Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Как не вступать в игру «Спасение»




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Очевидно, что некоторые люди, некоторые отношения и некоторые организации могут функционировать только в рамках треугольника спасения. В таких ситуациях че­ловек лишается свободы вести себя иначе, нежели в рамках одной из трех ролей. Общение с таким человеком или организацией почти всегда требует включения в игру. Например, трудно общаться с алкоголиком, который иг­рает Жертву в поисках Спасителя, не спасая и не пресле­дуя его. Иными словами, если собеседник не проявляет желания спасать или преследовать алкоголика, тот не испытает к нему интереса. То же верно для некоторых людей, которые стремятся всегда играть роль Жертвы или Спасителя в отношениях.

Существуют целые организации, где человек, если только он не играет роль Жертвы или Спасителя, не мо­жет участвовать ни в каких взаимо-действиях. Например, в психиатрической клинике все люди делятся на два клас­са: пациенты, или Жертвы, с которыми принято вести се­бя так, как если бы у них не было выбора и они были не в состоянии позаботиться о себе сами; Спасители, или пси­хиатры, которые должны обращаться с пациентами или как с хорошими беспомощными Жертвами (которым на­до помогать), или как с плохими беспомощными Жерт­вами (которых надо преследовать).



Отношения с такими людьми или организациями край­не напряжены в том случае, когда субъект не хочет играть в «Спасение». А так как его могут начать преследовать просто за то, что он не участвует в игре, то уже само на­хождение в ситуации становится участием в игре «Спа­сение».

В любом случае, когда один человек спасает другого человека, делая для него то, чего он не хочет делать, вы­полняя больше 50% их общей работы, или не прося о том, что ему нужно, в уме Спасителя имеется допущение, ко­торое гласит, что Жертва в определенном отношении бес­помощна, не может позаботиться о себе или в чем-то хуже Спасителя. Акт спасения поддерживает и усиливает не­равное соотношение сил, существующее между Спасите­лем и Жертвой, исключая принятие позиции «Люди в порядке и способны позаботиться о себе сами». Отказ от позиции превосходства и уверенности в том, что некото0ые люди беспомощны, — трудный поступок, но только он может вывести на путь сотрудничества.

Пример. Однажды вечером в группе встреч Центра ра­дикальной психиатрии (рис. 13) появилась взъерошен­ная молодая женщина. У нее был крайне изможденный вид и мертвенно-бледное лицо. Она прошла к свободно­му креслу в углу и с безнадежным видом упала в него. Все заметили ее и увидели, что она очень страдает. Она под­няла глаза и поздоровалась с парой людей в комнате. Как всегда, после знакомства терапевт спросил: «Кто хочет поработать?»

Сразу же откликнулись несколько человек, но Кэрол (так звали молодую женщину) ничего не сказала. Все это заметили, и кто-то (не терапевт) спросил ее: «Кэрол, а ты?»

Кэрол ответила: «Ну, я не знаю...»

Терапевт немного подождал, повернулся к другому участнику и сказал: «Я думаю, Фред, что ты хочешь по­работать. Давай начнем, а Кэрол пока разберется, не хо­чет ли и она поработать». Это было сознательным усили­ем, сделанным, чтобы не включиться в спасение Кэрол. Кэрол выглядела разочарованной, но ничего не сказала. Фред находился в центре внимания около двадцати минут, после чего сказал: «Спасибо, я получил то, что хо­тел». Тут же выскочила Мэри и стала рассказывать о ра­боте, которую она проделала в течение недели. Все участ­ники заметили, что Кэрол не проявила инициативы, и, ко­гда Мэри закончила, наступила тишина.

 

Терапевт повернулся к Кэрол и сказал ей: «Кэрол, У тебя такой вид, будто тебе что-то нужно. Я бы хотел, чтобы ты попросила об этом вслух, и тогда мы увидим, сможем ли мы помочь тебе». Кэрол в ответ разрыдалась. Джек, который сидел рядом с ней, попытался обнять ее за плечи, но Кэрол сжалась от его прикосновения, и он отдернул руку.

