Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Исключение и заражение




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Иногда бывает трудно определить активное состояние Я из-за того, что многие люди маскируют своего Ребенка или Родителя под Взрослого. Самоуверенное и неспра­ведливое критическое мнение часто выражается в раци­ональных терминах. Родитель, со спокойным выражени­ем лица притворяющийся Взрослым, может выражаться вполне логично. Будучи во взрослом состоянии Я, муж спрашивает жену: «Почему обед еще не готов?» Будучи в состоянии Родителя, замаскированного под Взросло­го, он задает тот же вопрос. Разница лишь в том, что в первом случае муж просто хочет получить ответ на свой вопрос, а во втором — он пытается надавить на жену и обвинить ее в лени и неорганизованности.

Иногда две группы мышц могут быть активированы двумя разными состояниями Я одновременно. Например, голос и выражение лица преподавателя демонстрируют взрослое состояние Я, а нетерпеливое постукивание руки выдает Родителя. В таком случае следует думать, что по­ведением человека руководит Родитель в обличье Взрос­лого, то есть просто Родитель, либо родительское и взрос­лое состояния чередуются в нем с большой скоростью.



Чередование состояний Я зависит от проницаемости границ этих состояний. Проницаемость — важная вели­чина в психотерапии. Низкая проницаемость ведет к ис­ключению одним состоянием другого, зачастую более по­лезного в данной ситуации, чем исключающее состояние.

Например, в ситуации вечеринки исключающий Взрос­лый менее уместен, чем исключенный им Ребенок. Цель вечеринки — отдых и веселье; Ребенок умеет это делать, а анализирующий Взрослый — нет. Когда у отца активен исключающий Взрослый, он не дает исключенному Ро­дителю заботиться о детях. Например, маленький Джон­ни спрашивает отца: «Папа, а зачем надо идти спать?» — отец (от лица Взрослого) отвечает ему целой лекцией по физиологии, психологии и социологии сна. Между тем Родитель дал бы более понятный ответ: «Потому что ты устал и, если не поспишь, завтра утром будешь разбитым».

С другой стороны, чрезмерная проницаемость созда­ет сложности другого рода; чаще всего — это неспособ­ность личности оставаться во взрослом состоянии в те­чение более или менее продолжительного времени.

Каждое состояние Я является в некотором роде адап­тивным «органом», помогающим Я как целому приспосо­биться к реальности. Каждое состояние специально пред­назначено для решения проблем определенного рода. Можно сказать, что родительское состояние идеально под­ходит для ситуаций, требующих контроля — над детьми, над страхами, над новой ситуацией, над нежелательным поведением и над Ребенком. Взрослый востребован в слу­чаях, когда необходим точный прогноз. Ребенок подхо­дит для всех творческих действий: для рождения новых идей, для создания новой жизни, для встречи с новым опытом, для отдыха, веселья, игры и т. д.

Адаптация или приспособление в данном случае озна­чает реагирование на стимулы реальности. Адаптация к деспотичным требованиям есть специальная форма реа­гирования, которая в большинстве случаев — при усло­вии, что человек не находится под полным физическим контролем тирана, — является ненужной и нездоровой. Следовательно, адаптация в целом полезна для индиви­да, если только она не является реакцией на действия людей, которые не заботятся о его благополучии. У хро­нически несчастного человека детское состояние Я вы­нуждено адаптироваться к действиям Большого Свина. Такая ситуация является результатом деспотичности ро­дителей, которые принуждали своего ребенка к подчине­нию, не давая ему возможности собственного выбора.

Еще одно важное явление — заражение. Оно характе­ризуется тем, что Взрослый человека считает объектив­ным фактом мнение его Родителя или Ребенка. Например, взрослое состояние Я человека поддерживает по сути родительскую мысль о том, что «мастурбация вред­на для здоровья», или о том, что «женщина должна быть пассивной». Или, например, Взрослый человека может верить в то, что «взрослым нельзя доверять». Избавление Взрослого от такого заражения — одна из первых задач терапии, которая может быть осуществлена посредством демонстрации Взрослым терапевта несоответствия дан­ных идей истине.

