Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Введение в предмет



2015-12-06 345 Обсуждений (0)
Тема 1. Введение в предмет 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство культуры Российской Федерации

ФЕДЕРВЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

Кафедра теории и истории культуры

 

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Для всех профилей направлений подготовки

071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»;

071800 «Социально-культурная деятельность»;

Библиотечно-информационная деятельность»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

Хабаровск


 

ББК

Т 38

 

Составитель: А. В. Алепко доктор исторических наук, профессор________

Программа учебно-методического комплекса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

«____ » января 2012 г., протокол №_____ .

 

 

«Утверждаю»

 

Зав. кафедрой_________

А.В.Алепко

«_____» ________2012 г.

 

 

Рекомендован к изданию методическим советом факультета социально-культурной и информационной деятельности ХГИИК « » сентября 2012 г., протокол №

 

 

Отечественная история: Учебно-методический комплекс для всех профилей направлений подготовки: 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»; 071800 «Социально-культурная деятельность»; 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация (степень) «бакалавр» / сост. А. В. Алепко. - Хабаровск : Хабаров. гос. ин-т искусств и культуры, – 2012. - 91 с.

 

 

 

 

Рег. № _________

 

© ФГБОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры», 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
  1.1 Введение
1.2 Тематический план
  - очная форма обучения
  - заочная формы обучения
1.3 Содержание дисциплины
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  3.1 Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
  3.2 Семинарские занятия
  3.3 Методические рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала курса
  3.4 Методические рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации
  3.5. Материалы для проведения промежуточной аттестации
  3.6 Тематика контрольных работ для студентов-заочников
  3.7 Вопросы к экзамену (зачету)
  3.8 Перечень ключевых слов
4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК (СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ)

 

 


1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

1.1 ВВЕДЕНИЕ

 

"Отечественная история" - обязательная дисциплина во всех вузах Российской Федерации. "Без истории, - говорил известный русский историк В.О. Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться".

Бурные процессы развития человечества на рубеже XX-XXI веков, радикальные изменения, происходящие в российском обществе, выдвигают на первый план проблемы осознания человеком своего места и роли в обществе, требуют осмысления всею многотрудного пути исторического развития, которое прошло наше многонациональное государство. Студентам Хабаровского государственного института искусств и культуры, которым после окончания вуза предстоит определять культурную политику нашего государства, необходимо глубокое знание и понимание истории для плодотворной профессиональной деятельности.

Курс «Отечественная история» является одной из базовых дисциплин, составляющих единый цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), обязательных для изучения студентами всех направлений подготовки, независимо от профиля подготовки и факультета. Объём, проблематика и структура курса определены требованиями к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра, содержащимися в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения (2009 г.).

Цели и задачи курса «Отечественная история»:

Цель курса – ознакомление студентов специальности с историей России. Ориентация студентов в историко-географических, культурно-исторических, социально-экономических, геополитических и других особенностях страны.

Задачи дисциплины – на основе уже пройденного в общеобразовательной школе материала дать студентам представление об основных закономерностях и направлениях исторического развития России. Сформировать у студентов творческое отношение к изучаемому историческому прошлому. Помочь студентам понять духовные условия и нормативные традиции российского народа, его ментальность, особенности исторического развития России и сформировать свою собственную позицию по отношению к мировой истории и истории России.

В предлагаемом учебно-методическом комплексе - программа базового курса "Отечественная история", планы семинарских занятий, тесты и экзаменационные вопросы по данному курсу.

Предметом курса является изучение главных событий отечественной истории or Древней Руси до наших дней, проблем формирования государственности, опыта реформ и контрреформ, сущность общественно-политических движений, революций, причин и результатов войн, а также анализ основных факторов, повлиявших на историческое развитие России.

Курс составлен на основе проблемно - хронологического метода, предусматривающего изучение отечественной истории по периодам (темам)

Программа курса отражает период от расселения славян на землях Восточно-Европейской равнины и до наших дней. Главными вехами отечественной истории, различающимися между собой уровнем социально-экономического, политического и культурного развития, являются: образование Древнерусского государства и его расцвет, складывание Российского централизованного государства, создание Российской империи и образование после Октябрьской революции 1917 г. Советского государства. И, наконец, распад СССР, создание Содружества Независимых Государств (СНГ) и место России к этом историческом процессе.

Курс имеет две важные особенности. Во-первых, история России рассматривается в тесной связи с главными этапами развитии мировой истории Это дает целостное и системное представление об истории развития российской и мировой цивилизаций Во-вторых, программа нацелена на изучение исторического опыта нашего государства с учетом профиля института.

Значительную часть курса составляют вопросы развития культурно-исторических процессов на различных этапах, особенности формировании культурной политики российского государства, историческою опыта проведения реформ образования, проблем становления и развития социальной структуры российского общества, динамики взаимоотношений власти и общества, т.е. тех знаний, которые необходимы студенту в будущей профессиональной деятельности.

В конце учебно-методического комплекса дан примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу.

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации предъявляет следующие требования к знаниям и умениям студентов. Изучив курс "Отечественная история", студент должен:

Знать:

- основы истории;

- научную картину мира

- основы и многовариантность исторического процесса;

- место человека в историческом процессе и в организации общества.

Уметь:

- применять историческую терминологию;

- анализировать и оценивать историческую информацию;

- планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа;

- использовать исторические знания в профессиональной деятельности, социальной и профессиональной коммуникации и межличностном общении;

- оценивать и прогнозировать последствия своей социальной и профессиональной деятельности4

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и быть готовым нести за них ответственность (ОК-4);

- использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- критически оценивать свои достоинства и недостатки (ОК-7);

- анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- критически использовать методы современной науки в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1).

