Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Темы докладов, сообщений, рефератов. 1. Внешняя политика СССР в 1922-1928 гг.: идеологические основы




 

1. Внешняя политика СССР в 1922-1928 гг.: идеологические основы, этапы, приоритеты, результаты.

2. Советско-германское сближение в 1939-1940 гг.: причины, проявления. Последствия.

3. Реакция Запада на советскую экспансию в Европе в 1939-1940 гг.

4. Военно-промышленный потенциал армии и флота фашистской Германии в канун нападения на СССР.

5. Военно-экономический потенциал, армия и флот СССР перед началом Великой Отечественной войны.

6. Состояние командного состава Красной Армии в канун Великой Отечественной войны.

 

 

Вопросы для дискуссии

 

· Готовил ли И.В.Сталин наступательную войну против Гитлера в 1941 г.: факты и версии.

 

СЕМИНАР № 15

 

Тема: Культурное строительство в Советской России

В 20-30-е годы.

 

  1. Политика культурного строительства в первые годы Советской власти. А.Луначарский, Н.Крупская. Большевистский режим и интеллигенция. Волна русской эмиграции.
  2. Политика в области культуры в годы НЭПа:

а) образование, высшая школа, наука в 20-е годы;

б) деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих

безбожников»; движение Пролеткульта;

в) отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве;



г) культура российского зарубежья в 20-е годы.

  1. «Культурная революция» 30-х годов:

а) ликвидация массовой неграмотности и введение всеобуча.

б) подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной

интеллигенции;

в) влияние культа личности, политики массовых репрессий

на творческую интеллигенцию;

г) советская литература, изобразительное искусство, музыка, театр,

кино в условиях упрочения господства метода социалистического

реализма. Роль искусства в утверждении тоталитарной идеологии.

  1. Взаимоотношения советской власти и религиозных конфессий. Отношение власти к культовым сооружениям в 20-30-е годы и к памятникам истории и культуры в целом.

 

 

Специальная литература

 

Степанян Н. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х.- М.: ЭКСМО-Пресс,1999.- с. 87-172.

Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945: Учеб. Пособие для пед. ин-тов по спец. «История» / Сост. С.И. Дегтев и др.; Под ред. Э.М.Щагина. - М.: Просвещение, 1991.

 

 

Вопросы для самопроверки изучаемого материала

 

1. Вспомните, как решалась проблема неграмотности населения в первые годы советской власти. Каковы были успехи в этой области?

2. Когда в СССР было введено всеобщее начальное образование?

3. Раскройте содержание и особенности развития культуры в годы НЭПа.

4. Каким изменениям подверглась система школьного образования согласно декретам СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г.?

5. Что такое рабфаки? В чем смысл их создания? Когда они появились?

6. Сравните отношение к спецам в начале 20-х и в начале 30-х годов. Как Вы думаете, чем объясняется разница подходов?

7. Каковы были социальные последствия «культурной революции»?

 

Темы докладов, сообщений, рефератов

 

1. Власть и культура в 30-е годы.

2. Борьба с массовой неграмотностью в 20-е годы.

3. Школьная реформа 30-х годов.

4. Творческие союзы 20-х годов.

5. Репрессии против деятелей науки, литературы и искусства.

 

 

Вопросы для дискуссии

  • Были ли выполнены задачи культурной революции? Каких успехов достигла наша страна в этом отношении в довоенный период? Можно ли было считать культурную революцию завершенной?

 

 

СЕМИНАР № 16

 

Тема: Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

1. Начальный период Великой Отечественной войны. Причины временных неудач Красной армии летом-осенью 1941 г.

2. Основные периоды и битвы Великой Отечественной войны. Достижение коренного перелома в ходе войны. Значение Сталинградской и Курской битв.

3. Создание антигитлеровской коалиции. Военно-экономическая помощь Советскому Союзу со стороны Великобритании и США и ее значение. Открытие второго фронта в годы второй мировой войны.

4. Участие СССР в разгроме милитаристской Японии. Конец второй мировой войны.

5. Итоги Великой Отечественной и второй мировой войны. Цена победы. Значение победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.

Специальная литература

 

Анфилов В.А. Крушение похода Гитлера на Москву. 1941.- М.: Наука, 1989.

Битва на Курской дуге / Под ред. Маршала Сов.Союза С. Москаленко. - М.: Наука, 1975.

Борисов Ю.А. СССР и США: союзники в годы войны. 1941-1945 г.- М.: Международные отношения, 1983.

Васильев А.Ф. Имелись ли объективные причины поражения Красной Армии в 1941 году? // Вопросы истории. - 1994.- № 4.

Великая Отечественная народная 1941-1945: Краткий исторический очерк. / Под ред. П.А.Жилина.- М.: Мысль, 1985.