Эффективной является также техника, которая пред­полагает «разговор» пациента со всеми его частями по очереди. Эта техника зародилась в недрах психодрамы и позднее была воспринята гештальт-терапией. Она ярко демонстрирует существование состояний Я. Человек, ко­торый ощущает вину из-за мастурбации, может по прось­бе терапевта рассказать от лица своего Родителя, что он думает о вреде мастурбации, от лица Ребенка — о чув­ствах страха и вины в связи с этим, а от лица Взрослого — что мастурбация безвредна и естественна. Вербализация точек зрения разных состояний Я помогает отделить их друг от друга и облегчает «очищение» Взрослого от мыс­лей, заимствованных у других состояний.

 

Транзактный анализ

Состояние Я — единица структурного анализа, транзак­ция —единица транзактного анализа. Сторонники тео­рии ТА придерживаются того мнения, что поведение человека может быть понято наилучшим образом в тер­минах состояний Я, а общение между двумя или несколь­кими людьми — в терминах транзакций. Транзакция со­стоит из стимулам реакции и обычно происходит между двумя определенными состояниями Я людей, вступив­ших во взаимодействие. Такая транзакция называется простой транзакцией, так как в ней задействованы только два состояния Я. Пример такой транзакции между двумя взрослыми состояниями: «Сколько будет семью пять?» — «Тридцать пять». В простой транзакции воз­можны любые комбинации состояний. Тем не менее из девяти возможных сочетаний наиболее употребительны­ми являются четыре: между Родителем (Ро) и Ребенком (Ре), между двумя Родителями, между двумя Взрослы­ми и между двумя Детьми.

Транзакции следуют одна за другой до тех пор, пока стимул и реакция параллельны или дополняют друг дру­га (рис. 1А).

В любой серии транзакций коммуникация возможна в случае, если реакция на предыдущий стимул адресует­ся состоянию Я, которое было источником этого стимула, а источником этой реакции является то состояние, кото­рому был адресован стимул. Любой другой ответ создает пересекающуюся транзакцию и прерывает процесс ком­муникации. На рис. 1 транзакция А дополнительна и пред­полагает дальнейшее общение, тогда как транзакция Б является пересекающейся и прерывает коммуникацию. Пересекающиеся транзакции не только прерывают ком­муникацию, но и являются основой игр. Игнорирова­ние (см. гл. 9) — одно из важных качеств пересекающих­ся транзакций.

Кроме простых и пересекающихся транзакций суще­ствуют также двойные, или скрытые, транзакции. Они происходят одновременно на двух уровнях — социальном и психологическом. На рисунке 1В стимул передается Взрослым Взрослому: «Давайте подольше поработаем над этими счетами, мисс Смит, а перед этим где-нибудь поужинаем» — и одновременно Ребенком Ребенку: «Да­вай поужинаем и выпьем вместе, Салли, а потом, может быть, поработаем». В двойной транзакции социальный смысл взаимодействия обычно скрывает психологиче­ский (истинный) смысл; следовательно, поведение не бу­дет понято, если неизвестны суть скрытого взаимодей­ствия и участвующие в нем состояния. Человек, видящий только «верхний» уровень транзакции между мисс Смит и ее коллегой, подумает, что сегодня вечером они соби­раются много работать, а опытный наблюдатель поймет, что более вероятен другой исход.

 

Игры и выигрыши

Игра — это последовательность взаимодействий между людьми, которая, во-первых, является последовательно­стью транзакций, имеющих начало и конец, во-вторых, содержит скрытый мотив, то есть психологический уро­вень, который отличается по своему содержанию от со­циального, и, в-третьих, дает выигрыш обоим игрокам.

