Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Отрочество как период развития




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В целом отрочество является периодом жизни, анализ которого требует использования понятия развития, и термины «изменение», «модификация», «преобразование» и т. д. постоянно используются при описании различных аспектов взросления. В отрочестве орга­низм претерпевает значительные изменения, которые будут су­щественно влиять на все стороны биологического, психологическо­го и социального развития: во время пубертатного периода проис­ходят глубокие телесные изменения; меняется также характер мышления, претерпевая качественные и количественные преобра­зования; социальное развитие идет по двум основным линиям — освобождения от родительской опеки и установления новых отно­шений со сверстниками; и наконец, развитие самосознания харак­теризуется становлением новой субъективной реальности, а именно идентичности как продукта сексуальных, когнитивных и социаль­ных трансформаций. Таким образом, изменения в отрочестве последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мыш­ление, социальную жизнь и самосознание. Всякий раз эти измене­ния представляют собой психологические приобретения, которые отражают содержание данного момента развития. Многие психо­логи (Гезелл, Левин, Эриксон, Блос) пользовались понятием «задача развития» для описания необходимых психосоциальных новообразований каждого этапа развития. Эти новообразования определяются потребностью в большей сексуальной и социальной личной свободе, а также общими, или, по крайней мере, широко распространенными особенностями данного общества.



Зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте

1. Пубертатное развитие.В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпева­ет значительные изменения. Это влечет за собой две основные зада­чи развития: 1) необходимость реконструкции телесного образа Я и построения мужской или женской «родовой» идентичности, 2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соедине­нием двух взаимодополняющих влечений.

2. Когнитивное развитие.Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы[46].

3. Преобразования социализации.Отрочество также характе­ризуется важными изменениями в социальных связях и социали­зации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменя­ется влиянием группы сверстников, выступающей источником ре­ферентных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в группу сверстников, ста­новящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обо­их полов.

4. Становление идентичности.В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Станов­ление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные зада­чи развития: 1) осознание временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, кото­рые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических уста­новках).

<…>

 

Психологические трудности пубертатного развития

А. Образ тела

Центральную роль в становлении личности подростка играну происходящие в нем физиологические изменения. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве, и требует построения нового телесного Я. Эти изменения ускоряют смену психологи­ческих позиций, которую должен совершить подросток: наступле­ние физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса

Опросы, проведенные на детях предподросткового возраста, выявили высокий уровень тревожности, озабоченности и неудов­летворенности, связанный со своей внешностью. Это беспокойство продолжает расти в пубертате, принимая все более критический и негативный оттенок. Относительно постоянный между 8 и 11 года­ми, образ тела испытывает множество превращений, достигающих максимума в 14 лет, и постепенно стабилизируется к 18 годам (Simons, Rosenberg, 1975). В период между 11 и 15 годами под­ростки для указания нелюбимых черт своего характера часто обра­щаются к физическим характеристикам; позднее же они отмечают в качестве таковых личностные черты или особенности социального поведения.

Известно, что морфологическое развитие происходит неравно­мерно: пубертатный скачок сначала затрагивает внутренние орга­ны, а мускулатура развивается позднее. Эти временные диспропор­ции могут, однако, быть приняты за окончательные, и для отрочест­ва больше, чем для других возрастов, характерны воображаемые физические недостатки (Harrison, 1976). Канестрари и его сотруд­ники (Canestrari et al., 1980) исследовали развитие подобных «дисморфофобий» на выборке подростков в возрасте от 10 до 17 лет и выяснили, что субъективные диспропорции сначала затрагивают отдельные компоненты образа тела (ступни, ноги и руки), затем охватывают общий образ тела (рост и вес), наконец касаются наиболее социально значимых частей (лицо и голос).

Реакция подростков на происходящие с ними физические изменения исследовалась во многих работах. Дуайер и Мэйер (Dwyer. Mayer, 1971) констатировали, что 30 % американских девочек и 20 % мальчиков подросткового возраста испытывают беспокойство по поводу своего роста: девочки боятся оказаться слишком вы­сокими, мальчики — слишком маленькими. Именно физическая «стать» является для подростков одной из центральных характеристик идеального образа человека своего пола. Так, среди маль­чиков только те, кто в 15 лет имеет рост более 1,9 м, кажутся себе слишком высокими!

Лишний вес представляет исключительно важную проблему в отрочестве, особенно потому, что он приобретается именно в это время. Тучность противоречит идеальным критериям физической привлекательности, что ведет к формированию жестких установок по отношению к весу как у более тучных подростков, так и у осталь­ных. Но и здесь наблюдаются половые различия. Согласно иссле­дованию Дуайера и Мэйера, мальчики мало озабочены увеличени­ем веса и редко ограничивают себя в пище, в то время как 60 % их сверстниц считают, что обладают лишним весом, и уже пытались похудеть с помощью диеты, хотя в действительности только 16 % из них испытывают реальные трудности, связанные с ожирением. Мальчики и девочки ощущают специфическую тревогу, свя­занную с развитием гениталий. Мальчики демонстрируют живой интерес к развитию половых органов, и начало пубертата дает пишу для тревожных вопросов и сравнений со сверстниками. Де­вочки меньше интересуются развитием гениталий, их озабочен­ность в основном связана с ростом груди. Розенбаум (Rosenbaum, 1979) выявила, что большинство тревог 30 опрошенных ею дево­чек-подростков связаны с развитием груди, этим наглядным дока­зательством женственности. Гораздо меньший интерес вызывали первые менструации, которые всеми исследователями считаются основным феноменом женского полового созревания. Мюссен (Mussen et al., 1974), не указывая характеристик выборки и мето­дов исследования, утверждает, что около половины девушек спо­койно или безразлично реагируют на первые менструации, 40 % ис­пытывают негативные чувства и только 10 % проявляют положи­тельные эмоции интереса и гордости. Согласно той же Мюссен, эти результаты объясняются тем, что большинство матерей говорят дочерям о негативных сторонах менструаций. Розенбаум (Rosen­baum, 1979) опросила 30 девушек привилегированных социально-экономических классов и выяснила, что, считая себя достаточно подготовленными к этому событию, они встречают его безропотно, смирясь с данной биологической реальностью.

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7