Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Т. 20.2. СССР в годы второй мировой войны




План семинарского занятия:

1. Начало второй мировой войны

2. Причины и характер Великой Отечественной войны. Основные этапы и сражения войны.

3. Партизанское движение. Страна – единый боевой лагерь. Подвиги советских людей на фронте и в тылу.

4. Разгром милитаристской Японии.

5. Итоги и уроки второй мировой войны.

 

Темы докладов:

 

1. Дальневосточники на фронтах Великой Отечественной войны.

2. Советская культура в годы Великой Отечественной войны.

 

Литература:

 

· Балашов, А.И. История Великой Отечественной войны. 1941–1945 / Балашов А.И., Рудаков Г.П. – СПб.: Питер, 2006.

· Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: энциклопедия. – М., 1990.

· Жуков, Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х тт. / Жуков Г.К. – М., 1990.

· Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М., 1990.

· История Отечества. Очерки истории советского общества. – М., 1991.

· Кульков, Е. Война 1941–1945 / Е.Кульков, М. Мягков, О. Ржешевский. – М.: Олма-Пресс, 2005. – 480 с.

· Нарочницкая, Н. За что и с кем мы воевали / Наталья Нарочницкая. – М.: Минувшее, 2005.

· Наше Отечество. В 2-х тт. – Т.2. – М., 1991.

· Нерсесов, Я. Война народная. Великая Отечественная война 1941–1945 / Яков Нерсесов, Владимир Волков. – М.: Белый город, 2005. – 48 с.



· Ольштынский, Л.И. Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне (политика и военная стратегия: факты, выводы, уроки истории). – М.: ИТРК, 2005. – 344 с.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10

Часа

Т. 21.2. СССР в послевоенное двадцатилетие (1945-1964 гг.)

План семинарского занятия:

1. 1953 год – начало реформирования внутренней политики государства: либерализация общественно-политической жизни, повышение жизненного уровня, реабилитация по политическим обвинениям.

2. Экономические реформы Н.С.Хрущева.

3. ХХ съезд КПСС – осуждение культа личности. Новые подходы во внутренней и внешней политике.

4. Реакция в стране и за рубежом на политику десталинизации. Возникновение реформистской и консервативной тенденций.

5. Возникновение духовной оппозиции: поколение «шестидесятников», «самиздат», эмиграция, диссидентское движение.

 

Темы докладов:

 

1. Политический портрет Н.С. Хрущева.

2. Первый космонавт Ю.А.Гагарин: дорога в космос.

 

Литература:

· Аджубей, А.И. Те десять лет / Аджубей А.И. – М., 1989.

· Аксютин, Ю.В. ХХ съезд КПСС: новации и догмы / Аксютин Ю.В., Волобуев О.В.. – М., 1991.

· Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М., 1990 (Гл. 16).

· История Отечества. – Т.2. – М., 1991

· Кара-Мурза, С. Советская цивилизация. В 2 кн. Кн.2. От Великой Победы до наших дней / С. Кара-Мурза. – М.: Алгоритм, 2001. – 688 с.

· Н.С. Хрущев: материалы к биографии. – М., 1989.

· Наше Отечество. Ч.2. – М., 1991.

· Опенкин, Л.А. Оттепель: как это было / Опенкин Л.А. – М., 1991.

· Погружение в трясину: анатомия застоя. – М., 1991.

· Солженицын, А.И. Бодался теленок с дубом // Новый мир. – 1991. – №6-8., 11-12.

· Страницы истории советского общества. – М., 1989.

· Хрущев, Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад ХХ съезду КПСС.

· ХХ съезд КПСС и его исторические реальности. – М., 1991.

· Шубин, А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1971–1985 гг. / Шубин А.В. – М.: Росс. политич. энциклопедия, 2001. – 768 с.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11

Часа

Т.22.2 Развитие СССР в 1965-1984 гг.