Причина того, что человек играет в игры, лежит в на­личии выигрыша. Если провести аналогию с техникой, структурный анализ описывает части личности так же, как техническое описание — части машины или механиз­ма. Транзактный анализ описывает, как эти части взаи­модействуют между собой, так же как чертеж среза меха­низма показывает, как его части соединяются между со­бой. Но для того чтобы понять, почему люди вообще стремятся общаться друг с другом, необходимо постули­ровать существование некой движущей силы, наподобие бензина; для этого в транзактном анализе существуют мотивационные концепции стимульного голода, струк­турного голода и позиционного голода. Игры утоляют го­лод всех трех видов, и удовлетворение от игр связано с наличием в них выигрыша.

 

Стимульный голод

Многие научные исследования показали, что сенсорная стимуляция является одной из первых потребностей высших организмов. На основе этих открытий и клини­ческих исследований Эрик Берн сформулировал поня­тия стимульного голода и поглаживания.

Поглаживание является специфической формой сти­муляции друг друга. Так как поглаживания жизненно не­обходимы человеку, обмен поглаживаниями является одной из самых важных форм деятельности, в которую вовлечены люди. Поглаживания могут принимать раз­личные формы: от настоящего физического прикоснове­ния до краткого приветствия. Чтобы поглаживание было эффективным, оно должно подходить тому, кто его полу­чает. Например, Спитц показал, что маленькие дети нуж­даются в физических поглаживаниях, для того чтобы выжить. С другой стороны, взрослым людям бывает до­статочно редких символических поглаживаний, напри­мер похвалы или знака уважения. Тем не менее, хотя че­ловек и может выжить, получая «минимальную норму» поглаживаний, дефицит поглаживания вреден как для физического, так и для эмоционального состояния чело­века, и именно поэтому он является одной из главных движущих сил человеческого поведения.

Стимульный голод утоляется поглаживанием или признанием. Потребность в поглаживании является бо­лее важной, чем потребность в признании. Эрик Берн го­ворил, что человеку нужны поглаживания, чтобы «его позвоночник не высох». Как правило, потребность в по­глаживании может быть удовлетворена через признание, следовательно, средний взрослый человек, кроме всего прочего, может удовлетворить свою потребность в погла­живании с помощью ритуальных действий, которые на Деле являются обменом поглаживаниями. Вот, к приме­ру, ритуал, включающий в себя шесть поглаживаний.

— Привет.

— Привет.

— Как дела?

— Отлично, а у тебя?

— Отлично. Ну что, увидимся позже?

— Увидимся.

Игра сложнее, чем ритуал, но и она является обменом поглаживаниями. Надо заметить, что «пошел к черту!» — это такое же поглаживание, как и «привет!», и что, когда люди не получают позитивных знаков внимания друг от друга, они соглашаются на негативные.

Некоторым людям их Родитель запрещает принимать прямые знаки внимания, поэтому им требуются более тонкие, завуалированные формы признания. В качестве примера можно привести женщину, которая отвергает любые комплименты своей внешности и вкусу, интер­претируя их как сексуальные предложения, но принима­ет похвалы своему портновскому искусству, скрывая при этом свое раздражение. Когда человек не может получить или принять прямое признание в той или иной форме, он стремится получить его через игру, которая является бо­гатым источником поглаживаний.

Структурный голод

Удовлетворение структурного голода — это социальное преимущество игры. Чтобы удовлетворить свой струк­турный голод, индивид ищет участия в социальных си­туациях, в которых время структурировано (организова­но) взаимными поглаживаниями. Структурный голод — это потребность в социальной ситуации, в которой ин­дивид мог бы общаться с другими людьми. Потребность в структурировании времени является производной от стимульного голода, следовательно, более сложной его формой. Игра структурирует время множеством спосо­бов. Например, игра «Если бы не ты» (ЕНТ) отлично за­нимает время взаимными обвинениями. Кроме того, она делает возможным времяпрепровождение[1]«Если бы не он (она)», которое разыгрывается с соседями и родственниками, а также «Если бы не они», которое пользуется большим успехом в барах и бридж-клубах.