К этому моменту Кэрол уже начала раздражать не­которых участников, в то время как другие сочувство­вали ее горю, которое в этот момент было настоящим. Терапевт выждал немного, после чего добавил: «Кэрол, мне кажется, что ты чувствуешь себя беспомощной и что у тебя нет никакой надежды на то, что ты сможешь вы­браться. Я прав?»

Кэрол подняла глаза — ее зацепило слово «беспомощная» — и ответила: «Да. Именно так. Беспомощная. Я ни­чего не могу сделать. Я просто ничтожество».

Терапевт продолжил: «Мы готовы сделать для тебя все, что сможем, но нужно, чтобы ты тоже приложила усилия, иначе будет нечестно». Кэрол ответила: «Я же сказала, что ничего не могу сделать!» — «Ты можешь на­чать с того, что попросишь что-нибудь...» — «Просить не значит быть сильным, просят только слабые!..» — «Я так не думаю, и я хотел бы помочь тебе попросить о том, о чем ты хочешь».

«Я хочу попросить», — встрял Джек, и мы поработа­ли некоторое время с Джеком, дав Кэрол время подумать о том, чего она хочет.

Этот пример показывает, как не спасать активную Жертву. В конце концов Кэрол попросила о том, чего ей хотелось. Она хотела, чтобы ее обняли женщины, нахо­дившиеся в комнате, она поплакала у них на коленях и наконец рассказала о своих несчастьях. Ей дали несколь­ко полезных советов. Когда она уходила, она чувствова­ла себя лучше, меньше сутулилась, а на следующий день сказала, что ей придется много работать, но, когда она вспоминает вчерашний день, она чувствует себя хорошо, потому что поняла, что она не беспомощна.

Вот еще несколько пунктов, касающихся игры в спа­сение и того, как ее избежать.

1. Любая ситуация, в которой один человек нуждает­ся в помощи другого, является потенциальной ситуаци­ей спасения, где нуждающийся в помощи человек может превратиться в Жертву, а добровольный помощник — в Спасителя. Роль Спасителя предполагает доминирова­ние над Жертвой, отрицание или принижение ее способностей, принятие просьбы о помощи без требования рав­ного участия или навязывание своей помощи, когда о ней не просили. Следовательно:

♦Не помогайте без договора.

♦Не считайте, что человек, которому вы помогаете, бес­помощен.

♦Человеку, который ощущает свою беспомощность помогите найти доступ-ный ему способ помочь себе.

♦Не делайте больше половины работы в терапии; тре­буйте, чтобы пациент делал не меньше половины ра­боты.

♦Не делайте того, чего вы не хотите делать.

2. Роль Спасителя предполагает его превосходство над Жертвой. Роль Жертвы предполагает приниженность по отношению к Спасителю. Играя и ту и другую роль, вы неизбежно накапливаете раздражение, которое превра­щает вас в Преследователя.

Преследование, неизбежный результат спасения или исполнения роли Жертвы, пропорционально по своей интенсивности роли, которая игралась до него. Следова­тельно:

♦ Избегайте любого поведения, которое может поста­вить вас в позицию превосходства перед пациентом:

— не берите себе стул, который отличается от стуль­ев участников;

— не говорите по телефону во время терапевтической сессии;

— не одевайтесь дороже, чем люди, с которыми вы ра­ботаете;

— не находитесь в центре внимания группы, если вы не делаете это с терапевтической целью;

— не перебивайте людей;

— не принимайте комплименты из подчиненной по­зиции от членов группы;

— поддерживайте равенство во всех сферах, если только ваше особое положение не оговорено специ­ально (эксперт). Даже в этом случае делайте все, чтобы минимизировать это неравенство, когда учи­те членов группы тому, что вы знаете о терапии;

— ваш номер телефона должен быть включен в теле­фонную книгу.

♦ Если вы злитесь на членов группы, значит, вы спаса­ли их:

— взяв на себя больше половины работы или;

—сделав что-то, чего вы не хотели, из страха обидеть клиента и в результате потерпев неудачу. Напри­мер: выслушали участника, когда вам на самом де­ле было скучно; продолжали терапию, когда она яв­но не была продуктивной; назначали сеансы, когда вам этого не хотелось, когда вам не нравился кли­ент или когда вы устали.

Чтобы ни произошло, вы несете ровно половину от­ветственности за то, что произошло. Чем сильнее вы сер­диты на участника, чем сильнее он сердит на вас, тем ве­роятнее, что вы его спасали или преследовали. Помните, участник не может играть с вами в спасение, если вы не принимаете в игре участия. А если вы злитесь на членов группы, с которыми вы заключали терапевтический кон­тракт чаще, чем один раз в шесть месяцев, вам пора самим поучаствовать в групповой терапии в качестве клиента, чтобы решить ваши собственные проблемы.

♦ Не допускайте, чтобы в вас или в участниках накапли­валось раздражение. Избавляйтесь от купонов и сдер­живаемого недовольства, поощряйте своих клиентов давать друг другу и вам объективную обратную связь с позиции Взрослого.

♦ Не позволяйте себе провоцировать участников спа­сать или преследовать вас. Некоторые терапевты, для того чтобы не принимать позицию превосходства,

принимают приниженную позицию. Они неряшливо одеваются, опаздывают на встречи, приходят на встре­чи больными или с похмелья, бесконечно курят, го­ворят о своих проблемах или просто позволяют себе быть недостаточно компетентными в своем деле, то и дело повторяя: «Не обращайте на меня внимания я всего лишь один из участников», — и забывая при этом, что, если бы это было правдой, они не имели бы права брать деньги за свою «работу».

Умение не включаться в игру «Спасение» — важный показатель эффективности работы терапевта.

Подводя итоги, напомню, что мы спасаем другого че­ловека, когда:

1.Делаем за него то, чего не хотим делать.

2.Делаем больше 50% работы, помогая ему.

Важным шагом на пути к избавлению от игры «Спа­сение» является заключение терапевтического контрак­та с каждым членом группы.

 

 

Глава 20 Договоры

 

Заключение контракта — необходимый первый шаг транзактной терапии. Транзактный анализ — это контрактная форма групповой терапии; ее нужно отличать от любых других действий, которые могут производиться в группе и иметь терапевтический эффект. Групповое посещение боксерского матча, футбольной игры, рисование руками, танцы, крики или «выражение чувств» могут оказаться полезными участникам, а могут и повредить им. Основ­ная разница между этими действиями и транзактной те­рапией состоит в наличии договора. В этой главе я объяс­ню, что такое терапевтическое соглашение и как его со­ставляют.

К терапевтическому договору нужно относиться с та­ким же уважением, как и к юридическому, и помнить, что ряд аспектов терапевтического договора повторяет соот­ветствующие аспекты юридического договора. Действи­тельный юридический договор должен отвечать четырем требованиям. Так как эти требования были выработаны в течение веков юридической практики, мне кажется, что их можно принять и в качестве базовых требований к те­рапевтическому контракту.

 

 

Взаимное согласие

Требование взаимного согласия включает предложение со стороны терапевта и принятие предложения со сторо­ны клиента. Предложение должно быть ясно сформули­ровано. Терапевт предлагает изменить несчастливое положение дел клиента, и, чтобы грамотно сформулировать свое предложение, ему необходимо собрать информацию о проблеме, что он и должен сделать на начальной ста­дии терапии. С другой стороны, клиент должен устано­вить, что он хочет получить в результате терапевтиче­ского воздействия в терминах наблюдаемого поведения. Например, в случае пристрастия клиента к нарко-тиче­ским веществам целью лечения может стать обретение контроля над своей тягой к алкоголю или наркотикам и это специфическое поведенческое изменение может стать хорошей основой для терапевтического контракта. В качестве других возможных целей можно назвать «ис­пытывать удовольствие», «избавиться от головной бо­ли», а также других хронических ощущений боли и на­пряжения без лекарств. Получать удовольствие от по­глаживаний, от прогулок, научиться танцевать, смеяться и плакать. «Улучшить свою интимную жизнь», «прекра­тить переедать» или «научиться воздерживаться от из­лишних трат» — тоже достойные цели.

При депрессии целью лечения может стать «быть сча­стливым большую часть времени», построить постоян­ные дружеские и (или) любовные отношения, научиться получать поглаживания, научиться засыпать или просы­паться, есть или не есть (в соответствии с желанием кли­ента), а также оставить суицидальные мысли.

Для человека со сценарием «Безумие» целью может стать научиться мыслить, научиться самостоятельно ре­шать свои проблемы, избавиться от приступов безумия, чувствовать контроль над своей жизнью большую часть времени, научиться излагать свое мнение, просить о том, чего хочешь, или избавиться от чувства страха.

 

С другой стороны, «развить умение радоваться жиз­ни» (а не «стать счастливым»), «улучшить свои отноше­ния» (а не «получить хорошие отноше-ния»), «достичь эмоциональной зрелости (ответственности)», «понять себя» и другие неопределенно сформулированные цели, которые иногда называют в качестве желаемого эффекта не могут быть внесены в терапевтический конт-ракт ввиду своей неопределенности. Нельзя использовать в терапевтическом контракте слова, состоящие более чем из двух слогов, так как они слишком обобщенны. Чтобы удовлетворить требование взаимного согласия, нужно, чтобы обе стороны точно знали, на что они соглашаются. Так как клиент, впервые обратившийся к терапевту, мо­жет и не знать, каким должно быть терапевтическое пред­ложение, он по неопытности может ответить согласием на любое предложение со стороны психотерапевта, даже самое туманное. Поэтому в терапевтическом предложе­нии должно быть ясно описано, какие именно услуги предлагает терапевт своему клиенту, а также условия выполнения контракта.

Если клиенту непонятна суть предложения, рекомен­дуется для начала составить краткосрочный договор на четыре-шесть недель терапии, в течение которых тера­певт поближе познакомится с положением клиента, а тот, в свою очередь, — с его методами. По истечении срока краткосрочного контракта, когда клиент будет иметь на­глядное представление о методах терапевта, а терапевт — о ситуации клиента, можно будет заключить (или не за­ключить, в зависимости от результата) долгосрочный контракт по всем правилам.

Взаимное согласие — важный пункт, так как многие люди оказываются в кабинете терапевта не по своей воле, а в результате принуждения со стороны родных или на­чальства или по решению суда, и в подобном случае было бы ошибкой со стороны терапевта считать обращение клиента сознательным и добровольным. К взаимному со­гласию ведут следующие транзакции: просьба клиента о терапевтическом вмешательстве, предложение опреде­ленных мето-дов и условий терапии со стороны терапев­та, принятие этого предложения клиентом. К сожалению, часто терапевтические отношения создаются, минуя этот этап. Рассмотрим диалог терапевта с клиентом, страдаю­щим алкого-лизмом.

Терапевт.Что привело вас сюда, мистер Джонс?

Мистер Джонс.Я пришел, чтобы излечиться от алкого­лизма.

Терапевт.Хорошо. Я смогу принимать вас по понедель­никам, в 10 часов утра.

Мистер Джонс.Согласен. До встречи в понедельник доктор.

На первый взгляд взаимное согласие достигнуто. Од­нако, если рассмотреть этот случай повнимательнее, ока­жется, что истинный запрос клиента был следующим.

Терапевт.Что привело вас сюда, мистер Джонс?

Мистер Джонс.Жена грозится, что уйдет от меня, меня привлекли к ответственности за то, что я был нетрезв за рулем, жена и мать и судья требуют, чтобы я лечил­ся, и поэтому я пришел сюда, чтобы излечиться от ал­коголизма.

Такой запрос не является просьбой о терапевтической помощи и, скорее всего, представляет собой начальный ход в игре «Спасение». В этом случае, чтобы не подыгры­вать пациенту, терапевт должен указать ему на то, что его запрос не был настоящим. Для сравнения рассмотрим еще один пример:

Терапевт.Что привело вас сюда, мистер Джонс?

Мистер Джонс. Я слишком много пью, я разрушил свое здоровье, я теряю жену, и у меня проблемы с законом. Я хочу бросить пить, и поэтому я пришел квам.

Терапевт.Хорошо. Я смогу принимать вас по понедель­никам, в 10 часов утра.

Мистер Джонс.Согласен. До встречи в понедельник, доктор.

В данном случае присутствует истинный запрос на терапию, но отсутствует предложение, так как терапевт ни словом не упомянул о том, что он собирается делать и чего надеется достичь в работе с пациентом. Поэтому мистер Джонс свободен представить себе терапевта в любой роли, в том числе и в одной из ролей игры «Алко­голик».

Это «предложение» также может быть первым ходом игры в спасение, где терапевт планирует сыграть Спаси­теля, и любое дальнейшее взаимо-действие между тера­певтом и клиентом, которое не приведет к уточнению условий договора, может стать следующим ходом в игре.

Терапевтическое предложение предполагает готов­ность терапевта работать над заявленной проблемой и его уверенность в том, что он достаточно компетентен, чтобы довести работу до конца. Если же заявленная про­блема не входит в сферу компетентности терапевта, его прямая обязанность — отклонить обращение клиента или переадресовать его. Иногда человек обращается за помо­щью в решении небольшой проблемы и при этом не вы­ражает желания работать над более крупной и серьезной (например алкоголизм или наркомания). Запрос на улуч­шение супружеских отношений без запроса на решение проблемы алкоголизма похож на желание пациента в терминальной стадии смертельной болезни сделать пла­стическую операцию. Поэтому такой запрос должен быть отклонен на том основании, что пристрастие к ал­коголю в будущем сведет на нет любые достижения тера­пии в частных вопросах жизни клиента.

Однако некоторые терапевты, на мой взгляд, безосно­вательно, считают, что излечение некоторых «симпто­мов» (алкоголизм, фобия, импотенция или фригидность) не может быть предметом терапевтического предложе­ния, так как их причиной являются другие, более глубо­кие, динамические явления. Поэтому, считают они, «ле­чение симптома» не только бесполезно, но и (по неизве­стным мне причинам) вредно. Они аргументируют это следующим образом: «Эта молодая женщина обращает­ся по поводу лечения фригидности. Однако ее неспособность наслаждаться сексом обусловлена глубоко спря-танной враждебностью к мужчинам, которая захлестнула бы ее, если бы она получила удовольствие от секса и стала бы причиной "психоза". Поэтому нельзя выле­чить ее фригидность, не вылечив эту скрытую враждеб­ность». Рассуждения подобного рода звучат странно, но являются весьма распространенными, и, как правило, их содержание не сообщается пациенту. Подобную ситуа­цию я бы сравнил с положением человека, который при­шел в магазин, чтобы купить метелку для смахивания пыли, а ушел с договором на уборку своего дома в тече­ние пяти лет, пылесосом и годовым запасом мыла.

 

Если женщина прибегает к услугам психотерапии чтобы научиться наслаждаться сексом, терапевт должен или принять ее цель или отказаться работать с ней. Он не имеет права втайне работать над проблемой ее враждеб­ности к мужчинам, как бы он ни был убежден в верности своей теории.

Вернемся к мистеру Джонсу.

Терапевт. Что привело вас сюда, мистер Джонс?

Мистер Джонс. Я слишком много пью, я разрушил свое здоровье, я теряю жену, и у меня проблемы с законом. Я хочу бросить пить, и поэтому я пришел к вам. (За­прос.)

Терапевт. Хорошо, мистер Джонс, я думаю, мы с вами сможем решить вашу проблему. Я предлагаю вам по­сещать терапевтическую группу один раз в неделю и время от времени консультироваться со мной в инди­видуальном порядке. Я предполагаю, что вы вскоре бросите пить, и воздерживаться вам следует как мини­мум в течение года, потому что, по моему опыту, чело­век, который воздерживался от употребления алкого­ля меньше года, не сможет избавиться от своего при­страстия. Если же вы сможете воздерживаться от употребления спиртного в течение года, одновремен­но проходя курс терапии, вы, возможно, обретете способность контролировать свою тягу к спиртному, так что она перестанет быть для вас проблемой. Наш с вами договор предполагает, что вы будете не только воздерживаться от алкоголя, но и предпринимать дру­гие активные действия, которые могут быть вам полез­ны. Я, со своей стороны, готов руководить вашей ра­ботой над собой и помогать вам в ней до тех пор, пока вы сами будете активно работать над своей проблемой. Я смогу принимать вас по понедельникам, в 10 часов утра. (Предложение.)

Мистер Джонс. Согласен. До встречи в понедельник, доктор. (Принятие.)

В этом примере содержится запрос на терапевтичес­кую помощь, предложение терапевта и его принятие, ко­торые по своему содержанию отвечают требованию вза­имного согласия в терапевтическом контракте.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7