План семинарского занятия:

 

1. Особенности экономического развития страны

2. Политическая система СССР в период застоя

3. Внешняя политика советского руководства в условиях холодной войны

 

Темы докладов:

 

1. Политический портрет Л.И. Брежнева.

2. Ввод советских войск в Афганистан: как это было.

 

Литература:

· Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них… / Ф.М. Бурлацкий. – М.: Политиздат, 1990. – 384 с.

· Гриневский, О. Перелом. От Брежнева к Горбачеву / Олег Гриневский. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 624 с.

· История Отечества. – Т.2. – М., 1991

· Кара-Мурза, С. Советская цивилизация. В 2 кн. Кн.2. От Великой Победы до наших дней / С. Кара-Мурза. – М.: Алгоритм, 2001. – 688 с.

· Наше Отечество. Ч.2. – М., 1991.

· Погружение в трясину: анатомия застоя. – М., 1991.

· Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие / Под ред. А.К. Соколова. – М.: Высш. шк., 1999. – 414 с.

· Солженицын, А.И. Бодался теленок с дубом // Новый мир. – 1991. – №6-8., 11-12.

· Страницы истории советского общества. – М., 1989.

· Шубин, А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1971–1985 гг. / Шубин А.В. – М.: Росс. политич. энциклопедия, 2001. – 768 с.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12

Часа

Т. 24.2. Новая Россия (1992-2010 гг.)

План семинарского занятия:

1. Российская экономика на пути к рынку :

- Шоковая терапия;

- Приватизация;

- Первые результаты экономических реформ

2. Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству:

- Разработка и принятие новой Конституции;

- Российская многопартийность

- Укрепление российской государственности

3. Духовная жизнь России: исторические условия развития культуры:

- снятие запретов на творчество;

- критика метода социалистического реализма;

- особенности литературного творчества в новых условиях;

- изменения в российском кинематографе, музыке, театре

4. Новая внешнеполитическая стратегия.

 

 

Темы докладов:

 

1. Б.Н.Ельцин первый президент России.

2. Конституция Российской Федерации и вопросы демократизации общества.

 

Литература:

 

· Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999. – М.,2000.

· Внешняя политика России: от Ельцина к Путину. – М.,2003.

· Данилов А.А. Отечественная история: Учебник для вузов. – М.:Проект,2003.

· Данилов А.А., Пыжиков А.В. Россия в 90-е гг. ХХ в. – М.,2002.

· Лопатников, Л.И. Перевал: к 15-летию рыночных реформ в России/Л.И.Лопатников.М.: Норма, 2006.

· Национальная политика России: история и современность. – М.,1997.

· Перламутров, В.Л. Финансово-денежная политика и рыночные реформы в России / В.Л. Перламутров. –М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2007. – 281 с. – (Экономическое наследие).

· Россия: поиск пути. – М.,1999.

· Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. – М.,2001.

· Что нужно знать о народах России: Справочник. – М.,1999.

· Эпоха Ельцина: очерки политической истории. – М.,2001.


3.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 

 

Самостоятельная работа студентов – способ активного целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческому подходу к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Целью самостоятельной работы является привития студентам навыков осмысленной и самостоятельной работы с учебным материалом, а также с научной информацией, формирование у каждого студента основ самообразования, самоорганизации и самовоспитания с целью привития навыков для самостоятельного непрерывного и качественного повышения своей квалификации.

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. На внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета учебного времени студента. Кроме того, значительная часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а её объем регулируется учебным планом.

Формы самостоятельной работы студентов обусловливаются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов и определяются кафедрой при разработке учебной программы дисциплины «Отечественная история».

Самостоятельная работа реализуется студентами:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях;

- в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, при ликвидации задолжностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

- в библиотеке, в общежитии, дома, а также на кафедре при выполнении учебных, научно-исследовательских и творческих задач.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает:

- выполнение домашних заданий самого разнообразного характера. Это решение тестовых задач, пересказ прочитанных текстов, разработка и составление планов докладов и выступлений, выполнения графических работ, составление смысловых таблиц и др.;

- выполнение индивидуальных заданий;

- подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданную тему;

- подготовка доклада на научную и научно-теоретическую конференцию, олимпиаду, симпозиум, слет студентов и др.

Важной составной частью самостоятельной работы студентов является работа с учебной и специальной исторической литературой. Здесь могут использоваться следующие методические приемы:

- составление плана изучаемого учебного материала, для последующего изложения его при ответах на семинаре;

- составление тезисов;

- составление конспекта изучаемого учебного материала;

- использование системы пространственной записи материала;

- использование приема рубрикации (выделение цветом) изучаемого материала;

- применение сокращений в процессе конспектирования.

Обязательные этапы самостоятельной работы с учебными текстами включают последовательную систему методических приемов, выражающихся в следующем алгоритме:

1. Познакомьтесь с содержанием материала.

2. Прочитайте текст во второй раз и разбейте его на смысловые блоки.

3. Составьте план.

4. Найдите в качественной выделенной части текста главную мысль и выпишите её положения.

5. Хорошо продумав выделенный текст, уясните его суть.

6. Сформулируйте отдельные положения своими словами или найдите адекватные формулировке в изучаемом тексте.

7. Запишите сформулированные положения в виде тезисов.

При составлении текста ответа на поставленные вопросы надо помнить о краткости, необходимом и обязательном условии любого выступлении на занятиях в вузе. Реализация этого условия позволяет избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит в вашем ответе следующей цели: как можно не только точнее, но и короче донести суть изученного материала. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста выступлений.

 

 

3.4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Принадлежность к федеральному компоненту подготовки, проведение промежуточного контроля по учебному плану и объем часов обусловливают необходимость организации аттестационно-педагогических измерений (АПИ) по курсу «Отечественная история». Главная цель АПИ осуществить объективную оценку степени соответствия содержания и уровня подготовки студентов по курсу «Отечественная история» требованиям государственного образовательного стандарта.

Содержание материала по курсу «Отечественная история» на основании анализа ГОС и учебной программы было разделено на 26 дидактических единиц (разделов).

В основу их выделения положена общепринятая периодизация этапов исторического развития нашего Отечества, принцип эволюции государственных и политических институтов, системы власти и управления на Руси, в России, Советском Союзе и, наконец, в Российской Федерации, играющий роль индикатора изменений общественного строя. Дидактические единицы определены также с учетом ключевых социально-экономических и культурных процессов развития российского общества, противоречивого взаимодействия революционного, реформистского, консервативного движений, внешней политики государства, войн.

Для адекватного контроля освоения содержания ГОС по курсу «Отечественная история» АПИ оценивают каждый элемент структуры (дидактическую единицу) на заданном уровне освоения. Оценка каждого раздела проводится в бинарной шкале «освоен – не освоен». Для повышения надежности оценки освоения каждой дидактической единицы АПИ строятся как совокупность групп из 3 заданий по каждой контролируемой дидактической единице. Критерий освоения дидактической единицы задан, как верное решение 2 заданий из 3 по каждому разделу. Задания призваны отразить разные аспекты истории – экономику, социальные отношения, внутреннюю и внешнюю политики и т.д.

Поскольку АПИ представляют собой массовые измерения, требующие соответствующей технологии подготовки, проведения, обработки и анализа результатов в кратчайшие сроки, постольку решению этой задачи в наибольшей степени соответствуют тестовые технологии контроля учебных достижений.

АПИ рассчитаны на студентов, обучающихся по специальностям «Культурология», «», «», «», «».

3.5 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Дидактическая единица ГОС: Сущность, формы, функции исторического знания

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России неотъемлемая часть всемирной истории.

Уровень деятельности по ГОС:знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

 

ЗАДАНИЕ.

Соотнесите функцию исторического знания:

1) Научно-познавательная

2) Воспитательная

3) Социальной памяти

и соответствующее ей определение

A) Формирование моральных, нравственных, гражданских ценностей и качеств личности

B) Историзм мышления, диалектическое историческое сознание, выявление закономерностей исторического развития

Варианты ответов:

1) 1 – В, 3 – А

2) 1 – В, 2 – А

3) 1 – А, 2 – В

4) 2 – А, 3 – В

 

ЗАДАНИЕ.

Соотнесите известного российского учёного

1) С. М. Соловьёв

2) М. М. Ковалевский

3) В. О. Ключевский

и соответствующее направление его исследования

A) Труды по истории русской крестьянской общины

B) Вывод о том, что своеобразие исторического пути России состоит в её промежуточном положении между Европой и Азией

C) Изучение процесса формирования крепостнических отношений на Руси

Варианты ответов:

1) 1 – С, 2 – B, 3 – A

2) 1 – B, 2 – C, 3 –A

3) 1 – B, 2 – A, 3 – C

4) 1 – A, 2 – C, 3 – B

 

ЗАДАНИЕ.

Известный российский историк Н. М. Карамзин написал произведение

Варианты ответов:

1) «История России с древнейших времён»

2) «История государства Российского»

3) «От Руси к России»

4) «Очерки по истории русской культуры»

 

2. Дидактическая единица ГОС:Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

Уровень деятельности по ГОС: знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

 

ЗАДАНИЕ.

Тремя особенностями российского исторического процесса являются

Варианты ответов:

§ Страна с военно-государственным типом цивилизации

§ Страна с системообразующей ролью в её истории власти, государства

§ Страна с общественным договором как основой её исторического развития

§ Социум с развитым гражданским обществом

§ Социум с минимальным объёмом совокупного прибавочного продукта и общинной консолидацией в противостоянии природе и внешним врагам.

ЗАДАНИЕ.

Впервые проблема происхождения Древнерусского государства была поставлена:

Варианты ответов:

1) Летописцем Нестором

2) В Русской Правде Ярославичей

3) Немецкими учёными Миллером и Байером, работавшими в России

4) М. В. Ломоносовым

 

ЗАДАНИЕ.

Норманнская теория происхождения Русского государства разработана

Варианты ответов:

1) Летописцем Нестором

2) Псковским монахом Филофеем

3) Немецкими учёными Миллером, Байером

4) Русским историком Н. М. Карамзиным

 

ЗАДАНИЕ.

Перечисленные события:

A) Крещение Руси

B) Создание «Русской правды» при князе Ярославе Мудром

C) Призвание варягов

имеют хронологическую последовательность

Варианты ответов:

1) C, B, A

2) B, A, C

3) A, B, C

4) C, A, B

 

ЗАДАНИЕ.

Какой из названных народов, по данным «Повести временных лет», относился к восточным славянам?

Варианты ответов:

1) Печенеги

2) Половцы

3) Поляне

4) Хазары

ЗАДАНИЕ.

Сопоставьте термин, характеризующий порядок сбора дани в Древней Руси

1) Урок

2) Погост

3) Повоз

и определение данного термина

A) Место сбора дани

B) Размер дани

C) Порядок сбора дани

Варианты ответов:

1) 1 – B, 2 – C, 3 – A

2) 1 – C, 2 – A, 3 – B

3) 1 – A, 2 – B, 3 – C

4) 1 – B, 2 – A, 3 – C

 

ЗАДАНИЕ.

«Славянскими апостолами» называют:

Варианты ответов:

1) Просветителей Кирилла и Мефодия

2) Первых святых на Руси Бориса и Глеба

3) Первых князей-христиан: княгиню Ольгу и её внука Владимира Святого

4) Летописца Нестора и игумена Феодосия Печерского

 

ЗАДАНИЕ.

Три черты характеризуют раннефеодальную эпоху на Руси

Варианты ответов:

§ Общерусский рынок

§ Постоянная борьба с кочевниками

§ Вотчинное хозяйство

§ Княжеская власть

§ Оживлённая торговля с Китаем, подкреплённая династическими браками

§ Введение патриаршества

§ Помещичье землевладение

 

3. Дидактическая единица ГОС:Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII веках

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Уделы. Упадок Древнерусского государства. Любеческий съезд князей. Владимир Мономах. «Слово о полке Игореве». Уровень деятельности по ГОС: знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

ЗАДАНИЕ.

Соотнесите термин

1) Вира

2) Удел

3) Вече

и определение данного термина

A) Доля представителя княжеского рода в родовом владении

B) Штраф за совершенное преступление

C) Народное собрание

Варианты ответов:

1) 1 – B, 2 – A, 3 – C

2) 1 – A, 2 – B, 3 – C

3) 1 – C, 2 – B, 3 – A

4) 1 – B, 2 – C, 3 – A

 

ЗАДАНИЕ.

Период феодальной раздробленности на Руси характеризуют три явления:

Варианты ответов:

§ Децентрализация государства

§ Создание самостоятельных княжеств

§ Ослабление политических и экономических связей между областями Руси

§ Утрата Русью независимости

§ Междоусобные войны

§ Расцвет Руси

ЗАДАНИЕ.

Основные четыре черты барщинного хозяйства это:

Варианты ответов:

§ Господство натурального хозяйства

§ Прочная связь с рынком

§ Наличие у крестьянина предоставленного помещиком надела

§ Личная зависимость крестьянина от помещика

§ Экономическая зависимость крестьянина от помещика

§ Медленное совершенствование всего сельскохозяйственного производства

4. Дидактическая единица ГОС:Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV веках.

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Раздробленность Руси. Новгородская республика. Владимиро-Суздальского княжества. Образование Московского княжества.

Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Вторжения с Запада. Александр Невский.

Уровень деятельности по ГОС: знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

ЗАДАНИЕ.

В XII-XIV вв. боярские республики существовали в

Варианты ответов:

1) Киеве и Новгороде

2) Владимире и Киеве

3) Москве и Рязани

4) Новгороде и Пскове

ЗАДАНИЕ.

Во главе татаро-монгольского войск, двинувшегося на Русь в 1237 году находился?

Варианты ответов:

1) Чингисхан

2) Батый

3) Мамай

4) Тохтамыш

ЗАДАНИЕ.

Сопоставьте термин, характеризующий взаимоотношение Руси с Золотой Ордой:

1) Ярлык

2) Баскак

3) Дань («выход»)

и определение данного термина

A) Ежегодная плата русичей Орде

B) Ханская грамота, дававшая право на великое княжение на Руси

C) Сборщик дани, а позднее – ханский наблюдатель на Руси

Варианты ответов:

1) 1 – C, 2 – A, 3 – B

2) 1 – B, 2 – A, 3 – C

3) 1 – B, 2 – C, 3 – A

4) 1 – A, 2 – B, 3 – C

ЗАДАНИЕ.

Перечисленные события:

A) Куликовская битва

B) Битва на реке Калка

C) Невская битва

D) Ледовое побоище

имеют хронологическую последовательность

Варианты ответов:

1) C, B, A, D

2) B, C, D, A

3) A, B, D, C

4) B, A, C, D

5. Дидактическая единица ГОС:Россия и средневековые государства Европы и Азии

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы.

Уровень деятельности по ГОС:знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

ЗАДАНИЕ.

Главными соперниками московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение в XIV веке были правители

Варианты ответов:

1) Тверского княжества

2) Новгорода Великого

3) Рязанского княжества

4) Переяславского княжества

ЗАДАНИЕ.

Тремя характерными чертами развития Российского государства в конце XV-первой половине XVI веков являются:

Варианты ответов:

§ Заключение унии с Литвой

§ Усиление феодальной раздробленности

§ Ослабление обороноспособности государства

§ Образование централизованного государства

§ Принятие Судебника

§ Начало закрепощения крестьян

 

 

ЗАДАНИЕ.

Перечисленные события:

A) Учреждение опричнины

B) Свержение монголо-татарского ига

C) Присоединение Новгорода Великого к Москве

имеют хронологическую последовательность

Варианты ответов:

1) C, B, A

2) B, C, A

3) A, B, C

4) B, A, C

ЗАДАНИЕ.

Тремя правителями Московского княжества были:

Варианты ответов:

§ Юрий Долгорукий

§ Даниил Александрович

§ Андрей Боголюбский

§ Иван Калита

§ Василий Тёмный

§ Александр Невский

6. Дидактическая единица ГОС:Формирование сословной организации общества

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Деспотическое самодержавие Ивана IV. «Смутное время». Россия при первых Романовых.

Уровень деятельности по ГОС: знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

ЗАДАНИЕ.

Тремя мероприятиями Ивана IV являются

Варианты ответов:

§ Введение подушной подати

§ Созыв первого Земского собора

§ Отмена крепостного права

§ Организация стрелецкого войска

§ Издание судебника

§ Создание Верховного тайного совета

ЗАДАНИЕ.

Опричнину характеризует три черты это:

Варианты ответов:

§ Крупная государственная реформа

§ Аппарат государственного террора

§ Форма частного землевладения

§ Территория, выделенная из состава государства

§ Особая группа царских подданных, отделённых от остального государства

§ Система новых налогов на содержание армии

ЗАДАНИЕ.

Местничество – это:

Варианты ответов:

1) Право распоряжения землёй, полученной по наследству

2) Система распределения государственных должностей с учётом знатности происхождения

3) Порядок взимания пошлин за проезд и провоз товаров по территории феодала

4) Система управления отдалёнными, чаще всего пограничными местностями

ЗАДАНИЕ.

Три исторических деятеля «Смуты», которые внесли существенный вклад в 1611-1613 годах в борьбу против интервентов:

Варианты ответов:

§ Василий Шуйский

§ Козьма Минин

§ Борис Годунов

§ Иван Сусанин

§ Иван Болотников

§ Дмитрий Пожарский

ЗАДАНИЕ.

Тремя причинами, относившимися к возникновению Смуты в Российском государстве в начале XVII века это:

Варианты ответов:

§ Пресечение династии Рюриковичей

§ Распад государства на удельные княжества

§ Начало созыва Земских соборов

§ Разруха после Ливонской войны и голодных лет

§ Усилившееся закрепощение крестьян

§ Приход к власти боярского правительства – «семибоярщины»

 

ЗАДАНИЕ.

Тремя событиями XVII века являются:

Варианты ответов:

§ Принятие Соборного уложения

§ Семилетняя война

§ Присоединение Крыма

§ Медный бунт

§ Присоединение Казанского ханства

§ Церковный раскол

ЗАДАНИЕ.

Соотнесите событие

1) Принятие Соборного уложения

2) Избрание первого патриарха Русской Православной Церкви

3) Созыв первого Земского собора

и соответствующую ему дату

A) 1549 г.

B) 1589 г.

C) 1649 г.

Варианты ответов:

1) 1 – B, 2 – A, 3 – C

2) 1 – A, 2 – B, 3 – C

3) 1 – C, 2 – B, 3 – A

4) 1 – B, 2 – C, 3 – A

7. Дидактическая единица ГОС:Реформы Петра I. Век Екатерины.

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Уровень деятельности по ГОС:знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

ЗАДАНИЕ.

Три исторических деятеля эпохи Петра I – это:

Варианты ответов:

§ Эрнст Бирон

§ Александр Меншиков

§ Франц Лефорт

§ Александр Суворов

§ Михаил Кутузов

§ Кондратий Булавин

ЗАДАНИЕ.

Перечисленные события:

A) Основание Санкт-Петербурга

B) Провозглашение России империей

C) Полтавская битва

имеют хронологическую последовательность

Варианты ответов:

1) C, A, B

2) B, A, C

3) B, C, A

4) A, C, B

ЗАДАНИЕ.

Тремя событиями эпохи Екатерины II являются

Варианты ответов:

§ основание Московского университета

§ крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва

§ присоединение Крыма к России

§ учреждение коллегий

§ участие России в Северной войне

§ принятие Жалованной грамоты дворянству

8. Дидактическая единица ГОС:Особенности и основные этапы экономического развития России

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Уровень деятельности по ГОС: знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

ЗАДАНИЕ.

Земельные владения феодалов на Руси назывались

Варианты ответов:

1) Барщина и поместье

2) Поместье и вотчина

3) Вотчина и оброк

4) Оброк и барщина

ЗАДАНИЕ.

Поместное землевладение отличает от вотчинного землевладения четыре черты:

Варианты ответов:

§ Поместье наследовалось, а вотчина нет

§ Поместье могло дариться, а вотчина нет

§ Поместья появляются позже вотчин

§ Вотчины давались только великим князем, а поместья ещё и боярами

§ Вотчина наследовалась, а поместье нет

§ За право владеть поместьем надо было обязательно служить, а за вотчину нет

§ Вотчину можно было продать, а поместье нет

ЗАДАНИЕ.

Соотнесите указ (закон)

1) Указ о «заповедных годах»

2) Указ об «урочных летах»

3) Соборное уложение

и содержание данного указа (закона)

A) Отмена Юрьева дня

B) Установление срока сыска беглых крестьян

C) Запрещение крестьянам временно переходить от феодала к феодалу в Юрьев день

Варианты ответов:

1) 1 – B, 2 – C, 3 – A

2) 1 – C, 2 – A, 3 – B

3) 1 – A, 2 – B, 3 – C

4) 1 – C, 2 – B, 3 – A

 

ЗАДАНИЕ.

Установление устойчивых хозяйственных связей и обмена товарами между разными частями страны называется

1) Традиционной экономикой

2) Натуральным хозяйством

3) Товарным хозяйством

4) Всероссийским рынком

 

ЗАДАНИЕ.

Развитие хозяйства в XVIII века характеризуют три понятия:

Варианты ответов:

§ монополия

§ протекционизм

§ бортничество

§ фабрика

§ меркантилизм

§ секуляризация

ЗАДАНИЕ.

Для социально-экономического развития России XVIII в. характерно

Варианты ответов:

1) укрепление феодально-крепостнической системы

2) появление первых мануфактур

3) исчезновение мелкотоварного ремесла

4) начало промышленного переворота

ЗАДАНИЕ.

Переход от мануфактуры к фабрике составляет процесс

Варианты ответов:

1) Индустриализации

2) Монополизации промышленности

3) Промышленного переворота

4) Приватизации

ЗАДАНИЕ.

Более позднее по сравнению со странами Запада начало промышленного переворота в России объяснялось

Варианты ответов:

1) Медленным формированием рынка наёмной рабочей силы

2) Политикой протекционизма, проводимой российским правительством

3) Отсутствием монополистических объединений

4) Многоукладностью российской экономики

ЗАДАНИЕ.

Понятие «крестьянская община» в России в первой половине XIX века характеризуют три характерные черты:

Варианты ответов:

§ Решение спорных вопросов старостой

§ Регулярный передел земли

§ Разрешение выхода крестьян из общины с землёй

§ Разрешение продажи крестьянами своих участков общинной земли

§ Выполнение повинностей в пользу государства

§ Помощь общины обедневшим крестьянам

 

ЗАДАНИЕ.

Развитие промышленности России в конце XIX века характеризовали три явления:

Варианты ответов:

§ Спад производства

§ Начало промышленного переворота

§ «Железнодорожная горячка»

§ Появление новых промышленных районов

§ Высокая степень концентрации производства

§ Отсутствие иностранного капитала в промышленности

9. Дидактическая единица ГОС:Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Движение декабристов. Западничество и славянофильство. Возникновение русского утопического социализма. Теория «официальной народности». Народничество: проекты, организации, практика. Становление и развитие российской социал-демократии.

Уровень деятельности по ГОС:знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

ЗАДАНИЕ.

