарского занятия: 1. Октябрьская революция 1917 года. 2. Большевики у власти. Гражданская война. 3. От НЭПа к формированным преобразованиям, тоталитарному режиму. 4. Сталинский план индустриализации и коллективизации 5. Конституции 1918, 1924 и 1936 гг. 6. Начало периода репрессий.
Темы докладов и сообщений:
1. Современные дискуссии о событиях Октября 1917 г. Большевистские вожди (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Н.И. Бухарин и др.). 2. Причины поражения «белого движения» в гражданской войне. 3. Власть и церковь в 20-30-е годы. 4. Власть и интеллигенция в 20-30-е годы. 5. Истоки и черты тоталитарного режима в СССР.
Основная литература:
1. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл.7, 8, 9. 2. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 21, 22, 23, 24, 25. Дополнительная литература: 1. Безнин М.А., Димони Т.М. Аграрный строй России в 1930—1980-х годах (новый подход). // Вопросы истории. 2005. №7. С.40-46. 2. Белое движение: Начало и конец. М., 1990. 3. Блокада рассекреченная. СПб., 1995. 4. Братющенко Ю.В. НЭП: государство, частник, кооперация. // Вопросы истории. 2007. №2. С.23-25. 5. Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994. № 5. С.37-40. 6. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997. 7. ВМК - ГПУ. Документы и материалы. М., 1995. 8. Волкогонов Д. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. В 2 кн. М., 1996. 9. Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны. М., 1995. 10. Говоров И.В., Кокуев С.Б. Теневая экономика и борьба с ней в Ленинграде в 1930-1940-х гг. // Вопросы истории. 2008. №12. С.33-36. 11. Данилов В.П. Сталинизм и советское общество. // Вопросы истории. 2004. №2. С.17-22. 12. Дзенискевич А. Блокада и политика. Оборона Ленинграда в политической конъюктуре. СПб., 1998. 13. Искендеров А.А. Гражданская война в России: причина, сущность, последствия. // Вопросы истории. 2003. № 10. С.40-45. 14. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.Л. Дмитренко и др. М., 1997. 15. Кожурин В.С. Народ и власть. 1941 – 1945. Новые документы. М., 1995. 16. Курляндский И.А. О мнимом повороте Сталина к православной церкви. // Вопросы истории. 2008. №9. С.23-25. 17. Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1995. 18. Малоизвестная страница истории гражданской войны на востоке России. Публикацию подготовил А.В. Ганин. // Вопросы истории. 2008. № 10. С. 28-34. 19. Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Сталинизм и война. М., 1994. 20. Новейшая история Отечества. XX век. Учебник для вузов. Т. 1. М., 1998. 21. Новопашин Ю.С. XIV съезд РКП(б): современный взгляд. // Вопросы истории. 2003. №7. С.34-36. 22. Новопашин Ю.С. Миф о диктатуре пролетариата. // Вопросы истории. 2005. №1. С.55-57. 23. Октябрьская революция. Народ: её творец, или заложник? М., 1992. 24. Павлов Д.Б. Трибунальный этап советской судебной системы. 1917-1922 гг. // Вопросы истории. 2007. №6. С. 44-49. 25. Павлова И.В. 1937: выборы как мистификация, террор как реальность. // Вопросы истории. 2003. №10. 26. Политические партии России: конец ХIХ-первая треть XX в.: Энциклопедия. М., 1996. 27. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М. 1996. 28. Рыбаков П.А. Политика сплошной коллективизации в Московской области.// Вопросы истории. 2008. №11. С.30-33. 29. Сахаров А.Н. 1930: год «коренного перелома» и начала Большого террора. // Вопросы истории. 2008. №9. С.17-19. 30. Сахаров А.Н. Война и советская дипломатия: 1939-1945 // Вопросы истории. 1995. № 7. С. 55-59. 31. Смолин О.Н. Радикальная трансформация общества в СССР и России: проблема периодизации. // Вопросы истории. 2005. №12. С.20-28. 32. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917 – 1991. М., 1993. 33. Советское общество: возникновение, развитие исторический финал. В 2 т. / Под общей ред. Ю.Н. Афанасьева. М. 1997. 34. Так это было. Национальные репрессии в СССР. 1919-1952. Т.1. М., 1993. 35. Френкель З.Г. Записки о жизненном пути. // Вопросы истории. 2007. №№1-8. 36. Холяев С.В. Три Февраля 1917 года. // Вопросы истории. 2003. №7. С.36-38. 37. Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917-1920 гг. // Вопросы истории. 2000. № 7.С.30-36. 38. Цветков В.Ж. Лавр Георгиевич Корнилов. // Вопросы истории. 2006. №1. С.34-37. 39. Чеботарева В.Г. И.В. Сталин и партийно-советские национальные кадры. // Вопросы истории. 2008. №7. С.14-18. 40. Шишкин В.И. 1918 г.: от Директории к военной диктатуре. // Вопросы истории. 2008. № 10. С.44-47.