 

Позиционный голод

Удовлетворение позиционного голода — экзистенциаль­ное преимущество игры. Позиционный голод — это по­требность отстоять свою основную, занимаемую в про­должение всей жизни экзистенциальную позицию. Экзи­стенциальную позицию личности можно обозначить фразой, например «я плохой», «они плохие» или «все люди плохие». Эта потребность удовлетворяется внут­ренними транзакциями, которые происходят в уме игро­ка между ним самим и другим лицом, чаще всего одним из родителей. Удовлетворение позиционного голода про­исходит при поглаживании или признании, которое иг­рок получает от внутреннего Родителя.

Например, после игры в «Насилие» игроки расходят­ся по домам, и Уайт думает: «Прав был папа: все мужчи­ны — животные!» — и слышит в ответ «Ах ты умница!» от своего Родителя. Такая внутренняя транзакция имеет ценность, равную ценности поглаживания, и в то же вре­мя усиливает экзистенциальную позицию игрока. Как вы увидите позже, каждая игра имеет свой дополнительный эффект, так как является частью реализации жизненно­го плана человека или сценария.

Игра дает человеку поглаживания без угрозы близос­ти. Теория транзактного анализа говорит, что двое или несколько людей могут совместно структурировать свое время лишь с помощью ограниченного числа способов, а именно: деятельности, ритуалов, времяпрепровожде­нии, игр, замкнутости или близости. Близость — это со­циальная ситуация, свободная от других структурирую­щих элементов, ситуация, в которой поглаживания даются и принимаются непосредственно. Близость часто Угает людей, так как она нарушает родительский запрет на обмен поглаживаниями. В то же время игра является специально сбалансированной ситуацией, которая по­зволяет получить поглаживания и при этом избежать критики внутреннего Родителя.

Нужно заметить, что поглаживания можно получить и не прибегая к играм, которые в основе своей являются уловками и передаются ребенку от родителей как пред­почтительный метод получения стимуляции. Поэтому че­ловек, который отказывается от игр, должен придумать для себя другой способ получать поглаживания и струк­турировать свое время, в противном случае быстро ста­нет похож на детей, у которых Спитц наблюдал маразм[2], вызванный недостатком поглаживаний.

Я опишу подробно две игры. Первая из них — мягкий вариант, или первая степень, игры под названием «Поче­му бы вам не... — Да, но», а вторая — игра средней жест­кости (второй степени), или «Насилие». Мягкость или жесткость игры определяется ее интенсивностью и опас­ностью для здоровья и жизни. Первая степень соответ­ствует самой мягкой версии, а третья — самой жесткой. «Почему бы вам не... — Да, но» (ПБВДН) — весьма распространенная игра, в которую играют везде, где люди собираются в группы, и которая обычно разворачивает­ся следующим образом. (Блэк и Уайт — матери, у кото­рых дети ходят в начальную школу.)

Уайт.Я бы хотела пойти на собрание, но мне не с кем оставить детей. Что мне делать?

Блэк.Позвоните Мэри. Она будет рада вам помочь.

Уайт.Она очаровательная девушка, но слишком моло­денькая.

Блэк.Позвоните в гувернерское агентство. У них рабо­тают женщины с опытом.

Уайт.Я боюсь, как бы они не оказались слишком строги.

Блэк.Почему бы вам не взять детей с собой? Уайт. Я боюсь, мне будет

неудобно оттого, что я одна привела с собой детей.

После нескольких таких транзакций воцаряется ти­шина, за которой может последовать высказывание тре­тьего лица, присутствовавшего при разговоре, напри­мер:

Грин.Да, трудно с детьми.

ПБВДН, первая игра, описанная Берном, соответству­ет всем трем частям определения игры. Она представля­ет собой серию транзакций, имеющую начало (вопрос) и конец (напряженная тишина). Она содержит скрытый мотив, так как на социальном уровне она выглядит как серия вопросов, заданных Взрослым, на которые отвеча­ет другой Взрослый, а на психологическом уровне авто­ром вопросов оказывается требовательный, сопротивля­ющийся Ребенок, не способный разрешить свою пробле­му самостоятельно, а ответов — пытающийся ему помочь Родитель, по ходу игры все более раздражающийся.