Три организации, относившиеся к тайным обществам декабристов это:

Варианты ответов:

§ «Народная воля»

§ «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

§ «Союз спасения»

§ «Союз благоденствия»

§ «Северное общество»

§ «Земля и воля»

ЗАДАНИЕ.

Сопоставьте общественно-политическое течение.

1) Анархизм

2) Консерватизм

3) Либерализм

и его основное программное положение

A) Сохранение традиций и существующего строя

B) Требования свободы слова, совести, частного предпринимательства

C) Отрицание государственной власти

Варианты ответов:

1) 1 – A, 2 – C, 3 – B

2) 1 – C, 2 – A, 3 – B

3) 1 – C, 2 – B, 3 – A

4) 1 – B, 2 – A, 3 – C

 

ЗАДАНИЕ.

Сопоставьте имя исторического деятеля

1) С. Уваров

2) А. Герцен

3) Г. Плеханов

и разрабатываемую им общественно-политическую теорию

A) «теория официальной народности»

B) «теория общинного социализма»

C) «тактика малых дел»

D) марксизм

Варианты ответов:

1) 1 – D, 2 – B, 3 – C

2) 1 – C, 2 – A, 3 – B

3) 1 – A, 2 – B, 3 – D

4) 1 – B, 2 – A, 3 – C

 

ЗАДАНИЕ.

Три основных положения «теории официальной народности» это:

Варианты ответов:

§ Незыблемость самодержавия в России

§ Необходимость постепенной отмены крепостного права

§ Русский народ полностью предан православию

§ Важнейшим государственным началом является единство царя и народа

§ Россию следует преобразовать в конституционную монархию

§ Россия в своём развитии повторяет основные этапы развития европейских стран

 

ЗАДАНИЕ.

Соотнесите общественную теорию XIX века

1) Славянофильство

2) Западничество

3) Марксизм

и её основные положения

A) Отмена частной собственности и установление диктатуры пролетариата

B) Единство исторического пути Руси и Запада

C) Негативная оценка деятельности Петра I

Варианты ответов:

1) 1 – A, 2 – C, 3 – B

2) 1 – A, 2 – B, 3 – C

3) 1 – C, 2 – B, 3 – A

4) 1 – B, 2 – A, 3 – C

10. Дидактическая единица ГОС:Реформы и реформаторы в России XIX века

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Александр I. Преобразования центральных органов управления, крестьянский вопрос. М. М. Сперанский и проекты преобразования самодержавного строя. Николай I – апогей самодержавия. Реформа государственного аппарата. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа государственных крестьян. Либеральные реформы 1860-1870-х годов и их значение. Политика контрреформ.

Уровень деятельности по ГОС: знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

ЗАДАНИЕ.

К периоду правления Александра I относятся три события:

Варианты ответов:

§ Создание земств

§ Созыв Государственной Думы

§ Создание Государственного совета

§ Учреждение Синода

§ Учреждение министерств

§ Создание военных поселений

ЗАДАНИЕ.

К периоду правления Николая I относятся три события:

Варианты ответов:

§ Строительство железной дороги Петербург-Москва

§ Заграничный поход русской армии в Европу

§ Составление Полного свода законов Российской империи

§ Указ о «вольных хлебопашцах»

§ Денежная реформа графа Е. Ф. Канкрина

§ Восстановление коллегий

 

ЗАДАНИЕ.

Тремя преобразованиями, проведёнными во время реформ 1860-1870-х годов, являются:

Варианты ответов:

§ Введение всеобщей воинской повинности

§ Ограничение барщины тремя днями в неделю

§ Создание губернских и уездных земств

§ Запрещение продавать крестьян без земли

§ Введение института присяжных заседателей

§ Освобождение дворян от военной службы

ЗАДАНИЕ.

Реформы 60-70-х годов XIX привели к

Варианты ответов:

1) Ограничению самодержавия

2) Превращению России в правое государство

3) Росту производительных сил страны




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.203 сек.)