Великая Отечественная война: Вопросы и ответы. - М.: Политиздат, 1984.

Волков Ф.Д.. Тайное становится явным: Деятельность дипломатии и разведки держав в годы второй мировой войны. - М.: Политиздат, 1989.

Волков В.К. Советско-германские отношения во второй половине 1940 г. // Вопросы истории, 1997, № 2, с. 3-16.

Восстановить истину о второй мировой войне. // Вопросы истории. - 1995.- № 5-6.

Дэвид М. Глантц «Забытые» страницы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). // Вопросы истории, 1995. № 5-6, с. 25-38.

Исраэлян В.Л. Дипломатия в годы войны. 1941-1945 гг. - М.: Межд.отн., 1985.

Конасов В.Б. К вопросу о численности немецких военнопленных в СССР. // Вопросы истории.-1994.- № 11.

Кошкин А.А. Курилы: биография островов. // Вопросы истории, 1995, № 7, с. 78-89.

Кошкин А.А. Проблема мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект. // Вопросы истории, 1997, № 4, с. 138-145.

Лебедева Н.С.. Подготовка Нюрнбергского процесса. - М: Наука, 1975.

Маршал Жуков: полководец и человек: Сборник в 2-х томах. - М: Изд-во АПН, 1988.- т.1,2.

Наджафов Д.Г. Советско-германский пакт 1939 года: переосмысление подходов к его оценке. // Вопросы истории. - 1999.- № 1.

О территориальных претензиях Японии к СССР. // Международная жизнь. - Январь. - 1989.

Павленко Н.Г. На первом этапе войны. - В кн.: Страницы истории советского общества. - М., 198. - С. 273-280.

Первышин В.Г. Людские потери в Великой Отечественной войне. // Вопросы истории. - 2000.- № 7.

Разгром японского милитаризма во второй мировой войне. - Воениздат, 1986.

Самсонов А.М. Знать и помнить: Диалог историка с читателем. - М.: Политиздат, 1988.

Сахаров А.Н. Война и советская дипломатия: 1939 - 1945 гг. // Вопросы истории, 1995, № 7, с. 26-45.

Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов. М.: Политиздат, 1984.- Т.1-6.

Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны: Документы и материалы. В 2-х т./ М-во иностранных дел СССР.- М.: Политиздат, 1983.

Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны. 1941-1945.: Документы и материалы. В 2-х т./ М-во иностранных дел СССР.- М.: Политиздат, 1984.

Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны. 1941-1945.: Документы и материалы. В 2-х т./ М-во иностранных дел СССР.- М.: Политиздат, 1983.

Уимет М.Дж.- СССР и Япония после второй мировой войны // Вопросы истории.- 1995.- № 8.

Хастингс М.. Операция “Оверлорд”: Как был открыт второй фронт: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989.

Черная Л.. Коричневые диктаторы: (Гитлер, Геринг, Гиммлер, Геббельс, Борман, Риббентроп).- М.: Республика, 1992.

 

Вопросы для самопроверки изучаемого материала

 

 

1. Какими силами располагал СССР для отражения агрессии?

2. Когда и какие органы были созданы для командования войсками в СССР? Когда началась мобилизация?

3. Что такое «стратегическая оборона»? Когда принято решение перейти к стратегической обороне?

4. Чем можно объяснить колоссальный масштаб потерь среди военнослужащих и населения СССР в годы войны?

5. Объясните истоки массового героизма советских людей в годы войны. Чем можно объяснить отсутствие такого явления в других воюющих странах?

6. Какие события объединяют под общим названием «Битва за Москву»? В чем историческое значение битвы за Москву?

7. Как Вы понимаете термины “коренной перелом” и “коренной поворот” в ходе войны? С какими сражениями Вы их связываете? Почему?

8. В чем сходство и в чем различие причин поражения Красной Армии летом- осенью 1941 года и летом-осенью 1942 года?

9. Почему и в каком направлении эволюционировал сталинский режим в годы войны?

10. Какие причины привели, на Ваш взгляд, к оформлению антигитлеровской коалиции? Когда это произошло?

11. На каких конференциях участники антигитлеровской коалиции определяли будущее послевоенной Европы?

12. Сопоставьте решения Московской, Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций. Что в каждом конкретном случае, по-вашему, влияло на изменение требований сторон и принятых решений?

13. Чем Вы можете объяснить причины позднего открытия второго фронта в Европе?

14. Оцените значение освободительного похода Красной Армии в Европе.

15. Какова на Ваш взгляд была роль Восточного фронта на войне?

16. Когда СССР объявил войну Японии? Как долго продолжалась кампания Красной Армии на Дальнем Востоке?

17. Чем можно объяснить поражение Германии, Италии и Японии во второй мировой войне?

 

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (789)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)