Владеть:

- навыками аргументированного изложения собственной точки зрения;

- навыками ведения дискуссии;

- навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере;

- навыками работы в коллективе;

- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3).

Стремиться:

-к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК- 6).

Осознать:

- социальную значимость своей будущей профессии, обладать высоко мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

 

На изучение курса «Отечественная история» студентам очного отделения отводится 2 семестра (I и II).

Формы проведения занятий лекции, семинары.

На лекционные занятия отводится – 28 часов.

На семинарские занятия – 44 часа

На самостоятельную работу студентов – 72 часа

Формы итогового контроля – зачет и экзамены.

Отчет студентов о ходе и результатах учебной работы осуществляется в период зачетно-экзаменационных сессий I и II семестра.

По итогам первого семестра студенты всех специальностей дневного отделения сдают зачет.

По итогам второго семестра студенты всех специальностей сдают экзамен.

Студенты заочной формы обучения выполняют предусмотренную учебным планом письменную контрольную работу, затем, только после её защиты во время зачетно-экзаменационной сессии, сдают итоговый экзамен или зачет.

 

 

1.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

 

Очная форма обучения

 

 

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов
Всего В т.ч. аудиторных СРС
Всего Лекц. Сем.
Введение в предмет  
Образование и развитие Древнерусского государства в IX-XI вв.
Русские земли и княжества в XII – первой половине XIII вв. Монголо-татарское нашествие и его последствия.  
Объединение русских земель вокруг Москвы и образование централизованного государства (XIV – начало XVI вв.)  
Московское государство при последних Рюриковичах (1534-1598 гг.)  
Российское государство на рубеже XVI - XVII вв. Смутное время.  
Россия в годы правления первых Романовых (1613 – 1676 гг.)
Правление Федора Алексеевича и царевны Софьи. Внешняя политика России в 1613-1695 гг.  
Россия в 1696 – 1725 гг. Петр I.
Российская империя в эпоху дворцовых переворотов (1725- 1762 гг.)  
Россия во второй половине 18 века. Екатерина II и Павел I.
Российская империя в 1801 – 1856 гг.  
Россия во второй половине XIX в.
Общественные движения в России в XIX в.  
Российская империя в 1901-1916 гг. Николай II.  
Россия от февраля к октябрю 1917 г.
Советская Россия в 1918 – 1921 гг.  
Советское государство в годы НЭП
СССР в годы первых пятилеток (1928-1939 гг.)  
СССР в годы второй мировой войны (1939-1945 гг.)
СССР в послевоенное двадцатилетие (1945-1964 гг.)
Развитие СССР в 1965-1984 гг.
Последний период существования СССР. М.С.Горбачев (1985-1991 гг.)  
Новая Россия (1992-2010 гг.)
ВСЕГО
               

 

 

Заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов
Всего В т.ч. аудиторных СРС
Всего Лекц. Сем.
Введение в предмет  
Образование и развитие Древнерусского государства в IX-XI вв.    
Русские земли и княжества в XII – первой половине XIII вв. Монголо-татарское нашествие и его последствия.      
Объединение русских земель вокруг Москвы и образование централизованного государства (XIV – начало XVI вв.)      
Московское государство при последних Рюриковичах (1534-1598 гг.)        
Российское государство на рубеже XVI - XVII вв. Смутное время.      
Россия в годы правления первых Романовых (1613 – 1676 гг.)      
Правление Федора Алексеевича и царевны Софьи. Внешняя политика России в 1613-1695 гг.      
Россия в 1696 – 1725 гг. Петр I.  
Российская империя в эпоху дворцовых переворотов (1725- 1762 гг.)      
Россия во второй половине 18 века. Екатерина II и Павел I.      
Российская империя в 1801 – 1856 гг.      
Россия во второй половине XIX в.      
Общественные движения в России в XIX в.      
Российская империя в 1901-1916 гг. Николай II.      
Россия от февраля к октябрю 1917 г.  
Советская Россия в 1918 – 1921 гг.      
Советское государство в годы НЭП      
СССР в годы первых пятилеток (1928-1939 гг.)      
СССР в годы второй мировой войны (1939-1945 гг.)      
СССР в послевоенное двадцатилетие (1945-1964 гг.)      
Развитие СССР в 1965-1984 гг.      
Последний период существования СССР. М.С.Горбачев (1985-1991 гг.)      
Новая Россия (1992-2010 гг.)  
ВСЕГО
               

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в предмет

Место и роль дисциплины «Отечественная история» в учебном плане. Структура программы изучения отечественной истории в вузе: соотношение лекционного курса, семинарских занятий и внеаудиторной работы. Учебно-методические пособия и литература к курсу. Формы текущего и заключительного контроля.

Предмет и задачи курса. История как наука. Сущность, формы и функции исторического сознания. Проблема истинности исторического сознания. Роль исторического сознания в жизни общества, геополитической борьбе. Значение усвоения исторического опыта.

Методология исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

Источники изучения истории. Классификация исторических источников. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Крупнейшие российские историки. Концепции исторического развития России.

Общая периодизация отечественной истории. Вспомогательные исторические дисциплины.

Российская цивилизация, особенности исторического развития России.

Основные факторы самобытности истории страны: географические, почвенно-климатические особенности. Россия – мост между Европой и Азией, полиэтнический и поликультурный культурный характер населения страны. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 



2015-12-06 345 Обсуждений (0)
Тема 1. Введение в предмет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Введение в предмет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)