Эта игра содержит следующие вознаграждения: она является богатым источником поглаживаний, помогает структурировать время группе людей и подкрепляет жиз­ненные позиции собравшихся. Пример такой позиции — фраза миссис Грин: «Да, трудно с детьми». Для миссис Уайт игра доказывает, что «родители» (советчики) — пло­хие и хотят ею командовать, а дети плохи, потому что не дают матери жить в свое удовольствие. Для миссис Блэк игра лишний раз демонстрирует, что дети или взрослые, ведущие себя как дети, неблагодарны и не желают сотрудничать. И у Блэк, и у Уайт вознаграждение полностью соответствует их сценариям. Обе женщины выходят из игры разозленными или подавленными, в зависимо­сти от того, каково их любимое чувство. После достаточ­но долгой последовательности ПБВДН и других игр Уайт или Блэк почувствуют себя вправе учинить над со­бой нечто ужасное, например запить, отправиться в пси­хиатрическую больницу, попытаться убить себя или про­сто бросить все.

В ПБВДН может играть кто угодно. Психологическое содержание игры «Насилие» притягивает меньше людей. Это сексуальная игра, поэтому для нее требуются муж­чина и женщина, хотя в нее при желании могут играть и лица одного пола. Чаще всего в нее играют следующим образом.

На вечеринке, после продолжительного флирта, Уайт и Блэк оказываются наедине в спальне, причем Блэк чи­тает вслух «Радость секса». Возбужденный недвусмыс­ленной ситуацией, Блэк пытается поцеловать Уайт. Уайт резко отталкивает его, вскакивает и уходит.

Здесь также имеется серия транзакций. В данном слу­чае она начинается сексуальным предложением, а завер­шается сексуальным отказом. В социальном плане игра выглядит как обычный флирт, в результате которого Блэк решается нарушить этикет, за что Уайт его отверга­ет с полным сознанием собственной правоты. На психо­логическом уровне взаимодействия (между Ребенком и Ребенком) Уайт заманивает Блэка, после чего отталки­вает его.

Вознаграждение обоих игроков — это поглаживания, структурированное время и оправдание их жизненных позиций «женщины (мужчины) — плохие», которое со­провождается чувством гнева или депрессией, в зависи­мости от того, что записано в сценарии. Кроме того, ис­полнение жизненного сценария продвигается вперед, так как достаточное количество подобных эпизодов может оправдать собой изнасилование, убийство, самоубийство или депрессию у каждого из игроков.

Вознаграждение в игре иначе называется купоном. Купоны, или неискренние чувства[3], как то печаль или вина, собираются и сохраняются лицами, которые игра­ют в игры.

Когда накоплено достаточно купонов, их можно обме­нять на «бесплатную» вспышку гнева, запой, попытку самоубийства или любое другое значимое сценарное со­бытие.

Транзакционный рэкет — это причина для коллекци­онирования купонов. Например, человек с жизненной позицией «я плохой» поддерживает свою низкую само­оценку, собирая серые купоны вины, а человек с позици­ей «вы плохие» поддерживает свое излюбленное чувство, собирая красные купоны гнева.

 

Роли и степени

Как уже было сказано, игры существуют в мягком и жес­тком вариантах. Игра ПБВДН была представлена в са­мом мягком варианте (первая степень): в этом виде она относительно безвредна. Жесткую версию (третью сте­пень) этой игры можно наблюдать у алкоголика, кото­рый отвечает «да, но...» на любое предложение помощи вплоть до своего смертного часа.

Игры третьей степени несут ущерб для жизни и здо­ровья. Игра в насилие, описанная выше, является игрой второй степени. Первая степень часто разыгрывается на коктейлях в форме флирта и следующего за ним отказа, а третья степень этой игры, к счастью более редкая, обыч­но заканчивается в суде или в морге.

Каждый человек, участвующий в игре, исполняет в ней определенную роль. Например, в игре «Алкого­лик» — пять ролей: Алкоголик, Спаситель, Преследова­тель, Простак и Посредник. Однако, как заметил Карп-ман, в каждой игре есть три базовые роли: Преследова­тель, Спаситель и Жертва.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7