Тест № 8
1. Определите основные цели: «красного» террора: а) спасение российской государственности и православных ценностей; б) удержание захваченной власти; в) сохранение государственной целостности России; г) обеспечения торжества либеральных ценностей. 2. Какой была основная цель Временного правительства в 1917 году? а) установление военной диктатуры; б) создание либерально-буржуазной демократии; в) утверждение диктатуры пролетариата; г) создание в России конституционной монархии.
3. Какую программу действий выдвинул после Февральской революции В.И. Ленин, вернувшийся в апреле 1917 г. из эмиграции в Россию? а) в соответствии с марксистскими положениями он утверждал, что социалистическая революция в России преждевременна, ибо объективные экономические предпосылки ее отсутствуют; б) выдвигал курс на социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата мирным путем через передачу власти Советам и последующую их большевизацию; в) выдвигал курс на осуществление социалистической революции путем вооруженного восстания; г) выдвинул курс на союз с либеральным движением.
4. Какую роль отводили большевики Учредительному собранию после Октябрьской революции? а) роль органа власти, призванного обеспечить гражданское согласие в обществе; б) роль органа власти, призванного обеспечить демократическое развитие страны; в) роль оформителя преобразований, уже проведенных революционной властью большевиков; г) роль законодательного органа власти.
5. Из приведенных ниже мероприятий выберите те, которые относятся к периоду НЭПа: а) легализация частной торговли и денежного обращения; б) запрещение свободной торговли и постепенная ликвидация товарно-денежных отношений; в) допуск в экономику капиталистических элементов; г) ликвидация остатков многопартийности.
6. Почему в гражданской войне в России белое движение потерпело поражение? а) потому что оно выступало за восстановление самодержавия и возврат к православным ценностям; б) потому что оно не имело достаточного количества вооружений и военных специалистов, было организовано и действовало в рамках "партизанщины"; в) потому что оно не учитывало интересов широких народных масс и народов национальных окраин; восстанавливало старые отношения собственности и действовало на подконтрольных территориях методами "белого террора"; г) потому что было поддержано Антантой.
7. С чем были связаны кризисы нэпа? а) с тем, что большевикам не удалось восстановить народное хозяйство достигнуть довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства; б) с тем, что большевики не решились допустить свободную торговлю; в) с тем, что нэп не обеспечивал необходимых накоплений для индустриализации, сопровождался сокращением товарности крестьянских хозяйств, способствовал усилению стихийного фактора в развитии экономики; г) с нехваткой продовольствия в стране.
8. Стратегия форсированного развития - это: а) высокие экономические темпы при сохранении оптимального соотношения между легкой и тяжелой промышленностью, между производством и потреблением; б) выбор одного приоритетного направления в развитии экономики и концентрация всех ресурсов страны на этом магистральном направлении путем максимального напряжения всей хозяйственной системы; в) высокие темпы экономического роста на основе развития государственного капитализма с сильным сельским хозяйством; г) привлечение иностранных инвестиций и новых иностранных технологий.
9.Существовавшие в 1920-1930-е гг. в СССР народные комиссариаты – это а) центральные органы государственного управления отраслью хозяйства или сферой деятельности; б) органы ВЧК, отвечающие за борьбу с контрреволюцией в районах; в) отделы в красной Армии, созданные для политработы в войсках; г) органы городской милиции.
10. Какие из перечисленных черт характеризуют политический режим конца 1930-х гг.? а) свобода печати; б) существование легальной оппозиции партийному руководству; в) массовые репрессии против инакомыслящих; г) неравенство избирательных прав населения, закрепленное в Конституции.
11. Что из перечисленного относится к политике «военного коммунизма»? а) введение золотого червонца; б) всеобщая трудовая повинность; в) форсированные темпы индустриализации; г) внедрение хозрасчета.
12. Одна из причин принятия решения о коллективизации сельского хозяйства заключалась в стремлении советского руководства а) сохранить общинное самоуправление; б) заменит продразверстку продналогом; в) отказаться от принудительных методов управления сельским хозяйством; г) найти средства для финансирования индустриализации.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |