Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Государство и хрущевская «оттепель» (1953-1964). (2 часа). У.З. - З




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

СССР после смерти И.В. Сталина. Объективная необходимость поворота общества к демократизации и меры по смягчению тоталитарного режима.

Реорганизация властных структур. Изменения правовых отношений в советском государстве (1953-1956). Укрепление законности: изменения в народном суде. Повышение роли прокурорского надзора (май 1953г.). Переименование МГБ в КГБ и его перестройка.

Коллективное руководство и борьба за лидерство. Экономические и политические дискуссии: борьба за сталинское наследие и возможные альтернативы развития (Г. Маленков, Л. Берия, Н. Хрущев). Рождение хрущевских реформ: либерализация политического режима.

Приход к власти Н.С. Хрущева. Политические реформы: попытка совершенствования политической системы «сверху» при помощи организационно – административных мер. Поиск путей демократизации и либерализации. XX съезд КПСС (1956): начало управляемой десталинизации. Возложение на Сталина ответственности за массовые репрессии; разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий и депортаций 30-50-х годов. Восстановление национальной автономии ряда народов (1956-1957). Развитие коллективных принципов руководства. Предоставление больших прав местным органам власти, союзным и автономным республикам. Сокращение и удешевление госаппарата. От XX съезда КПСС до устранения антипартийной группы.



Экономические преобразования. Реорганизация отраслевого управления н/х в территориально–отраслевое. Децентрализация управления экономикой, образование совнархозов (1957). Попытки внедрения достижений НТП в производство. Изменения в нормировании и оплате труда (снижение тарифных расценок на производстве). Опережающий рост промышленности группы «А», развитие производства товаров народного потребления. Курс на химизацию народного хозяйства. Развитие с/х: проблема подъема с/х производства; зерновая проблема и пути ее разрешения. Увеличение финансирования аграрного сектора, укрепление его материально – технической базы и кадров. Ликвидация МТС и продажа техники колхоза. Укрупнение колхозов. Расширение посевов кукурузы. Стремление быстро решить «мясо–молочную» проблему, погоня за «мясными» и «молочными» рекордами: бригады ДИП, «кукурузная лихорадка», «мясная кампания в Рязани», «молочные рекорды» и т. д. Облегчение положения трудового колхозного крестьянства. Освоение целинных и залежных земель – экстенсивное развитие с/х. Развертывание борьбы с личным подсобным хозяйством. Обострение продовольственных трудностей в СССР.

Курс на ускорение НТП и химизацию народного хозяйства, технические достижения. Первый искусственный спутник (1957). Первый пилотируемый космический корабль Ю. Гагарин (1961). Развитие атомной энергетики. Создание реактивного гражданского аэрофлота.

Социальные преобразования Н. Хрущева. Повышение окладов работникам промышленности. Увеличение размера пенсии. Паспортизация советской деревни и введение денежной оплаты труда колхозников. Снижение пенсионного возраста и установление государственной пенсии колхозникам. Сокращение продолжительности рабочей недели. Широкомасштабное жилищное строительство. Укрепление материальной базы науки, образования, здравоохранения, культуры. Отмена всех видов платы за образование. Рабфаки и курсы УПК в школах.

«Оттепель» в духовной жизни. Публикация произведений Ахматовой, Зощенко, Овечкина, Абрамова, Эренбурга, Бабеля, Катаевой, Кольцова и др. Реабилитация музыкальных произведений Шостаковича, Хачатуряна, Щебалина и др. Принцип «социалистического реализма» и поиск новых путей воздействия на интеллигенцию. Бурное развитие культуры и науки и пределы «оттепели» в духовной жизни. Возникновение к концу 50-х годов «самиздата» и зарождение на этой основе диссидентского движения.

Развитие системы народного образования. Новые технологии и обновление системы социально-гуманитарной подготовки. Закон о новой структуре школьного образования (1958). Обязательное восьмилетнее обучение. Развитие высшего образования и увеличение выпуска специалистов. Рост научных учреждений и реорганизация Академии наук. Создание крупного исследовательского международного центра в г. Дубне и его роль в развитии ядерных исследований. Развитие «новых» средств массовой информации: радиовещание и телецентры.

«Оттепель» во внешней политике: начало пересмотра системы международных отношений на принципах признания возможности мирного сосуществования и соревнование двух систем с различным общественным строем, признание возможности предотвращения войны (XX съезд 1956). Мероприятия Н. Хрущева во внешней политике, направленные на некоторое смягчение международной напряженности и урегулирование отношений с западными державами. Развитие отношений со странами «третьего мира». Предложение проекта договора о коллективной безопасности в Европе (1955). Предложение СССР на сессии генеральной Ассамблеи ООН о всеобщем полном разоружении(1957). Значительное сокращение численности армий и ликвидация военных баз СССР на территории Финляндии и Китая. Нормализация отношений с Югославией и Китаем и установление дипломатических отношений с ФРГ (1955). Образование Организации Варшавского Договора (ОВД) (1955). Первый в истории визит руководителя СССР (Н. Хрущева) в США (1959). Договор ядерных держав (кроме Китая) о запрете ядерных испытаний в трех сферах (1963) – первое соглашение по ограничению стратегического оружия.

Проявление волюнтаризма во внешней политике. Ужесточение политики СССР в социалистическом содружестве (Венгерский кризис 1956г.). Возведение Берлинской стены (1961) символ противостояния «Восток – Запад». Заключение перемирия в Кореи и новый этап обострения международных отношений. Суэцкий кризис. Карибский кризис (1962) как реальная угроза ядерной войны. Сокращение вооруженных сил СССР. Обострение советско-китайских отношений. Раскол «социалистического лагеря». Смещение противоборства социалистического Востока и капиталистического Запада с 50-х годов из Европы в «третий мир».

Оценкадеятельности Н. Хрущева в отечественной историографии. Объективные и субъективные причины деструктивных последствий. Плюсы (1-ый период деятельности): смягчение, либерализация политического режима – переход от авторитарно-деспотической к авторитарно-бюрократической форме политического режима; попытки либерализации политических отношений. Минусы (начало 60-х годов): консервация политико-идеологических основ властного режима; сохранение централизованной административно-командной системы управления; административная лихорадка – непродуманные организационные преобразования и кадровые смены; экстенсивный путь развития сельского хозяйства: рост цен на продукты, импорт зерна. «Догнать и перегнать Америку!». Экономические «пробуксовки» и миф о коммунизме – политическая установка на «развернутое строительство коммунизма» и доктрина «общественного государства». Нарастание недовольства в обществе. События в г. Новочеркасске (1962). Хлебный кризис (1963). Недовольство партийного госаппарата: XXII съезд КПСС и его последствия.

Реформаторство и догматизм. Отсутствие изменений сущности тоталитарного режима: при малейшей для себя опасности – действие теми же методами. Характер реформ как системно-улучшающий. Господство сталинского менталитета: неготовность к радикальным переменам ни вождей, ни общества. Отсутствие в обществе влиятельной социальной группы, заинтересованной в продолжении реформ на фоне партноменклатуры как организованной силы. Пределы и перехлесты (непоследовательность, непродуманность, половинчатость, фрагментарность, волюнтаризм) хрущевского проекта. Некоторое смягчение режима и отказ от массовых репрессий как начало эрозии всей системы: сдвиг в общественном сознании на всех его уровнях – социально-психологическом, нравственном, идеологическом. Десакрализация вождя и десакрализация коммунистической идеи (роль принятия третьей программы партий). Пленум ЦК КПСС (октябрь 1964) – смещение Н. Хрущева, его отстранение от руководства государством: «законная» отставка.

 

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7